Презентация к уроку: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».
презентация к уроку по физике (7 класс) на тему

Переверзев Владимир Васильевич

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения обучающимися виде. Знакомит обучающихся с фактами, понятиями, типовыми задачами, которые должны быть изучены.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». МБОУ Ефремовская СОШ Интегрированный урок математики и физики на тему: 2014г. Преподаватель: Переверзев В.В.

Слайд 2

Остановочный путь. Для обеспечения безопасности движения в любых дорожных условиях, при движении с любой скоростью необходимо соблюдать следующее правило: остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости. Остановочный путь - это путь пройденный автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Слайд 3

Остановочный путь. Следует так же не забывать, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300м в условиях дождя, тумана, сумерек и т.п.) скорость встречных автомобилей воспринимается гораздо ниже, а расстояние до них кажется большим, чем есть на самом деле. При скорости 60 км/ч на сухом асфальте остановочный путь составляет почти 37 м, а на мокром около 60 м, на обледеневшем – 155 м.

Слайд 4

Факторы, влияющие на тормозной путь: Одной из составляющих остановочного пути является тормозной путь - расстояние пройденное автомобилем с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Его величина находится в прямой зависимости от скорости движения, способа торможения и дорожных условий. При скорости 50км/ч средний тормозной путь будет составлять около 15 м, а при скорости 100 км/ч около 60 м т.е. больше в четыре раза.

Слайд 5

Длина тормозного пути зависит от тормозных свойств автомобиля. Далеко не все водители знают, что в зависимости от условий торможения со скорости 60 км/ч остановочный путь может составлять как 25, так и 150 метров. От чего зависит его длина? Способность автомобиля снижать скорость до требуемого значения (вплоть до остановки), при этом сохраняя устойчивость и управляемость, зависит от его тормозных свойств.

Слайд 6

Для оценки тормозных свойств автомобиля используется ряд показателей:

Слайд 7

Основная тормозная система . Тормозные свойства определяются конструкцией систем и механизмов автомобиля. Основная система – тормозная, а если точнее, тормозные. Фактически у автомобиля три тормозные системы.

Слайд 8

Тормозная система автомобиля.

Слайд 9

Существует несколько способов торможения: плавное, резкое, прерывистое и ступенчатое.

Слайд 10

Как знание законов физики может помочь обеспечить безопасность дорожного движения? Рассмотрим такие понятия как кинетическая энергия и работа.

Слайд 11

Кинетическая энергия. Тело массой m , движущееся со скоростью v обладает кинетической энергией :

Слайд 12

Работа и кинетическая энергия. Изменение кинетической энергии тела массой m , движущегося со скоростью v 0 , равно работе A , которую совершает суммарная внешняя сила для сообщения этому телу скорости v : где, - кинетическая энергия тела, - кинетическая энергия тела в начальный момент времени, - изменение кинетической энергии .

Слайд 13

Теорема о кинетической энергии. Если в начальный момент времени тело неподвижно ( ), то теорема о кинетической энергии сводится к равенству: (1) Кинетическая энергия тела массой m , движущегося со скоростью v , равна работе A , которую совершает суммарная внешняя сила для сообщения покоящемуся телу этой скорости.

Слайд 14

Уменьшение кинетической энергии. В случае торможения тела, обладающего начальной кинетической энергией , вплоть до остановки ( ), теорему о кинетической энергии следует представить в виде: (2)

Слайд 15

Найдём тормозной путь автомобиля. Суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению и что находим: Подставим выражение для A в формулу (2): (3)

Слайд 16

Тормозной путь автомобиля. Отсюда: Следовательно, тормозной путь не зависит от массы автомобиля . Тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту трения . Тормозной путь не зависит от массы автомобиля!

Слайд 17

Коэффициент трения скольжения: № п / п Трущиеся вещества Коэффициент трения 1 Бронза по бронзе 0,2 2 Бронза по чугуну со слабой смазкой 0,19 3 Дерево по дереву (дуб) 0,5 4 Дерево по сухой земле 0,71 5 Кирпич по кирпичу 0,65 6 Кожаный ремень по чугунному шкиву 0,56 7 Сталь по льду 0,02 8 Сталь по стали 0,13 9 Уголь по меди 0,25 10 Чугун по чугуну со слабой смазкой 0,15 11 Резина по бетону 0,75

Слайд 18

Расчет длины тормозного пути автомобиля.

Слайд 19

Законы физики отменить невозможно!

Слайд 20

Практические советы будущим водителям. Бережная эксплуатация шин: 1. Никогда не превышайте скорость, разрешенную для ваших шин. При более высокой скорости шины больше изнашиваются, в самом худшем случае шина может лопнуть. 2. Избегайте максимальной скорости движения при полностью загруженном автомобиле. Проверьте температуру шины: если она равна температуре тела, значит, все в норме. Горячая резина — это сигнал тревоги, который указывает на слишком низкое давление в шине или повреждение каркаса шины. 3. Для безопасного движения по автостраде с высокой скоростью, установите шины, индекс скорости которых на порядок выше указанного в техническом паспорте. 4. При парковке старайтесь не наезжать боковинами шин на бордюры и другие препятствия – их надо переезжать на малой скорости и под прямым углом. 5. Увеличьте давление в шинах на 0,3 бар — эта мера сэкономит топливо без ущерба для шин.

Слайд 21

Вывод: «Длина тормозного пути и скорость». Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то потребуется вчетверо больший путь до остановки автомобиля, т.е. тормозной путь увеличится в 4 раза, а время торможения – в 2 раза.

Слайд 22

Вывод: «Длина тормозного пути и коэффициент трения». Тормозной путь увеличивается при уменьшении коэффициента трения μ. Коэффициент трения зависит от условий движения: состояния дорожного покрытия и состояния колес и тормозной системы автомобиля.

Слайд 23

Запомни! Для остановки транспорта требуется время и пространство: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Об этом следует помнить во избежание ДТП как пешеходам, так и автомобилистам.

Слайд 24

Задача №1. Определить значение тормозного пути автомобиля, начавшего торможение на горизонтальном участке шоссе при скорости движения 20 м/с. Коэффициент трения 0,5.

Слайд 25

Ответ.

Слайд 26

Задача №2. Расстояние между автомобилями "Фольксваген" и "Форд" 10 м. Они едут с соблюдением скоростного режима, со скоростью 54 км/ч. По городу разрешенная скорость движения не более 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

Слайд 27

Ответ.

Слайд 28

Задача №3. На участке дороги, где установлен дорожный знак "ограничение скорости 30км/ч", водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГАИ обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому асфальту) равен 0,6?

Слайд 29

Ответ.

Слайд 30

Домашнее задание : Повторить § 62 - 64.

Слайд 31

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

МБОУ Ефремовская СОШ

Интегрированный урок

математики и физики на тему:

«Тормозной путь. Остановочный путь.

Важность этих знаний

при обеспечении безопасности

детей на дороге»

Преподаватель:

Переверзев В.В.

2015г.

Ход урока.

Слайд 1.

МБОУ Ефремовская СОШ

Интегрированный урок математики и физики на тему:

«Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Преподаватель:

Переверзев В.В.

2015г.

Слайд 2.

Остановочный путь.

Для обеспечения безопасности движения в любых дорожных условиях, при движении с любой скоростью необходимо соблюдать следующее правило: остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости. Остановочный путь - это путь пройденный автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. На величину остановочного пути очень влияет время реакции водителя. Диапазон этого значения очень большой - от 0,2 до 1,2с и это зависит от сложности дорожных ситуаций, от состояния водителя. За это время автомобиль может пройти почти половину остановочного пути. Если водитель заранее будет прогнозировать дорожные ситуации, а так же правильно оценивать ситуации на дороге, в тех местах, где возможна опасность, заранее переносить ногу с газа на педаль тормоза, то он сэкономит 0,2 - 0,3с. В условиях дорожного движения это очень много.

Слайд 3.

Остановочный путь.

Так при скорости 60 км/ч на сухом асфальте остановочный путь составляет почти 37м, а на мокром около 60м, на обледеневшем - 155м.

Следует так же не забывать, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300м в условиях дождя, тумана, сумерек и т.п.) скорость встречных автомобилей воспринимается гораздо ниже, а расстояние до них кажется большим, чем есть на самом деле.

Слайд 4.

Факторы, влияющие на тормозной путь:

Одной из составляющих остановочного пути является тормозной путь - расстояние пройденное автомобилем с момента срабатывания тормозной системы до полной остановки. Его величина находится в прямой зависимости от скорости движения, способа торможения и дорожных условий. При скорости 50км/ч средний тормозной путь будет составлять около 15 м, а при скорости 100 км/ч около 60 м т.е. больше в четыре раза.

Слайд 5.

Длина тормозного пути зависит от тормозных свойств автомобиля.

Далеко не все водители знают, что в зависимости от условий торможения со скорости 60 км/ч остановочный путь может составлять как 25, так и 150 метров. От чего зависит его длина?

Способность автомобиля снижать скорость до требуемого значения (вплоть до остановки), при этом сохраняя устойчивость и управляемость, зависит от его тормозных свойств.

Слайд 6.

Для оценки тормозных свойств автомобиля используется ряд показателей:

Тормозные свойства автомобиля:

Максимальное замедление.

Тормозной путь.

Время срабатывания тормозных механизмов.

Диапазон и алгоритм изменения тормозных усилий.

Падение эффективности вследствие продолжительной работы (нагрева).

Слайд 7.

Основная тормозная система.

Тормозные свойства определяются конструкцией систем и механизмов автомобиля. Основная система – тормозная, а если точнее, тормозные. Фактически у автомобиля три тормозные системы.

Слайд 8.

Тормозная система автомобиля.

Первая – рабочая (или основная) – приводится в действие педалью тормоза. Вторая – стояночная – используется для удержания машины на стоянке, а в случае выхода из строя основной системы помогает замедлять движущийся автомобиль. Третья, вспомогательная – двигатель. Ведь когда снимаешь ногу с педали газа, автомобиль переходит в режим торможения двигателем.

Слайд 9.

Существует несколько способов торможения: плавное, резкое, прерывистое и ступенчатое.

Способы торможения:

  •  Первый способ применяется в спокойной обстановке. Постепенное увеличение давления на педаль дает плавное замедление автомобиля. При этом получается самый большой тормозной путь.
  • Резкое торможение (сильное нажатие на педаль) практически всегда приводит к блокировке колес и юзу, что в свою очередь влечет к потере управляемости и заносу автомобиля.
  •  При прерывистом торможение водитель должен сильно нажать на педаль тормоза практически до блокировки колес, затем отпустить педаль. Повторять эти действия до полной остановки.
  • При ступенчатом торможении водитель должен несколько раз нажать на педаль тормоза, при этом каждое последующее нажатие производится с большим усилием, чем предыдущее пока автомобиль не остановиться.

Слайд 10.

Как знание законов физики может помочь обеспечить безопасность дорожного движения?

Рассмотрим такие понятия как кинетическая энергия и работа.

Слайд 11.

Кинетическая энергия.

Тело массой m, движущееся со скоростью v обладает кинетической  энергией :

Слайд 12.

Работа и кинетическая энергия.

Изменение кинетической энергии тела массой m, движущегося со скоростью v0, равно работе A, которую совершает суммарная внешняя сила для сообщения этому телу скорости v:

    (теорема о кинетической энергии)

где,  - кинетическая энергия тела,  - кинетическая энергия тела в начальный момент времени,  - изменение кинетической энергии.

Слайд 13.

Теорема о кинетической энергии.

Если в начальный момент времени тело неподвижно ( ), то теорема о кинетической энергии сводится к равенству:

                                                               (1)

Кинетическая энергия тела массой m, движущегося со скоростью v, равна работе A, которую совершает суммарная внешняя сила для сообщения покоящемуся телу этой скорости.

Слайд 14.

Уменьшение кинетической энергии.

В случае торможения тела, обладающего начальной кинетической энергией , вплоть до остановки ( ), теорему о кинетической энергии следует представить в виде:

                                                          (2)

Слайд 15.

Найдём тормозной путь автомобиля.

Суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению  и что  находим:

Подставим выражение для A в формулу (2):

                                                              (3)

Движущееся тело обладает кинетической энергией. Если энергия уменьшается, то тело способно совершить механическую работу, численно равную уменьшению кинетической энергии.

Выполнив математические преобразования с формулой (3) получим выражение для расчета длины тормозного пути.

Слайд 16.

Тормозной путь автомобиля.

Отсюда:

Следовательно, тормозной путь не зависит от массы автомобиля.

Тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту трения.

Тормозной путь не зависит от массы автомобиля!

Слайд 17.

Коэффициент трения скольжения.

№ п/п

Трущиеся вещества

Коэффициент трения

1

Бронза по бронзе

0,2

2

Бронза по чугуну со слабой смазкой

0,19

3

Дерево по дереву (дуб)

0,5

4

Дерево по сухой земле

0,71

5

Кирпич по кирпичу

0,65

6

Кожаный ремень по чугунному шкиву

0,56

7

Сталь по льду

0,02

8

Сталь по стали

0,13

9

Уголь по меди

0,25

10

Чугун по чугуну со слабой смазкой

0,15

11

Резина по бетону

0,75

В таблице указан коэффициент трения для различных веществ.

Слайд 18.

Расчет длины тормозного пути автомобиля.

Для вычисления значения длины тормозного пути автомобиля используются специальные программы.

Слайд 19.

Законы физики отменить невозможно!

Слайд 20.

Практические советы будущим водителям.

Бережная эксплуатация шин:

  • 1. Никогда не превышайте скорость, разрешенную для ваших шин. При более высокой скорости шины больше изнашиваются, в самом худшем случае шина может лопнуть.
  • 2. Избегайте максимальной скорости движения при полностью загруженном автомобиле. Проверьте температуру шины: если она равна температуре тела, значит, все в норме. Горячая резина — это сигнал тревоги, который указывает на слишком низкое давление в шине или повреждение каркаса шины.
  • 3. Если вы часто движетесь по автостраде с высокой скоростью, установите шины, индекс скорости которых на порядок выше указанного в техническом паспорте.
  • 4. При парковке старайтесь не наезжать боковинами шин на бордюры и другие препятствия – их надо переезжать на малой скорости и под прямым углом.
  • 5. Увеличьте давление в шинах на 0,3 бар — эта мера сэкономит топливо без ущерба для шин.

Слайд 21.

Вывод: «Длина тормозного пути и скорость».

Если увеличить скорость автомобиля вдвое, то потребуется вчетверо больший путь до остановки автомобиля, т.е. тормозной путь увеличится в 4 раза, а время торможения – в 2 раза.

Слайд 22.

Вывод: «Длина тормозного пути и коэффициент трения».

Тормозной путь увеличивается при уменьшении коэффициента трения μ. Коэффициент трения зависит от условий движения: состояния дорожного покрытия и состояния колес и тормозной системы автомобиля.

Слайд 23.

Запомни!

Для остановки транспорта требуется время и пространство: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Об этом следует помнить во избежание ДТП как пешеходам, так и автомобилистам.

Слайд 24.

Задача №1.

Определить значение тормозного пути автомобиля, начавшего торможение на горизонтальном участке шоссе при скорости движения 20 м/с. Коэффициент трения 0,5.

Слайд 25.

Дано:

v1 =20 ;

v2 =0;

μ = 0,5;

g ≈ 10 ;

Решение:

Так как v2 =0, то закон сохранения энергии запишем в виде:

Сила трения:

l - ?

Тормозной путь: ;      

Ответ: l = 40м.

Слайд 26.

Задача №2.

Расстояние между автомобилями "Фольксваген" и "Форд" 10 м. Они едут с соблюдением скоростного режима, со скоростью 54 км/ч. По городу разрешенная скорость движения не более 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

Слайд 27.

Дано:

v1 =54;

l0 =10 м;

Решение:

Выразим скорость движения автомобилей в СИ 54  = 15  т.е. за время реакции водителя автомобиль проедет путь 15 м. Пройденный путь больше расстояния между автомобилями 15 м > 10 м.

l - ?

"Форд" остановиться не успеет и произойдет столкновение.

Ответ: "Форд" остановиться не успеет.

Слайд 28.

Задача №3.

На участке дороги, где установлен дорожный знак "ограничение скорости 30км/ч", водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГАИ обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому асфальту) равен 0,6?

Слайд 29.

Дано:

v0 =30;

v2 =0;

μ = 0,5;

g ≈ 10 ;

СИ

≈8,3 ;

0;

0,5;

10;

Решение:

Тормозной путь автомобиля: 

 

Тормозной путь автомобиля, едущего со скоростью 30 км/ч должен быть примерно 6 м.

Ответ. Водитель нарушил правила движения.

l - ?

Слайд 30.

Домашнее задание:

Повторить § 62 - 64.

Слайд 31.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку.

Название презентации: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Автор: Переверзев В.В., МБОУ Ефремовская СОШ с. Ефремовка, Неклиновского района, Ростовской области.

Предмет: Физика.

Межпредметные связи: математика, физика, ОБЖ.

Класс: 7

Форма проведения урока: беседа, демонстрация.

Тип урока: Вводный урок по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Время проведения: 1 академический час.

Презентация предназначена для изучения темы: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге». Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения обучающимися виде. Знакомит обучающихся с фактами, понятиями, типовыми задачами, которые должны быть изучены. Содержит план учебной деятельности: как овладеть общими способами познавательной, проблемно-поисковой, исследовательской, коммуникативной, моделирующей деятельности. Таким образом, учебно-методический пакет помогает раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения.

Образовательные цели:

сформировать знания о тормозном пути, об условиях от которых он зависит, о способе его определения, повтор темы: «Механическая энергия»;

сформировать умения рассчитать тормозной путь, пользоваться этими знаниями для обеспечения безопасности дорожного движения;

обобщить знания учащихся по изучаемой теме;

закрепить знания по безопасности дорожного движения.

Развивающие цели:

развить алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение;

организовать усвоение способов самостоятельной деятельности;

продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

Воспитательные цели:

воспитать устойчивый познавательный интерес к физике через демонстрацию практического применения темы;

прививать культуру безопасности участникам дорожного движения;

воспитывать у учащихся стремление к реализации себя;

развить умение вести самостоятельный поиск решения, конструирования обобщенного способа решения новой задачи.

Материалы и оборудование:

Компьютер, сеть с доступом в интернет, проекционный экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Основополагающий вопрос:

Как обеспечить безопасность детей на дороге?

Вопросы темы учебной программы:

1. Что такое остановочный путь?

2. Что такое тормозной путь?

3. Какие факторы, влияют на тормозной путь?

4. Как рассчитать тормозной путь автомобиля?

5. Как длина тормозного пути зависит от скорости?

План проведения занятий.

Подготовительный этап:

Подготовка материалов для проведения занятия.

Этап обучения:

Вступительное слово учителя. Формулируются цели урока: сформировать знания о тормозном пути, его характеристиках; проверка знаний учащихся по теме.

Лекция учителя с демонстрацией презентации: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге».

Осмысление нового материала: объяснение учителем логических и причинно-следственных связей в изучаемом материале, подведение обучаемых к самостоятельным логическим заключениям, воспроизведение обучающимися полученных знаний при решении задач.

Заключительный этап:

Решение задач – закрепление материала.

Домашнее задание:

Повторить § 62 - 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....

Конспект урока по теме "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Конспект урока в 7 классе в рамках Всероссийской социальной кампании "Притормози". Цель урока: "Обучение несовершеннолетних безопасному переходу проезжей части дороги"...

Организация обеспечения безопасности детей на дороге, как одно из направлений работы школы"

Организация обеспечения безопасности детей на дороге, как одно из направлений работы школы...

Интегрированный урок по физике и математике на тему "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге"

Цели:Образовательная цель:сформировать у учащихся умение применять математический аппарат к решению задач по физике;Развивающая цель:развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, ...

Памятка для родителей по обеспечению безопасности детей на дороге

Памятка для родителей  по обеспечению безопасности детей на дороге...