Основные положения воспитательной работы
статья по теме

Цель: развитие духовно-нравственной личности через различные формы организации воспитательного процесса

ЗАДАЧИ:

- формировать нравственные качества учащихся через  расширение представлений об истории малой Родины, России и знакомства с её духовными традициями;

- воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию Отечества;   

- развивать познавательную активность, творческий и интеллектуальный потенциал личности в коллективе;  

- продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

-продолжить работу по сплочению коллектива для совместной творческой деятельности;

- расширить спектр использования современных носителей информации в практике воспитания и профориентации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К СОЗИДАТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ПОСРЕДСТВОМ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                  Кривошеева В. Н.,   учитель русского языка литературы                              МАОУ «СОШ №16»

Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации современного российского общества отводится образованию, концептуальной основой которого является воспитание   нового человека – думающего, рассуждающего, чувствующего. Отсюда объектом педагогической деятельности в воспитании выступает нравственное содержание человеческой деятельности. В условиях обновления структуры и содержания образования приоритетным направлением педагогической деятельности является совершенствование системы нравственного воспитания детей и молодежи на основе приобщения их к созидательному  творчеству, где ведущее место занимает научно-исследовательская деятельность.                                                         Работа по привлечению учащихся к научному исследованию позволяет создать единое воспитательное пространство, обеспечивающее гармонизацию процессов нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания и  развития.  Помимо познавательного, развивающего значения  исследовательская деятельность имеет и немаловажное значение для воспитания  социально адаптированного, успешного, подготовленного  к самостоятельной жизнедеятельности  выпускника школы.                 В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности. Первый уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров. Второй уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д. Третий уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров. Четвертый уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.        Большую роль при прохождении третьего и четвёртого  уровня  играет научное общество учащихся, которое  является добровольным, научно-творческим объединением обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.                                                                                 Анализируя работу лингвистической секции НОУ «Академия Поиск», хочется обратить внимание на особенности выбора тем исследования. Воспитание начинается  тогда, когда, изучая критические работы языковедов и литературоведов,  проводя аналитическую деятельность, школьники обучаются соблюдению этических норм, поэтому основным критерием выбора темы исследования становится её новизна. Ученики,  интересующиеся современной  литературой,  в качестве основы исследования выбирают произведения писателей-современников. Соответственно появляются   темы исследований, связанные с лингвистическим анализом текста: «Современные литературные процессы в поэзии Белгородской области (на примере научно-поэтического эссе Юрия Шкуты «Дивные сказы КМА»), «Малая  Родина в художественной литературе 20 века: творческий взгляд моих земляков», «Тема здоровьесбережения в поэзии XX –  нач. XXI века (на примере творчества детских и местных поэтов)», «Имя академика Губкина в современной литературе».  Краеведческий компонент является важным средством формирования духовно-нравственной сферы, это  возможность воспитания гражданственности и любви к родине,  уважения к  литературному  наследию родного  края.                 Воспитательный потенциал родного языка достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни.  Интересует современных школьников  и социальный аспект становления личности, поэтому не случаен выбор  тем, связанных с речевой культурой молодёжи: «Экология  русского языка: ненормативная лексика в современной  речевой реальности», «Лингвоэкологический анализ речевой культуры современного общества: сквернословие в молодежном социуме г. Губкина», «Вербальные и невербальные способы общения: культура речи в жизни современного школьника».  Данные исследования говорят о том, что современному поколению не безразличны вопросы нравственности и общечеловеческой   морали.                         Огромное воспитательное значение имеет самостоятельно не только прочитанное, но и осмысленное произведение.   Интересны работы  аналитического характера, в которых ученики показывают умение сопоставить факты и доказать своё собственное мнение:  «Нравственная основа сатиры Н. В. Гоголя (на примере комедии «Ревизор»)», «Возможности сатиры Н. В. Гоголя в воспитании нравственной культуры школьников». Это позволяет увидеть не только всю совокупность литературных явлений определённой эпохи, но и богатство литературных традиций прошлого, сохраняющих свою актуальность.                                                                  Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников стремление к знаниям и  открытиям, является развитие  поисковой   активности. На лингвистической секции определяется практическая направленность исследований. Так темы, связанные с изучением лексики русского языка, имеют прикладной характер: «Возможности русской фразеологии в изучении  истории бытия человека», «Территориальный говор как средство изучения традиций семейного уклада народа». Воспитательная  ценность данного вида  работы  заключается в исследовательском умении   вести поиск и определять пути решения поставленной задачи, фиксировать результаты, полученные в ходе исследования  и делать самостоятельные выводы.                                 Исследование особенностей традиционной культуры и родной речи содержит в себе огромный воспитательный потенциал. В процессе лингвистической научно-исследовательской деятельности обогащение ребенка духовной культурой происходит для него ненасильственно, поскольку знания поступают как практическая созидательная деятельность. Исследование своеобразия языка устного народного творчества, вобравшего в себя народную мудрость, накопленную веками, является неиссякаемым источником формирования нравственных и эстетических представлений о труде и дружбе, об уважительном отношении к старости и пользе учения, пробуждает интерес школьников к общечеловеческим ценностям, происходит их нравственное становление, развивается и обогащается духовный мир  каждого ребенка.                         Использование средств научно-исследовательской деятельности позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры и традиций, воспитывает гражданское и патриотическое самосознание, позволяет правильно сориентировать ребенка на нравственные ценности и дает надежду на возрождение высоко духовного российского общества.

Литература                                                                                               1. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.                                                            2. Роль и место исследований по русскому языку в современной школе: психолого-педагогические основания организации исследовательской деятельности в школе // Русский язык: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 17. - С. 3-9.                                          3. Федоровская Е.О. Мотивы и ценностные ориентации подростков, увлеченных исследовательской деятельностью / Е. О. Федоровская, Л. Ю. Ляшко // Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 49-53.



Предварительный просмотр:

Православная семья как  оптимальный тип социальной структуры: воспитательное влияние семьи на ребенка

Кривошеева В. Н., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №16»

         Любое разумное общество заинтересовано в прочной,  духовно и нравственно здоровой семье. Это обусловлено тем, что семья играет важную роль в педагогическом процессе.  В семье находит отражение весь многогранный мир социальных и нравственных отношений общества,  удовлетворяются духовные потребности человека в любви, дружбе,  материнстве и отцовстве,  в эмоциональном общении. Педагогическая функция семьи неизмеримо велика  по  сравнению  с  другими институтами человеческой деятельности. Семья - это идеальная ценность, которую признает весь мир. Для нее возможно раскрыть все заложенные в ребенке способности или же,  наоборот, изуродовать его, сделав ни к чему не пригодным.

         Рассмотрение проблемы семейного воспитания в русле современной действительности позволяет сказать,  что общественный  кризис становится причиной  распада семьи,  отчужденности,  оторванности ребенка от родителей. Детей привлекают больше улица, друзья и хуже всего - телевизор и компьютер, заменяющие ему живые человеческие чувства.

        В этих условиях православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры. Ее можно обрисовать в виде хорошо слаженного механизма,  где все основано на взаимосвязи и  взаимоподчинении  друг другу.  Работа этого механизма осуществляется на одном ведущем принципе - принципе любви.  "Любовь, - говорит Иоанн Златоуст,  - воссозидает, соединяет и сопрягает нас между собой. Она есть глава,  корень,  источник и мать всего доброго и всех  благ, источник освящения, начало и конец добродетели. Любовь все побеждает, и ничто не может так привлекать, как любовь. Любовь - великая  наставница,  она  может исправлять нравы,  исцелять пороки и приводит к благочестию и добрым нравам"

     Религиозное воспитание  целесообразно  начинать с первых лет жизни ребенка.  "Послушайте отцы и матери!  - говорит Златоуст. -Хотите ли, чтобы дети ваши были послушны и благонравны. С раннего детства воспитывайте их в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы  слушание Божественных писаний было для них делом излишним: ранний возраст более легкий и благопоспешный  в  деле  воспитания религиозных чувств, лучшая возможность приучать к  должному."

      Святитель Иоанн обращает внимание на то, что если в неокрепшей еще душе запечатлены будут благие учения,  никто не сможет их изгладить, когда она затвердеет, подобно тому, что бывает с восковой печатью.  Ты  имеешь  в  нем существо еще робкое,  боящееся и взгляда, и слова,  всего,  чего угодно:  используй власть над ним для того,  что должно. Ян Амос Коменский писал,  что  уже  двух - трехлетний  ребенок вполне способен воспринять понятие о Боге.

      Закономерности педагогического  процесса в семье находятся в прямой зависимости от цели православной педагогики - спасение души через богоуподобление.  "Все родители, - говорит Златоуст, - должны воспитывать своих детей для Бога. Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем  иметь большое попечение о наших детях и всячески заботится о спасении их души. Таким образом, весь процесс обучения и воспитания в семье представляет собой движение по пути богопознания  и богоуподобления.  Сама семья является своего рода училищем, а постановка воспитания и обучения  в  ней соответствует  Евангельскому и Апостольскому учению.

           Один из  ведущих принципов,  на которых базируется педагогический процесс в семье - это разумная любовь к детям. Христианское воспитание не отвергает любовь как естественную потребность родителя, заложенную в его природе.  «Дабы родители  не  пренебрегали Его  повелениями  воспитывать детей,  Он присоединил естественную необходимость,  вложил такое влечение в природу родителей,  чтобы поставить  их  как бы в неизбежную необходимость заботиться о них».4

           Второй принцип - это преимущество духовно-морального над естественным. Педагогические функции семьи можно разделить на физические и психические. Огромно влияние семьи на формирование организма  ребенка. Но более важна функция  социально-педагогическая. Под долгом воспитать детей понимается не только то, чтобы не допустить им умереть с голоду, но и стремление образовать сердца детей в добродетели и благочестии.

          Важной составляющей является то, что в основу процесса воспитания и обучения должна  ложиться  не только передача  знаний,  а  личность  ребенка в ее своеобразии и индивидуальности, необходимость усвоения нравственных норм и принципов. "Не заботиться о том, чтобы сделать его известным по внешней учености и доставить ему славу.  Научим детей быть добрыми, нераздражительными, незлопамятными,  готовыми на благодеяние, че-ловеколюбивыми (что  свойственно  Богу)".5

            Первоначальное религиозное  воспитание,  пробуждение  лучших сил души,  внутреннего  человека совершается посредством образа жизни родителей, их благочестивого поведения.  Напомним о важном свойстве души - отождествлять себя с другой личностью,  подражать поступкам. Дети - отражение родителей.  Учение через поступки и жизнь - самое лучшее.  Дела говорят сильнее слов.  Ребенок замечает и делает то, что делают старшие. Мнение взрослых  для них всегда авторитетно.  Через призму атмосферы семьи преломляется детское понимание окружающего мира,  человека, его поступков,  вырабатываются ценностные ориентиры.  Каждый  шаг родителей оставляет крупицу своего собственного разума нравственности души.

           В рамках религиозного воспитания немаловажная роль принадлежит чтению Священного Писания,  "усердное и  внимательное  чтение которого, по мнению Иоанна Златоуста, озаряет таинственным светом, как солнце озаряет землю после ночного мрака".  Слово  Божие научает ребенка познанию Бога и любви к нему.  Знакомство с христианскими первоисточниками реализуется через рассказы родителей и самостоятельное чтение детьми Священного Писания. Положительная  роль рассказов закрепляется в практической деятельности - жизни ребенка и родителей, особенно через посещение  церкви.

          Педагогический процесс не ограничивается только религиозным воспитанием, но подразумевает и нравственное. Воспитывать детей для Бога, ради спасения души - значит прививать ему христианские добродетели.  Под добродетелями понимаются положительные  нравственные  качества,  обеспечивающие должностное поведение.  К ним относятся любовь,  скромность, верность, доброта,  смирение,  послушание,  правдивость.  "Давай ему (ребенку) великое,  а  не  малое.  Научи его любомудрствовать (то есть жить по-христиански).  Нужно благоповедение, а не остроумие, нравственность - а не сила речи, дела - а не слова"2. Христианская нравственность - "опора нашей  жизни",  -  утверждает  святитель Иоанн Златоуст, - это  условие  для достижения цели - спасения души,  основа общественного и личного благополучия».

             В сферу семейного воспитания входит обязанность  формировать у детей  эстетические чувства и переживания.  "Есть и другие врата - врата глаз, так как благодаря им душа открывается небу и обладает  красотой.  Покажи ему другую красоту и туда возведи глаза его, например,  небо, солнце, звезды, земные цветы, луга, красоту книг,  пусть  наслаждается он видом всего это», - предлагает Иоанн Златоуст. Через восприятие природы, явления, предметов происходит эстетическое воспитание, дающее  ребенку  возможность понимать и оценивать прекрасное,  стремиться к красоте и созидать ее  внутри себя.

                Главная задача родителей - умелое создание разумных привычек. Привычка обычно перерастает в характер.  Под характером понимается пока не вся личность,  в  ее полноте,  а  совокупность  прижизненно формируемых индивидуальных свойств - отношений человека к миру,  накладывающих отпечаток  на все его действия. В формировании характера ведущая роль принадлежит именно семье,  здесь ребенок впервые проявляет себя, обретает наилучшие формы своего духовного и социального развития.

             Таким образом, в православной семейной традиции четко определены цели,  задачи, принципы, методы и приемы воспитания. Содержание педагогического процесса в семье включает широкий спектр сторон  развития  ребенка. Предлагаемые в качестве основополагающих принципы разумной любви к ребенку  и приоритета духовного над естественным позволяют обеспечить единство содержания воспитания и обучения в семье. Аспекты педпроцесса взаимосвязаны, взаимообусловлены  и подчинены одной цели - спасение души через раскрытие образа Божия в ребенке.

            В наше время наблюдается неуклонно растущий интерес к духовным основам православного воспитания. И это не случайно, поскольку нельзя оставить без внимания тот факт,  что христианство с момента его принятия нашими предками стало духовной доминантой жизни и оказало огромное влияние на способы постановки и пути  решения педагогических  проблем.  Православная педагогика задала иной смысл воспитания, суть которого - дать личности ребенка раскрыться в полноте ее сил,  осуществить то, что заложено Творцом в глубине, в основе ее своеобразия и особенностей, выдвинула приоритет духовного над естественным.

           Современное общество стремится к гуманизации педагогического процесса, провозглашает личностно-ориентированный подход к ребенку, где важна не сумма переданных знаний,  а человек с его духовно-нравственным потенциалом,  деятельной любовью к людям. Православная педагогика, выросшая на христианской этике,  по словам К.Д.Ушинского, дала  миру  самый  высокий нравственный идеал для педагога. Это образец Иисуса Христа – Бога и человека,  в его образе жизни,  поступках заключен высший гуманизм, человечность, жертвенность. Он пришел на землю не как царь, а как сын бедного плотника,  терпел поношения и,  наконец, взошел на крест, чтобы пострадать за грехи людей, которые были его детьми и учениками,  ради их спасения. И именно семья  призвана  быть мостиком,  соединяющим ребенка и Бога, она должна помочь ребенку раскрыться в полноте его творческой свободы. 

                       

  1. Зеньковский В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1993. – С. 67-112.
  2. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. – Спб.: Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1993. – С. 214-249.                 
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. – Спб.: Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1997. – С. 304-329.
  4. Иоанн Златоуст, свт. О воспитании. – Спб.: Репринт. Изд. Московской Патриархии, 1997. – 297 с.
  5. Николаев Б. Нравственные основы семьи в свете Священного Писания и учения святой Православной церкви // К свету. — 2001. — N 9. — С. 34-38.        

             

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления воспитательной работы епархиальной православной гимназии

статья содержит отчет по воспитательной работе в православной гимназии за 2011-2012 учебный год...

Основные направления воспитательной работы

Основные направления воспитательнойдеятельности классного руководителя...

Основные принципы воспитательной работы классного руководителя

В данной статье представлены основные принципы воспитательной работы классного руководителя...

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом.

План работы по самообразованиюклассного руководителя...

Доклад на тему "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом"

Классный час - это основная форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у н...