Единство обучения и творчества
статья по математике (7, 8, 9 класс)
Связь искусства и математики в преподавании в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Единство обучения и творчества | 712.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА
Я начинала работать в школе в эпоху ежегодной смены руководства страны, когда идеи авторитарного стиля руководства были еще сильны, а, значит, и школа держалась на тех же принципах.
Мне же они, в силу характера моего, были чужды. Меня мучил вопрос: можно ли обучать детей по-другому - не давить на них, не унижать? Первое время были проблемы с дисциплиной и поэтому, кажется, я не сомневалась в том, что с демократическими принципами в школе делать нечего. Время все расставило на свои места.
Первые ростки демократии вдохнули и в школу свежий ветер перемен. Многие учителя под влиянием времени изменили свои привычные способы общения с детьми. Я поняла, что в школе нужны разные педагоги, ведь и жизнь наша многообразна и многогранна. Учитель обязательно должен оставаться собой, развивать свою индивидуальность. Он должен максимально раскрыть и способности ученика, и вселить уверенность ему в своих силах.
Как учитель математики в процессе обучения предмету считаю должным показать учащимся величие и силу математики, ее тесную связь со всеми областями познания, освоения окружающего мира, а потому, решая задачу, "важнейшую задачу цивилизации" - научить детей мыслить, - следую принципу интегрированного обучения, что позволяет за сравнительно короткое время узнать интересы ребенка и наметить пути их развития, совершенствовать природные зададки личности.
Главным для себя в реализации этой задачи я выбираю путь гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Гуманизацию обучения я вижу в максимальном учете особенностей, возможностей, темперамента, склонностей и интересов ребенка. Ученик не должен чувствовать себя беспомощным от неумения выполнить требования учителя, ущемленным от боязни получить двойку, уязвленным от насмешек более способных ребят. Дети не должны работать на пределе своих возможностей. Учеба должна быть в радость, ребенку должно быть интересно, чтобы не наступило разочарование от занятий вообще. Как достичь этого?
В свое время я закончила музыкальную школу и культурологическое отделение училища культуры. Поэтому вижу основным для себя путь гуманитаризации математического образования. Гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребенку, усиление практического и прикладного аспектов в ее преподавании.
Это означает, что в обучении математике акцент ставится на общее развитие учащегося, а именно на развитии логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного. На своих уроках и внеклассных мероприятиях все свои усилия я направляю на реализацию вышеназванных целей.
"Единство обучения и творчества" - этот девиз я использую в работе. Чтобы не быть голословной, я поделюсь некоторыми идеями и находками, которые я применяю на практике в школе, используя свой педагогический опыт.
Очевидно, что сильным воспитательным средством является история жизни великих ученых - математиков. Например, жизнь Софьи Васильевны Ковалевской имеет большое воспитательное и познавательное значение. Её духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд являются прекрасным примером для молодого поколения. Ковалевская была одарена и литературным талантом. На интегрированный урок математики и литературы по данной теме можно пригласить учителя-словесника, который подчеркнет, что математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Можно прочесть стихи Ковалевской, в которых с необыкновенной силой выражено стремление к поэзии.
В содержание школьного курса должны органически вплетаться имена людей, творивших науку, богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки. Исторические тенденции в обучении математике нужно тщательно беречь и развивать.
В моей практике оказался удачным вечер "История открытий", в течение которого учащиеся проследили за развитием науки от евклидовой геометрии через неевклидову геометрию Лобачевского к теории относительности Эйнштейна. Это лишь пример того, как привлечь внимание ученика через математику к общечеловеческим ценностям и культуре.
Самые благодатные в плане эстетического воспитания школьников, развития их творческих способностей темы "Симметрия" и "Пропорция". Уроки несут глубокую практическую направленность и явно прослеживают связь с другими предметами. Пропорциональность, симметрию и периодичность мы ощущаем везде: в музыке, архитектуре, живописи, кулинарии, медицине, природе.
Какая большая возможность на уроках математики использовать репродукции Рафаэля и Шишкина, фотографии прекрасных образцов зодчества. На математике можно слушать прекрасную музыку, сообщив при этом, что отношение длин струн строго пропорционально. Связь математики с природой и искусством можно показать через "золотую пропорцию", лежащую в основе гармонии природы и произведений искусства.
Многое из выше изложенного мне удалось реализовать на обобщающем уроке математики в 6 классе по теме: "Отношения и пропорции", и моим учащимся в исследовательской работе "Золотое сечение в музыке", где авторы наблюдают, что наиболее часто золотое сечение обнаруживается в произведениях высокохудожественных, принадлежащих гениальным авторам.
Изучение темы "Симметрия" позволяет выполнять творческие задания по созданию бордюров, орнаментов, паркетов. Задания могут быть следующими: "Расписать поднос, народный костюм, древнегреческую амфору", "создать орнамент ковра, кружевной салфетки", "разработать рисунок к современным материалам - линолиуму, обоям".
Так в реферате, представленном на научно-практическую конференцию "Бордюры", учащаяся доказывает существование только 7 видов бордюров и создает свои иллюстрации.
Фигуры, изображенные на бумаге с помощью нитей и иглы (техника "иглонить") также иллюстрируют симметрию. Выполняя исследовательскую работу "Математическое вышивание" ученик сталкивается не только с математической задачей по симметрии, созданием кривых с помощью огибающих касательных, но и с проблемой выбора цвета и сочетания цветов. А это уже творчество, поиск красоты и гармонии.
Тема "Симметрия" прекрасный повод для создания моделей многогранников. В летней школе, учащимися 7-8 классов были выполнены модели "платоновых тел", звездчатых многогранников и других тел, где наглядно прослеживается симметрия.
Для защиты реферата "Многогранники" на районной конференции учащаяся рассматривает различные виды многогранников и представляет их модели, выполненные различными способами: с помощью разверток, оригами, эпюров, бумажной ленты, из 12 бумажных кругов, разрезанных специальным способом.
В связи с изучаемой темой можно познакомиться с русскими народными промыслами (например, с хохломской росписью), а так же с творчеством известного голландского художника Мориса Эшера, который создал загадочные рисунки и паркеты.
Итак, прекрасно видно, что в теме "Симметрия" просматривается связь математики с изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
В моей копилке есть также интегрированный урок математики и музыки в 6 классе на тему "Дроби и ноты".
На этом уроке обобщалось понятие о дробях на основе их распространения на ситуации с нотами. Дети сравнивали длительность нот с помощью обыкновенных дробей, искали недостающую ноту, решая уравнения, развивали мелодию на такты, выясняли размер музыкального произведения, складывая дроби с разными знаменателями.
Очень украсили этот урок музыкальные моменты - исполненные учащимися мелодии на различных инструментах.
Подводя итоги сказанному можно сделать вывод: возможность применения гуманитаризации и интеграции на уроках математики связана с постоянным совершенствованием методики преподавания, поиском путей повышения эффективности урока. Это не может не увлечь, не заинтересовать учащихся, привлекая их к нашему предмету. Главная цель такого подхода: обогатить духовный облик школьника.
Жизнь настоятельно требует сегодня сделать эстетику не гостьей на уроке, а эффективным средством повышения качества воспитания и преподавания.
Может, вот так ученик и превратится из сосуда, который нужно наполнить, в факел, который нужно зажечь.
Литература:
1. Винокурова Н., Еписеева О. Один из приемов реализации интегративного подхода в обучении "Математика". Приложение к газете "Первое сентября". - М., 1999, № 36.
2. Каплунович И. Об одном подходе к гуманизации обучения математике "Математика". Приложение к газете "Первое сентября". - М., 2004, № 25-26.
3. Ходот Т. Гуманитаризация школьного курса. "Математика" Приложение к газете "Первое сентября". - М., 2002, № 13.
4. Пидоу Д. Геометрия и искусство. - М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод обучения и творчества
Недавно мы работали над проектом «А.С. Пушкин- солнце русской поэзии»....
"Индивидуализация в процессе обучения техническому творчеству в СПО"
Доклад разработан для областных технических чтений....
Информационный сайт учреждения как образовательный ресурс при обучении техническому творчеству
На современном этапе нужна новая, универсальная гуманистическая форма обучения детей техническому творчеству, базирующаяся на использовании широкого спектра не только традиционных, но и новых информац...
Единство обучения, тренировки и воспитания юных футболистов
Спортивная подготовка футболистов - это многолетний специально организованный педагогический процесс, связанный с использованием всей совокупности необходимых средств, методов, условий и направленный ...
Единство обучения, тренировки и воспитания юных футболистов
Единство обучения, тренировки и воспитания юных футболистов...
"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству в системе дополнительного образования »
Статья описывает каким образом происходит профессиональная ориентация детей в студии изобразительного творчества "Мир фантазий" под руководством Мамаевой О.А....