стихотворные рифмовки для коррекционных логопедических занятий
методическая разработка на тему

Платонова Татьяна Валерьевна

В стремлении сделать коррекционное занятие более динамичным, интересным, информационно насыщенным я несколько лет назад стала сочинять двустишия, без которых теперь не обходится ни одно моё занятие. Я хотела бы поделиться этим накопленным материалом, помогающим мне на логопедических  коррекционных занятиях 1-го года коррекции для детей с ОНР.

Такие весёлые рифмовки ученикам нравятся. Они  не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что для детей с ОНР очень важно. В течение всего первого года мы с ними тренируемся  в подборе финального слова строки. Работа идёт как бы в несколько  приёмов – сначала ребята договаривают слово, потом дописывают его в строке  (распечатанное двустишие уже приклеено у них в тетрадях), а потом мы ставим в найденном слове ударение и делим его на слоги. Вся работа занимает 3-5 минут от занятия, а польза от неё к концу  года видна колоссальная. И ребята эту работу ждут и очень любят. Частенько они даже рисуют героев моих двустиший.

Ещё в моей копилке есть интересная речевая игра – нужно не назвать слово – рифму, а показать, это совсем нелегко, т.к. произносить при этом ничего нельзя! Бывает интересно наблюдать, когда дети знают, что сказать, но никак не могут найти эту часть тела на себе (ведь ни для кого не секрет, что учащиеся с логопедическими проблемами плохо  ориентируются в пространстве, в том числе и в телесном), играем до тех пор, пока, что называется  «не надоест», отрабатывая движения до автоматизма.

Так мы играем и развиваем слух, речь, пространственные представления и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolye_rifmovki.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Весёлые  рифмовки», 1-ый класс, ОНР

В стремлении сделать коррекционное занятие более динамичным, интересным, информационно насыщенным я несколько лет назад стала сочинять двустишия, без которых теперь не обходится ни одно моё занятие. Я хотела бы поделиться этим накопленным материалом, помогающим мне на логопедических  коррекционных занятиях 1-го года коррекции для детей с ОНР.

Такие весёлые рифмовки ученикам нравятся. Они  не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены, что для детей с ОНР очень важно. В течение всего первого года мы с ними тренируемся  в подборе финального слова строки. Работа идёт как бы в несколько  приёмов – сначала ребята договаривают слово, потом дописывают его в строке  (распечатанное двустишие уже приклеено у них в тетрадях), а потом мы ставим в найденном слове ударение и делим его на слоги. Вся работа занимает 3-5 минут от занятия, а польза от неё к концу  года видна колоссальная. И ребята эту работу ждут и очень любят. Частенько они даже рисуют героев моих двустиший.

Ещё в моей копилке есть интересная речевая игра – нужно не назвать слово – рифму, а показать, это совсем нелегко, т.к. произносить при этом ничего нельзя! Бывает интересно наблюдать, когда дети знают, что сказать, но никак не могут найти эту часть тела на себе (ведь ни для кого не секрет, что учащиеся с логопедическими проблемами плохо  ориентируются в пространстве, в том числе и в телесном), играем до тех пор, пока, что называется  «не надоест», отрабатывая движения до автоматизма.

Так мы играем и развиваем слух, речь, пространственные представления и многое другое.

Закончи в рифму:

Плачет бедный серый кот,

У него болит жи_________!

В болоте тонет и ревёт,

Неуклюжий беге_______

Эту птицу угадай-ка,

Над волной парила чай_____

На поляне стоит домик,

Кто хозяин в доме? гно_____

А у папы для красы

Под носом пышные _________

Меня лижет прямо в лобик

Мой щенок весёлый Бо_____

В Африканской речке Нил

Проживает кроко________

Злой голодный крокодил  

Антилопу прогло________

Я отправлю прямо в рот

С колбасою бутер_____д

Соком угостить всех рад

изумрудный вино_______д

Часто к озеру напиться

ходит рыжая ли________

Вкусным салом подкрепиться

Прилетела к нам си_______!

У меня пропал носок,

Утащил его ще_______

Вот в горшке завял цветок,

Просит он воды гло______

Глядя из дому в окошко

«Мяу»,- говорила _______ка

Фыркал носом старый ёж:

«Я на ёлочку по______»

Под дождём промок, размяк,

Жирный дождевой чер______!

Часто к озеру напиться

ходит рыжая ли________

Хоть у белки малый рост,

Но большой пушистый х_______

Вся, испачкавшись в побелке,

Стала белой наша ________ка

Белке домик конопатил

В красной шапке пёстрый  ___тел.

У меня пропал носок,

Утащил его ще_______

Это что за чудеса?

В море плавает о______

Вот в горшке завял цветок,

Просит он воды гло______

Глядя из дому в окошко

«Мяу»,- говорила _______ка

Фыркал носом старый ёж:

«Я на ёлочку по____ж»

Под дождём промок, размяк,

Жирный дождевой чер______!

Вот в круиз вокруг земли

Отплывает кора________

Он всегда везде пройдёт

Быстроходный везде_______

Грузы он возить привык

Мощный, быстрый грузо_____

Нас по снегу повезёт

Двухполозный  снего_____

Поезд едет очень быстро,

Едут в поезде ту_________

                       (ар________)

На внимание (не говорим, а показываем):

Достаю мою расчёску,    

 береги свою .................

Вот стрекочет стрекоза,

закрывай скорей ...........

Дрессированный барбос  

Откусить мне хочет ............

С дерева упали груши,  

ухвати себя за  ...............

Очень вкусный бутерброд,

открывай скорее  .............

 

Я вчера  увидел фею

и обнял  её за ..................

В  зале зажигают  свечи,

Распрямляй, дружочек,  .........

Если  не подшиты брюки,

ты поставь на пояс ..................

Я несу с водою вёдра,

Руки положи  на …………….

Скачут по лесу  олени,

Обними свои ................

На штанах стоят заплатки,

отрывай от пола ................

Знать, отпали две руки,

Раз развязаны  ……………..

Всё нашёл и показал,

Получай зачётный  ……..

(тут дети поднимают вверх ладошку с растопыренной пятернёй)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-логопедическое занятие: "Предложение. Восстановление предложений. Работа с текстом"

Материал поможет логопеду при проведении занятия по коррекции дисграфии....

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях, журнал "ЛОГОПЕД" № 3, 2011 г.

Представлены авторские компьютерные игры-презентации по автоматизации поставленных звуков на разных этапах работы....

Фронтальное коррекционное логопедическое занятие с обучающимися 6 -7 классов «Вас приглашает Лукоморье»

Вашему вниманию представлено фронтальное коррекционное логопедическое занятие под  названием «Вас приглашает Лукоморье». Тема занятия: «Развитие связной речи на материале сказок А.С....

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий»

Итоговое коррекционное логопедическое занятие «Космическое путешествие» по теме «Дифференциация грамматических понятий», проводилось с учащимися 1-4 классов с целью закрепления знаний ...

Программа коррекционных логопедических занятий в 1-4 классах общеобразовательной школы (составлена по материалам Ястребовой А.В,)

Программа направлена на предупреждение неуспевваемости по русскому языку учащихся начальной школы, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Будет интересна практикующим логопедам, специализи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 4 класса коррекционной школы 8 вида. ТЕМА: «Знакомство с аппаратно-программным комплексом «Нейрокурс» с БОС»

Конспект занятия  по теме "Знакомство с аппаратно-программным комплексом "Нейрокурс" с БОС разработан для учащегося 4 класса специальной коррекционной школы 8 вида.Данное занятие проведено мной н...