Психологические особенности учащихся, вызывающие трудности в обучении.
статья по теме
Психологические особенности учащихся, вызывающие трудности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agresivnost.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности учащихся, вызывающие трудности в обучении.
В подавляющем большинстве случаев причинами детских страхов и агрессивности является либо гиперопека, либо эмоциональная холодность родителей, либо физическое и психологическое насилие.
Дети с защитной агрессивностью – причины: эмоциональная холодность родителей в семье/ непоследовательные и непредсказуемые методы регулирования дисциплины/ неэффективные способы реагирования на агрессивное поведение/ насилие во взаимоотношениях между детьми в семье/. Ребёнок переносит чувство гнева с родителей на педагога. Эти дети часто отличаются высоким честолюбием и стремлением к общественному признанию.
Рекомендации родителям:
- Проявлять любовь, заинтересованность ребёнком.
- Необходима ситуация успеха и другие средства на усиление внутреннего Я.
- Не допустимы угрозы наказанием с дальнейшей их отменой. Наказание должно быть связано напрямую с поведением ребёнка и применяться сразу после совершения проступка.
- Для формирования контроля над своими побуждениями их можно ставить в условия соревнования
Дети с деструктивной агрессивностью – истоки прежде всего кроются в семейном воспитании. Родители склонны к гиперопеке, излишнему контролю. Трудность заключается в том, что они делают это от огромной любви, сверхпоглощённости ребёнком, от преувеличения его слабости, беззащитности. Внешне дети показывают привязанность и зависимость от родителей, но внутренне могут чувствовать гнев в отношении родителей, вызванный ощущением ограничения собственной свободы. Таким образом, у них формируется стереотип сдерживания своих истинных чувств в присутствии значимых лиц и выплёскивании их в других ситуациях. Поэтому агрессию они направляют на людей, которых считают малозначимыми. Например: более слабых сверстников или педагогов дополнительных предметов.
Невозможность открытого проявления гнева заставляют детей искать доступные косвенные формы. Например: принимают на себя роль классного шута.
В 5-6 классах стоит ожидать резкого возрастания деструктивной агрессивности. Это может проявляться в том, что подросток будет выкрикивать с места, мешать вести урок, демонстративно употреблять ненормативную лексику. Появится интерес к анальной тематике: может ломать туалеты, разматывать туалетную бумагу. Строгие санкции взрослых лишь усиливают такое поведение.
Рекомендации родителям:
- По возможности создавать иллюзию свободного выбора у ребёнка (выбрать одну задачу из ряда задач одинаковой сложности).
- Строгие санкции взрослых лишь усиливают деструктивное поведение.
- Предоставление ребёнку реальной самостоятельности дома, которая может проявляться по-разному в зависимости от традиций семьи.
Дети с демонстративной агрессивностью – нарушения поведения в данном случае служит способом привлечения внимания. Происходит это путём переноса на педагога образа родителей и отношений с ними.
Многие ребята склонны к проявлению регрессивного поведения: кривляются, сюсюкают, используют интонации маленьких детей. Это чаще всего проявляется у тех, у кого есть младшие братья и сёстры, к которым они ревнуют родителей.
Не редко детям не достаёт умения ставить себя на место другого человека.
В подростковом возрасте проявления демонстративности могут сильно возрасти и принять такие формы, которые будут сильно мешать проведению уроков: выкрики с места, комментирование действий учителя, придумывание обидных кличек и много другое, что будет вызывать смех у окружающих. Классу обычно это нравится поскольку позволяет расслабиться. Кроме того, открытое непослушание в подростковой среде считается «крутым», придаёт авторитет.
Однако, понимая, что причиной демонстративности является глубокое одиночество подростка, надо постараться войти с ним в неформальный контакт, завоевать его доверие и постепенно, снизить сначала остроту, а затем и частоту агрессивных вспышек.
Рекомендации родителям:
- Не реагировать на негативное поведение ребёнка традиционно
- Необходимо способствовать формированию самоанализа
- Стоит резко и очень уверенно пресекать демонстративные выходки
Дети с компенсаторной агрессивностью – очень остро воспринимают ситуации социального сравнения, иногда реагируя на них острыми эмоциональными вспышками, несоизмеримыми с силой раздражителя. Например: подросток не войдя в десятку лучших спортсменов школы стал стучать ногами по шкафу с криками, чтобы он (учитель физкультуры) попал под машину. В данном случае нужно понимать, что ни о каких реальных действиях в отношении учителя мальчик не думал, поэтому речь должна идти не о моральном развитии ребёнка, а о формировании уверенности в себе с одной стороны и самоконтроля с другой. Самоконтроль обычно снижается в ситуациях усталости и перевозбуждения, поэтому в случае наличия для этого объективных предпосылок (конец четверти, эмоционально насыщенная подготовка к какому-либо мероприятию и т.п.) взрослым необходимо держать таких учащихся в сфере своего внимания, чтобы не допустить травмотизации окружающих, т.к. даже небольшой раздражитель с их стороны может привести к агрессивной вспышке, в которой подросток будет плохо контролировать себя.
Такие дети с удовольствием принимают на уроках позицию негативного лидера – выкрикивают, перебивают учителя, комментируют ответы других, обесценивая их. Следует насколько возможно создавать ситуацию успешности. Для таких ребят очень полезно наличие неформального контакта с педагогами в частности, оно повышает у них собственную значимость.
Дети с отрицающей агрессивностью – часто испытывают чувство тревоги, не осознают своих возможностей, не знают кто они есть, как относятся к ним окружающие, не уверены в собственной для них ценности. В активном варианте проявления нарушений он будет склонен к эксцентричному или рискованному поведению, к принятию необдуманных решений. Решений пусть не выгодных для него, но отрицающих мнение родителей.
Девушки могут склоняться к ранним половым связям, мальчики – к употреблению значительных доз алкоголя или наркотиков, неформальным компаниям. Таким образом, подросток позиционирует себя окружающим как суперуверенного человека, лидера. В то же время болезненно воспринимает попытки других лидировать, реагирует на них агрессивно.
Гиперопека и непоследовательные действия со стороны родителей могут приводить не только к страхам и агрессивному поведению, но и к тому, что ребёнок перестанет верить в свои силы.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
- Хвалите своих детей за малейшие успехи!
- Любите их безусловной любовью, вне зависимости от того какие оценки они приносят из школы.
- Давайте понять своим детям, что недостаток способностей во многих случаях может быть компенсирован дополнительным усердием и трудолюбием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении физики."
Статья из моего опыта работы....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦПМСС
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ,ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯВ УСЛОВИЯХ ЦПМСС...
"Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся".
Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся....
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматики
Учет психологических особенностей учащихся при обучении грамматики...
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...