Информационный сайт учреждения как образовательный ресурс при обучении техническому творчеству
методическая разработка на тему
На современном этапе нужна новая, универсальная гуманистическая форма обучения детей техническому творчеству, базирующаяся на использовании широкого спектра не только традиционных, но и новых информационных и коммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия свободного диалогового обмена обучающегося с педагогом. Этим требованиям в полной мере соответствует дистанционная форма обучения, представляющая собой целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод. разработка | 522 КБ |
Презентация | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр»
с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский
Самарской области
(СП Кинель-Черкасская станция юных техников)
Информационный сайт учреждения
как образовательный ресурс при обучении техническому творчеству
Автор: Мороз Николай Юрьевич,
педагог дополнительного образования
2015 год
Введение
В начале 90-ых годов XX века в России начался этап эволюционного преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Необходимость реформирования была связана с рядом причин, а именно: принципиальными изменениями, происходящими в общественном сознании; информационные, культурные, образовательные, досуговые услуги стали пользоваться все большим спросом как у детей, так и у родителей и др. В результате резко возросло значение неформального образования для личности и общества.
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» одним из таких видов признано дополнительное образование: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» ( ст.75).
Современный ритм жизни требует более гибкого и эффективного подхода к процессу обучения в соответствии с запросами различных категорий обучающихся, использования в образовательном процессе инновационных технологий и технических средств. Анализ реального состояния проблемы развития детского технического творчества подтверждает существование следующих противоречий:
- между сложившейся системой дополнительного образования детей и социальными требованиями равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от индивидуальных особенностей и места проживания;
- между потребностями личности в самореализации, развитии творческих способностей и реальными условиями деятельности учреждений дополнительного образования детей;
- между интенсивным развитием информационных технологий и их медленной интеграцией в учебный процесс в системе дополнительного образования детей.
Стало очевидным, что на современном этапе нужна новая, универсальная гуманистическая форма обучения детей техническому творчеству, базирующаяся на использовании широкого спектра не только традиционных, но и новых информационных и коммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия свободного диалогового обмена обучающегося с педагогом. Этим требованиям в полной мере соответствует дистанционная форма обучения, представляющая собой целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению.
Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Использование коммуникационных технологий обучения в развитии технического творчества в условиях дополнительного образования детей позволит существенно расширить охват обучающихся посредством использования новых источников информации, дать возможность молодежи заниматься в удобное для них время и в удобном месте, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, проживающим в отдаленных селах.
Цель данного проекта – обобщение опыта использования коммуникационных технологий для дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей, не имеющих возможности получать услуги дополнительного образования в очной форме обучения.
Задачи проекта:
- Показать возможности организации учебного процесса на уровне образовательного учреждения дополнительного образования детей с помощью распределенного (дистанционного) обучения;
- Показать организацию дистанционного образования детей-инвалидов и детей, не имеющих возможности получать услуги дополнительного образования.
- Оказание помощи общеобразовательным организациям по улучшения связи «дополнительное образование-семья-школа», воспитанию способностей обучаемых к непрерывному обучению.
Предметом реализации проекта стали возможности сайта учреждения.
Идея использования возможностей информационного сайта образовательного учреждениям по дополнительному обучению детей имеет место уже не один год. Первоначально планировалось использовать возможности информационных технологий для оказания помощи школам в организации и проведении предпрофильной подготовки, но сама идея не нашла поддержки среди руководителей общеобразовательных учреждений. Наличие высококвалифицированных педагогических кадров в дополнительном образовании, большого количества методических и технологических разработок педагогов позволили создать базу с обучающими материалами. В январе 2013 года мною, как администратором сайта, были выложены в сеть несколько простейших видеоуроков. Видеоуроки были подготовлены педагогами и засняты на простую фотокамеру. Они позволяют с наименьшими затратами материала, под руководством педагога и, при необходимости, с помощью родителей поэтапно выполнить простейшие поделки. Это и стало началом реализации 1-го этапа проекта. Для начала это были видеоуроки по созданию простейших поделок, созданные педагогами дополнительного образования. Уроки не требуют присутствия педагога и построены по принципу «Делай, как я».
В дальнейшем были подготовлены электронные уроки и видеослайды, выполненые в программе Camtasia Studio. Сейчас идет накопление обучающего материала и размещение его на сайте учреждения в разделе «Сделай сам».
Вместе с тем, накопленный материал используется педагогами при проведении занятий с учащимися станции юных техников. Обучающий материал представлен в виде видеоучебников, электронных учебников, которые могут изучать дети с любым уровнем знания компьютера независимо от возраста. Возможна помощь родителей.
Отдельный раздел - материалы программ предпрофильной подготовки, которые помогут изучить основы профессии. У выпускников школы, которые в последствии будут поступать в высшие учебные заведения, есть возможность пробовать себя в специальностях, связанные с применением инновационных технологий.
В данный момент готовится видеоучебник «Основы сайтостроительства» для оказания помощи в проведении предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
На втором этапе проекта пройдёт каталогизация материалов. Наш сайт построен на системе управления контентом Word Press, которая допускает использование различных модулей для более свободного размещения материала, построения форм, а также возможности программирования. Весь материал размещается по категориям-разделам. Предусмотрена форма обратной связи с обучаемыми в виде комментариев, а также возможность обучаемым самим попробовать свои силы в качестве разработчиков уроков.
Выполнение данного проекта позволит охватить дополнительным образованием детей, которые не имеют возможности заниматься в нашем учреждении, тем самым сделать их досуговое время более полезным, научить детей обучаться самостоятельно.
В рамках предпрофильной подготовки обучаемые имеют возможность ознакомиться с основами будущей профессии.
В отличие от других форм дистанционного обучения, наш проект вполне возможно воплотить в любом учреждении дополнительного образования детей, так как он не требует непосредственного контакта с педагогом, при необходимости связь с педагогом осуществляется через комментарии, не требует вложения больших средств в покупку и установку оборудования, создания различных центров обучения. Для реализации проекта нет необходимости устанавливать на сайт различные модули.
В своём большинстве системы дистанционного обучения являются коммерческими и требуют выполнения ряда условий. Так учащиеся должны быть высокодисциплинированными, иметь способности к самообучению. Предусматриваются вступительные испытания, создание групп для обучения. Обучение проводится при Центре дистанционного обучения. Обязателен контроль результатов обучения. Такое получение знаний более напоминает заочную форму обучения.
Наша же модель дистанционного обучения совершенно бесплатная, организация такой модели не требует вклада больших материальных и финансовых ресурсов. Обучение предусматривает ненавязчивый контроль педагога. Мониторинг результатов обучения практически отсутствует, он будет предложен в виде добровольного прохождения тестов для проверки обучаемыми своих знаний. Результаты выполнения работ на основе видеоуроков будут сразу же видны. Тем самым, такая форма дистанционного обучения будет доступной для всех, она не будет отпугивающей для многих детей, что позволит более в полном масштабе привлечь детей в дополнительное образование.
Выполнение проекта предусмотрено на учрежденческом уровне, но по мере приобретения популярности сайта, использовать предложенные нами обучающие материалы могут все, вне зависимости географической расположенности. Если проект будет реализовываться и в других учреждениях дополнительного образования детей, то может быть создана общая база обучающего материала, которую по согласованию с правообладателями можно будет размещать на сайтах этих учреждений.
В данное время мы находимся в конце подготовительного этапа по реализации проекта, практически база учебных материалов создана, хотя она будет пополняться на всех уровнях выполнения проекта. В связи с реконструкцией учрежденческого сайта, мы несколько потеряли количество посетителей сайта, и сейчас вновь идёт работа по его продвижению.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дополнительное образование детей включает в себя несколько направлений деятельности, одним из которых является детское техническое творчество. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, на организацию их свободного времени. Современный ритм жизни требует более гибкого и эффективного подхода к процессу обучения в соответствии с запросами различных категорий обучающихся, использования в образовательном процессе инновационных технологий и технических средств.
Анализ реального состояния проблемы развития детского технического творчества подтверждает существование следующих противоречий: • между сложившейся системой дополнительного образования детей и социальными требованиями равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо состояния здоровья и места проживания; • между потребностями личности в самореализации, развитии творческих способностей и реальными условиями деятельности учреждений дополнительного образования детей; • между интенсивным развитием информационных технологий и их медленной интеграцией в учебный процесс в системе дополнительного образования детей.
Стало очевидным, что на современном этапе нужна новая, универсальная гуманистическая форма обучения детей техническому творчеству, базирующаяся на использовании широкого спектра не только традиционных, но и новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия свободного диалогового обмена обучающегося с преподавателем. Этим требованиям в полной мере соответствует дистанционная форма обучения, представляющая собой целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Использование дистанционной формы обучения в развитии системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей позволит существенно расширить охват обучающихся посредством использования новых источников информации, дать возможность молодежи заниматься в удобное для них время и в удобном месте.
Главная цель использования коммуникационных технологий при обучении техническому творчеству – максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому спектру специальностей, диапазону уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов, независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которых он нуждается, с использованием преподавателем современных информационных и коммуникационных технологий
Педагогические возможности развития системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения заключаются в том, что: • обеспечивается возможность учащимся заниматься в удобное для них время, параллельно с основной учебной деятельностью и получать информацию независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности; • увеличиваются ресурсы, необходимые для роста творческого и интеллектуального потенциала воспитанников за счет самоорганизации и умения взаимодействовать с компьютерной техникой; • расширяется сфера общения субъектов образовательного процесса посредством использования специальной технологии, позволяющей осуществлять их взаимодействие.
Использование коммуникационных технологий обучения в развитии технического творчества в условиях дополнительного образования детей позволит существенно расширить охват обучающихся посредством использования новых источников информации, дать возможность молодежи заниматься в удобное для них время и в удобном месте, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, проживающим в отдаленных селах . Предметом реализации проекта стали возможности сайта учебного учреждения.
Обучающий материал представлен в виде видеоучебников, электронных учебников, которые могут изучать дети с любым уровнем знания компьютера независимо от возраста.
В отличии от других форм дистанционного обучения, данный проект не требует непосредственного контакта с педагогом, не требует вложения больших средств в покупку и установку оборудования, создания различных центров обучения. Его вполне возможно воплотить в любом учреждении дополнительного образования детей . Обучающий материал представлен в виде видеоучебников , электронных учебников, которые могут изучать дети с любым уровнем знания компьютера независимо от возраста. Материалы, размещенные на сайте учреждения, могут быть использованы педагогами при проведении занятий в объединениях. http://www.syt63.ru
Внедрение дистанционного обучения способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению доступности образования, гармоничному развитию личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом информационного общества. http://www.syt63.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие технического творчества обучающихся по профессии "автомеханик" на уроках производственного обучения
методические рекомендации для мастеров производственного обучения по профессии "автомеханик"...
"Индивидуализация в процессе обучения техническому творчеству в СПО"
Доклад разработан для областных технических чтений....
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...
Информация о достижениях обучающихся в 2014-2015 учебном году направленность: техническая (программы технического творчества и профессиональной подготовки)
Сводная таблица...
Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)
Информация о технической направленности МКУДО «ДДТ» (программы технического творчества и профессиональной подготовки учащихся)...
I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)
I региональный фестиваль технического творчества для детей и юношества «Дети. Техника. Творчество» (февраль 2017 г.)...
Дистанционное обучение в секции технического творчества.
Дистанционное обучение в технической секции. Из опыта руководителя....