Доклад на тему "Классный час как основная форма воспитательной работы с классом"
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Классный час - это основная форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГКООУ  « САНАТОРНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ »

КЛАССНЫЙ ЧАС

КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С КЛАССОМ

Автор: учитель Уварова Л.В.

2013

Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.

Классный час может проводиться в форме

  • классного собрания 
  • воспитательного часа (час классного руководителя)
  • экскурсии 
  • тематической лекции
  • беседы (этическая, нравственная) 
  • диспута 
  • встречи с интересными людьми 
  • викторины по различным областям знаний 
  •  дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по  заданной теме) 
  •  КВНа 
  • интерактивной игры 
  • игры - путешествия 
  • театральной премьеры 
  • психологической игры и тренинга
  • читательской конференции. 

Итак, час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

 Классный час выполняет функции:

  • просветительскую
  • ориентирующую
  • направляющую
  • формирующую. 

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию ( при обсуждении широко известного события ).

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция  вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа

  • Определение темы и задач классного часа 
  • Определение времени и места проведения классного часа 
  • Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление  по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа) 
  • Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей) 
  • Анализ его результативности. 

Советы по организации классного часа.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

Организация и проведение  классного собрания

Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).

Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.

Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.

Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание:

  • распределяет поручения; 
  • избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
  • слушает доклады учеников о выполнении поручений 

В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.

В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.

Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.

Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)

Главным назначением нравственного классного часа является:

  • нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок 
  • изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений 
  • критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников 
  • развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. 

Вариант  тематики  нравственных  классных  часов

5-й класс

1.  «Кто я? Какой я?» — игра.

2.  «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.

3.  «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.

4.  «Архив 5 » — праздничное представление, посвященное итогам совместного общения за год.

6-й класс

1.   Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов       учащихся.

2.  Я — дома,  я — в школе,  я - среди  друзей — интерактивная игра.

3.  Окна моего дома. Что они для меня значат — час общения.

  1.  Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.

7-й класс

1.   «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.

2.  «Скажи,  кто твой друг и...» - интерактивная игра.

  1.  «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности — беседа.

            4.А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.

8-й класс

1.   Умею ли я любить? - аукцион мнений.

2.  Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.

3.  Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.

             4.Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.

5. Чувство взрослости. Что это такое? - этическая беседа.

9-й класс

1   «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.

2.  Всему начало -  любовь... - праздник.

3.  Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.

  1.  Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия

                5.Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.

Организация и проведение психологических игр и тренингов

Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.

 «Комплимент»

Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.

«Сравнение»

Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.

 «Волшебный магазин»

Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

«Знакомство»

Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.

«Всеобщее внимание»

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

«За что нам нравятся люди»

Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.

«Рассмешить партнера»

Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.

Организация и проведение тематического классного часа

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Примерная тематика классных часов

5-й класс

  1. Мир моих интересов 
  2. Памятные даты моей семьи 
  3. Обычаи и традиции народов мира 
  4. Кем быть и каким быть? 

6-и класс

  1. Мир моих способностей 
  2. Памятные даты моей страны 
  3. Обычаи и традиции моей страны 
  4. Профессии милосердия и добра 

7-й класс

  1. Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития 
  2. Люди, на которых хотелось бы быть похожим 
  3. Компьютер в жизни человека 
  4. Азбука вежливости. 

5.         Как бороться с плохими привычками

8-й класс

  1. Портрет друга, которого я хотел бы иметь 
  2. Герб моей семьи. Каким он может быть? 
  3. О вкусах не спорят? 
  4. Профессионал. Кто он? 

5.         Я имею право, я обязан... 

            9-й класс

  1. Простые истории человеческой дружбы 
  2. Улицы, от названия которых становится теплей 
  3. Мои профессиональные приоритеты 
  4. Как научиться говорить «нет» 

5.         Все работы хороши, выбирай на вкус.

Организация и проведение информационного классного часа

Главное назначение информационного часа - формирование у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.

Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.

Правила подготовки информационного часа:

  • Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной 
  • Информационный час должен быть мобильным 
  • Информация должна быть оперативной и неизвестной  в классе 
  • Информация в обзоре должна быть беспристрастной 
  • Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы) 

Основные формы работы во время информационного часа:

газетные сообщения;

пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

просмотр и обсуждение телематериалов.

Формы проведения информационных часов:

викторина (обзорная и тематическая);

информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;

пресс — конференция;

встречи с интересными людьми;

праздники газеты и журнала;

вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журналов)

рекламная акция.

Примерная тематика информационных часов в школе

5-й класс

По странам и континентам.

Главные события страны и мира за неделю.

Газеты и журналы моей семьи.

Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.

Это интересно, это полезно; это необходимо.

Как читать газету.

6-й класс

История первой газеты и первого журнала.

Профессия - журналист.

Это интересно знать

Время, события, люди.

Горячие точки планеты Земля.

У карты мира.

Профессия - репортер.

7-й класс

Ведущие газеты страны и мира

Крупным шрифтом о главном

Главные темы первой полосы

Газетная лексика

Быть газетчиком опасно?!

8-й класс

Газетная сатира.

Журналисты в истории моей страны.

Планета за одну неделю.

Мир глазами журналистов ведущих газет.

Что мы знаем о создании газетного номера.

Как работать со статьей и журнальной публикацией.

9-й класс

Любимые журналисты о своей профессии.

Достоверная информация в достоверных фактах.

С трибуны главного редактора.

Достоверность и лживость газетных фактов.

Главные события прошедшей недели.

Политический олимп: имена и характеры.

Организация и проведение читательской конференции

Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.

Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно – исследовательские или научно - практические конференции.

Основная цель читательских конференций — развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.

Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.

Планирование читательской конференции.

  1. Побеседовать      с      учителями-предметниками, преподающими в классе родной язык и иностранный язык. Беседа с ними поможет классному руководителю определить  литературные   произведения   и   авторов,   с творчеством   которых   можно   связать   тему   будущей читательской конференции. 
  2. Провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся: 

Методика подготовки к читательской конференции:

  1. Определение темы читательской конференции. 
  2. Согласование       сроков       проведения       читательской конференции  с  будущими  участниками   конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем) 
  3. Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции. 
  4. Определение    проблем,    связанных    с    содержанием художественного произведения или творчеством писателя. 
  5. Просмотр    спектаклей,    выставок,    фильмов,    музеев, имеющих отношение к теме конференции. 
  6. Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции. 
  7. Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией. 
  8. Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся. 
  9. Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции. 
  10. Обсуждение результатов  конференции  и участия  всех учащихся в ее проведении. 

Возможные темы читательских конференций

Смешное и грустное в произведениях Э. Успенского, С.Я. Маршака, А. Барто.

Какие они, сегодняшние молодые?

Великие музы великих людей.

Детские сказки в моей взрослой жизни.

Поэтом нужно родиться или им можно стать? (С. Черный, В. Высоцкий, Ю. Визбор).

Деньги в жизни человека и их влияние на его судьбу

Книги детства моих родителей и моего детства.

Формы проведения читательских конференций.

турнир литературных героев,

театр миниатюр,

литературный ринг,

литературная гостиная писателя,

праздник встречи с любимой книгой,

литературная встреча.

Организация и проведение викторины

Викторина — это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.

           Правила проведения викторин:

Тема викторины должна быть актуальной.

Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.

Вопросы   должны   учитывать   возрастные   особенности учащихся класса.

Поиск ответов на вопросы не должен быть очень трудным.

Учащиеся  должны   иметь  право   на  подготовку  своих вопросов к викторинам.

В викторинах всегда должны быть победители.

Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.

Викторины могут быть тематическими или обзорными.

Популярные темы викторин:

История государств и народов.

Дальние уголки земного шара.

Необыкновенные истории обыкновенных вещей.

Праздники, которые всегда с нами.

Природные катаклизмы.

Сказочные герои и их авторы.

Государства и их правители.

Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.

Растительный и животный мир земного шара.

Великие полководцы и знаменитые солдаты.

Фильмы и их герои.

Знаменитые фразы знаменитых людей.

Великие первооткрыватели, их открытия.

Медицина и здоровье.

Обычаи и традиции народов мира.

Птицы, рыбы, звери...

Предметы, без которых нельзя жить.

Экзотические растения и цветы.

Знаки зодиака и гороскопы.

Автомобили, их создатели и владельцы.

Реки, озера, моря и океаны.

Физика вокруг нас.

Химия нашей жизни.

История войн и побед.

Картины и художники.

Подготовка досугового внеклассного мероприятия

Подготовительная работа перед посещением театра:

 Изучение истории театров, их роли и влияния на судьбы людей.

Встречи с театральными деятелями, актерами.

Беседа «Театральное произведение и его автор».

Интерактивная игра «Театральный этикет».

Классный час «Актеры и роли».

«Театральная афиша» — игра — путешествие.

Анализ посещения театральной премьеры в классе.

 Тематика экскурсий

Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.

Если бы камни могли говорить...        

Улицы, от названия которых становится теплей.

История храмов моего города.

Памятники старины и современности.

Люди, творившие историю.

Экономические гиганты моей страны.

Тайны природы и ее открытия.

Научные учреждения и их роль в жизни страны.

Музей приглашает в гости.

Сокровища театральных музеев.

Профессии наших родителей.

Мир растений моей земли.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

Развитию интеллектуальной сферы учащихся, могут служить следующие формы работы со школьниками:

-интеллектуальные марафоны;

-дни интеллектуального творчества;

-защита интеллектуальных проектов;

-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;

-встречи с учеными, изобретателями;

-интеллектуальные ринги и викторины;

-заседание клубов интеллектуалов;

-интеллектуальные олимпийские игры;

-школа интеллектуального развития.

Тематика часов по развитию интеллектуальных умений учащихся

5класс

В.И.Даль и его толковый словарь.

Я и мои способности.

Мир энциклопедий.

6класс

Мои сильные и слабые стороны.

Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть.

Мои «почему?» и ответы на них.

7класс

Глубинные тайны человеческого познания.

Внимание и внимательность. Слова одного корня?

Как научиться управлять собой.

8 класс

Талантливость и гениальность. В чем они проявляются?

Тренировка памяти — залог будущего успеха.

Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

            9класс

Человек и творчество.

Разговор с самим собой по душам.

День творческого представления в школе.

Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр   кинофильмов,   которые   отражают   ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;

чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,

тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и прославляющих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

нравственные классные часы; интерактивные игры;

пресс-конференции, брифинги по данной теме.

Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:

Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.

Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.

Мероприятия такого рода должны быть очень искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.

Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.

Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.

Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.

Традиционные мероприятия в коллективе класса

«Праздник рождения класса» (Каждый год ребята празднуют час своего единения, своей причастности к жизни каждого).

 Традиция учащихся класса под названием «Я пришел в этот день в этот мир»

 Традиция встреч с родителями под названием «Глаза в глаза».

Праздник благодарения - праздник прославления мужчины и женщины, человеческих качеств;

Традиция быть всем классом всегда рядом с тем, кто болеет, у кого в жизни наступили трудные дни;

Традиция помогать больным и пожилым, немощным людям. Концерты, сбор подарков, поздравления — это неполный перечень того, что могут сделать учащиеся;

Традиция помощи первому учителю в работе с малышами: подготовка сценариев, организация праздников, игровых программ;

Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего Отечества, своей страны;

 Традиция встречи летних каникул, праздник совместного веселья и планов на будущее.

Итак, час классного руководителя (классный час) — это основная форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма воспитательной работы с классом.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новую форму работы с классом "Наш дом". Работаю по ней уже 5 лет.Ребятам очень нравится,они каждый день заглядывают в свои домики.Но,конечно же, все зависи...

Доклад "Своеобразие форм воспитательной работы"

Доклад "Своеобразие форм воспитательной работы"...

Классный час как основная форма воспитательной работы с классом.

План работы по самообразованиюклассного руководителя...

Доклад по теме:"Новые формы воспитательной работы в школе"

В данном докладе описываются формы воспитательной работы...

Доклад по теме:"Новые формы воспитательной работы в школе"

В данном докладе описываются формы воспитательной работы...

Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».

У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее  ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовол...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....