Программа по экономике (6 класс)
методическая разработка (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию
Государственное бюджетное Общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №123
Выборгского района Санкт-Петербурга.
Рассмотрена и согласована Утверждаю:
на методическом совете школы ____________
протокол № ____ .директор ГБОУ
от «___»__________ 2012г. /Ильичева И.Г./
приказ № ___
от «__» _______ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экономике
класс: __6
ФИО учителя – Петрова О. Н.
Год разработки программы ___2012___
Срок действия программы ___5 лет___
2012-2013 уч.год
Учебники и прочие сочинения по
Всем благородным наукам нужно
Не только читать, но и перечитывать..,
Хвалить, толковать, исправлять,
порицать, опровергать…….
Цицерон
Пояснительная записка к курсу «Введение в основы экономики»
(Путешествие в Экономику)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Программа является, по существу, введением в основы экономических знаний, предваряющим целостную программу социально-экономического образования (СЭО) обучаемых от 6 до 11 классов. Научный руководитель авторского коллектива создателей программы «Введение в основы экономических знаний – Путешествие в Экономику» Заиченко Н.А. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. Каждая тема курса дидактически организована как самостоятельная, автономная единица знаний. Цель подобного построения учебного курса состоит в том, чтобы дать школьнику наиболее общие понятия об экономике-науке и экономике-хозяйстве и определить некоторые ключевые центры экономических знаний (понятий), с которыми будет связано его дальнейшее экономическое образование. Дидактическая основа курса – опорный конспект школьника (ОКШ). Автор составитель ОКШ – Заиченко Н. А. Конспект выдержан в жанре «рабочей тетради», но ориентирован на предмет – экономику, а на личность автора конспекта – самого учащегося и его понимание предмета. Работа по ОКШ – концептуальная основа программы СЭО в части организации процесса изучения экономики. ОКШ организован так, что часть работы ученик выполняет самостоятельно – пользуясь знаниями (информацией), полученными на уроках, она определена «задание»; другая часть работы – это совместная деятельность ученика и учителя – она определена словом «запиши». Заключительным этапом работы по опорному конспекту является написание сочинения на какую-либо из пройденных тем, в котором должны найти отражение полученные учащимися экономические знания .
Оценивание знаний проводится по бальной системе, при этом каждая тема ОКШ имеет итоговую оценку. Прилагаемая к опорному конспекту для учеников карта страны Экономики, выполненная в виде игрового поля, может использоваться на уроках в качестве дидактического инструмента, при проведении итогового зачета в игровой форме, а также при подготовке к олимпиаде, при организации экономических конкурсов и пр.
При работе по данной программе используется сборник задач «Путешествие в Экономику» (авт. Баева Ю.И.).
Актуальность. Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям, выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения экономических явлений.
Данная программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников 6 классов, поскольку в нашей школе мы стремимся вполне правомерно создать систему непрерывного экономического образования, охватывающую несколько классов, начиная с 6 класса по 9 класс.
Цель программы состоит в формировании у обучаемых систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:
Образовательные:
- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;
- формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Развивающие:
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков.
- воспитание ответственности за экономические решения;
- потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;
- воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Валеологические:
- обеспечение комфорта учащихся;
- сохранение здоровья школьников.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с вхождением во взрослую жизнь. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет, возникающее у подростка, чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.
Интеллектуальные особенности:
В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении. Ребенок требует фактов и доказательств, он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике, начинает мыслить абстрактно. Возрастает способность к логическому мышлению. Подросток способен к сложному восприятию времени и пространства.
Данные возрастные и психологические особенности детей данного возраста эффективно используются на уроках экономики, так как для данного возраста очень важна социализация, вхождение во взрослую жизнь. Уроки экономики решают именно эту задачу.
Организация образовательного процесса.
Организация образовательного процесса базируется на сочетании различных методик и педагогических технологий: технология критического мышления; технология проектного обучения; технология интерактивного обучения; ИКТ – технологии.
Используемые педагогические технологии:
Технология | Ожидаемый результат | Практическое применение |
Технология критического мышления | Развитие навыков самостоятельной продуктивной деятельности по выработке собственного мнения решения проблемы. -Повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; | - «Устный конспект», - построение кластеров – схем, - составление планов ответа, изучение логики эссе: тема –контекст – проблема – аргументы – вывод. - инсерт; - мозговая атака; - чтение с вопросами; - синквейны, - «продвинутая лекция», - эссе. - ключевые термины, - перепутанные логические цепочки, - взаимоопрос. |
Технология проектного обучения | Умение взаимодействовать в команде, распределять роли. Умения конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве. Презентация результатов собственной деятельности. | Через создание проектов разного вида: Учебные, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, игровые. |
ИКТ – технологии | Экономия времени, наглядность, своевременный индивидуальный и фронтальный контроль усвоения темы, раздела. Повышение познавательного интереса обучающихся, создание ситуации успешности на уроке. | Презентации MS PowerPoint как лекции, задания, наглядность. Работа в сети Интернет по поиску, классификации информации при создании проектов, изучения новой темы. |
Технология интерактивного обучения | - Постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. | Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем через работу в парах, дискуссии, дебаты, «аквариум», «карусель». |
Используемые формы и методы:
Цель | Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся | Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. | Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) | Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. | Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Характеристика предмета.
Содержание основного общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
• человек и фирма;
• человек и государство;
• экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процесcах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Система уроков в 7-8 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний, сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в течение двух лет. Программа рассчитана на 34 часа в 6 классе, (1 час в неделю). При этом каждой теме отводится соответствующее время.
Связь со смежными дисциплинами.
В рамках курса «Экономика» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание», «Математика», «История», «География» и др. Обществознание: формирование первичных представлений о понятиях «общество», «государство», «культура» и др. Математика: умение решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование природных ресурсов, изменение названий государств с течением истории, природоиспользование и др.
Формы текущего и итогового контроля.
В программу заложены различные формы контроля: кроссворды, тесты, экономические игры, задачи и т. п. Задачи и тесты берутся из специальных сборников, перечисленных в разделе «Условия реализации программы», также из интернет-ресурсов. Примеры тестов, уроков игр и другие формы контроля представлены в Приложении.
ПЛАН-ПРОСПЕКТ
Курса (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов лекция | Кол-во часов практика |
1 | Экономика и экономические условия жизни. | 1 | 1 |
2 | Свободный рынок, централизованное планирование и смешанная экономика (выбор пути). | 1 | |
3 | Спрос, предложение, равновесие. | 1 | 2 |
4 | Реклама | 1 | |
5 | Конкуренция и монополия. | 1 | 1 |
6 | Деньги. | 1 | 1 |
7 | Банки. | 1 | 1 |
8 | Торговля и ее формы. | 1 | 2 |
9 | Теневая экономика. | 1 | |
10 | Собственность | 1 | 1 |
11 | Капитал | 1 | 1 |
12 | Затраты и прибыль | 1 | 1 |
13 | Предпринимательство | 1 | 1 |
14 | Заработная плата | 1 | 1 |
15 | Потребление. Семейный бюджет. | 1 | 1 |
16 | Государственный бюджет. | 1 | 1 |
17 | Экспорт и импорт. | 1 | 1 |
18 | Итоговое занятие «Снова дома». | 1 | |
итого | 16 | 18 |
Тематическое поурочное планирование
34 часа
Тема 1. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ (2 Ч.)
Урок 1. Потребности и ресурсы. Выбор, цена выбора (альтернативная стоимость.)
Урок 2. Натуральное и товарное хозяйство. Сравнительные характеристики натурального и товарного хозяйств. Игра «Книжная фабрика».
Основные термины и понятия: потребности, ресурсы, неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов, производство, альтернативная стоимость, товар, натуральное хозяйство, товарное хозяйство, разделение труда, экономисты, потребители, выбор.
Тема 2. СВОБОДНЫЙ РЫНОК, ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА (1 Ч.)
Урок 1. Свободный рынок. Централизованное планирование. Смешанная экономика.
Основные термины и понятия: экономические интересы, свободный рынок, централизованное планирование, экономическое регулирование, экономические регуляторы.
Тема 3. ОПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РАВНОВЕСИЕ (3 Ч.)
Урок 1. Рынок. Типы рынков. Спрос.
Урок 2. Предложение. Равновесие рынка.
Урок 3. Игра «Ранок».
Основные термины и понятия: рынок, спрос, предложение, цена, равновесие рынка, дефицит.
Тема 4. РЕКЛАМА (1 Ч)
Урок 1. Реклама, цели рекламы, её воздействие на потребителя. Игра «Информ – ринг»
Основные термины и понятия: реклама, рынок сбыта.
Тема 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ (2 Ч.)
Урок 1. Конкуренция и монополия. Преимущества и недостатки.
Урок 2. Формирование рыночных цен в условиях конкуренции. Игра «Рынок яблок»
Основные термины и понятия: конкуренция, монополия, монополист.
Тема 6. ДЕНЬГИ (2 Ч.)
Урок 1. История появления денег. Деньги как товар - посредник. Свойства и функции денег.
Урок 2. Инфляция. Игра «Инфляция».
Основные термины и понятия: Деньги, национальная валюта, валютная биржа, инфляция, бартер, эмиссия, банкнота, монета, купюра, чек, пластиковая карта, наличные и безналичные деньги.
Тема 7. БАНКИ (2 Ч)
Урок 1. История появления банков. Виды банков и их функции.
Урок 2. Банковский и ссудный процент. Банкротство. Решение задач.
Основные термины и понятия: банк, банковский процент, ссудный процент, кредит, вклад, банковская прибыль, залог, вкладчик, срочный вклад, текущий вклад, расчётный счёт, банкротство, аукцион.
Тема 8. ТОРГОВЛЯ И ЕЁ ФОРМЫ (3 Ч.)
Урок 1. Товарооборот. Торговля. Формы торговли.
Урок 2. Игра « Заработать на жизнь (Эконо)».
Урок 3. Оптовая и розничные цены. Решение задач. Товарная биржа.
Основные термины и понятия: товарооборот, торговля, оптовая цена, товарная биржа, лот, шаг, брокер, оптовая торговля, розничная торговля, внутренняя торговля, внешняя торговля, коммерческая торговля.
Тема 9. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (1 Ч.)
Урок 1. Теневая экономика. Кому это выгодно?
Основные термины и понятия: теневая экономика, налог, закон, лицензия, пошлина, налоговая инспекция.
Тема 10. СОБСТВЕННОСТЬ (2 Ч.)
Урок 1. Собственность. Формы собственности.
Урок 2. Упражнения, игры. Закрепление материала. Практикумы.
Основные термины и понятия: бизнес, отношения «собственности», право собственности, распорядитель, собственник, пользователь, доверенность, завещание, дарственная, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность.
Тема 11. КАПИТАЛ (2 Ч.)
Урок 1. Капитал. Виды капитала. Увеличение капитала. Коммерческая тайна.
Урок 2. Закрепление материала. Составление рассказа о «собственном бизнесе».
Основные термины и понятия: капитал, денежный капитал, натурально – вещественный капитал, коммерческая тайна.
Тема 12. ЗАТРАТЫ И ПРИБЫЛЬ (3 Ч.)
Урок 1. Затраты. Прибыль. Норма прибыли.
Урок 2. Решение задач.
Основные термины и понятия: себестоимость товара, прибыль, норма прибыли.
Тема 13. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (2 Ч.)
Урок 1. Предприниматели и предпринимательство. Факторы производства. Основные формы предпринимательства. Индивидуальные предприятия – достоинства и недостатки. Товарищества – достоинство и недостатки.
Урок 2. Акционерное общество – достоинства и недостатки. Акции, виды акций. Другие виды ценных бумаг.
Основные термины и понятия: предприниматель, индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество, акция, дивиденд, курсовая стоимость акции, акционер, фондовая биржа, облигация.
Тема 14. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (2 Ч.)
Урок 1. Заработная плата. Формы заработной платы. Практиум «Оплата труда»
Урок 2. Занятость населения. Безработица, причины и последствия. Деятельность государства по снижению уровня безработицы и социально поддержке безработных. Конкурс «Биржа труда».
Основные термины и понятия: заработная плата, повременная заработная плата, сдельная заработная плата, номинальная заработная плата, реальная заработная плата, производительность труда, занятость населения, безработица, пособие по безработице, биржа труда.
Тема 15. ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ (1 Ч.)
Урок 1. Прожиточный минимум.
Основные термины и понятия: прожиточный минимум, минимальная заработная плата.
Тема 16. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ (1 Ч.)
Урок 1. Потребление и его виды. Основные признаки общественного потребления. Потребительская корзина. Семейный бюджет.
Основные термины и понятия: потребление индивидуальное потребление, общественное потребление, потребительская корзина, доход, расход.
Тема 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ (2Ч.)
Урок 1. Государственный бюджет.
Урок 2. Решение задач.
Основные термины и понятия: государственный бюджет, баланс, сальдо, дефицит бюджета.
Тема 18. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ. (2 Ч.)
Урок 1. Экспорт импорт товаров и услуг. Игра «Почему люди торгуют?».
Урок 2. Валютный курс. Закрепление материала.
Основные термины и понятия: экспорт товаров и услуг, импорт товаров и услуг, торговая пошлина, валютный курс.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 Ч.)
Урок 1. Сочинение на одну из предложенных тем.
Литература для учителя.
- Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 1997
- И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов».-М. : Вита-Пресс, 2005 г
- Липсиц И.В. Экономика без тайн. -М.: Дело, 1993
- Романова Н. И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика., 1993
- Шведова И. А. Азбука для детей и взрослых. Вып. 1 .Экономика. – М.: 1992
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- С Ю Витте. «Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве» - М: Фонд. «Начала», 1997 г
- Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 7-8 классов - М. : Вита-Пресс, 2003 г
- Т Н Сенгеева «Особенности и личности» - Методическое пособие для учителей. Улан-Удэ 2004 г
- Н Б Ошорова, Г С Ошорова,. «Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся». Улан-Удэ 1999 г.
- О Макарова, В Раев. «Тесты по экономике» - М. : Вита-Пресс, 1997 г.
- Е Н Травин. «Уроки экономики в школе» Пособие для учителей экономике и обществознания. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003 г – 160 стр.
- Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля.
- Кроссворды.
- А К Маркова. Формирование мотивации ученика: книга для учителя – М: -1980 – 126 стр.
- Карта по Древней истории.
- А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики – М.; «Вита - Пресс», 2001 г – 592 стр
Литература для учащихся
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экономика / Авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; Под общ. Ред. О. Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», Олимп, 1998
- Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
- Фирсов Е. Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников / Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998
- Мицкевич А. А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя / А. А. Мицкевич, - М.: Вита-Пресс, 1995
- Н А Зайченко. Опорный конспект для школьника, рабочая тетрадь 5-6 классов - М.: Вита-Пресс, 2003 г
Список литературы, использованной при написании программы
- Закон «Об образовании»
- Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Программа: И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», ГУ – ВШЭ, 2000
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Е В Савицкая, С Ф Серегина. «Уроки экономики в школе 1 и 2 части» - М.: «Вита - Пресс» 1999 г, М.: «Вита - Пресс» 1997 г.
- И В Липсиц «Экономика 1 и 2 часть» М.: «Вита - Пресс», 2003 г-352 стр
- О Ю Макарова, В А Раев. Тесты по экономике. Методическое пособие – М. ; «Вита - Пресс», 1997 г – 80 стр.
- Н А Зайченко. Опорный конспект школьника по экономике: рабочая тетрадь для 5–6 классов общеобразовательных учреждений – 2 издание М: - Вита – Пресс, 2002 –96 стр.
- В А Ситаров. Дидактика для учителя. Учебное пособие. М: Издательский центр Академия , 2004 – 368 стр.
- О Ю Мамедов. Экономическая теория в школе: книга для учителя – Ростов на Дону: «Феникс»- 1996 – 544 стр.
- Т Н Сенгеева. Особенности личности (познавательная сфера) составитель– Улан –Удэ 2004 –58 стр.
- Г К. Селевко. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М; - 1998
- Н.Б. Ошорова, Г.С. Ошорова. Образовательные технологии в развитии познавательной самостоятельности учащихся.
- Б А Голуб. «Основы общей дидактики». Учебное пособие – М. Владос 1999
- В А Ситаров. «Дидактика». Учебное пособие – М. Академия 2004 г.
Тематическое планирование по экономике.
Календарно - Тематический план 6 класс (34 часа)
п/№ | Дата | Разделы темы, тема урока. | Новые термины, понятия | Особая форма проведения урока | Форма контроля | д/з |
1-2 | Тема-1. Экономика и экономические условия жизни. 1.Ппотребности и ресурсы. Выбор и цена выбора. 2. Натуральное и товарное хозяйство. | Потребности, ресурсы, производство, альтернативная стоимость, товар, разделение труда, выбор, экономисты, потребители. | Игра «книжная фабрика». | Опорный конспект | ||
3 | Тема-2. Свободный рынок, централизованное планирование и смешанная экономика. | Натуральное хозяйство, товарное хозяйство, свободный рынок, экономические регуляторы, | Опорный конспект | |||
4-6 | Тема-3. Спрос, предложение, равновесие. 1. Рынок. Типы рынков. Спрос. 2. Предложение. Равновесие рынка. 3. Игра «Рынок». | Рынок, спрос, предложение, цена, равновесие рынка, дефицит. | Игра «рынок» | Опорный конспект | ||
7 | Тема-4. Реклама. | Реклама. Рынок сбыта. | Игра «Информ-ринг» | Опорный конспект | ||
8-9 | Тема-5. Конкуренция и монополия. 1. Конкуренция и монополия. Преимущества и недостатки. 2. Формирование рыночных цен в условиях конкуренции. Игра «рынок яблок». | Конкуренция. Монополия и монополист. | Игра «рынок яблок» | Опорный конспект | ||
10-11 | Тема-6 Деньги. 1.История появления денег. Деньги как товар-посредник. Свойства и функции денег. 2. Игра «Инфляция». | Деньги, национальная валюта, валютная биржа, инфляция, бартер, эмиссия, банкнота, монета, купюра, чек, пластиковая карта, наличные и безналичные деньги. | Игра «Инфляция». | Опорный конспект | ||
12-13 | Тема-7. Банки. 1. История появления банков, Виды банков и их функции. 2. Банковский и ссудный процент. Банкротство. Решение задач. | Банк, банковский процент, ссудный процент, кредит, вклад, банковская прибыль, залог, вкладчик, расчетный счет, банкротство. | Опорный конспект задача. | |||
14-16 | Тема-8 Торговля и ее формы. 1. Товарооборот. Торговля. Формы торговли. 2. Игра «Заработать на жизнь» 3. Оптовая и розничная торговля. Товарная биржа. Решение задач. | Товарооборот, торговля, оптовая цена, розничная цена, товарная биржа, лот, шаг, брокер, внешняя и внутренняя торговля. | Игра «Заработать на жизнь» | Опорный конспект | ||
17 | Тема-9. Теневая экономика. | Теневая экономика, налог, пошлина, лицензия, налоговая инспекция. | Опорный конспект | |||
18-19 | Тема-10. Собственность. 1. Собственность. Формы собственности. 2. Упражнения игры. Закрепление материала. Практикумы. | Бизнес, распорядитель, собственник, распорядитель, доверенность, завещание, виды собственности. | Опорный конспект | |||
20-21 | Тема-11 Капитал. 1. Капитал. Виды капитала. Увеличение капитала. Коммерческая тайна. 2. Закрепление материала. Составление рассказа о собственном бизнесе. | Капитал. Денежный капитал. Коммерческая тайна. | Опорный конспект | |||
22-23 | Тема-12. Затраты и прибыль. 1. Затраты. Прибыль. Норма прибыли. 2. Решение задач. | Себестоимость товара. Прибыль. Норма прибыли. | Опорный конспект | |||
24-25 | Тема-13. Предпринимательство. 1. Предприниматели и предпринимательство. Факторы производства. Основные формы предпринимательства. Индивидуальное предприятие – достоинства и недостатки. 2. Акционерное общество – достоинства и недостатки. Акции, виды акций. Другие ценные бумаги. | Предприниматель, товарищество, акционерное общество, акция, дивиденд, акционер, фондовая биржа. | Опорный конспект | |||
26-27 | Тема-14. Заработная плата. 1. Заработная плата. Формы заработной платы. Практикум «оплата труда». 2. занятость населения. Безработица, причины и последствия. Деятельность государства по снижению уровня безработицы и социальной поддержки безработных. | Заработная плата. Производительность труда. Безработица. Биржа труда. | Практикум «Оплата труда» | Опорный конспект | ||
28 | Тема-15. Прожиточный минимум. | Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. | Опорный конспект | |||
29 | Тема-16. Потребление и семейный бюджет. Основные признаки общественного потребления. Потребительская корзина. Семейный бюджет. | Потребление, индивидуальное потребление, общественное потребление, потребительская корзина, доход, расход. | Опорный конспект | |||
30-31 | Тема-17. Государственный бюджет. 1. государственный бюджет. 2. Решение задач. | Государственный бюджет. Баланс, сальдо, дефицит бюджета. | Опорный конспект | |||
32-33 | Тема-18. Экспорт и импорт. 1. Экспорт и импорт товаров и услуг. Игра «почему люди торгуют?». 2. Валютный курс. Закрепление материала. | Экспорт, импорт, торговая пошлина, валютный курс. | Игра «Почему люди торгуют?» | Опорный конспект | ||
34-35 | 1. Итоговое занятие. 2. Экскурсии на предприятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по экономике (9 класс)
Рабочая программа по предмету....
рабочая программа по экономике 10 класс
рабочая программа по экономике 10 класс, базовый уровень, расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по экономике. 8 класс.
В данной рабочей программе представлены пояснительная записка и учебно-тематическое планирование по учебнику И.В.Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС
рабочая программа...
Рабочая программа по экономике 2 класс
Рабочая программа по экономике 2 класс в соответствии с авторской программой И.А.Сасовой...
Рабочая программа по экономике 10 класс
Программа содержит пояснительную записку, содержание программы и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по экономике 10 класс
Рабочая программа по экономике 10 класс...