Воспитание толерантности у детей
статья по теме

Методы и приёмы формирования толерантности. Роль семьи и школы в процессе воспитания толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_doklad_v_rono.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантных отношений у школьников

Нравственная свобода каждого народа кончается там, где начинается свобода других народов и людей.

Объявленные ООН  2001 – 2010 гг. Международным десятилетием «Культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты» обязывают и педагогов поспешить в разработке соответствующей концепции ненасилия в педагогике

Под личностью понимается духовное, нравственное, культурное и интеллектуальное содержание человека, носителя сознания и самосознания. Именно такое понятие «личности» соответствует воспитанию толерантности, уважения достоинств и прав, формированию чувства ответственности, миролюбия, добропорядочности, патриотизма, коммуникативности, активной жизненной позиции и иных качеств, центральных в формировании нравственного образа человека XXI века. Такому понятию личности соответствует педагогическая философия развития человека, основанная на общечеловеческих ценностях.

Общечеловеческие ценности охватывают знания, представления, убеждения, чувства, отношения, личную позицию.

Люди не вольны выбирать реальные условия, но могут выбирать цели, средства достижения этих целей, выбирать определенный план деятельности и т.п. Свободы тем больше, чем больше люди осознают свои реальные возможности.

Нельзя не согласиться с тем, что  настало время, когда свободе надо научить. Нужно научить человека в любых условиях быть самим собой, быть свободным. Педагог не имеет права делать выбор за ученика, если хочет воспитать в нем свободу, ответственность за самого себя, за свои мысли, поступки. Педагог должен давать как можно больше вариантов любого решения, не подводя ученика к какому-либо выводу. Ребенок должен выходить из школы с вопросами, а не с ответами.

И демократия - это не просто власть большинства. Это, в первую очередь, власть над самим собой.

Правам человека, так же как и свободе, надо учить. Реализуя свои права, необходимо побуждать уважать такие же права другого. Их нарушение, т.е. отказ от коммуникативной ответственности личности – это препятствие для осуществления диалога и проявление агрессии или  манипулирования, что  по существу является насильственно-антидиалогическими  формами  взаимодействия.

Такой подход в образовании определяет требования к педагогу. Его роль в личностном становлении ребенка определена его личными способностями, а именно:

 проявлять искусство уважения,

 искусство понимания,

 искусство помощи и поддержки,

 искусство договора,

 искусство быть собой.

«Уважать жизнь каждого человека», т.е. уважать жизнь и достоинство каждого человека без всякой дискриминации и предубеждения;

-            «отвергать насилие», т.е. настойчиво проводить в жизнь ненасилие, отвергая любое насилие – физическое, сексуальное, психологическое, экономическое, социальное, прежде всего в отношении самых обездоленных, а также людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, например: дети, подростки, больные и т.п.;

-            «делиться», т.е. проявлять щедрость, отдавая другим часть своего времени и достояния, дабы положить конец отчуждению, несправедливости, политическому и экономическому угнетению;

-            «слушать, чтобы понять друг друга», т.е. отстаивать свободу выражения мнений и культурное многообразие, неизменно стремясь прежде всего к диалогу и взаимопониманию, не отвергая никого, избегая фанатизма и злословия;

-            «оберегать нашу планету», т.е. отстаивать разумное потребление и такое развитие, которое уважает все формы жизни и обеспечивает сохранение природного равновесия на планете;

-            «придать солидарности новый смысл», т.е. содействовать развитию своего сообщества при активном участии женщин и уважении принципов демократии во имя создания общими усилиями новых форм солидарности.

Таким образом

-            современная педагогика должна решить проблему личностного насилия, суть которой в подавлении или ограничении свободы и достоинства растущего человека;

-            культура ненасилия – есть целостная система ценностей и норм, усвоение которых позволяет человеку становиться личностью и находиться в постоянном движении в сторону всестороннего и гармоничного развития его как субъекта собственной жизни и деятельности;

-            концепция ненасилия имеет гражданско-нравственную природу, основанную на принятии личностью общечеловеческих ценностей, нравственных прав и обязанностей, толерантности, умении жить в мире непохожих идей и людей;

-            воспитание – это педагогическая поддержка, деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа;

-            ценности образования – идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения;

-            идеи личностно-ориентированного подхода: личностный контакт, педагогическая любовь, уважение и требование без насилия, «радость» развития;

-            ведущие способности учителя: искусство уважать, понимать, помогать и поддерживать, договариваться, быть всегда самим собой;

 

        Концепции ненасилия в педагогике основана, как уже указывалось, на общечеловеческих ценностях, важнейшие из которых требуют от человека – учителя, ученика, родителей согласия и терпимости (консенсуса и толерантности).

 Школа, ориентируясь на эти основополагающие условия, реализует следующие цели:

           воспитание личности в духе культуры мира и ненасилия,  толерантности, взаимопонимания и сотрудничества, в духе уважения демократии прав и свобод человека;

 обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов,     преодоления противоречий и достижения компромисса.

Все школьные предметы способствуют формированию толерантности, методы и приёмы, которые использует учитель, направлены на решение этой задачи. Формирование толерантности начинается, бесспорно, в семье ученика и зависит от позиций и взглядов членов семьи на те или иные проблемы, возникающие как в семье, так и в окружающем ребёнка социуме. Ребёнок приходит в школу уже имея определённый опыт общения с другими детьми, со взрослыми. Часто можно слышать, что родители ориентируют ребёнка на то, чтобы он «умел давать сдачи», т.е., на силовое разрешение проблемы. В семьях, где ребёнку позволено всё, где он стоит в центре внимания, толерантное отношение к другим следует начинать с привития умения отказывать себе в чём-то, научить прислушиваться к другим детям, уважать чужое мнение. И на этом этапе важна позиция самого учителя, его личностные качества. Учитель не только помогает школьнику овладевать основами наук, но и  прививает умение оказывать помощь и поддержку товарищам в совместном овладении основами наук. Важным компонентом в формировании толерантности школьников является изучение культуры своего народа, его исторического прошлого и настоящего.

Толерантные взаимоотношения необходимы не только там, где проживают люди разных национальностей, представители разных религиозных концессий, разных возрастов. Они необходимы каждодневно, ежеминутно. Необходимо научить детей радоваться успехам других, уметь договариваться, а не выяснять отношения с позиции силы. Именно диалог должен стать естественным состоянием взаимодействия, условием в обеспечении справедливых человеческих отношений. Опасные для существования человечества явления современного мира: терроризм, агрессия, войны, конфликты, распространение в обществе всевозможных фобий востребовали понятие толерантности.

Обществу требуется не послушный исполнитель, а гражданин, с одной стороны, способный отстаивать интересы своей Родины, демократическое, правовое государство, с другой – «умеющий жить в мире непохожих людей и идей.

Современная педагогика, откликаясь на требования общества, должна обучить ценностям и навыкам «жизни сообща», основам человеческого общежития, научить детей и взрослых быть открытыми, относиться с пониманием и уважением к другим народам, умению отказываться от насилия и поиску мирных путей разрешения споров и конфликтов.

Проекты по воспитанию толерантности:

«Взрослые и дети – сограждане в меняющемся мире»

«Я в мире непохожих идей и людей»

«Учимся договариваться: я – ты – мы»

Учимся принимать решение,

Я – семья – общество

Нравственность – ответственность – разрешение конфликтов

Жить в мире с собой и другими

Различие людей – основа для взаимного духовного общения

Психологический тренинг «Я среди людей»

«Кто я на этой планете? Кто ты на этой планете? Кто мы на этой планете?»

«Язык – инструмент общения»

Сбор и анализ информации по проблеме

Варианты вопросов:

1.    Кто Вы?  Для чего живет человек на Земле?

2.    Что вы думаете о взаимоотношениях между взрослыми и детьми?

3.    В чем должно проявляться сотрудничество?

4.    Каким Вы хотите видеть наш поселок?

5.    Как Вы можете помочь пожилым людям, ветеранам войны, труда?

6.    Ваши пожелания.

Анкета определения уровня толерантности.

1.     Сергей плохо одет:

а) это не важно

б) ты подсмеиваешься над ним

2.     Цвет кожи Майкла отличается от твоего:

а) ты стремишься лучше узнать его

б) ты говоришь: «все люди твоего цвета кожи – это нули»

3.     Учитель делает тебе справедливое замечание:

а) ты с ним соглашаешься и стараешься исправиться

б) ты вступаешь с ним в спор

4.     Пожилая женщина медленно идёт:

а) ты отталкиваешь её, чтобы обежать

б) ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

5.     Ты мальчик (девочка), тебя ставят рядом с девочкой (мальчиком):

а) ты говоришь, что все девочки (мальчики) – нули

б) ты разговариваешь с ней (ним)

6.     На твоих глазах кого-то обижают:

а) ты пытаешься защитить его

б) ты делаешь вид, что ничего не замечаешь

7.     К тебе подходит ребёнок – инвалид:

а) ты естественным образом разговариваешь с ним

б) ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать

8.     Для того, чтобы больше не было войны:

    а) надо не задумываться почему это происходит

    б) надо что-то делать, чтобы войны не было

9.     Ты не согласен с кем-нибудь:

а) ты всё-таки слушаешь его

б) ты не даёшь ему говорить

10.  Твоя команда проиграла:

а) ты поздравляешь противников

б) ты не хочешь пожать ему руку

11. Ты противостоишь насилию:

а) насилием

б) ты присоединяешься к другим, чтобы сказать нет…

12.  В классе ты уже ответил:

а) тебе хочется отвечать ещё

б) ты предоставляешь другим всё ответить

13 Один товарищ тебя предал:

а) ты пытаешься объясниться с ним

б) ты мстишь ему

14. Твои родители ссорятся:

а) ты пытаешься их помирить

б) встаёшь на чью-либо сторону

15. Ты считаешь, что у тебя возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроишься?:

а) да

б) нет

16. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что ты  предпочтёшь?:

          а) чтобы участвовали те, кто хорошо играет

          б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил

17. Можешь ли ты легко общаться с человеком другой веры или социальным положением, чем у тебя:

а) мне трудно было бы это сделать

б) я не обращаю внимания на такие вещи

18.  Ты приводишь в компанию друга (подругу), который (-ая) становится объектом всеобщего внимания. Как ты на это реагируешь?:

а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня

б) я лишь радуюсь за него (неё)

А теперь подсчитайте результаты, запишите по 2 очка за ответы:

1а, 2а, 3а, 4б, 5б, 6а, 7а, 8б, 9а, 10а, 11б, 12б, 13а, 14а, 15б, 16б, 17б, 18б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у детей с особыми образовательными потребностями

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...

Статья "Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей"

Рекомендации классным руководителям по организации психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания толерантности у детей ....

Теория и методика воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею...

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Презентация "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Дается понятие толерантности, принципы критерии, методы и формы реализации целей толерантного воспитания....

Воспитание толерантности у детей с ОВЗ

Выступление на МО воспитателей...

Консультация для педагогов Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста. На современном этапе развития общества  возникла необходимость формирования культуры толерантности у подраст...