Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
"Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения "
(из опыта работы в классах КРО VII вида)
ПЛАН ДОКЛАДА:
Введение
- Основные характеристики мыслительной деятельности детей с ЗПР.
- Особенности памяти, внимания, восприятия при задержке психического развития.
- Особенности понимать наглядно-образных заданий детьми ЗПР.
- Коррекционная работа по развитию памяти у детей в классе компенсирующего обучения (КО).
Заключение.
Введение.
Изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизма формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития (ЗПР).
ЗПР - Синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных её функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладание игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
В данн||м докладе я рассмотрю особенности мыслительной деятельности у детей с Замедленным психическим развитием, а также как в процессе обучения учитывать психологические особенности таких учащихся.
1. Основные характеристики мыслительной деятельности детей с ЗПР.
Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохронена способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации.
На развитие мышления оказывают влияние все психологические процессы:
- уровень развития внимания;
- уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем ^гаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок);
- уровень развития речи;
- уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов). Чем старше ребенок, тем более сложные задачи он может решить.
У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детец^нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скущйМ опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с ЗПР.
Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.
У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена, способность планировать свою деятельность с помощью речи, нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка.
Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:
1. Информированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате вэдюлнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.
2. Отсутствие выраженного ориентированного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы быстрее закончить работу, а не качественно выполнять задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентированного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.
3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей).
Д%и решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
4. Стереотипность мышления, его шаблонность.
Наглядно-образное мышление.
Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушений целостности, целенаправленности, активности восприятия - все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности.
Логическое мышление.
У детей с ЗПР имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления: анализ (увлекаются мелкими деталями, не могут выделить главное, выделяют незначительные признаки); сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);
классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
2..Особенности памяти, внимания, восприятия при ЗПР.
Недосточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти.
Специфические особенности памяти детей с ЗПР:
- снижение объема памяти и скорости запоминания;
- непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;
- механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых
попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания,
близко к норме;
- преобладание наглядной памяти над словесной;
- снижение произвольной памяти;
- нарушение механической памяти.
Внимание:
Причины нарушенного внимания: оказывают свое влияние имеющиеся у ребенка астенические явления;
- несформированность механизма произвольности у детей;
- несформированность мотивации, ребенок проявляет хорошую
концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить
другой уровень мотивации - нарушение интереса.
Более сильно нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение развитию произвольного внимания. Для этого использовать специальные игры и упражнения («Кто внимательней?», «Чего не стало на столе?» и т.д.).
В процессе индивидуальной работы применять такие приемы, как: рисован^ флажков, домиков, работа по образцу и т.д.
Восприятие.
Причины нарушенного восприятия у детей с ЗПР:
- при ЗПР нарушена интегративная деятельность коры головного мозга,
больших полушарий и, как следствие, нарушена координированная
работ различных анализаторных систем: слуха, зрения, двигательной
системы, что ведет к нарушению системных механизмов восприятия;
недостатки внимания у детей с ЗПР;
недоразвитие ориентировочно-исследовательской деятельности в
первые годы жизни, как следствие, ребенок недополучает
полноценного практического опыта, необходимого для развития его
восприятия.
особенности восприятия;
недостаточная полнота и точность восприятия связана с нарушением
внимания механизмов произвольности;
недостаточная целенаправленность и организованность внимания.
Замедленность восприятия и переработки информации для
полноценного восприятия. Ребенку с ЗПР требуется больше времени,
чем нормальному ребенку;
- низкий уровень аналитического восприятия. Ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»); снижение активности восприятия. В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всматриваться, материал воспринимается поверхностно;
- наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер - зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.
3. Особенности понимания наглядно-образных заданий детьми с ЗПР.
Проблема задержки психического развития и трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Понимание - это результат сложной аналитико-синтетической деятельности, и разная успешность понимания заданий детьми с ЗПР зависит от умения субъективно осуществлять многоэтапный процесс мышления.. Успех понимания находится в тесной зависимости от объективных характеристик самого задания - его сложности, неоправданной лаконичности изложения условия задания или чрезмерной его громоздкости и др.
При изучении понимания как результата мышления успешность понимания оценивается по определенным параметрам, в качестве которых выступают глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий. У детей с ЗПР имеются недостатки по каждому из параметров понимания. Самые существенные недостатки понимания обнаруживаются по параметру глубины понимания, как степени обобщения смысловой информации и актуализируемых элементов прошлого опыта знаний. Известно, что показателем глубокого понимания является факт установления причинно-следственных зависимостей. У детей с ЗПР по этому показателю обнаруживаются самые значительные нарушения проявляющиеся в том, что дети затрудняются строить умозаключения и делать соответствующие выводы. О недостатках по параметру отчетливости свидетельствует то, что дети с ЗПР зачастую как бы «чувствуют» смысл проблемной ситуации, но выразить его в речи самостоятельно, в особенности в развернутой форме, является для них
проблематичным. Недостатки по параметру полноты понимания заключаются в том, что дети с ЗПР выделяют по сравнению с нормально развивающимися детьми значительно меньшее количество информационных единиц, в их ответах встречается много искажений, часто нарушается последовательность изложения.
Основные затруднения у детей с ЗПР в понимании наглядно-образных заданий заключается в следующем:
- затруднения в понимании, непосредственно связанные с недоразвитием
у детей понятий;
затруднения в понимании связанные с нарушением аналитико-синтетической деятельности;
- затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала;
- затруднения в понимании, связанное с ослаблением интеллектуальных интересов и недостатками мотивации;
- затруднения в понимании, связанные с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов.
Выявление особенности процесса понимания в структуре мыслительной деятельности у детей с ЗПР требуют особой организации в проведении с ними коррекционно-педагогических мероприятий.
4. Коррекционная работа по развитию памяти у детей в классе компенсирующего обучения (КО).
Перед учителем, работающем в классе КО, встает задача организации коррекционного обучения. Коррекционная работа способствует развитию у учащихся внимания и памяти, пространственного воображения, основ логического мышления.
Следует помнить, что все познавательные психические процессы (восприятие, мышление, память и др.) существуют, но не в «чистом виде», а представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Например, упражнение «графический диктант» можно отнесли к пространственно-ориентационным заданиям, также оно эффективно способствует развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки.
Работая несколько лет в классах КРО VII вида, видя какие трудности испытывают дети при запоминании, а затем при воспроизведении заучиваемого материала я попыталась отобрать, сгруппировать различные упражнения, оказывающие эффективное воздействие на развитие памяти у детей с ЗПР.
В начале года можно провести диагностику природной и культурной памяти, предложенную Л.В. Черемошкиной в книге «Развитие памяти у детей: «Ведь задача учителя - помочь ребенку развивать именно культурную память. И, кроме того, учителю важно помнить, что память ребенка устроена не одинаково, т.е. по-разному полученная информация сохраняется в сознании. Она может быть сохранена в виде зрительных (визуальных), слуховых (аудиальных) или кинестетических образов. Как правило, ребенок опирается на одну из 3-х ведущих систем, что и порождает многие трудности при усвоении школьной программы.
Чтобы помочь ребенку учиться, нужно развить у него все виды памяти.
В книге Е.С. Гобовой «Понимать детей - дело интересное» предложена методика определения ведущей системы контроля ребенка.
Было бы хорошо стараться развивать у детей зрительную, слуховую, кинестетическую. Эмоционально-образную, тактильную и другие виды памяти.
Разнообразные приемы для укрепления памяти называются мнемотехникой. Важным приемом запоминания учебного материала является установление логических закономерностей.
Например, детям необходимо запомнить и зарисовать фигуру, и затем рассказать, как запоминали. Важно учить детей искать опорный пункт для запоминания, ни в коем случае не критиковать прием, предлагаемый ребенком.
Им можно предложить так запомнить дату 1242 - Ледовое побоище: «1- напоминает копья, 2- это кони (русских и крестоносцев) 4-напоминает крест на шлемах и одеждах. Вижу копья, коней, крест и опять коней - 1242г.
Хорошо тренируют наблюдательность, точность памяти задания типа «Найди отличия».
Для развития словесной памяти хорошо использовать упражнение на запоминание слов, составления с ними логических цепочек: перо, белка; парнишка, скатерть;
- гром, ручей;
- груша, сумка.
«Пером и углем можно рисовать, белка боится ружья, парнишка ест грушу, поставил на скатерть сумку».
Можно на уроках проводить упражнения «говорим в унисон», когда маленькие правила (2-4 строчки), дети учат в паре.
Отлично тренируют внимание, память, пространственное воображение различные игры.
Детям в классах КРО особенно трудно дается русский язык, больше всего ошибок они допускают при написании словарных слов. С такими словами можно познакомить с помощью следующей методики: «Внимательно рассмотрите слово, какая буква, за какой следует.
Закройте глаза и вспомните, как было написано слово.
Напишите слово в тетради (закрепляем кинестетически).
Проверьте и сравните написанное с «оригиналом».
Ежедневно на уроках можно проводить зрительные и слуховые диктанты. Они полезны для развития точности памяти, тренировки внимания, активизации мышления, способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Особую пользу ученику оказывают упражнения на избирательность запоминания. Они позволяют учителю развивать тренировать, укреплять и контролировать одновременно и память, и орфографические навыки учащихся. Например, выписать из текста только:
- новые слова;
- числа.
На уроках полезно проводить «симультанное» (мгновенное) чтение. Можно давать такие задания - найти и обвести в кружок заданные слова.
Систематическая работа над развитием памяти дает свои положительные результаты. Дети лучше решают задачи, т.к. помнят, о чем в ней говорится, быстрее заучивают, активнее работают на уроках, не боясь высказывать свои мысли, делать предположения. Не случайно говорят: «Память человека в его собственных руках». Развивать память можно и нужно, и в этом ученику должен помогать учитель.
Заключение.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально - волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последние проявляются в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного кратковременного и долговременного. Отставания в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Учитывая всё выше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, т.е. занятия, проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль над организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план физкультминутки.
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности учащихся, вызывающие трудности в обучении.
Психологические особенности учащихся, вызывающие трудности в обучении....
"Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся".
Дифференцированное обучение при подготовке к ЕГЭ с учётом психологических особенностей учащихся....
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся
Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся...
Единство требований к учащимся 5 классов, учёт индивидуальных особенностей учащихся, адаптация детей к обучению в школе 2-й ступени, сформированности ЗУН. (педсовет 1 четверть)
Возраст пятиклассников можно назвать переходным от младшего школьного возраста к младшему подростку (отрочеству). Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства зрелости, главного...
Учет психологических особенностей учащихся начальных классов при обучении грамматики
Учет психологических особенностей учащихся при обучении грамматики...
Формирование самостоятельности у учащихся с проблемами в развитии в процессе обучения столярному и швейному делу
Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:...