Предпрофильная и профильная подготовка учащихся
статья по теме
В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Добиться этого позволяет предпрофильная подготовка и профильное обучение, благодаря которым ребенок осознает себя субъектом профессионального выбора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предпрофильная и профильная подготовка учащихся
В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Добиться этого позволяет предпрофильная подготовка и профильное обучение, благодаря которым ребенок осознает себя субъектом профессионального выбора.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Большое количество учителей будет задействовано при переходе на профильное обучение. Перед каждым учителем будет поставлена проблема разработки учебных программ для учащихся школы:
-программ курсов по выбору в 9-х классах, организуемых в целях предпрофильной подготовки;
-программ элективных курсов, которые выполняют две основные функции:
- поддержание изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
- обеспечение внутрипрофильной специализации и построения индивидуальных образовательных траекторий.
Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки. Проект предпрофильной подготовки требует изменения характера работы учителей, который заключается в постановке различных задач целевого назначения, задач, связанных с подготовкой молодого поколения к жизни. В связи с тем, без точного знания индивидуальности каждого ученика и всего класса в целом, ученикам предлагается с помощью активизирующих методик сопоставить их потенциальное профессиональное «хочу» и «могу».
До предпрофильной подготовки у многих учащихся вообще может отсутствовать понятие «хочу», поэтому задача предпрофиля – сформировать у них интерес к какому-либо профилю. Предпрофильная подготовка достигнет своей цели, если девятиклассники осознанно сделают свой выбор, если не произойдет такого: «Я хочу в 10-й класс, но не знаю, почему». Предпрофильная подготовка и профильное обучение не только для сильных и способных, а для всех детей.
Таким образом, после предпрофильной подготовки ученик должен быть готов к выбору профиля обучения.
Новые требования к учителю в условиях к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров. Успех профилизации обучения будет зависеть от того, насколько грамотно учителя подойдут к решению данной проблемы. Кроме того, успех введения предпрофильной подготовки во многом будет зависеть от уровня профессиональной компетентности учителя в широком плане – организационном, содержательном, методическом:
- необходима разработка программно-дидактического материала,
- авторское решение в составлении учебно-тематического плана;
- выбор альтернативных учебно-тематических комплексов, рекомендованных МО РФ.
- применение современных методов, форм, приемов обучения.
И поэтому наша задача более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные вопросы и проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки по информатике
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы.В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профильного обучения на ста...
Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.
В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея....
Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения....
опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке по химии
в данной статье представлен опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы....
Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах и других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...
Элективные курсы: предпрофильная и профильная подготовка по иностранному языку
Выступление на муниципальном методическом совещании...