Разработка элективного курса по теме "Занимательная математика" 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Алякина Елена Ивановна

Разработка элективного курса по теме "Занимательная математика" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_5_kl.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Мордовия

Муниципальное образование Чамзинский муниципальный район Республики Мордовия

МБОУ «Апраксинская СОШ»

РАССМОТРЕНО

на МО учителей естественнонаучного  цикла

Протокол № 1

от "28" августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом № 77

от "28"августа 2024 г.

Разработка элективного курса по теме

«Занимательная математика»

для обучающихся 5 класса

 на 2024-2025 учебный год

Составитель: Алякина Елена Ивановна

учитель математики

с. Апраксино 2024

Пояснительная записка

Программа элективной деятельности по математике для 5 класса «Занимательная математика» разработана на основании нормативных правовых документов.

Рабочая программа адресована учащимся 5 классов, проявляющих интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Программа рассчитана на 34часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Раздел 1. Результаты освоения курса элективной деятельности

  по математике в 5 классе.

  • овладение способами мыслительной и творческой деятельности; 
  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности; 
  • ознакомление со способами организации и сбора информации; 
  • создание условий для самостоятельной творческой деятельности; 
  • развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления; 
  • развитие мелкой моторики рук; 
  • практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности. 

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

по математике

Учащиеся получат возможность:

  • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства; научиться некоторым специальным приёмам решения задач;
  • использовать догадку, озарение, интуицию;
  • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
  • приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью моделирования, интерпретации их результатов;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Личностные результаты:

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
  • Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
  • Развитие самостоятельности суждений, независимости, нестандартности и логического мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.
  • Моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы.
  • Применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализ правил игры.
  • Действие в соответствии с заданными правилами.
  • Включение в групповую работу.
  • Участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его.
  • Аргументирование своей позиции в коммуникации, учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения.
  • Составление полученного результата с данным условием, контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок.
  • Анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
  • Поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи.
  • Использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации.
  • Конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий.
  • Воспроизведение способа решения задачи.
  • Анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных.
  • Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
  • Оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
  • Участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи.
  • Конструирование несложных задач.
  • Выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализ расположения деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составление фигуры из частей. Определение места заданной детали в конструкции.
  • Выявление закономерности в расположении деталей; составление детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием.
  • Объяснение выбора деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализ предложенных возможных вариантов верного решения.
  • Осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.

Предметные результаты:

  • Создание фундамента для математического развития.
  • Формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В результате освоения программы «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные

  • формируются познавательные интересы,
  • повысится мотивация,
  • повысится профессиональное, жизненное самоопределение,
  • сформируется самостоятельность суждений, нестандартность, последовательность и логика мышления.

Регулятивные

Будут сформированы:

  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели,
  • г готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма,
  • учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
  • вносить необходимые коррективы в действие,
  • получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные

Научатся:

  • ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • выдвигать гипотезы и их обосновывать,
  • самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные

Научатся:

  • распределять начальные действия и операции;
  • обмениваться способами действий;
  • работать в коллективе;
  • ставить правильно вопросы.

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» направлена на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа даёт возможность учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности, позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Предлагаемые занятия предполагают развитие пространственного воображения и математической интуиции обучающихся, проявляющих интерес и склонность к изучению математики, в процессе решения задач практического содержания.Поэтому, задачам практического содержания, способствующим развитию пространственного воображения обучающихся, их математической интуиции, логического мышления в 5 классе уделяется особое внимание.

Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний,

совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, работать в группе, совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников основной ступени и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия (передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных в разных местах класса и др.) Во время занятий предусматривается поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий предусматривается использование принципа свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания будут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание программы отвечает требованию к организации элективной деятельности:

соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание курса:

1. Числа

История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры. Необычное об обычных числах. Закономерность расположения чисел натурального ряда.

2. Ребусы, головоломки, фокусы

Магические квадраты и числовые ребусы. Математические головоломки. Арифметические и геометрические головоломки. Математические фокусы.

3. Задачи

Задачи на максимальное предположение. Задачи на разрезание и перекраивание. Задачи на составление фигур. Решение задач методом « с конца». Решение задач методом ложного положения. Занимательные задачи. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи – шутки. Задачи с обыкновенными дробями. Сюжетные задачи. Старинные задачи. Логические задачи. Элементы теории графов. Задачи на смекалку. Задачи с десятичными дробями. Задачи на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость. Задачи на проценты. Задачи на геоплане. Задачи со спичками. Вероятностные задачи.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение математических задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • выполнение проекта, творческих работ;
  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Формы организации учебного процесса и методы проведения занятий:

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

Формы подведения итогов:

  • Участие в олимпиадах, конкурсах
  • Участие в предметных неделях
  • Участие в проектной деятельности
  • Участие в выставке творческих работ
  • Составление собственных занимательных задач

Тематическое планирование

п\п

Название тем

Всего часов

1

Числа

3

2

Ребусы, головоломки, фокусы

4

3

Задачи

27

Итого:

34

Раздел 3. Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика» в 5 классе

Тема

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Примечания

по плану

по факту

1

История возникновения чисел и способов их записи. Римские цифры

1

4.09

2

Необычное об обычных натуральных числах

1

11.09

3

Закономерность расположения чисел натурального ряда

1

18.09

4

Магические квадраты и числовые ребусы

1

25.09

5

Математические софизмы (головоломки)

1

2.10

6

Некоторые арифметические и геометрические головоломки

1

9.10

7

Секреты некоторых математических фокусов

1

16.10

8

Решение задач с помощью максимального предположения

1

23.10

9

Решение геометрических задач на разрезание и перекраивание

1

6.11

10

Китайская игра Танграм (составление фигур)

1

13.11

11

Решение задач методом «с конца»

1

20.11

12

Решение задач методом ложного положения

1

27.11

13

Решение занимательных задач

1

4.12

14

Решение задач на переливания

1

11.12

15

Решение задач на взвешивания

1

18.12

16

Решение задач - шуток

1

25.12

17

Решение задач с обыкновенными дробями

1

15.01

18

Решение сюжетных задач

1

22.01

19

Решение старинных задач

1

29.01

20

Решение логических задач с помощью таблиц

1

5.02

21

Элементы теории графов

1

12.02

22

Применение графов к решению логических задач

1

19.02

23

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

1

26.02

24

Решение задач конкурса - игры «Кенгуру»

1

5.03

25

Решение задач на смекалку

1

12.03

26

Игра «Брейн – ринг» (игра 1)

1

19.03

27

Решение задач с десятичными дробями

1

2.04

28

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

1

9.04

29

Решение задач на проценты

1

16.04

30

Угол. Решение задач на геоплане

1

23.04

31

Решение задач со спичками

1

30.04

32

Игра «Брейн – ринг» (игра 2)

1

7.05

33

Решение вероятностных задач

1

14.05

34

Соревнование «Виват, математика»

1

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Методическая разработка урока "Биологические мембраны клетки", элективный курс по биологии , 9 класс

Одним из направлений модернизации современной школы является профильное обучение, направленное на выстраивание учеником индивидуальной образовательной траектории. что особенно важно в современном конк...

Разработка элективного курса для 9 класса "business english"

Основы делового общения в устных и письменных формах в типичных ситуациях: знакомство, разговор по телефону, устройство на работу, деловая встреча, командировка, заказ билета и номера в гостиниц...

Методическая разработка элективного курса "Особенности делового общения"для 9 классов

Методическая разработка элективного курса " Особенности делового общения"для 9 классов  Предлагаемая программа элективного курса предпрофильной подготовки «Особенности делового общения » составле...

«Секреты хорошей речи» (методическая разработка элективного курса для учащихся 8 классов)

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его мировоззрения, его коммуникативных способностей. Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Поэтому владению речью важно...

Методическая разработка элективного курса "Проценты" для 9 классов

Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов общеобразовательной школы.  Он расширяет и углубляет базовую программу по математике, не нарушая ее целостности....