«МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В 5-11 классах» /из опыта работы/
рабочая программа по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Из опыта работы в качестве классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitaniya_moya.docx68.33 КБ

Предварительный просмотр:

ИСАНЧУРИНА ФАИЛЯ ФАРИТОВНА

«МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

В 5-11 классах»

/из опыта работы/

Пояснительная записка

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А. П. Чехов.

Школа - один из культурных и духовных центров на селе. Все события  в школе становятся достоянием населения. Сельская  школа живет жизнью семьи и села, приобщает детей к нравственной и материальной культуре, всеобщему укладу сельской жизни. У сельских учащихся (в отличие от городских сверстников) ограничены возможности в организации разнообразного досуга, выбора объединения по интересам, посещения различных кружков и секций. Поэтому для сельских детей существует только два места, где они могут научиться осознавать себя полноценной личностью,- это дом и школа.

Задача классного руководителя -   развитие ребенка на протяжении всей школьной жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит, т. е  создание условий для социализации учащихся.

 Классный руководитель сельской школы с небольшим количеством учащихся в классе имеет возможность  узнать глубже и родителей учеников, и самих учеников, так что  ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого родителя и ученика. Сопровождение процесса индивидуального становления и развития каждого  школьника происходит перед глазами классного руководителя.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя строю в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  Законом Российской Федерации «Об образовании» и в рамках Федеральных программ: «Одаренные дети», «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации»,  областной программы «Дети Оренбуржья».

Для работы с классным коллективом разработала для 5-11 классов воспитательную Программу «Я вчера, сегодня, завтра».

Цель программы: Формирование и развитие интеллектуальной, нравственно полноценной и конкурентоспособной личности, достойного гражданина своей большой Родины

Задачи программы:

  • формирование коллектива, объединённого общей целью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование доброжелательных отношений между одноклассниками;
  • развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний;
  • социальная адаптация обучающихся;
  • содействие социальному продвижению учащихся;
  • реализация идеи целесообразного личностного выбора;
  • воспитание патриотических качеств личности;
  • воспитание в учащихся потребности в систематическом и напряжённом умственном труде;
  •    формирование  готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
  •   воспитание детей на основе традиций татарского народа.

Основные принципы воспитательной системы

  • безусловная вера в добрые начала, заложенные в каждом ребенке;
  • глубокое знание и понимание потребностей ребенка;
  • приоритет нравственности в общественной жизни;
  • знание права и уважение к нему, строгое соблюдение прав ребенка;
  • всемерное развитие культуры, образования.

Условия успешной реализации программы:

  • Сотрудничество со школьной детской организацией имени Мусы Джалиля.
  • Сотрудничество с учителями,  работающими в классе
  • Поддержка идеи программы коллективами учащихся, их родителями и учителями.
  • Организация  активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.
  • Открытость воспитательного пространства класса.

Прогнозируемые результаты

Успешная и полная  реализации  программы  позволит  воспитать  ЛИЧНОСТЬ,  

  • обладающую культурой труда, любящую свой край, уважающую старшее поколение;
  • социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
  • умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
  • имеющую потребность в интеллектуальной и творческой самореализации;
  • готовую к созидательной деятельности;
  • умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее построению.

Работа по формированию и развитию классного коллектива и работа по Программе воспитательной работы «Я вчера, сегодня, завтра»  должны способствовать разностороннему развитию учащихся, их социализации в обществе.

Ключевая идея программы: Формирование позитивной Я – концепции и умения объективно оценивать себя и свои действия, развитие исследовательских умений и навыков, аналитического и критического мышления,  повышения личной уверенности, самооценки в результате выполнения поставленных задач.

Компоненты воспитательной системы

Программа имеет такую структуру, где на разных этапах совместной деятельности меняются задачи, стоящие перед классным коллективом. Приоритетным для каждого этапа школьной жизни являются следующие направления, то есть проекты создания «Я». Учет наиболее ярких возрастных особенностей подростков позволил разработать систему воспитания из следующих блоков, или

5 класс  – «Я и моя семья»

Взаимодействие и сотрудничество  школы и семьи  - важное направление по функционированию воспитательной системы класса. «Золотая формула», ставящая в равновесие интересы каждого участника воспитательного процесса: ШКОЛА+СЕМЬЯ=УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК.

6 класс –  «Я и мое здоровье»

У младших подростков в этот период необходимо формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни, вести профилактику вредных привычек. Приобщать к спорту, к регулярным спортивным тренировкам (в школе стало нормой посещение спортивной секции). Воспитывать культуру здоровья школьников.

7 класс –  « Я и моя учеба»

В 7-8 классах у подростков  снижается  интерес к учению, это нередко приводит к снижению успеваемости. Поэтому необходимо специально организовывать ситуации, способствующие формированию у подростков мотивации к учению. Воспитание умения учиться самому. Создание условий для положительного отношения к учению в школе

8 класс – «Я и мои друзья»

Ведущую позицию у подростков занимает в 7-8 классах общение со сверстниками. Создать условия для формирования нравственных качеств: умения дружить и ценить дружбу.

9 класс «Я и моя профессия»

Создание условий для профессиональной ориентации учащихся,  формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка.

10 класс – «Я и общество»

   11 класс – «Я и мое будущее»

Итак,  каждый из «Я – концепции» направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и вместе с тем — на формирование социальных навыков.

В тематике занятий каждого класса прослеживается линия, направленная от осознания себя  к осознанию себя в социуме.

Основные направления деятельности

Программа каждого класса данной системы работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными. Здесь учитывается работа детской школьной организации имени Мусы Джалиля, работающая по направлению патриотического воспитания «ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВА».

Основу деятельности единой системы школьного воспитания и классного составляют следующие направления в воспитании:

На каждой ступени обучения и воспитания особое место уделяется проектной деятельности - социальному проектированию. Соцпроекты позволяют развить навыки коммуникации, расширить круг знаний учащихся, обогатить их опытом решения конкретных жизненных проблем, развить чувство гражданской ответственности, укрепить веру в свои силы и возможности, привить интерес к общественно полезной деятельности.

Воспитательная работа с целью социализации членов  классного коллектива строится по следующим направлениям:

Участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды

Участие в социальном проекте помощи пожилым людям

Участие в мероприятиях, организованных внутри класса

Участие в социальном проекте совместно с СДК, детским садом «Солнышко», с администрацией МО 2-Имангуловское сельское поселение и др.

Участие в спортивно – оздоровительных мероприятиях

Критерии эффективности воспитательной системы

     «Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны  следующие критерии:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность  классного коллектива;
  • репутация класса;
  • проявление индивидуальности («лица») классной общности.

Таким образом,  считаю, что применение системного подхода позволяет  сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным и роль воспитательной системы  каждого класса важна  для общеобразовательной системы школы.

Модель выпускника сельской школы:

  • Гражданин. Обладающий высокой правовой, политической и демографической культурой, национальным самосознанием, патриотизмом, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, историю своей страны.
  • Свободная личность. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная делать выбор, нести ответственность перед собой и обществом, свободная в выборе мнения, образа жизни.

  • Образованный человек. Имеющий развитые способности; потребность в знаниях, умениях; развитый интеллект; уровень образования, адекватный современным требованиям, способствующим свободному выбору области деятельности.
  • Культурная личность. Предлагающая  высокий уровень эстетической культуры, физической культуры и потребность в здоровом образе жизни; обладающая культурой труда, культурой эмоции и чувств, интеллектуальной культурой и культурой отношения.

  • Гуманная личность. Обладающая такими качествами, как доброта, милосердие; способность к состраданию, терпимость, доброжелательность,  толерантность, стремление к миру.

  • Труженик. Готовый к самоопределению и выбору профессии, знающий свое дело, умелый и любящий свой край.

Диагностика воспитательной системы.

Критерии

Показатели

Диагностические средства

Интеллектуальная развитость учащихся

Познавательная активность

Интеллектуальный потенциал

Уровень мотивации

Освоенность образовательных программ

Методика «Культурно-свободный тест на интеллект».

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Социальная активность

Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся»

Анкета «Я и смысл моей жизни»

Эстетическое развитие учащихся

Развитость чувства прекрасного.

Педагогические наблюдения

Самоактуализированность личности

Стремление к самопознанию

Наличие положительной самооценки.

Личностный рост ребенка.

Методика «Самооценка»

Методика «Акцентуация личности».

Методика «Репка»

Развитость коммуникативности

Коммуникативность.

Методика «Социометрия»

Физическая развитость

Состояние здоровья

Развитость физических качеств.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Выполнение нормативов.

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе.

Комфортность

удовлетворенность

Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса.

 Схема анализа воспитанности детей

ИСАНЧУРИНА Ф.Ф. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МБОУ «2 ИМАНГУЛОВСКАЯ СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)

     в работе представлена особенность работы  в классах спортивного профиля обучения...

Применение системы поточно-группового обучения на уроках русского языка в 5-7-х классах. Из опыта работы

В статье представлен опыт работы в рамках проекта "Основная школа - пространство выбора" в 2011-2012 гг....

Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образом системный подход выражается в создани...

Презентация. Проблемы преемственности в формировании воспитательной системы класса (из опыта работы)

Материал предствлен в виде презентации. В материале рассматривается вопрос воспитания, как один из сложнейших социальных процессов. Показана необходимость системного подхода к воспитанию и каким образ...

Методическая система подготовки к ГИА по английскому языку в 11 классе (из опыта работы учителя).

В связи с введением обязательного ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 году наиболее актуальными на сегодняшний день становятся вопросы подготовки к экзаменам....