Методическая разработка деловой игры "Я и бизнес".
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Деловую игру «Я и бизнес» целесообразно проводить по курсу "Экономика" в 11 классе социально-гуманитарного профиля, либо по курсу "Обществознания" по итогам изучения раздела "Экономическая сфера". Проведение деловой игры по теме «Я и бизнес» актуально, т.к. неблагоприятная ситуация на рынке труда создает сложные условия для выпускников при дальнейшем выборе профессии и трудоустройстве. Урок ориентирован на формирование ключевых компетенций:
- готовность к разрешению проблем;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к взаимодействию в команде, сотрудничеству и т.д.
Приобретение данных компетенций позволит учащимся реализовать себя в условиях рыночной экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_delovoy_igry_-_ya_i_biznes_karnauhova_m.v.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Методическая разработка
деловой игры «Я и бизнес»
в 11 классе
Учитель истории и обществознания
Карнаухова М.В.
Радужный, 2019
Пояснительная записка.
Деловая игра «Я и бизнес» по экономики проходит в 11 классе социально-гуманитарного профиля. Проведение деловой игры по теме «Я и бизнес» актуально, т.к. неблагоприятная ситуация на рынке труда создает сложные условия для выпускников при дальнейшем выборе профессии и трудоустройстве. Урок ориентирован на формирование ключевых компетенций:
- готовность к разрешению проблем;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к взаимодействию в команде, сотрудничеству и т.д.
Приобретение данных компетенций позволит учащимся реализовать себя в условиях рыночной экономики.
Содержание деловой игры закрепляет понятие «бизнес-план», «инвестиции», «акционерный капитал», «предпринимательская способность».
Метод работы – презентация, деловая игра.
Форма работы - групповая.
Ожидаемый результат. Развиваются творческие способности учащихся, формируются компетенции, позволяющие быть востребованными на рынке труда. В процессе деловой игры учащиеся приобретают следующие компетенции: поиск, первичный анализ и применение информации по экономике, содержащейся в законодательстве, использование справочной системы «Консультант-Плюс», изложение и аргументация собственных суждений по экономическим проблемам.
Деловая игра акцентирована на экономическую практику, вовлечение учащихся в экономический процесс.
До игры учащиеся самостоятельно через «Консультант-Плюс» изучают законодательную базу по малому и среднему бизнесу в РФ и РК, готовят презентацию для урока. Из СМИ берут информацию о средней заработной плате по ХМАО-Югре, о процентных ставках в банках, о стоимости аренды помещения.
Использованная литература:
- Бухарев Н. «История и обществознание. Технология гражданского образования». Волгоград, Изд. «Учитель», 2009 год.
- Интернет – ресурсы:
- Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РК.
- Сайт ГУП Центр занятости населения ХМАО-Югра.
- Сайт «Фестиваль педагогических идей» открытый урок.
Экономика – есть искусство удовлетворять
безграничные потребности при помощи
ограниченных ресурсов.
Л. Питер
Деловая игра « Я и бизнес»
Цель: обобщение знаний и умений по экономике, отработка практических навыков при создании бизнес – предприятия.
Задачи:
- Формировать активную жизненную позицию в условиях рыночной экономики;
- Изучить и практически применить знания при составлении бизнес-плана;
- Учить умению исследовать выбранную проблему;
- Научить технологии составления бизнес-планов;
- Воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду, предпринимательской деятельности;
- Формировать готовность использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
Вступительное слово учителя.
Сегодняшняя экономическая ситуация дает шанс – возможность жителям ХМАО-Югра реализовать себя, как предприниматель.
Сегодня «малый» и «средний» бизнес являются приоритетными для развития экономики нашего региона. Правительством РФ разработаны нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность бизнеса. К ним нужно отнести:
- Концепция развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2020 года.
- Целевая окружная программа «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда ХМАО-Югра».
Сообщение ученика с использованием Интернет – ресурса:
В ХМАО-Югра утверждена концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. Главная цель, обозначенная в документе, — увеличить вклад «малого» и «среднего» предпринимательства в экономику округа. Не обошлось в концепции и без инновационного вопроса: ожидается, что господдержку преимущественно будут получать предприятия, внедряющие инновации. Поддержку из бюджета будет получать и отрасль народно-художественного промысла и ремесленничества, которой отводится роль «визитной карточки». Разработчики документа обозначили проблемы, серьезно сдерживающие развитие малого бизнеса в ХМАО-Югре. Это недостаток собственных средств, высокая стоимость кредитов, большая затратность, высокие цены и тарифы, дорогие сырье, услуги, топливо, энергия, недостаток квалифицированных кадров, конкуренция со стороны монополий и ограниченность спроса на товары за счет низкой плотности населения. К этому можно добавить конкуренцию с предпринимателями из других регионов.
Учитель:
Вызов 2: В программе развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре на период до 2020 года устойчивый рост бизнеса назначен на 2016 –й и последующие годы. К этому времени почти все из вас станут квалифицированными специалистами. Кто – то будет работать в государственном секторе экономики, часть из вас, несомненно, будет реализовывать свой личный бизнес – проект.
Сегодня на уроке вы попытаетесь моделировать собственный бизнес в игровой форме с использованием экономических ресурсов на основе полученных знаний.
II этап. Повторение пройденного материала. Цель – обобщение знаний по теме: «Предпринимательская деятельность». (с использованием презентации)
Заполнить кроссворд.
По горизонтали:
- Человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. (Предприниматель.)
- Расходы на приобретение всего объема ресурсов, которые фирма использовала для организации производства определенного объема продукции. (Затраты.)
- Доход, полученный в ходе реализации товара или оказания услуги. (Выручка.)
- Все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. (Блага.)
По вертикали:
- Превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами на его изготовление. (Прибыль.)
- Владелец акций. (Акционер.)
- Общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел. (Товарищество.)
- Коммерческая организация. (Фирма.)
- Выручка продаж минус внешние затраты. Какой вид прибыли? (Бухгалтерская.)
Сделайте вывод (письменно) о предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности.
Например: предприниматель – это человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. Основная цель предпринимателя – это создание товаров и услуг с целью получения прибыли. В условиях рыночной экономики наиболее распространенные виды фирм – это индивидуальное предпринимательство, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерные общества (ЗАО, ОАО).
III этап. Деловая игра. Формирование групп учащихся для создания проектов по организации малого и среднего бизнеса Управление компанией осуществляется следующими специалистами: президент, вице – президенты: по маркетингу, по производству, по финансам, по персоналу, по ИКТ. Учащиеся распределяют роли в компании, придумывают название кампании, выбирают форму кампании, определяют источник финансирования, выбирают вид деятельности (сфера услуг, торговля, изготовление хлебобулочной продукции и т.д.). Учащиеся просчитывают, какова стоимость аренды помещения, процент по кредиту, на какой слой населения рассчитывается продукция, реализация и какова годовая прибыль. В группах учащиеся заполняют таблицу №1.
Таблица 1.
1. | Название фирмы | ………………………… | Указать выбранный вами вариант | ||||||
2. | Правовая форма организации деятельности | Акционерная компания, товарищество, индивидуальный предприниматель | |||||||
4. | Формирование начального капитала | Акционерный капитал, кредит для развития бизнеса, личный капитал | Кредит в инвестиционном банке | Акционерный капитал | Личный капитал (совместный капитал) (сумма денег) | ||||
% ставка 18% | Сумма кредита | Срок кредита | Стоимость одной акции | Количество проданных акций | 1 участник | ||||
2 участника | |||||||||
Итого: | Итого: | Итого: | |||||||
5. | Экономические ресурсы, которые используются вами | Природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предпринимательская способность. |
После проведенной работы заполняется таблица №2. Идёт подготовка к презентации на листах А3.
IV. Бизнес – план для производства товаров (услуг) компании (указать название)____________________________________Таблица 2.
Наименова-ние продукции | Наименова-ние единицы измерения (штук, тонн, декалитров) | Q Количество фактически произведен-ной продукции | P Цена единицы продук- ции | TR Выручка | FC Постоянные издержки арендная плата за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация | VC Переменные издержки (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару, и упаковку и т.п.). | TC Общие издержки | Pr Прибыль | Экономическая эффективность TR/TC |
V этап. Защита бизнес – проектов. Защита осуществляется всеми представителями компании под руководством Президента с использованием таблиц 1 и 2.
Общая структура защиты бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:
- Описание фирмы. Организационный план.
- Описание продукции (услуг).
- Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
- Производственный план.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Направленность и эффективность проекта.
Отчет Президента компании.
Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.
Отчет вице – президента по производству.
Описание продукции (услуг)
В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).
Отчет вице – президента по маркетингу:
Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
План маркетинга необходим, чтобы заинтересовать потенциальных клиентов. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
Отчет вице – президента по персоналу:
План работы с кадрами, материально – техническими ресурсами.
В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.
Отчет вице – президента по финансам:
Финансовый план
Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных (бизнес – плана) . Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.
Отчет вице – президента по ИКТ.
VI. Оценочная деятельность бизнес – проектов.
Критерии оценивания бизнес – проектов.
№ | Критерии оценивания бизнес – проектов. | Показатели |
1. | Реалистичность | Экономическая эффективность |
2. | Востребованность благ | Имеющийся спрос на произведенное благо |
3. | Использование современных технологий производства | Технологичное благо (товар, услуга) |
4. | Умение презентовать свой проект | Презентация с использованием ИКТ технологий Презентация с использованием бумажных носителей |
Учитель:
- Какие трудности были при составлении бизнес-планов?
- Какими качествами должны обладать сотрудники одной кампании?
- Какой проект, с вашей точки зрения, наиболее результативный?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения
В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...
Методическая разработка деловой игры "Собеседование при профессиональном найме на работу"
Деловая игра позволяет имитировать профессиональную деятельность, ее участники оказываются в условиях, которые близки к реальным, и имеют возможность объективно оценить свои силы и знания. Целью делов...
Методическая разработка по учебной дисциплине "Бизнес-планирование"
Методическая разработка учебного занятия (мини-проект) по дисциплине «Бизнес-планирование» Тема: «Разработка цели учебного проекта»Повышение спроса на бухгалтерские кадры, массовость по...
Методическая разработка деловой игры "День бизнеса"
Эта деловая игра позволяет детям, попробовать себя в предпринимательской деятельности....
Методическая разработка учебной дисциплины «Основы бизнеса и предпринимательской деятельности»
Программа учебной дисциплины «Основы бизнеса и предпринимательской деятельности» предназначена для изучения в учреждении начального профессионального образования.Программа включает темы, изучение кото...
«Методическая разработка внеклассного мероприятия КВН «Бизнес - кухня»
Предпринимательская деятельность возможна во всех сферах производства, науки, культуры и т.д. Освоив азы финансовой грамотности в области предпринимательства, каждый выпускник получает в руки не...