Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе (из опыта работы учителя).
статья
В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabota_kursy.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ ДПО ИПКиПП, Особенности работы учителя английского языка по организации методической системы подготовки к ГИА по английскому языку
Кноп Татьяна Анатольевна, учитель английского языка, высшая квалификационная категория, МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари, ЯНАО, Шурышкарский район, с. Лопхари, РФ
Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе (из опыта работы учителя).
- Краткая аннотация
- Содержание работы
- Методы исследования
- Результаты исследования и их обсуждение
- Система подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку
- Содержание обучения
- Методы обучения
- Формы обучения
- Диагностика эффективности
- Заключение
- Список литературы
- Краткая аннотация:
В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам.
Обращение к разработке технологии подготовки к итоговой аттестации выпускников по английскому языку обусловлено отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме. Анализ существующих исследований позволил выявить сохранение в педагогической науке интереса к вопросу о корреляции предметных результатов образования с коммуникативной компетенцией; метапредметных результатов образования, универсальных учебных действий с тестовой компетенцией (умении учиться и выполнять тестовые задания); личностных результатов с отношением к знанию, учением и результатами экзамена. Немаловажную роль в этом процессе играют качества учителя, от которого зависит эффективность подготовки к экзаменам. Успешный учитель – тот учитель, который считает экзамены полезными и важными, эффективно управляет своим временем и временем обучающихся, знает и понимает специфику экзамена, учитывает интересы и беспокойства обучающихся, дает честную и прямую обратную связь на работы обучающихся; мотивирует обучающихся и развивает самообучение [15, с. 8].
Актуальность работы заключается в необходимости анализа результатов современного научного знания педагогов, разработчиков контрольно-измерительных материалов об условиях и факторах успешности сдачи ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку.
Задачей исследования является разработка системы подготовки учащихся к ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку, актуализация качеств успешного учителя-тьютора в этой системе, а также описание методологии подготовки к итоговой аттестации.
Объект исследования – методология и методика подготовки учащихся к итоговой аттестации по английскому языку. Одним из направлений модернизации Российской образовательной системы является эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), совершенно новой для России формы проверки знаний, общепринятой во многих развитых странах мира. Практика показывает, что для того чтобы удачно сдать ЕГЭ, во-первых, необходимо владеть достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания ЕГЭ и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена. Начиная с 2009 года единый государственный экзамен стал единственной формой государственной аттестации абитуриентов. Теперь для поступления на многие факультеты вузов нужно сдавать ЕГЭ по иностранному языку.
ЕГЭ призван проверять и оценивать именно то, что обозначено в современных образовательных стандартах в качестве конечной цели обучения иностранному языку - уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся (практического владения английским языком в четырёх видах речевой деятельности – аудировании, чтении, говорении и письме). Данная работа будет интересной педагогам, готовящим обучающихся к ГИА.
- Содержание работы
Данная работа состоит из краткой аннотации, представлен анализ педагогической литературы и анализ Всероссийских проверочных работ. Представлены результаты исследования, описана система подготовки обучающихся к Государственной итоговой аттестации. В заключении содержатся выводы о работе.
Библиографический список включает 12 источников.
- Методы исследования
Анализ педагогической литературы и метод системного анализа опытного обучения позволили выявить и показать валидность положений о роли концепции Всероссийских проверочных работ и концепции специальных компетенций в подготовке к ГИА по английскому языку.
В статье использован метод моделирования подготовки к ОГЭ-ЕГЭ по английскому языку. Данный метод позволил выявить условия, в нашем случае ЕГЭ ориентированного учебно-методического комплекса (Журнал экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку), содержание, тестовый метод.
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
М.В.Вербицкая, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам, в статье «ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak» раскрывает особенности эволюции экзаменационной модели ЕГЭ по иностранному языку, раскрывает особенности предмета, формулирует концептуальные подходы к созданию контрольных измерительных материалов.
Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) – это новая форма оценочных процедур в области иностранного языка, но она концептуально близка к ЕГЭ. Различие состоит в том, что ЕГЭ – многоуровневый экзамен, охватывает 3 уровня общеевропейских компетенций владения иностранным языком (от А2+ до В2) и выполняет функцию вступительного экзамена в высшие учебные заведения, а ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс иностранного языка (английский язык) на базовом уровне [2, с. 26]. Описание и образцы ВПР задают общий вектор развития оценочных процедур в области иностранного языка как учебного предмета и нацеливают учителей и учащихся на достижение конкретных результатов в формировании и развитии иноязычной коммуникативной компетенции.
Отбор содержания для ВПР и контролируемые результаты обучения должны основываться на компетентностном и деятельностном подходах и представлять собой конкретные умения в четырёх основных видах речевой деятельности. Поскольку формы и содержание контроля неизбежно влияют на процесс обучения, форма и содержание ВПР должна ориентировать учителя на деятельностный, коммуникативный характер урока, проблемно-поисковые, а не чисто репродуктивные задания [2, с. 27].
Как деятельностный учебный предмет, иностранный язык предполагает решение задачи формирования коммуникативной компетенции, представляющей единство пяти различных составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Основным результатом обучения иностранному языку следует считать овладение речевой компетенцией, а именно умениями в говорении и письме (создании письменных текстов разных жанров и стилей), аудировании (понимании речи на слух) и чтении. При этом коммуникативные умения говорения, письма, аудирования и чтения базируются на владении языковыми средствами, на языковой компетенции, которая включает знание фонетических и лексических единиц, грамматических форм и конструкций, а также навыки оперирования ими в коммуникативно-значимом контексте [3, с. 15].
Опыт работы по подготовке к ОГЭ/ЕГэ по английскому языку показал, что нужны определенные организационные и научно-методические решения в отношении ГИА по английскому языку. Выделяют 3 пути подготовки к экзаменам:
1. Тренировка формата (rote teaching);
2. Ориентация на экзамен (exam practice).
3. Обучение по ФГОС (competence development).
В соответствии с этим способами Р.П.Мильрудом определены следующие компетенции для успеха на экзамене:
1. Форматная компетенция (знание формата конкретного экзамена);
2. Тестовая компетенция (владение форматами разных экзаменов);
3. Стратегическая компетенция (готовность реагировать на неожиданность);
4. Коммуникативная компетенция (языковой и речевой компонент);
5. Этическая компетенция (усвоение правил честной игры).
Учитывая исследования В.М.Вербицкой, концепцию подготовки к экзаменам С.Бургеса и К.Хеда и концепцию Р.П.Мильруда, разработана система подготовки к экзаменам.
- Система подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по английскому языку
Цель: успешная сдача экзамена.
Условия: высокая степень мотивации обучающихся, наличие современного учебно-методического оснащения, наличие современного технического оборудования. Большую роль в системной подготовке к экзаменам играет используемый учебник, в моем случае это УМК Spotlight. Он содержит востребованные виды заданий, нацеливая школьников к новым форматам и это не вызывает у них непонимания или стресса при сдаче экзамена. Кроме учебника, имеется сайт Skysmart, где представлена интерактивная тетрадь дляповторения и систематизации навыков. В нашей школе введен УМК «Spotlight» с 2017 года, обеспечивающий возможность полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по английскому языку.
Созданы методические рекомендации, стратегии и пошаговые инструкции работы над каждым разделом, списки возможных средств логической связи, эмоциональных реплик: слова, фразы начала, поддержания, окончания разговора (письменного высказывания); тематические кейсы с вопросами, фразами на определенную тематику для подготовки к устной части экзамена.
4 типа заданий по говорению: Задание-интервью, задание-презентация, задание-переговоры, задание-обсуждение.
Полезные фразы описания фотографии. Данные фразы были использованы мною для подготовки обучающихся к ВПР по английскому языку в 11 классе.
- This picture is…
- It was probably taken inside/outside
- In the background/in the foreground
- Describe what the people are doing (looking at the people I get the impression that they are…)
- What the people look like
- What the people are wearing (casually, formally-dressed, fashionably- dressed
- How the people are feeling (bored, annoyed, upset, lonely, happy/unhappy, relaxed, worried, confident, puzzled, exited, pleased, thrilled, relieved, amazed)
- Describe the season/weather (I think/suppose/guess it’s summer…as…)
- Talk about the atmosphere in the picture (friendly, peaceful, relaxing, tense, warm, cosy…)
- Talk about your personal attitude to the picture (Personally I, as for me, frankly speaking, generally speaking, this activity is not my cup of tea)
- Содержание обучения – ОГЭ/ЕГЭ ориентированные УМК, пособия по подготовке к экзаменам, демоверсии ОГЭ/ЕГЭ последних лет. Разработаны планы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку согласно спецификации и кодификатору.
Метапредметные и предметные умения в разделах «Письмо» и «Говорение».
- Учите задавать вопросы различных типов.
- Выберите одно–два предложения из текста, с которым вы собираетесь работать на уроке.
- Старайтесь не отходить от контекста урока.
- Методы обучения – интерактивный метод, тестовый метод, метод анализа и синтеза, деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии. Нами разработан и используется Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ) по английскому языку.
- Формы обучения – урок-практика языка в формате ОГЭ/ЕГЭ. Необходимые умения и навыки формируются уже в процессе самих уроков и выполнения домашних заданий, иными словами, в процессе освоения школьной программы. Важно дать на уроке возможность учащимся практиковаться в речевой деятельности на иностранном языке. Соблюдать баланс своей речи и речи обучающихся, баланс репродукции и продукции, баланс спонтанной и подготовленной речи.
В нашем учебном учреждении есть внеурочная деятельность по предмету «английский язык», направленная на подготовку к экзаменам. Кроме этого проводится ежегодно неделя английского языка, обучающиеся активно участвуют в муниципальных/региональных конкурсах и олимпиадах по английскому языку.
2.7. Диагностика эффективности. Применяются следующие формы диагностики подготовленности обучающихся:
1. Анализ качества выполнения работ по видам речевой деятельности, выявление проблемных зон: основные потенциальные трудности и ошибки,
2. Пути преодоления трудностей и предотвращения ошибок.
3. Пробный экзамен;
4. Организация работы по ликвидации «пробелов»: возможные типичные ошибки.
Ведется журнал экзаменационной подготовки по английскому языку, который содержит подробную информацию о практической подготовке обучающегося к государственной итоговой аттестации по английскому языку: выполненных заданиях по программе и сдаче пробных экзаменов. Он помогает отработать разные аспекты экзаменационных заданий в событийном формате подготовки.
Результат – успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ.
- Заключение
По результатам проведенных исследований сделан вывод о том, что многих исследователей объединяет общее заключение: эффективность подготовки к ГИА зависит от влияния образовательной среды, где усилены методическая, дидактическая и практическая части образовательной программы, проработаны технологии выполнения каждого задания КИМ ОГЭ-ЕГЭ, где осуществляется поэтапный статистический анализ результатов выполнения учащимися экзаменационной работы. Одним из средств такого анализа является дневник экзаменационной подготовки по предмету, который способствует формированию форматной и тестовой компетенций в событийном формате подготовки.
Анализ деятельности по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ, а также опыт подготовки к итоговой аттестации выпускников дает основание сделать вывод о том, что система подготовки к ОГЭ/ЕГЭ требует не совершенствования, а кардинального изменения существа подхода к данному вопросу.
В целом нужно отметить, что анализ качественных показателей подготовки к итоговой аттестации учащихся позволил актуализировать насущную проблему образовательной программы – проблему обновления содержания и технологий языкового образования, которые бы соответствовали не только требованиям стандартов, но и потребностям формирования личности учащихся.
- Список литературы
- Ариян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие / М.А.Ариян, А.Н.Шамов; отв. ред. А.Н.Шамов. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2017.
- Вербицкая М.В. Всероссийская проверочная работа как шаг на пути к обязательному ЕГЭ по иностранному языку // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 24-31
- Вербицкая М.В. ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak // Педагогические измерения. 2018. № 2. С. 13-23.
- Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Симкин В.Н. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания английского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – M.: ФИПИ, 2014.
- Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий устной части ЕГЭ. – М.: ФИПИ, 2016.
- Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом (раздел «Письмо»). – М.: ФИПИ, 2016.
- Дашидоржиева Б.В. Дневник экзаменационной подготовки к ГИА (ЕГЭ): Английский язык / Баирма Дашидоржиева. Издательские решения, 2018. 20с.
- Итоговая аттестация выпускников 2009 года образовательных учреждений Хабаровского края: иностранный язык / Сост.: Л.Л.Беляева. Хабаровск: ХК ИРО, 2010. 38 с.
- Махмурян К.С. Методика и технологии подготовки экспертов ЕГЭ по английскому языку (Раздел «Письмо»).- М.: МИОО, 2014.
- Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Коллективная монография под редакцией академика РАО А.А.Миролюбова. – М.: Титул, 2010. – С. 46–49.
- Об особенностях реализации содержания языкового образования в условиях развивающейся системы образования Хабаровского края: методические рекомендации по иностранным языкам к началу 2009-2010 учебного года / Сост. Л.Л.Беляева. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2009. 33с.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. – МГЛУ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе". Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
"Использование приемов активизации устной речи студентов на занятиях по английскому языку при работе с учебным пособием Э.А. Немировской Английский язык для юристов" (из опыта работы)
В статье я описала некоторые приемы работы по отработке и закреплению лексики по специальности, которые я использовала в своей практике преподавания английского языка студентам, обучающимся по юридиче...
Мастер класс из опыта работы учителя английского языка Черкасовой Н.В.
Начало итересных и захватывающих дел!...
Система оценивания достижений учащихся по русскому языку и литературе (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)
Система оценивания по русскому языку и литературе (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе
Обращение к разработке технологии подготовки к итоговой аттестации выпускников по английскому языку обусловлено отсутствием специальных работ, посвященных этой проблеме. Анализ существующих иссле...
"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).
Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...