ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
статья по экологии по теме
Проблемы сохранения здоровья людей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для её решения. При решении этих задач важно понять, как бороться с теми причинами, которые порождают болезни. Вместе с тем не менее важно знать и те защитные силы, которые сохраняют здоровье. А.И. Воложин, доктор медицинских наук, профессор, отмечает: «Природа наделила организм человека достаточно действенными биологическими защитными системами. Но их возможно не безграничны. И многое зависит от самих людей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_uchashchikhsya_cherez_ekologicheskoe_vospitanie.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.А.Грибанова
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25
г.Благовещенск
В статье предложены методы работы с учащимися по формированию здорового образа жизни через экологическое воспитание. Представлено внеклассное мероприятие.
Gribanova N.A. Ecological education of schoolchildren as a way to healthy lifestyle.
Methods of teaching the healthy lifestyle through ecological education are presented. As an example the script of after-class action is proposed.
Земного человека никогда
Не отделяйте от земной природы:
Он – часть её, как воздух и вода,
Как дерево и горные породы.
С. Данилов
Проблемы сохранения здоровья людей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для её решения. При решении этих задач важно понять, как бороться с теми причинами, которые порождают болезни. Вместе с тем не менее важно знать и те защитные силы, которые сохраняют здоровье. А.И. Воложин, доктор медицинских наук, профессор, отмечает: «Природа наделила организм человека достаточно действенными биологическими защитными системами. Но их возможно не безграничны. И многое зависит от самих людей».
Здоровье человека обеспечивается защитными механизмами разных уровней: защитноприспособительными системами отдельного организма; экологическими отношениями, обеспечивающими приспособление человеческой популяции к изменяющимся условиям среды обитания; социальными мерами защиты здоровья человека. Все три уровня взаимообусловлены и связаны.
Это взаимодействие на планете Земля глазами представителей других цивилизаций показано в экологическом этюде Игоря Шкляровского:
- Я боюсь, что они погибнут. Представляешь, они охраняют ценное, а бесценное не охраняют. Они знают, но не понимают, что Земля – одуванчик, что они живут в одуванчике.
- А есть надежда на детей?
- Есть. Но в школах не учат главному: никто им не говорит, что Воздух – отец, Вода – мать, Земля – дочь, что река – национальное сокровище. Их дети вырастут стяжателями, потому что учителя боятся говорить детям о невечной личной жизни, не вводят в их сознание чувство бесконечного пространства и одинокой живой пылинки, на которой они обитают.
Итак, цель ясна: со школьной скамьи важно формировать у учащихся здоровый образ жизни, научную и духовную культуру своего народа и других народов планеты.
Интересы нельзя приобрести, они являются врожденным качеством, но их можно развить, и этот процесс особенно бурно происходит в подростковом возрасте при посещении учреждений дополнительного образования. При этом очень важно, чтобы учебные программы были составлены с учетом особенностей того региона, в котором проживают учащиеся.
На базе областного эколого-биологического Центра создана программа «Юный валеолог».
Практическая её часть позволяет каждому учащемуся найти дело по душе, проявить свои способности: участие в интеллектуальных играх, в массовых мероприятиях, выпуск листовок, выступление агитбригады, научно-исследовательские работы.
Программа направлена на развитие творческих способностей через возможность реализации в социума. Некоторые занятия по программе представлены ниже.
Основное ее направление – формирование здорового образа жизни через экологическое воспитание учащихся.
Путешествие в страну Берендея
(30 – 40 минут)
ЦЕЛЬ: формирование навыков безопасности, бережного отношения к природе.
Мы отправляемся в путешествие. На каждой остановке проведем конкурс на лучшее знание растений леса и правил здорового образа жизни и умение их выполнять.
Отправляемся в путь с первой станции.
Станция №1 «В походе»
(гигиенические навыки и навыки походной жизни)
- Сложить эти вещи в рюкзак: одеяло, спальный мешок, котёл, кружка, фляга, пшено, ведро, свитер, шляпа, мыло, зубная щётка, паста, аптечка, мяч, бадминтон, фонарь и т.д.
- Оденься для туристического похода: кеды, брюки, рубашка, носки тёплые, туфли, ботинки, платье, шорты и т.д.
- Собери правильно походную аптечку: йод, нашатырный спирт, марганцевокислый калий, бинты, вата, жгут, касторка, хлористый кальций, желудочный сок, аптечная ромашка, валерьянка, шприц, порошки, таблетки и т.д.
- Как следует поступить, если ты в походе увидел змею? Ответ: зашуметь, затопать – змея уползет.
- Что дает туризм человеку?
- Какие правила гигиены должен соблюдать юный турист в походе?
- Какие несчастные случаи могут произойти во время похода? Какую помощ нужно оказать?
Станция №2 «Будьте осторожны!»
- Эти рисунки грибов разложи на съедобные и несъедобные.
- Какие знаете съедобные и несъедобные ягоды?
- Первая помощь при отравлении грибами.
- Назовите ядовитые растения Амурской области. (Вех ядовитый, белена, паслён чёрный).
- Каких ядовитых змей можно встретить в окрестностях г. Благовещенска?
- Какие насекомые опасны для человека?
- Когда укусы насекомых приносят пользу? (Укусами пчел и муравьев пользуются в странах Африки как противоцинготными прививками).
Станция №3 «Мир вокруг нас»
- Взаимовыгодное сожительство организмов разных видов называется … симбиоз.
- Природная зона, характеризующаяся крайне засушливым климатом и сильно разреженным и обеднённым растительным покровом, - это … пустыня.
- Учреждение, в котором в неволе содержатся дикие животные с целью их демонстрации, изучения и сохранения, - это … зоопарк.
- Естественный континентальный водоём с замедленным водообменном, - это … озеро.
- Взаимоотношения между организмами, при которых один организм использует другой в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред, называется … паразитизм.
- Лесная природная зона Северного полушария Земли, заселённая хвойными породами деревьев называется … тайга.
- Охраняемая природная территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность человека, называется … заповедник.
- Живая оболочка Земли называется … биосфера.
Станция №4 «Стоянка «дикого» человека»
Природе нелегко – и каждый это знает,
Но многие порой об этом забывают.
- Этот металл попадает в окружающую среду при работе предприятий цветной металлургии, со свалок бытовых вещей, небольшие его количества не обходимы живым организмам, но большие вызывают отравление. Этот металл используют для защиты от коррозии автомобилей и других металлических изделий. (Цинк)
- Сроки разложения в природе алюминиевой банки. (200 – 500 лет)
- Металл, попадающий в окружающую среду при работе заводов цветной металлургии, вызывающие тяжёлые отравления у людей и животных, использующийся в медицинских термометрах. (Ртуть)
- Сроки разложения в природе пластиковой бутылки. (450 лет)
- Металл, попадающий в атмосферу с выхлопными газами автомобилей, вызывающий тяжелые отравления человека и животных. Этот металл считают причиной упадка Римской империи, так как из него был сделан водопровод. (Свинец)
- Сроки разложения в природе стеклянной бутылки. (1 млн. лет)
- Сроки разложения в природе консервной банки. (300 – 400 лет)
Станция №5 «Скорая помощь»
(Оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях)
- Окажи помощь при вывихе в голеностопном суставе (тугая повязка).
- Окажи помощь при порезе стопы.
- Окажи помощь при порезе пальцев рук.
- Окажи помощь при колото ране стопы.
- Останови носовое кровотечение.
- Чем отличается тепловой удар от солнечного?
- Окажи помощь при ушибе колена.
- Наложи жгут при артериальном кровотечении предплечья.
Станция №6 «Аптека под ногами»
(Растения, применяемые для лечения свежих ссадин и порезов, даже глубоких)
- Кто назовет наибольшее количество лекарственных растений?
- Бадан тихоокеанский – сильно вяжущее и кровоостанавливающее средство. Листья прикладывают к ожогам.
- Отвар почек или листьев березы.
- Гриб – дождевик обладает кровоостанавливающим и ранозаживляющим средством.
- Отваром корневищ кровохлёбки лекарственной промывают рану, ожоги, делают к ним примочки.
Ценнейшим перевязочным материалом является сфагнум, обладающий бактерицидными, обеззараживающими свойствами. Дернину мха очищают от отмерших частей, примесей, сильно отжимают, заворачивают.
Станция №7 «Каша у тебя под ногами»
(Назвать как можно больше растений дикоросов, употребляемых в пищу человеком. Объяснить ответ.)
- Лилии (саранки)
- Некогда служили для местных жителей (Дальний Восток) важнейшими пищевыми растениями.
- На Камчатке употребляли варёные луковицы, в Якутии сушёные луковицы использовались вместо муки.
- В Сибири их едят сырыми или запечёнными в золе. Собирают луковицы, как правило, в конце лета и осенью.
- Лабазник
- Удэгейцы использовали его в качестве заменителя чая и для приготовления витаминного напитка.
- Стебли лабазника жареные. Стебли очистить от кожицы, нарезать кружочками, отварить в подсоленной воде, откинуть на друшлаг, обвалять в сухарях и поджарить на сковороде.
- Тростник
- Пюре из корней тростника. Промыть корни, отварить, измельчить на мясорубке, добавить поджаренные лук и крапиву, посолить, заправить.
- Хлеб из корневищ тростника. Высушенные корневища размолоть, добавить 10 – 20 % яичной или ржаной муки и печь обычным методом лепешки.
Подведение итогов.
Биографический список.
- Алексеев, Б.Д. Гиганты и карлики растительного мира/ Б.Д. Алексеев – М.: Агропромиздат, 1987 – 192 с.
- Астафьева, Е.И. К вершинам мастерства/ Е.И. Астафьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2006. – 96 с.
- Величевский, В.И. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие/ В.И. Величевский, И.Г. Кирпичев. – М.: Новая школа, 1997 – 141 с.
- Воложин, А.И. Путь к здоровью/ А.И. Волошин, Ю.К. Субботин, С.Я. Чакин. – М.: Знание, 1990. – 160с.
- Обухов, Л.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья/ Л.А. Обухов, В.И. Величевский, И.Г. Кирпичев. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПО СРЕДСТВАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Древнее изречение Гиппократа...
Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся является приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...
«Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии»
Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников должен стать школьный курс биологии. Конкретные примеры влияния алкоголя на физиологические процессы, происходящие в организме человека, можно...
Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.
Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.
Выступление на МО учителей физической культуры: «Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся»....
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у учащихся.
Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового поколения у нации нет будующего....
Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»
Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...