Разработка элективного курса по теме "Занимательная математика" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)
Разработка элективного курса по теме "Занимательная математика" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_5_kl.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образование Чамзинский муниципальный район Республики Мордовия
МБОУ «Апраксинская СОШ»
РАССМОТРЕНО
на МО учителей естественнонаучного цикла
Протокол № 1
от "28" августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 77
от "28"августа 2024 г.
Разработка элективного курса по теме
«Занимательная математика»
для обучающихся 5 класса
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Алякина Елена Ивановна
учитель математики
с. Апраксино 2024
Пояснительная записка
Программа элективной деятельности по математике для 5 класса «Занимательная математика» разработана на основании нормативных правовых документов.
Рабочая программа адресована учащимся 5 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Программа рассчитана на 34часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Раздел 1. Результаты освоения курса элективной деятельности
по математике в 5 классе.
- овладение способами мыслительной и творческой деятельности;
- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
- ознакомление со способами организации и сбора информации;
- создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
по математике
Учащиеся получат возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью моделирования, интерпретации их результатов;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.
Личностные результаты:
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Развитие самостоятельности суждений, независимости, нестандартности и логического мышления.
Метапредметные результаты:
- Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
- Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
- Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализ правил игры.
- Действие в соответствии с заданными правилами.
- Включение в групповую работу.
- Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
- Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
- Составление полученного результата с данным условием, контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
- Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
- Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.
- Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.
- Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.
- Воспроизведение способа решения задачи.
- Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.
- Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
- Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
- Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
- Конструирование несложных задач.
- Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.
- Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.
- Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.
- Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.
- Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
Предметные результаты:
- Создание фундамента для математического развития.
- Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате освоения программы «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные
- формируются познавательные интересы,
- повысится мотивация,
- повысится профессиональное, жизненное самоопределение,
- сформируется самостоятельность суждений, нестандартность, последовательность и логика мышления.
Регулятивные
Будут сформированы:
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели,
- г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,
- учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
- вносить необходимые коррективы в действие,
- получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные
Научатся:
- ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- анализировать объекты с целью выделения признаков;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать,
- самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные
Научатся:
- распределять начальные действия и операции;
- обмениваться способами действий;
- работать в коллективе;
- ставить правильно вопросы.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания.Поэтому, задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание.
Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний,
совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Содержание программы отвечает требованию к организации элективной деятельности:
соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание курса:
1. Числа
История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда.
2. Ребусы, головоломки, фокусы
Магические квадраты и числовые ребусы. Математические головоломки. Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы.
3. Задачи
Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи с десятичными дробями. Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение математических задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- выполнение проекта, творческих работ;
- самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий:
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Формы подведения итогов:
- Участие в олимпиадах, конкурсах
- Участие в предметных неделях
- Участие в проектной деятельности
- Участие в выставке творческих работ
- Составление собственных занимательных задач
Тематическое планирование
№ п\п | Название тем | Всего часов |
1 | Числа | 3 |
2 | Ребусы, головоломки, фокусы | 4 |
3 | Задачи | 27 |
Итого: | 34 |
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика» в 5 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения занятия | Примечания | ||
по плану | по факту | |||||
1 | История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры | 1 | 4.09 | |||
2 | Необычное об обычных натуральных числах | 1 | 11.09 | |||
3 | Закономерность расположения чисел натурального ряда | 1 | 18.09 | |||
4 | Магические квадраты и числовые ребусы | 1 | 25.09 | |||
5 | Математические софизмы (головоломки) | 1 | 2.10 | |||
6 | Некоторые арифметические и геометрические головоломки | 1 | 9.10 | |||
7 | Секреты некоторых математических фокусов | 1 | 16.10 | |||
8 | Решение задач с помощью максимального предположения | 1 | 23.10 | |||
9 | Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание | 1 | 6.11 | |||
10 | Китайская игра Танграм (составление фигур) | 1 | 13.11 | |||
11 | Решение задач методом «с конца» | 1 | 20.11 | |||
12 | Решение задач методом ложного положения | 1 | 27.11 | |||
13 | Решение занимательных задач | 1 | 4.12 | |||
14 | Решение задач на переливания | 1 | 11.12 | |||
15 | Решение задач на взвешивания | 1 | 18.12 | |||
16 | Решение задач - шуток | 1 | 25.12 | |||
17 | Решение задач с обыкновенными дробями | 1 | 15.01 | |||
18 | Решение сюжетных задач | 1 | 22.01 | |||
19 | Решение старинных задач | 1 | 29.01 | |||
20 | Решение логических задач с помощью таблиц | 1 | 5.02 | |||
21 | Элементы теории графов | 1 | 12.02 | |||
22 | Применение графов к решению логических задач | 1 | 19.02 | |||
23 | Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» | 1 | 26.02 | |||
24 | Решение задач конкурса - игры «Кенгуру» | 1 | 5.03 | |||
25 | Решение задач на смекалку | 1 | 12.03 | |||
26 | Игра «Брейн – ринг» (игра 1) | 1 | 19.03 | |||
27 | Решение задач с десятичными дробями | 1 | 2.04 | |||
28 | Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость | 1 | 9.04 | |||
29 | Решение задач на проценты | 1 | 16.04 | |||
30 | Угол. Решение задач на геоплане | 1 | 23.04 | |||
31 | Решение задач со спичками | 1 | 30.04 | |||
32 | Игра «Брейн – ринг» (игра 2) | 1 | 7.05 | |||
33 | Решение вероятностных задач | 1 | 14.05 | |||
34 | Соревнование «Виват, математика» | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс
Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...
Разработка элективного курса для 9 класса "business english"
Основы делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, устройство на работу, деловая встреча, командировка, заказ билета и номера в гостиниц...
Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов
Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...
«Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно...
Методическая разработка элективного курса "Проценты" для 9 классов
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов общеобразовательной школы. Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности....