Игра «Математика и бизнес», 10-11 класс
методическая разработка по математике (10, 11 класс)

Сальникова Вера Николаевна

Игра для 10-11 классов социально-экономического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_matematika_i_biznes.doc68.5 КБ
Файл ekonomiko-matematicheskaya_igra_10-11.pptx914.45 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Математика и бизнес»

 (10-11-й классы).

Правила игры.

Играют 2 команды учащихся. Каждая команда – это банк. Каждая команда придумывает название своему банку и выбирает управляющего, который будет принимать окончательное решение по каждому из вопросов.  Перед командами стоит задача увеличить свой первоначальный капитал в размере 1000 рублей, решая задачи экономического содержания, которые связаны с деньгами, прибылью, доходами. Каждая команда-банк имеет акционеров, которые тоже будут приносить прибыль своим банкам.

Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 рублей

Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

а) 50% стоимости задания, если другой банк также  не сможет ответить верно;

б)100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.

На обдумывание задание стоимостью

  • 50 руб. дается 30 секунд,
  • 100 рублей – 1 мин.,
  • 150 рублей – 1,5 мин.,
  • 200 руб. – 2 мин.

Каждый акционер может помочь своему банку в наращивании капитала: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 рублей.

Победителем становится банк, у которого на момент окончания игры больше «денег».

Вопросы стоимостью 50 руб.:        

  1. Мастерица связала свитер и продала его за 1000 р. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 р. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 100 р.

Ответ: 300 руб.

  1. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал на 1000 р. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 р. Кто выиграл спор?

Ответ: Никто.

  1. Костюм стоит 110 долларов. Сколько евро надо заплатить за этот костюм, если курс евро к доллару составляет 2,5 (т.е. 1$ = 2,5 евро.)

Ответ 275 евро.

  1. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 5 р. за газету и стали продавать их по 7 р. за штуку. Какой доход получат ребята, когда всё продадут?

Ответ: 200 руб.

  1. Один отец дал своему сыну 150 р., а другой своему – 100 р. Оказалось, однако, что оба сына увеличили свой капитал на 150 р. Чем это объяснить?

Ответ:  всего их было трое: дед,  сын и внук.  Дед дал сыну 150 р., сын дал своему сыну(внуку) 100 р., у сына 50 р., а вместе 150 р.

  1. Лиса купила у пчел 100 кг меда за 10000 р., а на рынке стала его продавать по 120 р. за килограмм.  Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед? (Ответ: 2000 руб.)

Вопросы стоимостью 100 руб.

  1. Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 10 р. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 % и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? Ответ: в первый день.
  2. Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал 150000 р. Сколько процентов  составила прибыль?

Ответ: 150%.

  1. Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой некоторым предприятием, составила 50000 р. При этом было израсходовано:

На сырьё                          20 тыс. р.

На топливо                       1,5 тыс. р.

Заработная плата            14,5 тыс. р.

Кредиты, налоги                4,5 тыс. р.

Итого: 40,5 тыс. р.

 Какова была прибыль предприятия и его рентабельность?

Ответ: прибыль 9,5 тыс. р.; рентабельность  9,5 : 40,5 * 100% = 23,5 %.

  1. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 р. и купили его за 300 р. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 р. Мальчик подумал: «А как парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 р., а себе возьму 20 р.». Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 р., т. е. все вместе они отдали 270 р., 20 р. осталось у мальчика, т. е. Всего 290 р. Куда делись 10 р.?

 Ответ: складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.

  1. Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватала 50 р., а второму – 10р. Они сложили деньги, но всё равно их не хватало. Сколько стоила книга?

Ответ: 50 руб.

Вопросы стоимостью 150 рублей.

  1. Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу бросать в копилку по 12 р., а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 10 р. После того, как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 86 р. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно?

Ответ: 13 задач было решено правильно, 7 – неправильно

  1. Витя решил продавать лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 15 р. По цене 30 р. можно реализовать 130 стаканов в день, а по 25 р. – 200 стаканов. Какую цену следует назначить Вите, если он хочет получить больше прибыли.

Ответ: 25 р. за стакан.

  1. Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой некоторым предприятием, составила 50000 р. При этом было израсходовано:

На сырьё                          20 тыс. р.

На топливо                       1,5 тыс. р.

Заработная плата            14,5 тыс. р.

Кредиты, налоги                4,5 тыс. р.

Итого: 40,5 тыс. р.

 Какова была прибыль предприятия и его рентабельность?

Ответ: прибыль 9,5 тыс. р.;

              рентабельность  9,5 : 40,5 * 100% = 23,5 %.

  1. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 р. и купили его за 300 р. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 р. Мальчик подумал: «А как парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 р., а себе возьму 20 р.». Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 р., т. е. все вместе они отдали 270 р., 20 р. осталось у мальчика, т. е. Всего 290 р. Куда делись 10 р.?

Ответ: складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.

3.  Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд занимает разное время:

10 мин – мытьё овощей;

10 мин – их резка;

10 мин – чистка картофеля;

30 мин - его варка;

10 мин – приготовление пюре;

10 мин - приготовление

котлет из фарша;

30 мин – жаренье котлет;

10 мин – накрытие на стол.

Итого 2 часа. Но у девочки был только 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?

Ответ:           1)чистка картофеля (10 мин);                  

                        2)  его варка, в то же время (30 мин)  

                             а) приготовление котлет (10 мин);

                             б)жаренье котлет (30 минут);

                             в)мытье овощей и резка (20 мин) ;

                        3) приготовление пюре (10 мин). За оставшиеся 10 мин накрыть на стол.

4.  У четырех братьев 45 р. Если деньги первого увеличить на 2 р., а деньги второго уменьшить на 2 р., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братье окажется поровну. Сколько денег у каждого?

Ответ:  У первого 8 р., у второго 12 р., у третьего 5 р., у четвертого 20 р.

Вопросы стоимостью 200 рублей.

  1. У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
  1. Вложить 80 р. и получить 100 р.
  2. Вложить 20 р. и получить 30р.
  3. Вложить 100 р. и получить 140 р.

Какой вариант вы выберите и почему?

Ответ: второй.

  1. В ваш банк положили 500000 р. под 10 % годовых. Какую сумму вы можете отдать через полгода?

Ответ: 525 тыс. р.

  1.  В ваш банк положили 500000 р. под 10 % годовых. Какую сумму вы можете отдать через 5 лет?

Ответ: около 805 тыс. р.

  1.   Фермер продает лошадь по числу подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 10 р., за второй – 20 р., за третий – 40 р. и т.д., т. е. За каждый следующий гвоздь вдвое больше , чем за предыдущий. Во сколько фермер оценивает лошадь?

         Ответ: 655350 р.

Вопросы акционерам.

1 гейм.

1.Продолжи пары слов.

          Например:  дорого – дешево;  оптом – в розницу.

                                 Слово                                        Ответ

                          Доход                                        Расход

                          Прибыль                                    Убытки

                          Продавец                                  Покупатель

                          Потребление                            Производство

2. Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет,

    Но стоит букву заменить, там можно акции купить.

                                                                               Баржа-биржа

3. Угадай, кто как зовется, что за деньги продается.

Это не чудесный дар, а просто-напросто ……

                                                                                Товар

4. Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход.

     Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает.

                                                                                 Доход

5. Тимофей носки связал и на ранке их продал.

     Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни……

                                                                                  Убытки  

6. Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять,

    Чтобы вкусно есть и пить, надо всё это …..

                                                                                   Купить

7. Как вы помните Карабас – Барабас был хозяином театра. Как на языке   экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строке, подчеркнув буквы А; Г; Д.

        Д С А О Г Б Д С Д Т Г В А Е А Н Н А Г О Д Г С Г Т Ь

                                                                                    Собственность

Второй гейм.

  • Что нужно иметь, чтобы получать дивиденды?
  • Как называется дело, приносящее доход?
  • Что помогает увеличить продажу товара?
  • Искусство коммерции – это искусство создавать условия, при которых покупатель убеждает себя сам, и наиболее веским аргументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Назовите литературных героев, действовавших по этому принципу.
  • Как называются деньги иностранного государства?
  • Плата за кредит.
  • Какими понятиями обозначается экономическая помощь?
  • Уменьшение покупательской способности денег.
  • Посредник между покупателем и продавцом на бирже.
  • Назовите понятие, которое объединяет все приведенные ниже слова: вексель, банкноты, чек, акции.
  • А-В=С, если С прибыль, что такое А и В?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика и бизнес Экономико-математическая игра

Слайд 2

Правила игры Выбрать управляющего банками, которые имеют право принимать окончательные решения. Стартовый капитал каждого банка – 1000р. Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 р .

Слайд 3

4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания . 5. Если ответ неправильный , то капитал уменьшается на: а) 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно; б)100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания

Слайд 4

Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал увеличивается на 50р. Победителем считается банк, у которого больше денег. Стоимость задания, р 50 100 150 200 время 30с 1 мин 1 мин 30 с 2 мин

Слайд 5

Вопросы командам

Слайд 6

50 р. 1 2 3 6 5 100 р. 1 2 3 5 4 4 150 р. 1 2 3 4 200 р . 1 2 3 4

Слайд 7

Вопросы стоимостью 50 р.

Слайд 8

1. Мастерица связала свитер и продала его за 1000 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 рублей за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 100 рублей. Ответ: 300 рублей.

Слайд 9

2.Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5000р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал на 1000 р. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 р. Кто выиграл спор? Ответ: никто.

Слайд 10

3. Костюм стоит 110 долларов. Сколько евро надо заплатить за этот костюм, если курс евро к доллару составляет 2,5 ? Т.е. 1 $ = 2,5 евро. Ответ : 275 евро .

Слайд 11

4.Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 5 р. за газету и стали продавать их по 7 р. за штуку. Какой доход получат ребята, когда всё продадут? Ответ: 200 р.

Слайд 12

5. Один отец дал своему сыну 150 р., а другой своему – 100 р. Оказалось, однако, что оба сына увеличили свой капитал на 150 р. Чем это объяснить? Ответ: всего их было трое: дед, сын и внук. Дед дал сыну 150 р., сын дал своему сыну(внуку) 100 р., у сына 50 р., а вместе 150 р.

Слайд 13

6.Лиса купила у пчел 100 кг меда за 10000 р., а на рынке стала его продавать по 12 0р . за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мед? Ответ: 200 0 р .

Слайд 14

Вопросы стоимостью 100 р.

Слайд 15

1.Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 10 р. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 % и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? Ответ: в первый день

Слайд 16

2.Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал 150000 р. Сколько % составила прибыль? Ответ: 150 %

Слайд 17

3.Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой некоторым предприятием, составила 50000 р. При этом было израсходовано: На сырьё 20 тыс. р. На топливо 1,5 тыс. р. Заработная плата 14,5 тыс. р. Кредиты, налоги 4,5 тыс. р. Итого: 40,5 тыс. р. Какова была прибыль предприятия и его рентабельность? Ответ: прибыль 9,5 тыс. р.; Рентабельность 9,5 : 40,5 * 100% = 23,5 %

Слайд 18

4. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 р. и купили его за 300 р. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 р. Мальчик подумал: «А как парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 р., а себе возьму 20 р.». Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 р., т. е. все вместе они отдали 270 р., 20 р. осталось у мальчика, т. е. Всего 290 р. Куда делись 10 р.? Ответ: складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.

Слайд 19

5.Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватала 50 р ., а второму – 10р . Они сложили деньги, но всё равно их не хватало. Сколько стоила книга? Ответ: 50 р.

Слайд 20

Вопросы стоимостью 150 р.

Слайд 21

1.Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу бросать в копилку по 12 р., а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 10 р. После того, как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 86 р. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно? Ответ: 13 задач было решено правильно, 7 – неправильно.

Слайд 22

Ответ: 25 руб. за стакан. 2. Витя решил продавать лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 15 р. По цене 30 р. можно реализовать 130 стаканов в день, а по 25 р. – 200 стаканов. Какую цену следует назначить Вите, если он хочет получить больше прибыли ?

Слайд 23

3.Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд занимает разное время: 10 мин – мытьё овощей; 10 мин – их резка; 10 мин – чистка картофеля; 30 мин - его варка; 10 мин – приготовление пюре; 10 мин - приготовление котлет из фарша; 30 мин – жаренье котлет; 10 мин – накрытие на стол. Ответ: 1)чистка картофеля (10 мин) ; 2) его варка, в то же время (30 мин) а) приготовление котлет (10 мин); б)жаренье котлет (30 минут) ; в)мытье овощей и резка (20 мин) ; 3) приготовление пюре (10 мин) . За оставшиеся 10 мин накрыть на стол. Итого 2 часа. Но у девочки был только 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?

Слайд 24

4.У четырех братьев 45 р. Если деньги первого увеличить на 2 р., а деньги второго уменьшить на 2 р., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братье окажется поровну. Сколько денег у каждого? Ответ: у 1–го – 8 р., у 2–го - 12 р., у 3–го – 5 р., у 4-го – 20 р.

Слайд 25

Вопросы стоимостью 200 р.

Слайд 26

У вашего банка есть несколько вариантов использования денег: Вложить 80 р. и получить 100 р. Вложить 20 р. и получить 30р. Вложить 100 р. и получить 140 р. Какой вариант вы выберите и почему? Ответ: второй.

Слайд 27

2.В ваш банк положили 500000 р. под 10 % годовых. Какую сумму вы можете отдать через полгода? Ответ: 525 тыс. р.

Слайд 28

3. В ваш банк положили 500000 р. под 10 % годовых. Какую сумму вы можете отдать через 5 лет? Ответ: около 805 тыс. р.

Слайд 29

4. Фермер продает лошадь по числу подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 10 р., за второй – 20 р., за третий – 40 р. и т.д., т. е. За каждый следующий гвоздь вдвое больше , чем за предыдущий. Во сколько фермер оценивает лошадь? Ответ: 655350 р.

Слайд 30

Вопросы акционерам

Слайд 31

I гейм 1.Продолжи пары слов дорого – дешево оптом – в розницу Доход – Прибыль – Продавец – Потребление - расход убытки покупатель производство

Слайд 32

2.Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет, Но стоит букву заменить, там можно акции купить. Баржа - биржа 3. Угадай, кто как зовется, что за деньги продается. Это не чудесный дар, а просто-напросто …… Товар 4. Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход. Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает. Доход

Слайд 33

5. Тимофей носки связал и на ранке их продал. Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни…… Убытки 6.Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять, Чтобы вкусно есть и пить, надо всё это ….. Купить 7. Как вы помните Карабас – Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строке, подчеркнув буквы А; Г; Д. Д С А О Г Б Д С Д Т Г В А Е А Н Н А Г О Д Г С Г Т Ь Собственность

Слайд 34

II гейм Что нужно иметь, чтобы получать дивиденды? Как называется дело, приносящее доход? Что помогает увеличить продажу товара ?

Слайд 35

Искусство коммерции – это искусство создавать условия, при аргкоторых покупатель убеждает себя сам,и наиболее веским ументом в пользу покупки является тот факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Назовите литературных героев, действовавших по этому принципу. Как называются деньги иностранного государства?

Слайд 36

Плата за кредит. Какими понятиями обозначается экономическая помощь? Уменьшение покупательской способности денег. Посредник между покупателем и продавцом на бирже .

Слайд 37

Назовите понятие, которое объединяет все приведенные ниже слова: вексель, банкноты, чек, акции. А-В=С, если С прибыль, что такое А и В?

Слайд 38

Спасибо за игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра. Математика для бизнеса

Метапредметные связи направлены на конкретный результат-практическое владение, а также использование полученных навыков и умений в различных областях жизни и деятельности учащихся.Данная разработка по...

деловая игра "Сделай свой бизнес"

"Сделай свой бизнес"деловая игра с элементами тренинга...

Своя игра "Математика вокруг нас" для 6 класса

материал отлично подходит для внеклассных занятий по математике также для обобщения темы "Действия с обыкновенными, десятичными дробями, смешанными числами". учащимся будет очень интересно сыграть в э...

Методическая разработка деловой игры "Я и бизнес".

Деловую игру «Я и бизнес» целесообразно проводить по курсу "Экономика" в 11 классе социально-гуманитарного профиля, либо по курсу "Обществознания" по итогам изучения ра...

Программа элективного курса для 10 класса «Математика и бизнес»

Данный курс включает в себя широкий перечень практических задач, касающихся бизнес- планирования и предпринимательской практики, который сопровождаются исчерпывающими решениями. Разбор таких задач поз...