Технологическая карта урока: "Нахождение оптимального результата с помощью производной в практических задачах"
методическая разработка по математике (10, 11 класс)
В профессиональной деятельности часто приходится сталкиваться с самостоятельным поиском и использованием экономической информации, при обработке которой требуется нахождение оптимального результата, получить который можно с помощью производной. На уроках математики необходимо показать студентам, как применить знания о нахождении наибольшего и наименьшего значений функции при решении практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_dlya_dos.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 13.5 Нахождение оптимального результата с помощью производной в практических задачах
Дисциплина | Математика |
Специальность / профессия | 46.02.01. Документационное обеспечение управления и архивоведение |
Тема занятия | Нахождение оптимального результата с помощью производной в практических задачах |
Содержание темы | Наибольшее и наименьшее значение функции, экономический смысл производной |
Тип занятия | Практическая работа |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, индивидуальная |
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые образовательные результаты | Типы оценочных мероприятий |
1. Организационный этап занятия | ||||
Создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности | Приветствует обучающихся, мотивирует на активную работу. Предлагает определить тему урока с помощью наводящих вопросов. Предлагает определить цель урока. Концентрирует внимание обучающихся. В профессиональной деятельности часто приходится сталкиваться с самостоятельным поиском и использованием экономической информации, при обработке которой требуется нахождение оптимального результата, получить который можно с помощью производной. | Демонстрируют готовность к активной работе; Формулируют тему урока, записывают; Формулируют цель урока, записывают | ПК -1.2, ПК- 1.3 | Беседа |
Актуализация содержания, необходимого для выполнения практической работы | В чем состоит экономический смысл производной? Что такое производная функции? Как находить наибольшее и наименьшее значения функции? | Отвечают на вопросы | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07 | Устный опрос |
2. Основной этап занятия | ||||
Осмысление содержания заданий практической работы, последовательности выполнения действий при выполнении заданий | Предлагает студентам решить задачу: Антон является владельцем двух заводов в разных городах. На заводах производится абсолютно одинаковые товары при использовании одинаковых технологий. Если рабочие на одном из заводов трудятся суммарно t 2 часов в неделю, то за эту неделю они производят t единиц товара. За каждый час работы на заводе, расположенном в первом городе, Антон платит рабочему 250 рублей, а на заводе, расположенном во втором городе, — 200 рублей. Антон готов выделять 900 000 рублей в неделю на оплату труда рабочих. Какое наибольшее количество единиц товара можно произвести за неделю на этих двух заводах? Решение задачи сводится к отысканию производной и нахождению минимума и максимума функции. Предлагает выполнить практическую работу по вариантам: 1 вариант- Исследовать оборот предприятия за истекший год, если он описывается через функцию U(t) = 0,15t3 - 2t² + 200, где t - месяц, U – миллионы. Проанализируйте полученный результат и сделайте выводы. 2 вариант - Вычислите производительность труда и скорость ее изменения в момент t=1 и t=4, если объем продукции, произведенной цехом, может быть описан уравнением: u (t) = - t3+5t2+120t+10, где 1≤t≤8 — рабочее время (ч). Проанализируйте полученный результат и сделайте выводы. | Решают задачу по алгоритму. Получают задание по вариантам и приступают к выполнению | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК- 1.2, ПК -1.3 | Практическая работа |
Перенос приобретенных знаний и умений, первичное применение | Предлагает вместе рассмотреть этапы предстоящей работы. -Найти производную функции, если необходимо, найти вторую и третью производные -сделать выводы | Работают фронтально, задают вопросы на уточнение | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК- 1.2, ПК -1.3 | Практическая работа |
Самостоятельное выполнение заданий в соответствии с инструкцией | Контролирует деятельность обучающихся, консультирует при необходимости | Оформляют работу, выполняют необходимые вычисления. 1 вариант. Исследуют оборот предприятия с помощью производной: U´(t) = 0,45t² - 4t, U´´(t) = 0,9t - 4, U´´´(t)=0,9. Момент наименьшего оборота U´(t) = 0 при t = 8,9 (наименьший оборот был на 9 месяце). Первая производная показывает экстремальное изменение оборота. Из U´´(t) = 0 следует, что t = 4,4 Так как U´´´(t)>0, на пятом месяце имеется сильное снижение оборота. 2 вариант. Производительность труда найдем по формуле: z(t) = u' (t) = -3t2+10t+120 (eд./ч). Скорость изменения производительности труда вычислим как производную: z'(t) = -6t+10 (ед./ч 2 ) Тогда в заданные моменты времени имеем: z(1) =128 (ед./ч 2 ), z'(1)= 4 (ед./ч 2 ); z(4) = 112 (ед./ч 2 ), z'(4) = -14 (ед./ч 2 ) | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК- 1.2, ПК- 1.3 | Наблюдение |
Обобщение и систематизация результатов выполнения | Предлагает представить продукт практической работы | Представляют необходимые расчеты, делают выводы. 1 вариант. Вывод: Момент наименьшего оборота U´(t) = 0 при t = 8,9 (наименьший оборот был на 9 месяце). Точки перегиба важны в экономике, так как именно по ним можно определить, в какой конкретно момент произошло изменение. В начале исследуемого периода у предприятия было снижение оборота. Предприятие пыталось выйти из этого состояния и для этого использовало определенные средства. На девятом месяце предприятием были предприняты меры по повышению производительности труда и предприятие стало выходить из кризиса. 2 вариант. Вывод: Производительность труда к концу рабочего дня снижается. При этом изменение знака в z'(t) свидетельствует о том, что увеличение производительности труда в первые часы рабочего дня смещаются ее снижением в последующие часы. Такой результат является следствием усталости работников, ухудшением условий в помещении множество других факторов, влияющих на производительность труда, а также и на уровень заработной платы работников. Таким образом, важно не только получить ответ при помощи производной, для экономистов важен анализ полученного результата и соотнесения его с реальностью. | Защита работ | |
3. Заключительный этап занятия | ||||
Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы | Предлагает вернуться к цели учебного занятия, определить компоненты ее достижения; Благодарит за активную работу | Анализируют компоненты достижения цели учебного занятия; Оценивают работу друг друга, аргументируют свои ответы | ПК -1.2, ПК- 1.3 | Устный опрос, взаимооценка |
4.Задания для самостоятельного выполнения | Составить и решить две задачи на максимум или минимум экономических или финансовых показателей. | Предъявить результат своей деятельности. | ОК-01, ОК-02, ОК-03, ОК-04, ОК-05, ОК-06, ОК-07, ПК- 1.2, ПК -1.3 | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики (ФГОС) в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнения»
В материале представлена технологическая карта урока в 5 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений". Конспект составлен с учетом требований ФГОС ООО....
Технологическая карта урока "Нахождение дроби от числа" (6 класс)
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока - урок общеметодологической направленности....
Технологическая карта урока ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов».7 класс.
ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся правильному написанию производных предлогов; отличать производные предлоги от синонимичных частей речи; правильно употреблять в речи производные предлоги.Тип урока:...
Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.
Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....
Технологическая карта урока "Нахождение дроби от числа"
Технологическая карта урока составлена по теме"нахождение дроби от числа" с использованием современных технологий - проблемного обучения. Перед классом ставится проблема, класс поделившись н...
Технологическая карта урока "Нахождение числа по его дроби".
Технологическая карта уроков...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....