Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики
статья по математике
Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики
Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.
Рассмотрим некоторые из них.
Выделение групп учащихся по уровню усвоения материала:
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений:
| Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений:
| Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений:
| Ученики с высоким уровнем усвоения знаний, умений:
|
Типы заданий | |||
Опосредующие учебную информацию | Направляющие работу ученика с учебным материалом | Требующие от учеников творческой деятельности | |
1. Задания на узнавание математических объектов | 1. Задания на описание математических объектов по плану | 1. Задания на сравнения математических объектов | 1. Задания на установление связей между объектами, признаками |
2. Задания, требующие анализа признаков понятий | 2. Задания на дополнение незаконченных предложений с использованием слов для справок | 2. Задания на составление подобных математических объектов | 2. Задания на самостоятельный подбор примеров |
3. Задания на классификацию объектов |
| 3. Задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самостоятельных мыслительных операций | 3. Задания творческого характера |
Самостоятельная работа | |||
Воспроизведение по образцу | Реконструктивно-вариативная | Частично-поисковая | Частично-поисковая, творческая |
Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы
Положительные аспекты данного разделения:
1) исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) отсутствие у классе отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
4) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
5) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
6) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
7) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.
Отрицательные аспекты данного разделения:
1) деление детей по уровню развития не гуманно;
2) высвечивание социально-экономического неравенства;
3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".
В учебниках заложен и другой подход, предполагающий деление учащихся на группы по способам восприятия информации. Все люди делятся на 3 группы: аудиалы, визуалы, кинестетики.
Визуал | Аудиал | Кинестетик | |
|
|
| |
| |||
Визуал | Аудиал | Кинестетик | |
|
|
|
Рассмотрим способы дифференциации. Они предполагают:
дифференциацию содержания учебных заданий:
- по уровню творчества;
- по уровню трудности;
- по объему.
использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся;
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
Следующий этап - диагностический контроль
Результаты работы над данной темой можно посмотреть и оценить по итогам диагностики. На практике каждый ребенок должен к концу обучения существенно измениться, показать качественные и количественные изменения. Отследить все эти изменения очень трудно одному учителю, здесь нужна помощь психолога и родителей.
Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.
Данные, собранные в процессе диагностики, используются учителем для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....
Дифференцированное обучение на уроках математики (из опыта работы)
В статье "Дифференцированное обучение на уроках математики" я делюсь опытом своей работы. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Диффере...
доклад на тему: "Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики"
Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики. ...
Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...
Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.
Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...
Организация деятельности учителя при реализации образовательных программ с учетом требований СанПиН 2
Выступление составлено на основе ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...
Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС
Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...