Предпрофильная и профильная подготовка учащихся
статья по теме

В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Добиться этого позволяет предпрофильная подготовка и профильное обучение, благодаря которым ребенок осознает себя субъектом профессионального выбора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Предпрофильная и профильная подготовка учащихся

        В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Добиться этого позволяет предпрофильная подготовка и профильное обучение, благодаря которым ребенок осознает себя субъектом профессионального выбора.

В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.

        Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  1. обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  2. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  3.  способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

        Большое количество учителей будет задействовано при переходе на профильное обучение. Перед каждым учителем будет поставлена проблема разработки учебных программ для учащихся школы:

-программ курсов по выбору в 9-х классах, организуемых в целях предпрофильной подготовки;

-программ элективных курсов, которые выполняют две основные функции:

  1. поддержание изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
  2. обеспечение внутрипрофильной специализации и построения индивидуальных образовательных траекторий.

        Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки. Проект предпрофильной подготовки требует изменения характера работы учителей, который заключается в постановке различных задач целевого назначения, задач, связанных с подготовкой молодого поколения к жизни. В связи с тем, без точного знания индивидуальности каждого ученика и всего класса в целом, ученикам предлагается с помощью активизирующих методик сопоставить их потенциальное профессиональное «хочу» и «могу».

        До предпрофильной подготовки у многих учащихся вообще может отсутствовать понятие «хочу», поэтому задача предпрофиля – сформировать у них интерес к какому-либо профилю. Предпрофильная подготовка достигнет своей цели, если девятиклассники осознанно сделают свой выбор, если не произойдет такого: «Я хочу в 10-й класс, но не знаю, почему». Предпрофильная подготовка и профильное обучение не только для сильных и способных, а для всех детей.

        Таким образом, после предпрофильной подготовки ученик должен быть готов к выбору профиля обучения.

 Новые требования к учителю в условиях к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров. Успех профилизации обучения будет зависеть от того, насколько грамотно учителя подойдут к решению данной проблемы. Кроме того, успех введения предпрофильной подготовки во многом будет зависеть от уровня профессиональной компетентности учителя в широком плане – организационном, содержательном, методическом:

  1. необходима разработка программно-дидактического материала,
  2. авторское решение в составлении учебно-тематического плана;
  3. выбор альтернативных учебно-тематических комплексов, рекомендованных МО РФ.
  4. применение современных методов, форм, приемов обучения.

И поэтому наша задача более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные вопросы и проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки по информатике

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в систе­ме профильного обучения на старшей ступени школы.В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профиль­ного обучения на ста...

Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.

В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке учащихся лицея....

Роль классного руководителя по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

О новой роли классного руководителя как помощника, сопровождающего процесс самостоятельной познавательной деятельности ученика в связи с введением системы профильного обучения....

опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке по химии

в данной статье представлен опыт работы по предпрофильной и профильной подготовке обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы....

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

Элективные курсы: предпрофильная и профильная подготовка по иностранному языку

Выступление на муниципальном методическом совещании...