"Представление числовой информации в столбчатых диаграммах"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Бельц Ольга Николаевна

Данный урок разработан для детей с расстройствами аутистического спектра и ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе по АООП 7.2, 8.2. При разработке учитывались психо-физические особенности школьников, такие как повышенная истощаемость, слабость слухового внимания, трудности организации учебной деятельности, трудности планирования и контроля произвольной деятельности. Также изложение материала и организация урока учитывает типичные трудности обучающихся с ОВЗ при изучении предмета «Математика»:

- трудности при решении текстовых задач;

- трудности переноса решения однотипных задач при изменении формулировки;

- буквальное понимание прочитанного, непонимание косвенных формулировок;

- трудности с пониманием переносного смысла, фразеологических оборотов;

- трудности составления плана и схемы решения, схем и чертежей;

- трудности развернутого объяснения своего решения;

- трудности выполнения заданий, требующих подбора решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx45.66 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» 

«Экологическое путешествие математиков

 Новосибирской области»

(Представление числовой информации в столбчатых диаграммах)

Автор работы: Бельц Ольга Николаевна,

учитель математики

Новосибирск 2024 г.

Пояснительная записка

Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры обучающихся с ОВЗ позволяет повысить эффективность воспитания по данному направлению. В курсе математики тема «Представление числовой информации в столбчатых диаграммах» стала одной из актуальной  тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, интернет-ресурсах и т.п., что является  эффективным путем социализации обучающихся с ОВЗ.  У детей формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.

Данный урок разработан для детей с расстройствами аутистического спектра и ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе по АООП 7.2, 8.2. При разработке учитывались психо-физические особенности школьников, такие как повышенная истощаемость, слабость слухового внимания, трудности организации учебной деятельности, трудности планирования и контроля произвольной деятельности. Также изложение материала и организация урока учитывает типичные трудности обучающихся с ОВЗ при изучении предмета «Математика»:

- трудности при решении текстовых задач;

- трудности переноса решения однотипных задач при изменении формулировки;

- буквальное понимание прочитанного, непонимание косвенных формулировок;

- трудности с пониманием переносного смысла, фразеологических оборотов;

- трудности составления плана и схемы решения, схем и чертежей;

- трудности развернутого объяснения своего решения;

- трудности выполнения заданий, требующих подбора решений.

Обязательным условием реализации рабочей программы по математике является необходимость формирования и развития функциональной грамотности обучающихся  с РАС и ЗПР. Для этого в ходе урока учащимся предлагается изучение практических методов и проведение практических расчетов.

Также при проведении урока учителю необходимо ставить и решать задачи развития коммуникации и общения школьника с ОВЗ через вовлечение его во взаимодействие с одноклассниками и учителем.

При необходимости длительность и порядок выполнения заданий, их количество, количество учащихся, для которых обязательно выполнение конкретного задания может быть изменено. При изменении сценария урока учителю необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности учащихся, их истощаемость, возникновение проблем как с удержанием внимания, так и с вероятностью возникновения социально неприемлемого поведения конкретных учащихся на фоне негативизма или истощения.

Класс: 5.

Предмет: математика.

Уровень изучения: базовый

Тема: «Экологическое путешествие математиков по Новосибирской области» (Представление числовой информации в столбчатых диаграммах)

Цель: создание условий для закрепления навыков чтения и построения  столбчатых диаграмм в практической деятельности, направленной на изучение и сохранение окружающей среды.

Задачи:

образовательные: выявить умение применить полученные знания по теме  «Представление числовой информации в столбчатых диаграммах»;

обобщить материал как систему знаний;

коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес через решение задач экологического содержания:

развивать коммуникативные навыки при работе в парах;

продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями;

продолжить формировать   умения анализировать, размышлять, делать выводы;

осуществлять коррекцию математической речи, памяти, мышления, внимания;

воспитательные: воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе;

способствовать формированию умения понимать экологические проблемы и находить путей решения этих проблем;

прививать любовь к малой Родине.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.
  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  1. Первичное закрепление.
  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока:

1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Я думаю, ваше настроение такое же хорошее как у меня и соответствует этому улыбающемуся смайлу. (слайд)

Сегодня у нас не совсем обычный урок математики.

Ребята, скажите, чем мы занимаемся на уроках математики? (ответы детей)

Все верно, но еще на уроках математики мы всегда узнаем что-то новое. Вот и сегодня мы с вами узнаем новые факты о науке, которая связывает человека и природу, эту науку надо уважать и слушаться ее сигналов. А название этой науки мы вспомним, выполнив следующее задание.

2. Подготовка к основному этапу. Актуализация знаний.

Работа в тетради.

Сейчас откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Запишите числа, которые услышите в тексте: 

«Обь – главная река Новосибирской области протяженностью 3650 км. Новосибирское водохранилище, расположенное на реке Обь, представляет собой искусственный водоем общей площадью 1082 км2. В пределах региона располагается более 3000 озер. Почвенный покров разнообразен – на территории области насчитывается около 100 разновидностей основных типов почв. Общая площадь лесов Новосибирской области составляет, примерно, 4 943 га. Всего в области произрастает около 2000 видов растений. Животный мир Новосибирской области включает 10475 видов. В Красную книгу занесены 345 видов различных представителей флоры и фауны региона».

(слайд) Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы по образцу, поставьте оценку.

Без ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более трех ошибок – «2»

На слайде правильные ответы, взаимопроверка по образцу, оценивание.

Ниже запишите эти числа в порядке возрастания. (Один ученик работает возле доски. На доске прикреплены карточки с числами, на обратной стороне – буквы.)

Какое слово получилось? Экология.

Молодцы, ребята!

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(слайд) Итак, эта наука – ЭКОЛОГИЯ, что значит в переводе с латинского языка: «экос» - дом, «логос» - наука. Какое словосочетание получается? (наука о доме)

Экология – наука о доме для зверей и птиц, для насекомых и растений, т.е. наука о природе.

Как вы думаете, математика связана с экологией? Давайте попробуем привести примеры.

Что дает природа человеку? (пищу, одежду, жилище).

Если природа дает все это человеку, то что должен делать человек? (охранять ее). Но чтобы охранять ее, мы должны знать, какой же вред наносит природе деятельность человека, и что мы с вами можем сделать, чтобы уменьшить этот вред.

А применение математических расчетов, обработка данных помогает экологам решать задачи по сохранению природы.

Ребята, на предыдущих уроках математики с каким новым понятием познакомились? (столбчатые диаграммы)

Для чего используют столбчатые диаграммы? иаграммы используются для наглядного представления разных числовых данных).

Давайте вместе определим тему нашего урока. (ответы детей: «Столбчатые диаграммы»).

Какова же цель нашего урока, чему мы должны научиться? (опорные слова на слайде)

Закрепить умение строить столбчатые диаграммы и извлекать информацию из имеющихся диаграмм, используя экологические данные.  А для этого мы с вами совершим увлекательное экологическое путешествие по Новосибирской области.

(слайд) Итак, ребята, куда мы с вами сейчас отправимся вы узнаете, отгадав ребус. (ЛЕС)

Леса Новосибирской области богаты своей растительностью. Самыми часто встречающимися здесь являются березы, сосны и осины. Растут в области кедры, пихты, ели, рябина, лиственница, боярышник и ряд других пород. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (примерные ответы детей: лес - это зелёный наряд нашей планеты. Там, где лес, всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц. Задерживая влагу он помогает человеку выращивать урожай. Лес -  это кладовая, щедро отдающая свои дары: ягоды, грибы, орехи).

Ребята, давайте назовем основные экологические проблемы, угрожающие существованию лесов. (примерные ответы детей: вырубка деревьев, лесной пожар, загрязнение леса мусором).

Ребята, а какой вклад можете внести вы, маленькие граждане Новосибирской области, в сохранение лесов?

Можно ли разводить костер в лесу? (ответы детей: Не разжигать костры, беречь лес от пожара).

Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!

Какая акция проходит у нас в школе два раза в год? Правильно, «Спаси дерево, сдай макулатуру». Сбор макулатуры - хороший способ творить добро для природы. Ведь из одной тонны макулатуры можно изготовить 25 тысяч тетрадок или около 9000 рулонов туалетной бумаги.

4. Первичное закрепление.

Задание-исследование. Выполнить в парах. Пара, которая выполнила быстрее всех, показывает на доске.

Перед вами диаграмма количества сданной макулатуры ребятами нашей школы в сентябре этого учебного года.

Запишите в тетради какой класс сдал наибольшее количество макулатуры, какой класс – наименьшее. Посчитайте сколько деревьев сохранили ученики нашей школы, если 100 кг макулатуры спасает жизнь одного дерева? (Приложение 1)

  Вывод:  Ребята, прежде чем портить учебник или книгу, которую читаете, подумайте, сколько погибнет деревьев для издательства новой книги или учебника.

(слайд) Мы продолжаем наше экологическое путешествие.  А куда мы отправимся дальше  вы узнаете, отгадав анаграмму. (ВОДА)

Молодцы, правильно!

Важна ли вода в жизни человека? Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду). Вода – важнейшее условие для существования жизни растений, животных и человека.

Новосибирская область может гордиться богатыми запасами пресной воды. Бо́льшая часть водных запасов сосредоточена в реках, пресных озерах и подземных водах региона.

Практическая индивидуальная работа (для слабых учеников карточка с осями диаграммы)

В таблице представлены крупные реки, протекающие в Новосибирской области. Используя алгоритм построения диаграмм, постройте столбчатую диаграмму примерных длин рек, если 100 км соответствует две клетки тетради. Обь - 350 км, Чулым  - 400 км, Иня - 700 км.

Обсуждение и самопроверка практической работы по эталону. Ученики рассказывают какие трудности испытывали при выполнении данного задания.

Алгоритмом построения диаграмм (раздаточный материал)

1. Построить прямой угол

2. На горизонтальной стороне указать объект изучения

3. На вертикальной стороне, выбрав единицу измерения, отметить необходимое число

4. Построить столбцы

К сожалению, человек не всегда бережно относится к природным богатствам. Заводы, фабрики, автомобили загрязняют воду, сливая в реки производственные и бытовые отходы. Поэтому на промышленных предприятиях нашего города установлены очистительные сооружения.

На берегах водоемов во время отдыха люди оставляют мусор.

(слайд) Каждый год на берегу Обского водохранилища волонтеры проводят акцию «Вода России». Они очищают берег водоема от мусора, который потом отправляют на переработку.

Ребята, незакрытый кран тоже является причиной неразумного использования водных запасов.

(слайд) Давайте устно подсчитаем, сколько воды вытечет из капающего крана за месяц, если из капающего крана за сутки убегает 10 литров воды?  (300 литров)

Вывод: Ребята, что вы можете сделать для сбережения запасов пресной воды?  

- не забывать закрывать кран

- на отдыхе – не засорять, не загрязнять водоёмы.

Молодцы, все верно!

Физкультминутка.

Вы очень хорошо потрудились, поэтому давайте отдохнем. Попрошу вас встать возле своих парт. Посмотрите на экран, перед вами диаграмма, где указаны сроки разложения мусора. (Приложение 2)

Присядьте столько раз, сколько лет разлагается бумага.

Хлопните в ладоши столько раз, сколько лет разлагаются крупные ветки.

Кивните головой столько раз, сколько лет разлагается кирпич.

Поднимите руки вверх столько раз, сколько лет разлагается старая обувь.

Молодцы!

Результат: смена деятельности, эмоциональная разгрузка.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Продолжение работы по теме урока.

Ребята, а сейчас, применяя математические знания, мы продолжим наше путешествие по страницам одной очень интересной книги.

А вот цвет этой книги вы узнаете, выполнив задание.

Расположите числа в порядке убывания, под каждым числом подпишите соответствующую букву (1 ученик выполняет у доски, остальные в тетрадях).

Ребята, почему книга называется «Красная»?

(слайд)

(примерные ответы детей: Красная книга - это книга, которая содержит список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения. Красный цвет переплета книги как бы предупреждает об опасности, что эти животные и растения нуждаются в охране и защите).

Из-за обильного загрязнения водных просторов и лесов, многие виды представителей флоры и фауны Новосибирской области попали в Красную книгу.

На партах перед вами лежат карточки с заданиями.

Карточки выполняются самостоятельно и сдаются на проверку учителю.

Вывод: Ребята, заполняя таблицу в этом задании, вы наглядно увидели сколько представителей фауны Новосибирской области находятся на грани исчезновения. Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Поэтому все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками.

Мы с вами отправляемся дальше. О какой экологической проблеме в нашем путешествии пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку.

Им дышат звери, птицы, люди,

Без него мы огня не добудем,

Без него нет жизни нигде –

Даже тем, кто живёт в воде... (Воздух)

Воздух – это жизнь, свежесть, свобода. Загрязнения воздуха могут создавать большие проблемы для здоровья людей.

Как вы думаете, в нашем городе какие основные причины загрязнения воздуха? (ответы детей с помощью картинок на слайде)

В таблице представлена информация выброса загрязняющих веществ в атмосферу на территории Новосибирской области.

Источники выбросов

Кол-во выброса в тоннах

Выбросы от автомобильного транспорта

94000 т

Выбросы от промышленных предприятий

197000 т

Выбросы от железнодорожного транспорта

990 кг

Выбросы от коммунальных котельных

89000 т

Итого

?

Посчитайте общее количество выброса загрязняющих веществ. (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

Какие выводы можно сделать из полученной информации? Целесообразно ли представлять эти данные в виде столбчатой диаграммы и почему?

Как мы с вами можем помочь сохранить воздух чистым?

- не ломать деревья, очень важно не только сажать, но и заботится о них;

- сажать цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы;

- не жечь костры и мусор;

- собирать макулатуру, ведь сбор макулатуры сохраняет лес;

- проводить экологические субботники.

6. Итог урока.

Вот и подошло к концу наше экологическое путешествие по родной Новосибирской области. Я надеюсь, что оно прошло не зря. Конечно, на одном уроке нельзя рассказать обо всех экологических проблемах города, потому что проблема загрязнения окружающей среды слишком сложная и слишком многогранная.

Подведем итог работы на уроке. 

Какую цель мы ставили с вами в начале урока?

Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

Для чего используют столбчатые диаграммы?

Что мы нового узнали? (О связи математики и экологии)

Приведите примеры использования столбчатых диаграмм при изучении других предметов?

Какое задание было интересным?

7. Рефлексия

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

Домашнее задание мне кажется

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ребята, оказывается, столбчатые диаграммы встречаются в заданиях ВПР. Дома вы выполните задание из ВПР за 5 класс. (раздать карточки с заданием)

Спасибо за урок!

Интернет-ресурсы:

https://rosuchebnik.ru/material/ekologiya-v-matematike-24188/

https://ru.wikipedia.org/wiki/География_Новосибирской_области#Водные_ресурсы

https://waterresources.ru/reki/reki-novosibirskaya-oblast/

https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-novosibirskoj-oblasti/?ysclid=lz177djcn0240970359

https://бризекс.рф/ecology/ehkologiya-novosibirska-zagryaznenie-vozduha?ysclid=lzbeto24jt922715545


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экологическое путешествие математиков по Новосибиской области»

Слайд 3

3650, 1082, 3000, 100, 4943, 2000, 10475, 345 Критерии оценивания: Без ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4 ошибки и более – «2»

Слайд 4

ЭКОЛОГИЯ – « экос » - дом, « логос» - наука. ЭКОЛОГИЯ – наука о доме .

Слайд 5

Закрепить умение … извлекать информацию …

Слайд 6

ЛЕС

Слайд 8

А О В Д В О Д А

Слайд 9

Название реки Протяжённость в км Обь 350 Чулым 400 Иня 700

Слайд 10

Акция «Вода России » на берегу Обского водохранилищ а

Слайд 11

Сколько воды вытечет из капающего крана за месяц, если из капающего крана за сутки убегает 10 литров воды? 10 30 = 300 литров

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА

Слайд 14

Источники выбросов Кол-во выброса в тоннах Выбросы от автомобильного транспорта 94000 т Выбросы от промышленных предприятий 197000 т Выбросы от железнодорожного транспорта 990 кг Выбросы от коммунальных котельных 89000 т Итого ?

Слайд 15

Заполни таблицу по диаграмме «Представители фауны Новосибирской области, занесённые в Красную книгу» Ученик ________________________ Класс Количество Млекопитающие Птицы Рыбы Насекомые Кудрявый пеликан Речная выдра Северный олень Красавка Голубянка Орион Парнопес крупный

Слайд 16

На диаграмме представлена высота некоторых растений, занесенных в Красную книгу Новосибирской области. Ответьте на вопросы. Высота растений (см) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Венерин башмачок Осот болотный Тюльпан поникаю щий Сердечник горький Астрагал сходный Девясил высокий Ковыль перистый 0 10 30 20 50 40 110 100 90 80 70 60 120 Какое из этих растений самое высокое? Ответ:_____________________________________________________________ 2) На сколько сантиметров высота осота болотного больше высоты ковыля перистого? Ответ:____________________________________________________________ 3) На сколько сантиметров сердечник горький ниже девясила высокого? Ответ :___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представления числовой информации

Представления числовой информации  с помощью систем счисления...

Конспект урока информатики, 10-й класс Представление числовой информации в компьютере

Цели урока: Образовательные:     расширить представление о различных системах счисления;     научить переводить числа, представленные в различных позиционных система...

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Урок + презентация по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления." Урок предназначен для учеников 9 класса обучающихся по учебнику Н.Д.Угринович....

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР. На уроке вводятся следующие понятия:число, цифрасистема счисления;"алфавит" системы счисления;классификация систем счисления;свёрнутая и развёрнута...

Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выпо...