Организация деятельности учителя при реализации образовательных программ с учетом требований СанПиН 2
материал
Выступление составлено на основе ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано Минюстом России 14 августа 2015 г. Регистрационный N 38528).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация деятельности учителя при реализации образовательных программ с учетом требований СанПиН 2.4.2.3286-15.
Составил учитель начальных классов
МКОУ «Специальная школа №53»:
Чудинова Е.А.
Выступление составлено на основе ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано Минюстом России 14 августа 2015 г. Регистрационный N 38528).
V. Требования к воздушно-тепловому режиму
…
5.2. Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах,
кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале,
столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна
составлять 18-24°С; в спортзале и комнатах для проведения
секционных занятий, мастерских - 17-20°С; раздевальных комнатах
спортивного зала - 20-22°С.
…
5.3. Для контроля температурного режима учебные помещения,
спальни, игровые, помещения медицинского назначения оснащаются
бытовыми термометрами.
5.4. Все помещения должны ежедневно проветриваться.
Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие
детей и заканчивается за 30 минут до их возвращения с прогулки или
занятий. В жилых помещениях (спальнях) проветривание проводят до
укладывания детей. Не допускается проветривание помещений через
туалетные комнаты.
При проветривании допускается кратковременное снижение
температуры воздуха в помещении по сравнению с нормативным уровнем,
но не более чем на 1-2°С. В физкультурном зале при достижении
температуры воздуха 14°С проветривание прекращается.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а
рекреационные помещения - во время учебных занятий.
Сквозное проветривание учебных помещений проводится до начала
занятий и после их окончания (при наличии двух смен обучения -
после каждой смены).
В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех
помещений допускается в присутствии детей.
…
VI. Требования к естественному, искусственному освещению и
инсоляции
…
6.5. Окна в учебных и жилых помещениях (спальнях), помещениях
для отдыха, игр и приготовления уроков в зависимости от
климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными
устройствами.
…
Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать
шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и
светопропускающими свойствами. Солнцезащитные устройства на окнах
не должны уменьшать светоактивную площадь оконного проема.
Используемый для жалюзи материал должен допускать влажную
обработку с использованием моющих и дезинфицирующих растворов.
6.6. …
Для внутренней отделки помещений используются следующие цвета
красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые
тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели
(шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для
классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей,
оконных рам - белый или цвет натурального дерева.
Допускается окрашивание отдельных элементов помещений (не
более 25% всей площади помещения) в более яркие цвета.
VIII. Требования к организации образовательной деятельности и
режиму дня
8.1. При организации образовательной деятельности учитываются
особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и
состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.
В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей
в классах (группах) комплектуется в соответствии с приложением N 1.
8.2. Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в
первую смену по 5-дневной учебной неделе. Учебные занятия
начинаются не ранее 8 часов.
В организации для обучающихся с ОВЗ может осуществляться
присмотр и уход в группах продленного дня при условии создания
условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и
прогулок, а для детей первого года обучения дополнительную
организацию дневного сна.
8.3. Основная образовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и
части, формируемой участниками отношений.
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ, и в
сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не
менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий
коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с
учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей.
Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут
реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во
время урочной деятельности.
8.4. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с
ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана
общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и
часть, формируемую участниками отношений, а также из часов,
необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных
мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной
образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.
Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки
(количество учебных занятий), реализуемой через урочную и
внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические
требования к максимальному общему объему недельной нагрузки
обучающихся с ОВЗ, установленные в таблице 1.
Таблица 1
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной
нагрузки обучающихся с ОВЗ
|--------------------|-------------------------------------------|
| |Максимально допустимая недельная нагрузка в|
| | академических часах |
| |---------------------|---------------------|
| Классы |урочная деятельность | внеурочная |
| |(аудиторная недельная| деятельность*** |
| | нагрузка) | |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| Начальное общее образование |
|--------------------|---------------------|---------------------|
|1 (1 дополнительный)| 21 | до 10 |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| 2-4 (5*, 6**) | 23 | до 10 |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| Основное общее образование |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| 5 | 29 | до 10 |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| 6 | 30 | до 10 |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| 7 | 32 | до 10 |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| 8-9 | 33 | до 10 |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| Среднее общее образование |
|--------------------|---------------------|---------------------|
| 10-11 (12) | 34 | до 10 |
|--------------------|---------------------|---------------------|
Примечания:
…
***Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в
течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и
праздничные дни.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть
использованы для: проведения общественно полезных практик,
исследовательской деятельности, реализации образовательных
проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров,
музеев.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности
по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а
также их суммирование в течение учебного года.
8.5. Для предупреждения переутомления в течение недели
обучающиеся с ОВЗ должны иметь облегченный учебный день в среду или
четверг.
Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна
превышать 40 минут, за исключением первого класса.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20-30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2 и 3 урока устанавливать
две перемены по 20 минут каждая.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной
деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением
категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития,
обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной
программе развития).
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С
этой целью при проведении ежедневной динамической паузы
рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45
минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию
двигательно-активных видов деятельности обучающихся на
спортплощадке организации.
8.6. Обучение в первом (первом дополнительном) классе
осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом
полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут
каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);
- обучение проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся и домашних заданий;
- организуются дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти при традиционном режиме обучения.
8.7. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно
распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально
допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся первых классов не должен превышать 4 уроков
и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической
культуры;
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков;
- для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
8.8. Для слабовидящих обучающихся начального общего
образования при различных видах учебной деятельности
продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна
превышать 10 минут; для слабовидящих обучающихся, осваивающих
образовательные программы основного общего и среднего
образования, - не более 15 минут.
Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной
информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2
раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной
зрительной работой по 5 минут.
Примечание. *Варианты программ:
- 1 вариант предполагает, что обучающийся получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их
среде и в те же сроки обучения;
- 2 вариант предполагает, что обучающийся получает образование
в пролонгированные сроки обучения;
- 3 вариант предполагает, что обучающийся получает
образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные
ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для
обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной
отсталостью);
- 4 вариант предполагает, что обучающийся получает
образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не
соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и
итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные
ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для
обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой
степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе
данного варианта программы образовательная организация
разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ
|--|--------------|------------------------------------------------------------------------------------------|
| | | Варианты программ образования* |
| | |---------------------------------------------|--------------|--------------|--------------|
|N | Вид ОВЗ | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант |
| | |---------------------------------------------|--------------|--------------|--------------|
| | | максимальное количество обучающихся |
9.|Обучающиеся с| - | - | 12 | 5 |
| |умственной | | | | |
| |отсталостью | | | | |
| |(интеллекту- | | | | |
| |альными | | | | |
| |нарушениями) | | | | |
8.|Обучающиеся с |Не более 2 обучающихся с РАС в классе в|Не более 2|Не более 1 |Не более 1 |
| |расстройствами|условиях инклюзии. Общая наполняемость|обучающихся с|обучающего с |обучающего с |
| |аутистического|класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20|РАС в классе в|РАС в классе в|РАС в классе в|
| |спектра (РАС) |обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не|условиях |условиях |условиях |
| | |более 15 обучающихся |инклюзии при|инклюзии при |инклюзии при |
| | | |общей |общей |общей |
| | | |наполняемости |наполняемости |наполняемости |
| | | |класса не |класса не |класса не |
| | | |более 12 |более 9 |более 5 |
| | | |обучающихся |обучающихся |обучающихся |
| | | | | |(не более 2 |
| | | | | |обучающихся с |
| | | | | |РАС в классе с|
| | | | | |обучающимися с|
| | | | | |умственной |
| | | | | |отсталостью |
| | | | | |(нарушениями |
| | | | | |интеллекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы, статья "Исследовательская деятельность в рамках реализации образовательной программы «Юные садоводы»"
Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, став...

Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....

Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя по реализации ФГОС
"Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителяпо реализации ФГОС" - одна из проблем современного образования. В со...
Организация итогового контроля учебных достижений обучающихся по математике при реализации образовательных программ среднего (полного) общего образования в пределах основной образовательной программы СПО
Итоговая контрольная работа...

Педагогическая студия «Модель методического маршрута как форма организации деятельности учителя в контексте новых требований ФГОС»
Одним из главных приоритетов развития системы образования на современном этапе, определенных концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, явл...

Результаты деятельности педагога по здоровье сберегающей организации урока/занятия/мероприятия с учетом требования СанПиНов
Результаты деятельности педагога по здоровье сберегающей организации урока/занятия/мероприятия с учетом требования СанПиНов...
Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики
Организация деятельности учителя по реализации дифференцированного обучения на уроках математики...