Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского (5-7 классы)
учебно-методический материал (5 класс) по теме
Краткое описание программ по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plany_-_kopiya.docx | 39.04 КБ |
Предварительный просмотр:
I. «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
http://moikompas.ru/tags/plastilin
http://art.melib.ru/culfere/pictures/iskusstvo_yaponii.html
http://www.orientmuseum.ru/art
www.ellada.spb.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki
5 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов - варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Обучающиеся должны уметь:
• пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий(Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического,современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы. объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Древние корни народного искусства | Древние образы в народном искусстве | 1 |
Декор русской избы | 1 | ||
Внутренний мир русской избы | 1 | ||
Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | ||
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | 1 | ||
Народный праздничный костюм | 1 | ||
Народные праздничные обряды | 2 | ||
2 | Связь времен в народном искусстве | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 2 | ||
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 1 | ||
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла | 2 | ||
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 | ||
3 | Декор - человек, общество, время | Зачем людям украшения | 1 |
Декор и положение человека в обществе | "Ч / | ||
Одежда говорит о человеке | 5 | ||
О чем рассказывают гербы и эмблемы | 3 | ||
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 | ||
4 | Декоративное искусство в современном мире | Современное выставочное искусство | 1 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 6 |
6 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия,пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- общие правила построения изображения головы человека;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учебно-тематический план
п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Виды изобрази- | Изобразительное искусство и семь пластических искусств | 1 |
тельного искус- | Рисунок - основа изобразительного творчества | 1 | |
ства и основы | Линия и ее выразительные возможности | 1 | |
образного языка | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | |
Цвет. Основы цветоведения | 1 | ||
Цвет в произведениях живописи | 1 | ||
Объемные изображения в скульптуре | 1 | ||
Основы языка изображения | 1 | ||
2 | Мир наших ве- | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 |
щей. Натюрморт | Изображение предметного мира - натюрморт | 1 | |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | ||
Изображение объема на плоскости, линейная перспектива | 1 | ||
Освещение. Свет и тень | 1 | ||
Натюрморт в графике | 1 | ||
Цвет в натюрморте | 1 | ||
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) | 1 |
1 | 2 Л | 3 | 4 |
3 | Вглядываясь | Образ человека - главная тема искусства | 1 |
в человека. | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | |
Портрет | Изображение головы человека в пространстве | 1 | |
Графический портретный рисунок и выразительный образ человека | 1 | ||
Портрет в скульптуре | 2 | ||
Сатирические образы человека | 1 | ||
Образные возможности освещения в портрете | 1 | ||
Портрет в живописи | 1 | ||
Роль цвета в портрете | 2 | ||
Великие портретисты (обобщение темы) | 1 | ||
4 | Человек и про- | Жанры в изобразительном искусстве | 1 |
странство в изо- | Изображение пространства | 1 | |
бразительном | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | |
искусстве | Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства | 1 | |
Пейзаж-настроение. Природа и художник | 1 | ||
Городской пейзаж | 1 | ||
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 |
7 класс
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, смысле каждого этана работы, композиции как целостности и образном спрос произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом
смысле; - о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного
искусства; разности сюжета и содержания в картине; роли конструктивного, изобразительного
и декоративного начал в живописи, 1рафике и скульптуре; - наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX -XX столетий.
Обучающиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений и искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Изображе- | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 |
ние фигуры | Пропорции и строение фигуры человека | 2 | |
человека | Лепка фигуры человека | 2 | |
и образ человека | Набросок фигуры человека с натуры | 2 | |
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | ||
2 | Поэзия по- | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 |
вседневности | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | |
Сюжет и содержание в картине | 1 | ||
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве | 1 | ||
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | 2 | ||
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре) | 2 | ||
3 | Великие темы жизни | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 |
Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | ||
Процесс работы над тематической картиной | 3 | ||
Библейские темы в изобразительном искусстве | 3 | ||
Монументальная скульптура и образ истории народа | 3 | ||
Место и роль картины в искусстве XX века | 1 | ||
4 | Реальность | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 2 |
жизни и | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 | |
художест- | Зрительские умения и их значение для современного человека | 1 | |
венный образ | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве | 1 | |
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | 1 | ||
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Портрет женщины в кокошнике" 4 класс по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б. М. Неменского
Презентация предназначена для 1-го из 3-х уроков выделенных на тему "Портрет женщины в кокошнике" (формат А 3, гуашь).Презентация содержить поэтапное выполнения рисунка погрудного портрета...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского
Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского...
ФГОС. Рабочая программа. Изобразительное искусство (предметная линия Б.М.Неменского). 5-8 класс.
Разработка соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС).Программа разработана учителем изобразительного искусства МАОУ СОШ №30, города Тамбова, Назиной ...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс под редакцией М.Б. Неменского .
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам осво...