РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦПМСС
методическая разработка на тему

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ,ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯВ УСЛОВИЯХ ЦПМСС

              

     Примерное планирование и рекомендации к урокам  русского языка

                                        в 5 – 9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladd.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо- восточное управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Северо-Восток»

                                  РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ,

                        ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ,

                        НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ

                        В УСЛОВИЯХ ЦПМСС

               

     Примерное планирование и рекомендации к урокам  русского языка

                                        в 5 – 9 классах

                                                                                 Педагог      

                                                                                дополнительного образования

                                                                                по русскому языку

Принято

Методическим объединением                                                                     Егорова Е.И.

ЦПМСС «Северо-Восток»                                              

                                                               

                                                  Москва, 2010            

                                                             

                                 

                                              Введение

           

      Развитие устной и письменной речи как средство общения является первостепенной задачей уроков русского языка особенно на коррекционно-развивающих занятиях в условиях ЦПМСС.

    Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную адаптацию.

    В свою очередь, принцип коммуникативной направленности обучения языку может быть успешно реализован только в том случае, если познание законов языка будет подчинено развитию речи детей.

    Данный разработанный материал призван помочь установлению более тесной взаимосвязи изучения учениками теоретического материала по предмету и их речевого развития.

     В качестве центральной дидактической единицы такой взаимосвязи выступает предложение и текст, позволяющие вести обучение языку на основе построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Систематическая работа над предложением и текстом создает условия, когда грамматические категории языка утрачивают доминантность и становятся средством овладения учениками коммуникативными умениями.

  Изучение таких основных частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, должно быть нацелено на различение не только грамматических признаков слов, но и на дифференциацию их лексического значения. Группировка слов по принципу смысловой и корневой родственности с последующим включением этого гнезда слов в высказывание дает возможность точнее использовать слова в предлагаемом контексте, употреблять в качестве средства связи предложений в тексте, обращая внимание на одинаковое написание корневой гласной во всех родственных словах.

 Например:    Приятно бежать ранним утром по стадиону. Беговые дорожки блестят от капель росы. Медленная пробежка для разминки, и можно брать старт контрольного забега. Скоро соревнования!

  Для того чтобы работа над диалогической и монологической речью была более осознанной, необходимо ознакомить учащихся в процессе выполнения упражнений с некоторыми закономерностями построения текста.

 

   В 5 классе школьники  тренируются в различении набора отдельных предложений и связного высказывания, озаглавливают текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.

 

 

     В 6 классе на основе отработанных умений ученики выделяют части текста: вступление, главную часть, заключение, учатся соблюдать ту же структуру текста в своих устных и письменных высказываниях.

  Для стилистической обработки текста учащиеся используют местоимения и фразовые синонимы. Исключают неоправданные повторы, подбирают слова для точного выражения мысли в каждом предложении.

   Введение учебного диалога и разговора на бытовую тему учит старшеклассников правильно отбирать слова в зависимости от стиля речи, использовать соответствующие структуры предложений.

     

    В 7 классе большое внимание уделяется включению в предложения изобразительных средств языка, свойственных художественному стилю письменной речи. Семиклассники составляют тексты повествовательного и описательн6ого характера, учатся использовать наречия как для точности отражения в речи выполняемых действий, так и для связи предложений друг с другом.

 Например:  В лесу стоял птичий гомон. Тонко цвенькала синичка. Звонко куковала кукушка.

  С полей до деревни доносился шум тракторов. Там шла уборка картофеля.

    В 8 классе ученики наблюдают за использованием сложных предложений в тексте, самостоятельно составляют их, включают сложные предложения в связное высказывание с элементами рассуждения.

    В 9 классе  учащиеся работают со всеми тремя типами текстов (повествование, описание, рассуждение), отбирают словарь для художественного текста и деловых документов, знакомятся с научным стилем на примере книг по другим учебным предметам.

   С целью повышения мотивации речевой деятельности  школьников необходимо подбирать интересные для их возраста тексты и темы для составления собственных текстов, включать игровые моменты, предлагать речевые ситуации для построения диалогов.

    Помимо рекомендуемого материала для работы по развитию речи учащихся, рассчитанного на определенные этапы занятия, где  кроме формирования речеведческих понятий, учитель отрабатывает основные орфографические и грамматические навыки, в данном планировании коррекционно-развивающих занятий по русскому языку содержатся темы, виды заданий и тексты для индивидуальной и коллективной работы в течение всего занятия.

  Материалы данного планирования помогут учителю при подготовке занятий по русскому языку  строить их разнообразно, увлекательно и

эффективно, всегда имея в виду необходимость отхода от механического заучивания правил и важность познания законов языка через речь.

     Примерное планирование и  методические рекомендации

      к  коррекционно-развивающим занятиям по русскому языку  

                                                  5 класс

Сроки      Тема урока по грамматике       Виды работ по развитию речи    

                 правописанию

сентябрь 1.  Звуки и буквы.                     Текст. Различение текста и не текста.

                 Звуки речи: согласные и            

                  гласные. Характеристика       Прочитайте две группы предложений

                  гласных (слогообраз. роль,     Подумайте, в чем их различие.

                  ударные и безударные) и         1. Ель – хвойное дерево. Мальчик

                  согласных звуков (мягкие и     катается на коньках. Художник

                  твердые, звонкие и глухие).     нарисовал цветок.

                  Буквенная азбука- алфавит.     2. Ель – хвойное дерево. Семена ели

                  2. Мягкие и твердые                созревают в шишках. В ельнике тень  

                   согласные. Их дифферен-        и прохлада.

                   циация. Обозначение             -   Какую группу предложений нельзя      

                   мягкости согласных на            озаглавить? Почему?

                   письме буквами: ь,е,ё,и,ю,я.    В тексте все предложения связаны

                   Звукобуквенный анализ.          между собой по смыслу. В них

                   3. Раздельное произнесение    говорится не о разном, а об одном и

                   согласных и гласных.               том же. 

                   Разделительный ь.                     Определение темы текста.

                   Дифференциация  слитного     Озаглавливание текста.

                   и раздельного произнесения    Прочитайте заглавия текстов:

                   слоговых структур( ля- лья).    «Осень», «Неразлучные друзья»,  

                   Употребление ь как                   «Про обезьянку», «Заячьи лапы»,

                   показателя мягкости согласн.    «Весенние ручьи».

                   и разделительного ь как              - Как вы думаете, о чем может

                   показателя раздельного              идти речь в каждом из этих

                   прознесения согласного и          текстов.

                   гласного.                                      Подумайте, для чего книге нужно

                                                                          заглавие.

                                                                       Тема текста- то, о чем рассказывают

                                                                        все предложения вместе. Заглавие

                                                                        часто называет тему рассказа,

                                                                        сказки, стихотворения.

                                                              Выбери слова по теме: «Осенний дождь»:                                                                                                                                                                                                                                  

                                                              зеленеет, расцветает, стучит по крыше,

                                                             осенью, солнышко, льет, покрыты грязь.      

                                                                       

  Примерное планирование и методические рекомендации   к          коррекционно-развивающим занятиям по русскому языку

                                                    6 класс

сроки      Тема урока по грамматике    Виды работ по развитию речи

                 и правописанию

сентябрь 1.  Фонетика и графика.             Текст. Повторение. Единство темы.

                 Звуки гласные и согласные.    Заглавие, отражающее тему или

                 Их дифференциация по            основную мысль текста.

                 наличию и отсутствию            Последовательное изложение темы.

                 преграды.                                  

                2.Ударные и безударные           Прочитайте. Найдите в тексте

                гласные в приставке, корне,      лишнее предложение, не на тему.

                окончании. Написание удар-              Звери на улицах.

                ных гласных в соответствии      Зима для зверей – тяжелая пора.

                с произношением                       Иногда они приходят на улицы

                (призносим-слышим- пишем).   города и оставляют свои следы.

                                                                        Вот и след горностая. Он искал в    

                                                                       тихом месте мышей. В парке

                                                                      оставил свой след лось. Зверь при

                                                                      виде охотника убегает.

                                                                        На окраине города можно

                                                                       встретить хорька.  

             

              3. Безударные гласные в корне                Прочитайте текст.

                 слова. Несовпадение звука            Лето – время лесных малышей.

                 и буквы в безударном поло-      Учатся летать птенцы. У зверей

                 жении ( произносим  -                подрастает смена. Старше всех

                 сомневаемся- решаем                лесных малышей медвежата.

                 орфографическую задачу).       Они родились еще зимой. У норы

                   Проверка безударной глас-     играют лисята.

                 ной путем изменения формы         Не трогайте лесных малышей.

                 слова и подбора родственных    Пусть знает лес, что в гости к нему

                 слов.                                              приходил друг.

                                                                          К тексту даны два заглавия:

                                                                         «Лесные малыши», «Будь другом

                                                                         леса».

                                                                        - В каком заглавии отражена тема

                                                                      текста, а  какое содержит основную

                                                                       мысль.

    Примерное планирование и методические рекомендации

  к   коррекционно- развивающим занятиям по русскому языку

                                                   7 класс

сроки          Тема урока по грамматике     Виды работ по развитию речи

                     и правописанию

сентябрь 1. Звуки и буквы.                          Структура текста.

                  Звуковая структура языка:     Прочитайте три предложения о кедре.    

                  Прочитайте стихотворение.   Кедр – царь сибирского леса.

                  В тишине лесной глуши         Кедр – загадочное дерево.

                  Шепот к Шороху спешит.      Кедры отличаются обилием шишек.

                  Шепот по лесу шуршит.        

               - Разгадайте секрет                    - Мысль каждого предложения

              волшебницы-речи: какой          подтвердите фактами, выбрав нужное

              звук речи создает шорох,          нужное предложение: «Из его

              шепот леса?                                древесины делают посуду», «В высо-

              - Какой звук должен                  ту оно достигает сорока метров»,

             повторяться при передаче          «В урожайные годы добывают тонны

             звуков грозы, жужжания жу-     орехов».

             ка, воя ветра?

                2. Предложение. Однородные       Прочитайте текст. Распространите                      

               члены предложения. Знаки          каждое предложение в тексте,

               препинания в предложениях        чтобы описание получилось более

               с однородными членами.              точным и выразительным.

               Простое и сложное                        Озаглавьте текст.

               предложения.

                                                                           Дул ветер. Качались сосны.

                                                                         Волны пенились и бились.

                                                                         Сгущалась тьма. Мигал маяк.

               Общий способ решения

               орфографических задач                   Прочитайте текст. Найдите

               ( нахождение орфограммы,           в нем три части. Каждую часть

               подбор проверочного слова).        запишите с красной строки.

               Упражнение в анализе      

               орфограмм:                                        Сентябрь – начало осени.

               - нахождение орфограммы;           Зеленый наряд лесов и полей

               - установление ее места                 пестрит багровыми красками.

               (приставка,корень,окончание);     Плывет, искрится по утрам

               - выбор способа решения               паутина. Все чаще идут дожди.

                орфографической задачи.              Самое время за опятами

                                                                         отправляться. Рыжики, волнушки

                                                                         и грузди тоже хороши. В воздухе

                                                                         стоит запах трав, грибов и орехов.

                                                                         Щедрая, яркая, но прощальная

                                                                         красота осени.

                                   

                                                                         - Найдите предложение, в котором

                                                                        содержится основная мысль текста.

                                                                        Возьмите слова для заглавия

                                                                        из этого текста.

                 

             3.  Самостоятельная работа.              Диалог. Вопросительные,

               Списывание с граммати-              восклицательные и повествователь-

               ческим заданием.                          ные предложения в диалоге.

                                                                       Их правильное интонирование.

                                                                       Самостоятельное составление

                                                                       диалога на предложенную тему.

                                                                          - Обратитесь к собеседнику

                                                                       с просьбой, советом, предложением,  

                                                                       учитывая данные ответы.

  1. - …  

- Конечно, могу! О чем разговор?!

                                                                        2. - …

                                                                            - Спасибо! Обязательно

                                                                            прочитаю!

 3. - …

     - Сегодня, к сожалению не могу.

Примерное планирование и методические рекомендации  

к коррекционно-развивающим занятиям по русскому языку

                                           8 класс

сроки     Тема урока по грамматике      Виды работ по развитию речи

               и правописанию

сентябрь 1.   Слово. Состав слова.             Текст. План текста.

                  Однокоренные слова;               Прочитайте начало рассказа.

                  Подбор однокоренных слов,              После пожара.

                  относящихся к разным                После пожара лесник обходил

                  частям речи, их дифферен-       вырубку. Вдруг он услышал тихий

                  циация, разбор слов по сос-      плач. У срубленного дерева лежал

                  таву. Образование слов с           колючий комочек и плакал. Его

                  помощью приставок и суф-       правый бок обуглился.

                  фиксов. Наблюдение за зна-         - Завершите рассказ, используя

                   чением этих слов.                       слова и словосочетания: принес

                                                                         беднягу, смазал, вынес на воздух,  

                                                                         на мягкой травке, сладко уснул,

                                                                        пойдет на поправку.

                   2. Орфография и                         Прочитайте текст.

                       пунктуация.                                 Самые, самые…

                      Систематизация                         Везде побывал ветер, все на свете

                      орфографических правил.     он видел, все знает.

                       Слова, противоположные       Знает ветер, что самый крохотный

                       и близкие по значению.         зверек на Земле – землеройка.        

                       Сложные слова.                      Ветер помнит, что в стародавние

                       Образование сложных           времена моряки боялись морских

                       слов с соединительной          чудовищ. Это чудовище – самый

                       гласной и без нее.                   крупный глубоководный кальмар.

                                                                         Зовут его длиннорукий спрут.

                                                                            Еще много мог бы рассказать

                                                                         вольнолюбивый ветер, но он  уже

                                                                         мчится в дальние края.

                                                                         Продолжите составление плана.

                                                                         Используйте в нем сложные слова

                                                                         из текста.

                                                                                            План.

  1. Вступление. Ветер-всезнайка.
  2. Главная часть…
  3. Заключение…

                    3. Части речи.                              Художественный и научный стили

                      Имя существительное,              речи.

                      имя прилагательное,                    Сравните два текста.

                      глагол, местоимение,                  1. Собака  - домашнее животное.

                      числительное.                             Относится к семейству млеко-

                      Обобщение. Согласование        питающих, к которому принадле-

                      одних частей речи с други-       жит также волк, лисица и другие

                      ми.                                                животные.

      2.Пастух сторожил стадо с

      маленькой смешной собачкой.

      Она была вся черная, будто из  

      печной трубы вылезла. Ушки у

      нее стояли торчком, а хвост

      лежал бубликом.

       

    Цель научного стиля – точно

   передать сведения.

     Цель художественного стиля –

   нарисовать словами конкретные

   картины и образы. Для художеств.

   стиля характерны сравнения,

    образные слова и выражения.

                                                                         Продолжите любой текст о собаке.

         Примерное  планирование и методические рекомендации

       к коррекционно- развивающим занятиям по русскому языку

                                             9 класс        

сроки       Тема урока по грамматике       Виды работ по развитию речи

                   и правописанию  

сентябрь  1. Комплексное повторение.         Стили речи.

                    Орфография и пунктуация.     Разговорный, научный,

                    Простое и сложное                  художественный, официально-

                    предложения.                           деловой. Использование простых

                                                                        и сложных предложений в различ-

                                                                        ных стилях речи.

                                                                           а).     Бабье лето.

                                                                          Идет бабье лето. Оно радует

                                                                       красотой природы.

                                                                        По утрам дольше держатся туманы.

                                                                       В небесах прорываются лучи уже

                                                                       неяркого солнца. На травах долго

                                                                       не сходит роса. В садах падают

                                                                       яблоки. А в небе слышится

                                                                       прощальный крик журавлей, от

                                                                       которого тревожно бьется сердце.

                                                                          Радость и печаль пробуждает

                                                                       картина бабьего лета.

                                                                      - Докажите, что это текст.

                                                                       (Наличие темы, смысловое

                                                                        единство).

                                                                       - Это описание или рассказ-

                                                                       повествование? (Описание).

                                                                       - Как построен текст? (Три части:

                                                                       вступление, основная часть,

                                                                       заключение).

                                                                     - Научная речь или художественная?

                                                                       Докажите.

                                                                      б). Прочитайте текст и сравните его

                                                                     с предыдущим.

                                                                        Осень – время года между летом и

                                                                   зимой. В северном полушарии осенью

                                                                   принято называть месяцы сентябрь,

                                                                   октябрь, ноябрь.

                                                                      - Это описание или повествование?

                                                                      -  К какому стилю относится  этот

                                                                       текст? Докажите свое мнение.                              

                  2. Комплексное повторение.       в). Прочитайте текст. Закончите

                     Орфография и пунктуация.    рассуждение.

                     Правописание приставок           Осень. Удивительная  пора.

                     и предлогов.                              В ней и грусть и радость.

                     Тире между подлежащим и        Радость – потому что…(осень –

                     и сказуемым.                             удивительно щедрое и красивое

                                                                         время года). Грусть – потому что...

                                                                         ( природа готовится к долгой зиме.

                                                                          Краски осени быстро исчезают).

                                                                          г). Прочитайте сообщение.

                                                                            Объяснительная записка.

                                                                          В связи с болезнью матери и

                                                                        необходимостью ухода за ней

                                                                        мною были пропущены учебные

                                                                        занятия с 5 по 10 сентября …г.

                                                                         Дата                               Подпись

                                                                          д). Прочитайте текст.

                                                                        Еж – небольшое животное с иглами

                                                                        на теле. Он обитает в лесах.

                                                                        Питается насекомыми, лягушками,

                                                                        мышами. Зимой впадает в спячку.

                                                                        - В каком стиле написаны  эти

                                                                        тексты?  

                                                                       Обобщение.

                                                                       О предмете можно рассказать,

                                                                     можно его описать, можно о нем

                                                                     рассуждать и даже сочинить сказку.  

                                                                     В зависимости от цели высказывания  

                                                                     мы пользуемся разными стилями

                                                                     речи: разговорным (беседуем,

                                                                     делимся впечатлениями); научным

                                                                     (точно сообщаем); деловым

                                                                     (официально сообщаем);

                                                                     художественным (образно расска-

                                                                     зываем).  

                     Примерное планирование этапов  коррекционно-развивающих  занятий по русскому языку с учащимися, имеющими трудности в обучении в условиях ЦПМСС

Этапы занятия                                  Коррекционно-развивающие задачи

I.    Организационный момент.      

 Проверка готовности ученика к уроку:       Формирование организованности,

наличие письменных принадлежностей,     аккуратности, дисциплинирован.

учебника, пособий и др.

II. Сообщение темы и задач занятия.        Формирование учебной

Подготовка ученика к учебной                      мотивации, ответственного

деятельности.                                                   отношения к учебе.  

III.  Проверка домашнего задания.           

1. Осознанность выполнения задания.        Развитие ответственности, само-

2. Самостоятельно или с помощью             дисциплины, исполнительности,

взрослого выполнялось задание.                 самостоятельности, аккуратности.                                                  

3. Выполнение заданий к упражнению.

4. Графическое обозначение орфограмм.                                                                    

5. Аккуратность выполнения.

                                                                       

  1. Каллиграфическая минутка.          

                                                                      Формирование, закрепление

 Отработка навыка правильного                навыка  каллиграфического письма.                                                                                                                      

 начертания букв, соединения букв,           Соблюдение правильной осанки

 положения тетради, соблюдение                при письме.                                                              

 наклона при письме.                                                                    

 ( Особое внимание уделять леворуким).

  1. Артикуляционная гимнастика.

Проговаривание звуков, слогов.               Развитие артикуляционного

Заучивание скороговорок.                        аппарата, фонематического слуха.

                                                                      Развитие слухового восприятия,

                                                                      слуховой памяти.

VI. Словарно-орфографическая работа.

   

  1. Словарный диктант «Проверь себя сам».  Развитие зрительного и слух.
  2. Выборочный словарный диктант.              восприятия.
  3. Картинный словарный диктант.                 Развитие самоконтроля.
  4. Распределительный словарный диктант.    Обогащение словаря уч-ся.

5. Словарь в загадках, кроссвордах и др.

VII.  Работа над новым материалом.

         Закрепление ранее изученного.                                                        

   1.Ознакомление или закрепление              

     теоретических знаний.                                Добиваться закрепления

                                                                       изученного и усвоения нового  

   2.Практическая работа с                                                                   материала.

     использованием памяток,

     опорных таблиц, справочников и др.                                                              

                                                                       Формирование умений и навыков.

                                                                  Развитие внимания, мыслительных

                                                                  процессов.

  1. Закрепление и обобщение изученного.  

  1.  Подбираются задания с  использованием    Воспитание ответств.

 занимательного дидактического и  игрового    отношения к выполнению

материала, наглядности и пр.                               заданий.

   2.  Работа с учебником                                          Развитие умения работать

(закрепление теоретических знаний)                 с учебным и дидактич.

                                                                                материалом

  1. Итог занятия. Оценивание работы ученика.  Развитие самооценки.

- Что было трудным на занятии?

- Что запомнилось лучше всего?

- Хочешь ли продолжить занятия?

- Что было самым интересным?

 

  X.   Рекомендации к выполнению домашнего задания.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, имеющими трудности в развитии (неуспевающими)

План индивидуальной работыс учащимся 5 класса __________________на 2012-2013 учебный годЦель:  осуществление социальной и педагогической помощи обучающемуся, содействие психическому, психоф...

Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся

В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....

Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Приемы формирования и коррекции базовых знаний по русскому языку у учащихся 7 – 9 классов, имеющих трудности в обучении

Учащиеся, имеющие проблемы в обучении, осваивающие общеобразовательные программы, испытывают значительные трудности в освоении стандарта и поэтому требуют особого педагогического подхода. Исходя из эт...

Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

В данной статье представлены особенности развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-9 классахдля обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения....