Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Внедрение национально-регионального компонента в типовой
программе по изобразительному искусству под редакцией
Б.М. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_natsionalno-regionalnogo_komponenta_v_tipovoy_.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение
1 Древние корни народного искусства Оренбургского края
1.1 История заселения территории Оренбургского края
1.2 Декоративно-прикладное искусство – особый мир художественного творчества
1.3 Древние образы в народном искусстве Оренбургского края
1.4 Церковь Дмитрия Солунского
1.5 Художники Курманаевского района
1.6 «Долина» - народный ансамбль казачьей песни
2 Внедрение национально-регионального компонента в типовой
программе по изобразительному искусству под редакцией
Б.М. Неменского
2.1 Региональный компонент как средство нравственно-эстетического воспитания личности
2.2 Анализ программы Б.М. Неменского
2.3 Региональный компонент – как составная часть содержания
художественного образования в разных классах
2.4 Разработка регионального компонента в блоке уроков «Древние
корни народного искусства»
3 Методика проведения блока уроков
3.1 Конспекты уроков
3.2 Учебно-методическое обеспечение уроков
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Требования современной школы к повышению уровня образования заставляют расширять содержание и методики преподавания дисциплин. Одним из ведущих направлений в этом плане является преподавание в художественно-эстетическом цикле народного искусства, как части материальной и духовной культуры общества, где народное искусство является особым типом художественного творчества. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры ученика.
Изучение народного искусства раскрывает понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, оно рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, национальными традициями народа. Оценивая, таким образом, произведения народного искусства, учащиеся начинают относиться к нему, как к художественному образу особого типа. Вопросы приобщения детей к народному искусству в настоящее время привлекают внимание всё большего числа педагогов, художников, исследователей детского творчества.
Включение учащихся в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества - одного из главных условий развития творческой активности школьников, способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, которые важны для овладения различным содержанием знаний, на основе которых у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности. В связи с этим, изучение народных промыслов на художественно-творческих занятиях в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования актуально как никогда. Эти вопросы рассматриваются Б.М. Неменского, М.А.Некрасовой, Т.Я. Шпикаловой, В.А.Барадулиным, Т.Н.Полуниной, М.С.Соколовой и другими.
Древние корни народного искусства традиционно изучаются в общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства в рамках типовых программ по изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с народным искусством, которое хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Дети знакомятся с произведениями искусства, рожденного в крестьянской среде, с истоками его образного языка. Данная тема позволяет узнать, что выражают древние образы и символы. А также на уроках изобразительного искусства дети знакомятся с народным творчеством родного края. Это поможет понять и еще больше полюбить народное искусство и искусство родного края.
Для успешного освоения данной темы на уроках ИЗО, немаловажное значение для учащихся имеет изучение искусства родного края. А для этого необходимы наглядные пособия, разработки конспектов, зачастую недоступные в системе образовательных школ. Поэтому тема дипломной работы является актуальной.
Новизна дипломной работы в создании учебно-методическом обеспечении блока уроков «Древние корни народного искусства с элементами национально-регионального компонента».
Цель дипломной работы: Разработка и методические рекомендации по внедрению регионального компонента блока уроков «Древние корни народного искусства» по типовой программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.
Задачи дипломной работы:
- Изучить и систематизировать собранный исторический, искусствоведческий и традиционный материал по народному искусству и искусству родного края.
- Проанализировать существующие дидактические пособия.
- Разработать содержание блока уроков с элементами регионального компонента и дидактического материала по данной теме.
- Составить методические рекомендации по использованию данных пособий.
Практическая значимость:
Данный методический материал может быть использован педагогом изобразительного и декоративно-прикладного искусства на занятиях по типовой программе и дополнительному образованию студентами художественного отделения.
Содержание и объем дипломной работы:
Дипломная работа состоит из страниц, которые содержат введение, теоретическую и методическую части, заключение, список использованной литературы и приложения.
- Пояснительная записка
- Приложение 1 – таблицы.
- Приложение 2 – иллюстративный.
- Приложение 3 – фото.
- Приложение 4 – детские работы.
- Приложение 5 – аудио кассета.
1 Древние корни народного искусства Оренбургского края
1.1 История заселения Оренбургского края
Десятки населенных пунктов раскинулись по берегам реки Бузулук и ее притоков. Бесконечные поля тянутся по сыртам и долинам, прилегающим к реке. Море золотистой пшеницы, ржи, ячменя и других культур колышется здесь к осени. Нескончаемой вереницей мчатся машины по асфальту межгосударственной дороги «Бугульма-Уральск», пересекающей Курманаевский район, идут пассажирские и товарные поезда по железнодорожной ветке «Погромное-Пугачевск».
... Первыми, кто поселился на берегах Бузулука, были чуваши, мордва, башкиры и татары. Самой первой деревней, появившейся здесь, была деревня Курманаева, нынешнее село Курманаевка, райцентр. Она была основана новокрещенными чувашами, т. е. чувашами, принявшими христианское вероисповедание, которые переселились сюда из пределов Самарской губернии.
Считается, что Курманаевка, основана в 1774 году. Место, которое облюбовали для себя первые поселенцы, находилось на левом берегу реки Бузулук, в том месте, где сейчас улицы Набережная и Пролетарская. В 1781 году в деревне было 14 дворов. В последующие годы население стало быстро пополняться новыми переселенцами. Сначала к чувашам присоединилась мордва, расположившись на месте сегодняшней улицы Крестьянской (ранее она называлась Струновой), а затем русские, которым также, как и чувашам, приглянулся левый берег реки, только чуть выше по течению — там, где сейчас улица Степана Разина или, как ее чаще называют, курмыш.
В этот период переселенцами были исключительно крестьяне. Их призывали переселяться на новые земли для упрочения позиций империи и поощряли такие переселения. Русские малоземельные мужики охотно откликались на призыв. Слова «свободные земли» производили магическое действие, и они, прослышав о них, стекались со всех сторон. Земельная рента в этих краях была довольно низка, поэтому чиновников и капиталистов не соблазняло приобретение здесь имений. Так что для пахарей земли хватало, и они брали ее столько, сколько могли обрабатывать собственными руками, никогда не присваивая ни одной лишней десятины.
Облюбовав место для поселения, крестьяне начинали обживаться. И этот процесс был постоянным. Постройки имеют свойство стариться, ветшать, поэтому на протяжении всей жизни их приходилось чинить, латать, расширять, переносить па новое место и т.д. Но самое трудное - начало. В распоряжении крестьянина была только кое-какая живность, нехитрый домашний скарб, инструменты, привезенные с родины, и мозолистые руки. Эти руки и были тем самым, на чем держался весь тогдашний быт. Параллельно с землепашеством строили жилье, хозяйственные постройки. А поскольку с лесом в наших краях было туго, то основным строительным материалом для постройки жилья была глина и таловый лес. Жилища представляли собой, как правило, землянки, топящиеся по-черному, - так называемые курные избы.
1.2 Декоративно-прикладное искусство – особый мир
художественного творчества
Народное декоративно-прикладное искусство — результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.
Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.
Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа.
Известное утверждение, что народное искусство прочно связано с бытом, касается не только декоративно-прикладного творчества. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. В праздниках урожая, проводах зимы, встрече весны, в различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, т. е. объединяющим разные функции предметов и связывающим их с повседневным бытом.
Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза — все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарное изделие из простой глины не спутаешь с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд — с предметом, выполненным из серебра.
Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла: ковроделее, узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарство, художественная обработка дерева, кости, камня, металла и других материалов.
И сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека. Они вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции. Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка и украшения женской одежды. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарный предмет в произведение искусства. Все такие изделия относятся к области декоративно-прикладного искусства, в сфере которого находят органичное единство духовное и материальное начало творчества. Мир этой области обширен.
По существу коллективный опыт всегда формировал и методику преемственности мастерства от старшего поколения к молодому, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества.
Следует подчеркнуть, что коллективный опыт никогда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера. Каждый, так или иначе, проявлял свой характер в работе, создавал варианты типичных для промысла изделий. Складывалось диалектическое единство коллективного и индивидуального начала, дававшего новые импульсы развитию искусства.
Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Идущее из глубины веков творческое освоение материала, совершенствование функции каждого предмета вели к наделению вещи дополнительной значимостью. Например, замочек в форме льва должен был усиливать, по мнению мастера, охранительную функцию этого бытового предмета. Орнамент в виде обруча, опоясывающий корпус токарного поставка, зрительно укреплял форму.
Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX в.
Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Но это не проявляется в каких-то резких переменах. Спокойное неторопливое движение народного искусства в творчестве мастеров художественных промыслов объясняется прочными связями с традициями, которые на протяжении столетий отражали человеческую сущность и содержание народного искусства. А коллективный принцип творчества, регулирующий деятельность отдельных личностей, позволяет находить золотую середину между смелыми экспериментами и традициями, берегущими самобытность этой области культуры у каждого народа. Поэтому произведения мастеров художественных промыслов — не архаика. Это — вещи, органически входящие в среду современного жилища и общественного здания, предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: деревянная с резьбой или росписью мебель и посуда; керамическая скульптура и изразцы; современная женская одежда, украшенная вышивкой и кружевом, дополненная ювелирными украшениями из металла, кости, цветного камня.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях — обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Наконец, почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи — сувениры — знаки памяти о национальной культуре народа и даже целой страны.
1.3 Древние образы в народном искусстве Оренбургского края
Вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.
В процессе исторического развития у каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения.
Вышивка не требовала сложного оборудования – игла, нитки, холст – вот и все, что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.
Особую ценность представляет крестьянская вышивка, где она была связана с творчеством жителей сельской местности. Именно в этой вышивке сформировались художественно-стилистические особенности, не утратившие ценность и в наши дни.
Вышивка народов нашей страны необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. В любой союзной и автономной республике, крае, области, районе встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.
Кухаренко Нина Васильевна родилась 5 июня 1950 года на Украине в Харьковской области. Любовь к вышивке Нина Васильевна унаследовала от мамы с детства. В 1978 году приехала в Курманаевку строить железную дорогу, вышла замуж и осталась жить здесь навсегда.
«Я вышиваю для души», - говорит Нина Васильевна. Сейчас Нина Васильевна на пенсии, все свое свободное время отдает любимому делу. Любит так же мастерица вязать спицами, в основном кофты, жилеты. С большой любовью вышиты крестиком картины: «Аленький цветочек», «Утро в сосновом бору» и другие. На фото Кухаренко Нина Васильевна и ее любимые работы.
Ковроделие в нашей стране очень широко. В России с давних пор зародилось мастерство изготовления самых разнообразных ворсовых и паласных ковров, валяных войлоков, циновок, узорных кошм. У каждого народа эти изделия не только имели определенное утилитарное назначение, но и украшали жилище, придавали ему национальные черты.
Ковроделие по технике выполнения близко традиционному ткачеству, поскольку для производства ковров используют такие же станки, что и в ткачестве, так же выполняют операции перемотки пряжи, трощения и сновки основы.
По технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые, в каждой из этих групп имеются свои разновидности.
Паласные ковры имеют полотняное двустороннее переплетение.
Ворсовые ковры ручной выработки с изнаночной стороны гладкие, а с лицевой покрыты ворсом.
В селе Краснояровка Курманаевского района живут ковровых дел мастерицы пенсионерки Лидия Сергеевна Шошина, Валентина Михайловна Даниловских и сельский учитель Шошина Нина Владимировна. У мастериц имеются станки (см. фото), прядут пряжу и красят в нужный цвет. Мастерицы с помощью иглы набивают узоры, выполняя не только геометрический и растительный орнамент но и сложные сюжетные композиции.
Вязание – тоже один из старинных видов художественного ремесла. Вязание крючком особенно активно развивается в настоящее время в Курманаевском районе. Увлекаются этим рукоделием и взрослые и дети.
На выставку народного творчества неоднократно было предоставлено много работ: салфетки, скатерти, воротнички. Особенно выделяются своей красотой и изяществом изделия Филипповой Елены Яковлевны.
Елена Яковлевна родилась в 1925 году 24 мая в селе Лаврентьевка в многодетной семье. Мама с детства приучала свою дочь к рукоделию. После окончания школы в 1943 году три года работала секретарем в местной газете «По Сталинскому пути». В 1947 году окончила срочные годичные курсы учителей начальных классов. Проработав 41 год в школе, Елена Яковлевна ушла на пенсию и занимается с большим удовольствием своим любимым делом. В коллекции Елены Яковлевны более 50 салфеток, есть и ажурные ваз, воротнички и многие другие изделия.
Древесина – один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.
Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка.
Николаев Николай Николаевич живет в поселке Красногвардеец, занимается резьбой по дереву. Работы мастера украшают Бузулукский краеведческий музей. Вырезанные иконы по дереву привлекают внимание своей необыкновенной оригинальностью не только взрослых, но и детей.
1.4 Церковь Дмитрия Солунского
Если и сохранилось что-то в Курманаевке и дошло до нас из старины глубокой, так это церковь Дмитрия Солунского - Димитрия Мироточивого, как называли его наши предки. Пусть и не в первозданном виде, но сохранилась она и стала для нас немым свидетелем истории. Ее обошла участь множества церквей и церквушек, которые имелись едва ли не в каждом селе, но с той лишь разницей, что она частично сохранилась физически, духовная же жизнь в ней надолго прервалась.
Теперь храм возрождается. Возрождается трудно, медленно.
Церковь, некогда была настоящей красавицей - гордостью округи. Звон ее колоколов раздавался далеко окрест и в тихую погоду слышен был даже в Кандауровке и Скворцовке. Обнесена была церковь красивой узорчатой металлической оградой, пролеты которой часто чередовались с выложенными из красного кирпича столбами. На каждом из столбов - либо изображения ликов святых, либо кресты, либо просто стеклянные шары. Она была не только роскошным и великолепным сооружением, но и, что очень важно, доступным для людей богоугодным заведением, являлась средством их духовного сближения. Церковь занимала обширную территорию, на которой между аллей было много зелени, пышно росли березы и тополя, здесь же имелся небольшой погост, служивший последним пристанищем для служителей церкви. Последним настоятелем Дмитриевской церкви был священник по фамилии Костицын.
Стали рушить храмы. В 1925 году пришел черед и церкви Дмитрия Мироточивого. Сначала здесь запретили отправление религиозных обрядов, а затем храм и вовсе решили сломать. И хотя говорят, ломать - не строить, прочное сооружение поначалу не поддалось. Тогда откуда-то пригнали три или четыре колесных трактора (в селе их в то время еще не было), обмотали цепями купол колокольни и сдернули, правда, не без труда. Потом зацепили главный купол и стали тянуть, но не тут-то было. Разрушение церкви проходило при большом скоплении народа, правда, близко к церкви не подпускали. Люди не роптали, тогда это было уже опасно, а только шептались между собой, некоторые плакали. Людей поразили братья Токаревы - Павел и Василий. Их заставили лезть на купол и обвязать крест. Лезли они наверх русыми, а слезли - седыми, у них даже брови поседели, - вспоминает К.С. Черкашина. То ли кары божьей убоялись молодые мужчины, то ли высоты... Видимо, и того и другого. Нетрудно представить эмоциональное состояние людей, выполнявших, прямо скажем, далеко не повседневную работу.
Когда верх церкви сняли, она как-то сразу поблекла и утратила свою величественность. Остатки колокольни добивали кувалдами, а когда дошли до стен храма, поняли - их не сломать. Раствор, замешанный на яичных белках, так прочно держал кирпичную кладку, что она совсем не поддавалась, а только мелко крошилась. Тогда решили этим ограничиться. Правда, не забыли растащить внутреннее убранство церкви, оконные решетки, рамы, двери. Росписи на стенах попытались соскоблить, а когда это не удалось сделать, просто ковыряли вместе со штукатуркой. Храм перестал быть храмом. Стоял обезображенный и сиротливый, навевая тоску, глядя вокруг себя пустыми глазницами окон и как бы спрашивая: «Зачем?»
Большой крест Дмитриевской церкви и по сей день находится на ее территории. Все эти годы на шулаевском кладбище простоял крест церкви этого села. А когда он потребовался возрождаемой церкви Дмитрия Солунского, нашелся человек, указал место, где он покоится. Крест откопали, сделали пескоструйную, а затем гальваническую обработку, и он, таким образом, дождался своего часа, чтобы быть установленным на новом месте...
Можно сломать храм, но вытравить тягу людскую к духовной жизни невозможно. Венчания, крещения, молебны, отпевания и другие обряды продолжались и после слома храма. Но проходили они уже в домах прихожан. Последним священником без прихода был некто Прозоров, но служил он недолго, не больше года, пока однажды ночью, по весне 1928 года его не забрали работники НКВД. Правда, днем его предупредили: мол, готовься, придем. Возможно кто-то из совестливых работников НКВД сделал это сознательно, давая священнику возможность уйти. Но он не сделал этого, решив, видимо, разделить участь многих своих собратьев по служению Богу. Больше о нем ничего не слышали...
Храм долго стоял без применения, а потом, уже после коллективизации его приспособили под общественное зернохранилище, затем под клуб. Когда в Курманаевке построили Дом культуры, церковь вновь стояла как памятник разрушителям, пока ее не отдали под детскую спортивную школу.
Сегодня церковь благодаря энтузиазму настоятеля отца Георгия, прихожан, при активном техническом и материальном содействии начальника управления В.В. Хамадеева постепенно возрождается, ведутся восстановительные работы, образовался приход, и храм уже живет активной духовной жизнью.
В 2002 году при церкви Дмитрия Солунского была открыта воскресная школа для детей. Посещаемость школы составляет более 30 человек. В воскресной школе проводятся занятия, такие как: библейское чтение, церковное послушание, песнопения, рисование.
История Дмитриевской церкви самобытна и интересна. Хочется верить, что пройдет некоторое время, и верующие будут иметь возможность в полной мере отправлять свои духовные потребности, а сама церковь вновь станет украшением села, и звон ее колоколов снова будет слышен в окрестных селах.
1.5 Художники Курманаевского района
В нашей области немало художников, чье творчество, может быть и не такое яркое, как творчество Ф.А. Малявина или Н.П. Ершова, но время от времени вспыхивающее как огонек, освещало отдельные стороны окружающей действительности.
Курманаевский район небольшой, но талантливых, заслуживающих внимание художников немало. Творчество каждого художника, независимо от него, раскрывает современную эпоху, его современников, особенности родного края. Эта отличительная черта не обошла стороной и Протасова Александра Андреевича. В основном любимая тема Александра Андреевича пейзаж. В коллекции художника есть серия работ «Пейзажи Алтая». Главной своей целью в работах Александр Андреевич видит передачу удивительной красоты алтайской природы. Его «алтайская серия» в пейзажной живописи является скорее рассказом о дивном крае. С точностью до мельчайших подробностей художник пишет алтайскую ночь, восход солнца.
Также наряду с другими работами есть и натюрморты, выполненные в графике, а так же маслом. Есть и портреты, наброски, этюды, написанные акварелью, гуашью.
Протасов Александр Андреевич большую часть своей жизни прожил в Узбекистане в 1935 году, родился на Украине, а сейчас живет и занимается своим творчеством в России. Всю свою жизнь А.А. Протасов дарил людям радость, и остается верен этому до конца.
Более молодой художник Алексеев Сергей Викторович родился в 1968 году в городе Краснодаре, а всю свою жизнь живет и работает в селе Курманаевка. Трудовая деятельность этого художника началась практически после окончания школы. До армии Сергей Викторович работал художником оформителем в сельском Доме культуры. Отслужив в армии поступает в Оренбургское Художественное училище. Успешно окончив художественное заведение, художник посвящает себя творчеству. Художник пишет пейзажи «Родные просторы», «Церковь Дмитрия Солунского» и другие. Кроме масла, художник работает и акварелью. Его работы радуют детей и в детском саду и в школе.
1.6 «Долина» - народный ансамбль казачьей песни
В 1989 году при районном Доме культуры «Юность» села Курманаевка, организовалась замечательная мужская вокальная группа, из которой в самое ближайшее время родился коллектив, известный сегодня всем в районе и области как казачий ансамбль «Долина». И вот все эти годы коллектив не перестает удивлять зрителей своим талантом и мастерством, сохранив при этом костяк, который не менялся с момента создания. Жители нашего района знают практически обо всех удачах и победах коллектива, о его гастрольных поездках и творческой жизни каждого участника коллектива.
Коллектив продолжает свою активную творческую жизнь, принимает участие во многих областных и региональных программах. И последним успехом казаков стало выступление ансамбля в Нижнем Новгороде на большом концерте - лучших национальных коллективов субъектов приволжского федерального округа, который состоялся 12 июня 2004 года.
Эти самодеятельные артисты вышли на большую сцену вместе с ведущими и популярными коллективами и исполнителями народов Приволжского округа. И как всегда, без всяких сюрпризов и неожиданностей, «Долина» была одной из лучших, в очередной раз, оправдав высокое звание «народный коллектив». Звание заслужить не просто и еще сложнее удерживать и подтверждать его на протяжении уже 16 лет. Жители Курманаевского района могут гордиться тем, что когда организуются региональные и областные фестивали, конкурсы, концерты, то непременно в состав участников этих мероприятий включают казачий коллектив.
Еще одна примечательность коллектива является то, что все эти годы ансамбль никогда не менял своих руководителей, с первых же дней им руководят Светлана и Леонид Шабалины, и это, конечно, является одним из слагаемых успеха коллектива. Без участия ансамбля «Долина» не обходится практически ни одно районное мероприятие, будь то юбилеи сел, дни работников сельского хозяйства, учительские конференции или районные семинары. В недрах казачьего ансамбля организовались и широко известны такие коллективы, как ансамбль «Казачок», который является спутником «Долины», ансамбль «Частушка» и эстрадный коллектив, который тоже носит название «Долина». Солисты эстрадной группы пользуются огромной любовью и популярностью у зрителей. В каком бы селе не проходили концерты, они всегда идут при полном аншлаге. Изюминкой ансамбля, конечно же, является казачий состав, исполняющий песни в народном плане.
Глава II. Внедрение национально-регионального
компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского
2.1 Региональный компонент как средство нравственно-эстетического воспитания личности
Патриотическое воспитание личности на современном этапе.
Одна из важнейших задач современного образования - патриотическое воспитание личности. Патриотизм (от греч. patris - отечество, родина) - это чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.
На всем протяжении истории образования искусство играет значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Оно обладает особыми возможностями эмоционально-образного влияния на человека.
Искусство - это всегда борьба «за « или «против», т.к. художник всегда что-то утверждает и что-то отрицает. Даже те произведения, авторы которых дорожат только формой и не заботятся о содержании, все-таки, так или иначе, выражают известную идею своего времени. Подлинный художник не может не показать истинную картину окружающего его мира. Так, из поколения в поколение, накапливаются лучшие традиции творческого и эмоционально-образного опыта художественно-эстетического воспитания личности. Произведения изобразительного искусства воздействуют на личность силой вызываемого художественным творением эстетического переживания, побуждающего к ответной рефлексии (размышлению над приведенным примером нравственного поведения, самооценке). Данное состояние не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением искусства, оно воздействует на ценностные установки личности, затрагивая все сферы ее жизнедеятельности. Таким образом, в результате восприятия произведений искусства происходит духовно-нравственное формирование личности. От того, на каком художественном материале воспитывается личность, зависит проявление у нее тех или иных индивидуальных склонностей и духовных потребностей.
Возрастающий в настоящее время интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует ее моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью ее истории. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей личность, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором она живет. Усваивая ориентации окружающих людей, человек вырабатывает и свою личную позицию, свои частные идеалы.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования, способствующего национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.
Формирование национального самосознания средствами изобразительного искусства.
Изучение искусства родного края во всем его многообразии представляет собой сложный познавательный процесс, в котором большую роль играют:
- разнообразие методов обучения, применяемых учителем на уроках изобразительного искусства;
- применение нетрадиционных форм уроков и занятий в процессе обучения;
- использование методических приемов, обеспечивающих возрастающий интерес к изучению искусства родного края;
- личностные качества учителя как носителя национальной культуры.
В основе планирования, включающего региональный компонент, лежит изучение русского искусства во взаимосвязи с искусством других народов. Через систему знаний и восприятие родной природы, образов родной культуры раскрывается самобытность русской национальной культуры, целостное восприятие мира.
В целях сохранения единого образовательного пространства на территории РФ утвержден обязательный минимум содержания образования (стандарт). На его основе разработаны примерные программы и требования к учащимся начального общего и основного общего образования. На сегодняшний день Министерством образования РФ учителям изобразительного искусства рекомендованы три типовые программы:
- «Изобразительное искусство». 1-9кл. (авт. колл. под рук. В.С.Кузина);
- «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9кл. (авт. колл. под рук. Б.М. Неменского);
- «Изобразительное искусство и художественный труд». 1-4кл. (авт. колл. под рук. Т.Я. Шпикаловой).
Во всех этих программах приоритетными являются следующие задачи:
- сформирование духовной культуры личности;
- пробуждение интереса к культуре и искусству своего народа;
- воспитание любви к своему Отечеству.
На основе обязательного минимума содержания художественного образования разработаны программно-методические материалы, которые служат педагогам изобразительного искусства ориентиром для разработки календарно-тематических планов и конспектов уроков, создавая, в то же время, благоприятные условия для творчества учителя, свободного выбора наиболее активных форм и методов обучения. Однако, включая в календарно-тематическое планирование темы национально-регионального компонента, учитель должен сохранять целостную структуру содержания программы, по которой он работает.
Можно выделить наиболее действенные формы и методы приобщения детей к культуре родного края.
Формированию основ целостной эстетической культуры личности ребенка способствует комплексное изучение искусства. Исходя из того, что национально-региональный компонент подразумевает не только художественное, но и краеведческое образование, изучение искусства должно проходить в тесной взаимосвязи с географией и историей края, политическим, экономическим и культурным положением его на разных этапах развития.
Комплексный подход к изучению родной культуры невозможен без использования интегрированных занятий. Отношение к народному искусству как к целостной художественно-эстетической системе позволяет интегрировать ряд дифференцированных учебных предметов - русский язык, литературу, музыку, изобразительное искусство, трудовое обучение, - которые не дублируют, а дополняют и углубляют друг друга. Это прослеживается в связях изобразительно-пластического искусства с музыкально-поэтическим, прикладным и обрядовым фольклором, где возможно использование разнообразного материала из изобразительного, литературного, музыкального ряда в зависимости от местных условий.
Наряду с интеграцией различных предметов в ходе учебного процесса необходимо использовать интеграцию учебной и внеучебной деятельности учащихся. В отличие от учебной внеучебная деятельность направлена на индивидуальную работу с детьми, предоставляя им возможность выбора в области художественного образования по своим интересам. К формам внеучебной деятельности относятся кружки художественного творчества, студии, внеклассные и факультативные занятия, тематические вечера об искусстве, встречи с художниками, праздники и фестивали, экспедиции и т.д. Такие формы интеграции помогают совершенствовать художественные способности детей, а также знакомить их с произведениями изобразительного и народного искусства, не вошедшими в школьную программу.
Углубленная направленность внеучебной деятельности во взаимодействии с учебной способствует развитию эстетического вкуса, а также нравственному воспитанию личности ребенка.
Устойчивый интерес к национальному искусству развивают уроки-экскурсии. Проведение таких уроков педагог может осуществлять с помощью сотрудничества с местными музеями, картинными галереями, выставочными залами. Во время экскурсий необходимо знакомить детей с историей культуры своей Родины, развивать умение целостного восприятия произведений искусства определенной эпохи и местности, вырабатывать свое собственное отношение к памятникам культуры, и через них к культуре родного края. Экскурсии в краеведческий и изобразительный музеи помогают воспитывать у учащихся живую любовь к родному краю, дают те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры. Проводя уроки в музее, учитель как бы помогает детям погрузиться в мир материальной и духовной культуры прежних поколений, создавая атмосферу сопереживания и сотворчества для современных школьников. Возникает та необходимая эстетическая среда, которая максимально приближает человека к сокровищам родной культуры, нравственным и духовным ценностям своего народа.
Большую художественно-воспитывающую роль выполняют и экскурсии «в природу». Главная задача таких экскурсий - помочь ребенку организовать в своей душе впечатления от природы в законченный художественный образ, воспроизводя одну из важных особенностей народного мировосприятия - слитность человека со всем живым на земле.
Видеоэкскурсии или видеопутешествия по родному городу или селу помогают ребенку взглянуть на него по-новому, открыть для себя еще неизвестное, хотя и удивительно знакомое. С помощью видеофильма, показанного на уроке, учитель дает возможность учащимся вновь совершить прогулку по знакомым улицам, помогая не только вспомнить виденные много раз архитектурные постройки, но и увидеть их красоту, поразиться величием памятников родного края.
Во время проведения экскурсий педагогу необходимо знать, что нежелательны экскурсии прогулочного типа - они должны быть систематической работой, нацеленной на конкретные задачи. При подготовке к экскурсии педагогу надо учитывать возрастные особенности детей. Младших школьников не стоит заставлять высказывать свою точку зрения - иногда молчаливое восприятие произведения искусства эффективнее, чем насильственное «вымучивание» ответа. Зато с подростками можно использовать эвристические методы работы, где выводы достигаются учащимися самостоятельно на основе непосредственных впечатлений.
Экскурсии могут играть роль вспомогательного средства к уроку по определенной теме, а также могут быть обобщающими. Экскурсия-обобщение помогает лучше запомнить произведение искусства, развить более глубокое его восприятие, что способствует не только обобщению, но и закреплению пройденного материала.
Интересным и одновременно трудным методом в процессе развития творческой активности учащихся, необходимой для изучения культуры родного края, является поисковая работа. Суть поискового метода сводится к тому, что новые знания учащиеся не получают в готовом виде, а самостоятельно добывают в ходе исследования какой-либо проблемы. Это может быть исследовательская работа искусствоведческой направленности, которая поможет собрать сведения о художественной культуре родного края. Поиск новой информации можно организовать не только с помощью литературных источников, но и в результате проведения экспедиции. Экспедиция предполагает сбор материалов по культуре родного края, направленных на изучение региональных особенностей искусства через историко-культурные связи и этнические традиции местного населения, а также встречи с интересными людьми - мастерами своего дела. Однако надо помнить, что исследование - дело непростое и серьезное, к которому необходимо тщательно подготовиться и учителю, и ученикам. Необходимо избегать навязывания темы ребенку, какой бы важной она ни казалась учителю. В ходе исследования надо учить школьников не только вникать в суть поставленной проблемы, но и уметь решать ее. В связи с этим при планировании исследовательской деятельности педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей. Грамотно управляя поисковой работой учащихся, учитель добивается повышенного интереса со стороны школьников к учебному процессу, получения ими более глубоких, прочных знаний.
Воспитание национального самосознания ребенка непосредственно связано с развитием творчески активной личности, способной создавать из воспринятых элементов новую комбинацию в виде образа, нередко исходящего из коллективного творческого замысла детей и формируемого их дружными усилиями. Этому может способствовать коллективное творчество учащихся на занятиях, особенно по декоративно-прикладному искусству. Коллективность вообще характерна для русского народа, т.к. изделия, создаваемые коллективом мастеров, приобретают наиболее полное совершенство. В то же время, в рамках коллективной работы выявляются природная одаренность, талант и возможности отдельно взятого человека. Ребят также радует совместная работа по созданию графической или живописной работы, аппликации, конструкции, ведь общий результат всегда богаче и ярче, чем отдельно взятая индивидуальная работа. Данная форма работы наряду с раскрытием личностных качеств каждого ребенка способствует межличностному общению, что в свою очередь формирует чувство сотворчества, сопереживания. Однако, учитель должен руководить коллективной работой, определяя задания для каждого ученика или отдельной группы (мастерской). Для этого педагогу необходимо тщательно продумать и распланировать все этапы предполагаемой работы. Важное значение в коллективной деятельности имеет распределение учеников по группам, когда учителю обязательно нужно учесть и учебные, и личностные достижения каждого ребенка.
Коллективная деятельность на уроке может быть организована по-разному. Это может быть парная работа (работа в паре), групповая (работа в небольшой группе) и коллективная (работа всего класса). Внутри этих форм дети могут работать индивидуально, создавая определенную часть будущей композиции; по принципу конвейера, когда каждый участник по мере выполнения своей части передает работу следующему участнику; одновременно все, создавая одно общее произведение.
Важнейшей функцией изобразительного искусства в системе патриотического воспитания школьника является формирование художественного вкуса личности как способности ее к эстетическому восприятию, переживанию, оценке идеалов и норм окружающей действительности. Организация восприятия искусства - неизбежный процесс, сопровождающий акт творчества, мобилизующий ум, чувство, волю, воображение человека, т.е. всю совокупность его духовных способностей.
Наилучшим методом восприятия искусства является общение с произведением искусства. Организация художественного восприятия может быть намечена в двух главных направлениях: переживании и познании. Познавательные элементы неизбежно присутствуют в переживании, в то время как процесс изучения окрашивается той или иной эмоцией, а художественный образ определяется равнодействующей внутреннего творческого акта и физического его выражения. Акт творческого восприятия в этом случае соединяет личность с общим, сверхличным, художественный образ становится душою, а его материальная форма - символом этого общего духа, его творческого внутреннего действия. Здесь просматривается поставленная перед художником задача, которая сводится к тому, чтобы зритель, созерцая художественное произведение, почувствовал внутреннее творческое переживание, забыв и материал, и технику. Не пережитое до конца художественное произведение не может быть до конца понято, а значит, не может быть и подлинной, культурной ценностью. Истинный художник должен так переработать художественный материал в некую иллюзорную форму, пронизанную глубоким психологическим переживанием, чтобы его художественное произведение явилось символом-выразителем творческого действия у художника и символом-возбудителем сходного творческого действия у зрителя. Отсюда - глубочайшая социальная ценность и значимость искусства и его творческого переживания.
В методике восприятия следует отправляться от психологии зрителя, особенно если это ребенок. Обычно в раннем возрасте ребенок захватывается переживанием сюжета. Поэтому на первых этапах можно применить анализ сюжета как поверхностного, не специфического слоя художественного произведения. Анализ формы и техники здесь может только навредить маленькому зрителю, оборвав рождение глубокого внутреннего переживания. Насилие или будет скучно и отвратительно, или вызовет лживое, неискреннее отношение зрителя к своему восприятию. Это же касается и создания ребенком художественного образа.
В период детства вообще следует предоставить полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле. «Исправление» детского художественного вкуса, художественных произведений детей - одна из величайших педагогических ошибок. Педагог должен помогать ребенку в другом. Прежде всего, это - помощь при познании ребенком окружающего мира, предметов, их свойств, отношений, взаимодействий. Так, на уроках ИЗО следует помочь детям овладеть той или иной красочной палитрой по их вкусу, смешивать краски, накладывать их на бумагу или иной материал, обрабатывать в связи с их запросами поверхность, - добиваться, например, большей или меньшей густоты красочного слоя, густого или жидкого состава краски, умения накладывать ее ровным слоем. В ходе выполнения объемных и пространственных работ педагог должен помочь детям выявить все свойства используемых материалов, их конструктивные качества, их пригодность для осуществления определенного творческого замысла детей.
Для подростков уже характерен рост познавательных стремлений над эмоциональными. Восприятие художественных произведений неизбежно приобретает характер аналитический. Теперь педагогу важно закрепить в подростке моменты подлинного переживания, сделать их исходными в процессе творческого самовыражения. Педагог не должен забывать также, что один из основных методов работы с детьми - метод пробуждения предельной самостоятельности детей, развития до возможного напряжения активности их воображения, творчества и изобретательских способностей. Всякий педагог, работающий с детьми, знает то бесчисленное количество открытий, которые совершает в процессе своей работы ребенок, знает тот творческий восторг, каким загорается лицо ребенка при удачном завершении творческих поисков. Успех и приобретаемые навыки пробуждают в нем новый взрыв энергии. Основную педагогическую ценность здесь имеет сам процесс, само творческое действие, а не результат. Далеко не каждый ребенок станет и должен стать художником. Но он может стать творцом, созидателем. Задача педагога изобразительного искусства - помочь ребенку чутко воспринимать и переживать совершенство художественной формы окружающей жизни, добиваться этого совершенства в области творимого им самим доброго и полезного для окружающих дела.
Можно продолжить перечень форм и методов, помогающих формированию национального самосознания ребенка на уроках изобразительного искусства. Однако в самом принципе предлагаемого подхода к обучению заложен творческий потенциал учителя, его личностные и профессиональные качества.
Культурное наследие Оренбуржья. В культурном отношении Оренбуржье - край уникальный и самобытный, что объясняется рядом особенностей.
Недра оренбургских земель до сих пор таят в себе несметные богатства, а необозримые просторы «вольных « степей перемежаются островками лесов, реками и озерами, горными ландшафтами.
В Оренбуржье находится единственный в Европе сосновый массив, расположенный в степной зоне - это Бузулукский бор, который раскинулся зеленым оазисом среди широких и привольных степей. Много необычного имеется в этом своеобразном лесном музее, отличающимся контрастами растительного и животного мира: например, здесь соседствуют северный олений мох-ягель и степной ковыль; любитель жарких степей удод и обитатель среднерусской полосы вальдшнеп. Далеко за пределами области известна достопримечательность Соль-Илецка - озеро Развал, в котором уживаются вечная мерзлота дна и никогда не замерзающая поверхность. Если в это озеро на глубину 10 метров опустить закупоренную бутылку с пресной водой и продержать ее там в течение 10-15 минут, то в бутылке окажется лед, хотя верхний слой озера в это же время остается теплым. В озере нельзя утонуть, т.к. вода перенасыщена солью: человек может спокойно читать, лежа на спине.
Земли оренбургского края богаты месторождениями разнообразных руд, газа, нефти, минерального сырья. Замечательным поделочным камнем области является яшма. Например, орская яшма знаменита тем, что ее использовали для облицовки некоторых станций Московского метрополитена (в частности, в оформлении станции «Маяковская»). Изделия из орской яшмы выставлены в Эрмитаже, Лувре и других музеях мира. «Окаменелой сказкой природы» называют орскую яшму.
А Губерлинские горы, в недрах которых залегают богатые природные ресурсы, являются еще и местом разведения оренбургских пуховых коз. Они дают пух самого высокого качества, благодаря чему оренбургские пуховые платки приобрели мировую славу. Все эти несметные богатства издавна способствовали активному заселению края.
Началось оно благодаря волжским казакам, обосновавшимся на реке Яик в 1586 году. И уже в конце XVI века степи на правобережье Яика и Башкирия были введены в состав Русского централизованного государства, а Казачий городок был нанесен на карту Руси. Однако основными жителями южноуральских степей пока еще оставались башкиры и калмыки, а Зауралья - казахи. После присоединения к Русскому государству Казанского ханства началось массовое заселение оренбургских степей и Башкирии народностями Среднего Поволжья - русскими, татарами, чувашами, мордвой.
В XIX веке голод и жестокая эксплуатация крестьян заставили целые семьи покидать родные места в густонаселенных центральных губерниях России и переселяться в оренбургские степи. Так образовался многонациональный край, объединивший в себе наряду с русским народом различные национальные культуры.
Культура области, впитав в себя традиции разных народов, выработала свои, характерные только для Оренбургского края, самобытные черты. Важной особенностью Оренбургского края является его месторасположение на границе Европы и Азии, благодаря которому на развитие всей культуры края повлияло своеобразное сочетание западного искусства - спокойного и уравновешенного, и восточного - изящного и утонченного. Это наблюдается не только в архитектуре городов и сел области, но и в работах художников, в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Народное творчество в нашей области можно условно разделить на две группы:
1) развитие художественных традиций, характерных для данной местности и направленных на создание декоративно-прикладных изделий;
2) самодеятельное искусство, вобравшее в себя черты, характерные для изделий различных промыслов.
К первой группе можно отнести оренбургский пуховый платок. В 60-е годы XVIII века, благодаря активному содействию П.И. Рычкова и его жены, в Оренбуржье зарождается пуховязальный промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов. Пуховязальное рукоделие же оренбургские мастерицы знали еще раньше. Уже к середине XIX века оренбургские платки приобрели мировую славу. И действительно, по тонкости работы, ажурности узора, и в тоже время прочности платка и способности его сохранять тепло оренбургские платки не имеют себе равных. Кроме этого, довольно большую по размеру паутинку (210 х 210 см) можно легко пропустить через обручальное кольцо. Ценность оренбургских платков подтверждается экспонированием на отечественных и зарубежных выставках. В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве были представлены оренбургские и пензенские пуховые платки. Вот что говорится об этом в отчете экспертной комиссии: «Для местного потребления платки эти (т.е. пензенские) вполне подходящие, но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут».
Ко второй группе народного творчества больше подходит акбулакская глиняная игрушка. Данное художественное ремесло еще даже не сформировалось окончательно в промысел с его единым стилем и самобытностью. Для акбулакской игрушки пока характерна эклектика, основанная на заимствовании приемов лепки и элементов росписи известных художественных промыслов с добавлением индивидуального стиля мастера.
На этом не заканчивается знакомство с культурой нашего многонационального края, следующей ступенью является организация педагогом исследовательской деятельности детей по изучению традиций, обычаев, культурных особенностей нашей области. Оттого, насколько учитель сам проникнется пониманием данной проблемы, зависит, сможет ли он ввести ребенка в мир целостности человека и духовной ценности своего народа.
2.2 Анализ программы Б.М. Неменского
Своеобразие предлагаемой программы Б.М. Неменского дает учителю реализовать свои возможности при проведении уроков и учесть уровень подготовки детей.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» разработанная под руководством Б.М. Неменского, ставит задачу духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействия искусства с жизнью. Программа разработана для 1-9 классов.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Таким образом, программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы. Но средняя школа – это основной и самостоятельный (базовый) этап художественного образования.
Пятый класс (или первый год средней школы) посвящен группе декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей практический смысл, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственной образности, игровой атмосферы, ограничной как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки местных художественных традиций и промыслов.
Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для проявления индивидуальности учителя с учетом особенностей региона. Необходимо постоянно иметь в виду структурную целостность программы, основные цели и задачи каждого этапа, обеспечивающие непрерывность поступательного развития учащихся.
Программа средней школы выражает логику развития содержания изучаемого материала. Овладение художественными навыками и знаниями строится ступенчато. Но в связи с тем, что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа создает возможности различного углубления каждой темы, в зависимости от конкретных условий.
Так, программа при определенных потерях может иметь осуществление при 36 учебных часах в год, но оптимальное изучение программы предполагает 72 учебных часа в год. При опоре на методические материалы к программе, ее изучение может иметь углубление каждой темы на большее количество часов для школ художественно-эстетического направления. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику их взаимодействия.
2.3 Региональный компонент – как составная часть содержания художественного образования
«Национальное искусство – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства…»
Б.М. Неменский
Формированию у ребенка ценностного отношения к миру, любви и уважения к своей культуре и культурному наследию народов, населяющих родной край способствует обращение к народной традиционной культуре, которое позволяет развивать у детей интерес к истории и культуре русского, башкирского, татарского и других народов. Актуальным становится воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства уважения к культуре народа другой национальности параллельно с формированием осознания своего национального «я».
Любой край, область, даже небольшое село, по-своему неповторимо. В каждом месте – своеобразная природа с присущими только ей красками и звуками. Любовь к родному краю начинается с детства. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своим народом, своим краем. Корни этого влияния – в языке, национальных песнях и танцах, в музыке, художественной деятельности. В настоящее время наблюдается интерес к народной художественной культуре, народному искусству.
Каждая нация, этническая группа, регион обладает уникальными и разнообразными видами народного творчества, несмотря на то, что используется в основном, однотипный материал – глина, дерево, ткань и т.п. изделия же выполненные в этом материале, отличаются друг от друга своей самобытностью. Это объясняется тем, что само создание вещи – образа, изделия, предмета сопряжено с особенностями условий уклада жизни (экологические, национальные, психологические, социальные, экономические и т.п.). Каждый регион, этническая группа создавали свои традиции на протяжении веков, вбирая все то лучшее, что представляли им предыдущие поколения.
Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной яркой сокровищнице мировой художественной культуры.
Национально региональный компонент в содержании стандарта художественного образования включает знания об исторических и культурных традициях региона; об искусстве, как народном, так и профессиональном, о его наиболее ярких представлениях. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования.
Наиболее полно глубоко представить картину культурной жизни региона можно, лишь охватив следующие ее стороны:
- местную историю, религиозные убеждения проживающих народов;
- декоративно-прикладное искусство народов, населяющих регион, черты сходства и различия;
- историю профессионального художественного творчества региона, его основоположников;
- современное изобразительное искусство региона, творчество молодых художников, их культурные связи с художниками других регионов России.
Знание всего многообразия художественной культуры родного края следует рассматривать не как самоцель, в его основе должно лежать понимание того, что культура общества, чем богаче, тем разнообразнее вклад в нее различных традиций, тем глубже взаимное влияние мастеров, их олицетворяющих.
Современное искусство Уральского региона развивается в огранической связи с искусством проживающих здесь народов, питается его образами и энергетикой, поэтому очень важно при формировании художественного восприятия ребенка заложить понимание этой взаимосвязи.
«Белый родник» - так звучит в переводе на русский язык название районного центра Акбулак. Это имя поселок получил из-за лиловых гор, расположенных около него. Акбулакские глины известны давно. В основном это красные и белые глины. Следует отметить, что тяга к созданию игрушек для забавы взрослых и детей у местных мастеров была всегда.
В 1986 году был создан клуб народного творчества «Родник», руководителем которого является Благовестнова Полина Ивановна. Полина Ивановна занимается в «Роднике» с детьми, эта работа направлена на общее художественное развитие.
Урал славится своими ремеслами. На весь мир известно искусство уральских умельцев, резчиков по камню, литейщиков и граверов по металлу, но мало знаем о традициях женских ремеслах.
Славную лепту в развитие филейно-шторной вышивки в России внесли мастерицы Поволжья. Благодаря активной деятельности Н.А. Тазовой филейно-шторная вышивка не только была сохранена в Поволжье до настоящего времени, но и приобрела характерные черты самарской школы, что делает закономерным тот факт, что ее называют «Самарским гипюром». На образцах работы и опыте старых самарских мастериц учатся современные школьницы, наиболее известной является мастерская «Лада» под руководством Ольги Якуниной.
Смысл регионального компонента образовательной области «Искусство» заключается в приобщении детей к искусству, культуре, традициям родного края, выработке системы ценностей, в которой любовь к Отечеству и малой Родины будут тесно взаимосвязаны, формированием духовной культуры личности.
2.4 Разработка регионального компонента в блоке уроков
I четверть. Древние корни народного искусства | ||||
№ урока | Тема урока по программе | Предлагаемая тема | Задания для детей | Образец задания |
1 | Древние образы в народном искусстве | Древо желаний | Выполнить рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву, сохраняя в рисунке обобщенную тему | |
2 | Убранство русской избы | Сказочный мир дерева | Украсить деталь дома (причелину, полотенце, наличник, лобовую доску или целиком фронтон), используя декоративные элементы своего родного края. | |
3 | Внутренний мир русской избы. | Красна изба углами | Изобразить внутреннее убранство русской избы. | |
4 | Конструкция и декор предметов быта (1 час) | Путешествие в прошлое. | Придумать форму прялки и вырезать | |
5 | Конструкция и декор предметов быта (2 час) | Путешествие в прошлое | Выполнить роспись прялки, используя разные варианты украшений | |
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Куда иголочка – туда и ниточка | Выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки | |
7 | Народный праздничный костюм (1 час) | И в пир – и в мир | Выполнить эскиз праздничного народного костюма в любой технике (рисунок, аппликация и т.д.) | |
8 | Народный праздничный костюм (2 час) | И в пир – и в мир | Завершение народного праздничного костюма (детализация) | |
9 | Народные праздничные гуляния | Веселый хоровод | Коллективное панно |
Заключение
В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с жизнью.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
Возрастающий в настоящее время интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечеством.
На сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования, способствующего национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.
В связи с этим поставленная в ходе работы цель: разработка и методические рекомендации по внедрению регионального компонента блока уроков «Древние корни народного искусства» достигнута. Выполнение работы позволило решить следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать богатый искусствоведческий традиционный материал по народному искусству родного края. Оформить его как справочный материал в помощь учителю.
2. Проанализировать существующие дидактические пособия, фотографии, иллюстративный материал.
3. Разработать блок уроков, с элементами регионального компонента (9 конспектов).
4. Составить рекомендации по использованию данных пособий.
Список использованной литературы
- Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. М.: «Просвещение», 2001.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: «Просвещение», 1984.
- Морозкина И.Л. Искусство родного края как региональный компонент. Содержание образовательных программ по изобразительному искусству. Оренбург, 2003.
- Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство 5-9 классы. М., 2001.
- Победоносцев К.П. Праздники православной церкви. М., 2000.
- Тимофеев Н. Великое переселение села Курманаевка. Редакция газеты «Знамя труда», 1999.
- Тимофеев Н. Строили церковь собственным иждивением. С. Курманаевка ГУП «Редакция газеты «Знамя труда»«, 2002.
- Тихонова О. «Дошкольное воспитание» № 2, 2004.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: «Высшая школа», 1992.
- Фролова Е. Чистый источник. М.: «Молодая Гвардия», 1990.
- Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.: «Просвещение», 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.
Авторская методическая система учителя русского языка и литературы Борисовой А.Л....
Внедрение национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс (на материале искусства народов ЯНАО)
Курсовая работа...
«Компьютерные технологии как средство внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс»
Теоретические основы внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс с использованием компьютерных технологий...
Отзыв на методическую разработку «Компьютерные технологии, как средство внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс». г.Губкинский
Отзыв педагогических работников...
Отзыв на методическую разработку «Компьютерные технологии, как средство внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс». г.Алматы
Отзыв педагогических работников...