Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики
статья по математике

Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики

Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатами.

Рассмотрим некоторые из них.
Выделение групп учащихся 
по уровню усвоения материала:

I группа

II группа

III группа

IV группа

Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений:

  • неправильно выполняют выбор действия в задачах;
  • низкий уровень сформированности вычислительных навыков;
  • не выделяют взаимосвязи между изученными вопросами;
  • низкий уровень выполнения мыслительных операций;
  • дети отличаются низким показателем памяти и отрицательным отношением к предмету;
  • математические рассуждения выстраивать не могут;
  • математическая речь не развита.

Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений:

  • затрудняются в правильном выборе действия при решении задач;
  • средний уровень сформированности вычислительных навыков;
  • затрудняются в выделении взаимосвязи между изученными вопросами;
  • низкий уровень выполнения мыслительных операций;
  • математические рассуждения выстраивают лишь при постановке вопросов;
  • математическая речь достаточно не развита.

Ученики со средним уровнем усвоения знаний, умений:

  • правильно выполняют выбор действий при решении задач в привычной форме, но затрудняются в творческих видах работы над задачей;
  • вычислительные навыки сформированы хорошо;
  • средний уровень мыслительных операций;
  • имеют хороший показатель памяти;
  • развита тонкость наблюдений;
  • математическая речь развита;
  • выполнение обобщений только элементарных понятий.

Ученики с высоким уровнем усвоения знаний, умений:

  • правильно выполняют выбор действий при решении задач, успешно выполняют виды творческой работы над задачей;
  • высокий уровень сформированности вычислительных навыков;
  • высокий уровень выполнения мыслительных операций;
  • высокий показатель памяти;
  • высокий уровень развития математической речи.

Типы заданий

Опосредующие учебную информацию

Направляющие работу ученика с учебным материалом

Требующие от учеников творческой деятельности

1. Задания на узнавание математических объектов

1. Задания на описание математических объектов по плану

1. Задания на сравнения математических объектов

1. Задания на установление связей между объектами, признаками

2. Задания, требующие анализа признаков понятий

2. Задания на дополнение незаконченных предложений с использованием слов для справок

2. Задания на составление подобных математических объектов

2. Задания на самостоятельный подбор примеров

3. Задания на классификацию объектов

 

3. Задания, включающие вопросы готовый ответ в учебнике отсутствует, требуют самостоятельных мыслительных операций

3. Задания творческого характера

Самостоятельная работа

Воспроизведение по образцу

Реконструктивно-вариативная

Частично-поисковая

Частично-поисковая, творческая

Такое деление на группы имеет свои плюсы и минусы

Положительные аспекты данного разделения:
1) исключение неоправданных и нецелесообразных для общества "уравниловки" и "усреднения" детей;
2) появление у учителя возможности помогать слабому, уделять внимание сильному;
3) отсутствие у классе отстающих снимает необходимость снижения общего уровня преподавания;
4) повышение уровня Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
5) повышение уровня мотивации учения в сильных группах;
6) в группах, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
7) выступает как средство развития самостоятельности учащихся.

Отрицательные аспекты данного разделения:
1) деление детей по уровню развития не гуманно;
2) высвечивание социально-экономического неравенства;
3) лишение слабых возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
4) перевод в "слабые" группы воспринимается детьми как снижение их достоинства;
5) несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся "неординарные дети".

В учебниках заложен и другой подход, предполагающий деление учащихся на группы по способам восприятия информации. Все люди делятся на 3 группы: аудиалы, визуалы, кинестетики.

Визуал

Аудиал

Кинестетик

  • тихий, задумчивый;
  • с трудом завязывает контакты с людьми;
  • друзей почти нет;
  • послушен;
  • учится легко (успешно);
  • любит конструктор, телевизор, компьютер;
  • к животным равнодушен, хотя может полюбоваться;
  • гулять не любит;
  • очень разборчив в еде и одежде;
  • зрелища производят сильные впечатления, но рассказывает о них мало;
  • при переживании стресса замыкается в себе.
  • говорит без умолку;
  • без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми;
  • любит слушать, когда читают или рассказывают;
  • с трудом запоминает написание букв;
  • непослушен;
  • на замечания взрослых возражает;
  • к еде и одежде равнодушен;
  • не любит красочных зрелищ;
  • при переживании стресса срывается на крик;
  • не способен сосредоточиться;
  • склонен к всевозможным угадываниям
  • очень подвижен;
  • главное - заниматься делом;
  • очень самостоятелен и талантлив;
  • все надо потрогать;
  • хорошо воспринимает запахи;
  • отлично развит вкус;
  • очень любит животных;


Дифференциация возможна на различных этапах урока, но чаще всего используется на этапе закрепления.
Рассмотрим типы заданий, которые можно предложить учащимся, и способы дифференциации учебных заданий.

Визуал

Аудиал

Кинестетик

  • задания предлагать в виде записей;
  • писать карточки ярко, красиво, красочно;
  • давать задание: найти что-то в учебнике, тетради самостоятельно, рассмотреть, сделать вывод
  • вызвать к доске во время математического диктанта;
  • прочитывать задание вслух учителю или родителям;
  • давать задание сочинить что-либо, рассказать классу,объяснить своему другу что-либо
  • задания, направленные на перекладывание фишек, на рисование, моделирование, пересчет предметов

Рассмотрим способы дифференциации. Они предполагают:

дифференциацию содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объему.

использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

Следующий этап - диагностический контроль

Результаты работы над данной темой можно посмотреть и оценить по итогам диагностики. На практике каждый ребенок должен к концу обучения существенно измениться, показать качественные и количественные изменения. Отследить все эти изменения очень трудно одному учителю, здесь нужна помощь психолога и родителей.

Необходимо хорошо понимать, что разноуровневая форма обучения не может дать положительного результата сама по себе, а требует огромной работы над содержанием и методикой преподавания.

Данные, собранные в процессе диагностики, используются учителем для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Дифференцированное обучение на уроках математики (из опыта работы)

В статье "Дифференцированное обучение на уроках математики" я делюсь опытом своей работы. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Диффере...

доклад на тему: "Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики"

Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики.                                  ...

Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...

Организация деятельности учителя при реализации образовательных программ с учетом требований СанПиН 2

Выступление составлено на основе ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС

        Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...