Среднее арифметическое
методическая разработка по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель математики МАОУСОШ №1 города старая Русса, Новгородской области Васильева Валентина Михайловна
Конспект урока математики в 5 классе по теме «Среднее арифметическое»
Форма учебного занятия: урок изучения нового материала
Цели:
Образовательные:
- ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
- научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
- отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
- развивать умение составлять задачи, используя цифровые данные из жизни.
Развивающие:
- содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- формировать правильную математическую речь;
- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательные:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран.
Ход учебного занятия:
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент | 2 минуты | Сообщить тему и цели урока. | Словесный | Фронтальная | Презентация (слайды №1-№4) | |||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите. Всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок. Начинается урок (Проверка готовности к уроку) Тема нашего урока сегодня “Среднее арифметическое”. Наша задача с вами на уроке узнать:
На уроке нам предстоит узнать много нового, и поэтому девизом нашего урока будут слова великого педагога Я.А.Коменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.(cлайд № 4) | Ученики встают, приветствует учителя. Ученики садятся, слушают учителя и включаются в ритм работы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Повторение. | Время | Цель этапа | Концепции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 минут | Проверить умения учащихся выполнять действия с десятичными дробями | Знания таблицы умножения, алгоритмы действий с десятичными дробями | применять знания к решению примеров. | Словесно-наглядный. Устный контроль. | Индивидуальная; фронтальная. | Презентация (слайды №5-6) | ||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
- Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды №5-6). | Учащиеся решают примеры устно. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Усвоение новых знаний. | 10 минут | Развивать внимание и память учащихся, повторить понятие «координатной плоскости» | Учащиеся должны знать: понятие среднего арифметического двух и нескольких чисел. | Уметь: Находить среднее арифметическое двух и нескольких чисел | Наглядный. Беседа по вопросам. | Фронтальная. Частично- поисковая. Устная и письменная. | Презентация, (cлайды №7-№9 ) | |||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Устное решение задач: 1. Фермер собрал в 2005 году 4647 тонн, в 2006 году 4372 тонны, в 2007 году 4491 тонны и в 2008 году 4592 тонны картофеля. Какова средняя урожайность картофеля за эти годы? (Слайд №7). 2. Ежедневная зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 рублей, 725 рублей, 690 рублей, 710 рублей и 645 рублей. Какова средняя зарплата рабочего за один день? (Слайд №8). 3. За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2км. Сколько километров в среднем проходил лыжник? (Слайд №9 ). 2.Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач? Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения? В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. (Переход на Слайд №1 и возврат к Слайду №10) 3. Работа с учебником по предложенному плану (слайд №10): А) Прочитайте внимательно задачу №1, ее решение и ответьте на вопросы: -какое действие выполнили с числами? - почему сумму разделили на число 3? Б). Прочитайте и запомните определение среднего арифметического нескольких чисел (слайд №11) В). Закончи самостоятельно предложение: «Чтобы найти среднее арифметическое шести чисел, надо…» 4. Найди среднее арифметическое чисел: 3,7; 2,4; 5,6. 4) После проделанной работы сформулировать правило: чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо: А) Найти сумму всех слагаемых. В) Разделить полученную сумму на количество слагаемых. |
Учащиеся читают задачу и её решение и отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ на уроке ребята получают жетоны, по которым в конце урока будет подведён итог и выставлены оценки. Работают по учебнику. Обобщают. Делают выводы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка. | 2 минуты. | Продолжить работу по формированию умения решать зада | Учащиеся должны знать формулу для нахождения расстояния, таблицу умножения. | Уметь применять формулу для нахождения расстояния при решении задач. | Словесно-наглядный. | Фронтально-индивидуальная. | ||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Проводит физкультминутку ( упражнения для глаз). Рисуй глазами треугольник. Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец!
| Выполняют упражнения для глаз. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление знаний. | 10 минут. | Практический. | Индивидуальная. Самостоятельная. | Презентация ( слайды №11-14). | ||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Решение задач: 1.Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление судьи выставили гимнастке следующие оценки: 9,5; 9,7; 9,4; 9,6; 9,7. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований (слайд №12) 2. Выполнение заданий из учебника: № 1496 (слайд №13); №1497 . 3.Самостоятельное выполнение заданий из учебника с последующей проверкой: №1501. 4. Задание на сообразительность: Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают (слайд №14). Итак, среднее арифметическое:
| Учащиеся решают задачу в рабочей тетради (один ученик на доске, остальные в тетрадях). После выполнения №1496, учащиеся делают вывод о том, что точка , которая обозначает среднее арифметическое, находится на одинаковом расстоянии от двух этих чисел. Задачу № 1497(а, б) выполняют самостоятельно в тетрадях с устной проверкой. №1497 (в, г) – двое учащихся у доски, проверяют одноклассники. Задачу №1501 учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей устной проверкой | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы учебного занятия. | Время | Цель этапа | Концепции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа. | 3 минуты | Закрепить нахождение среднего арифметического нескольких чисел. | Знать правило вычисления среднего арифметического. | Уметь применить знания в изменившихся условиях. . | Письменный контроль и взаимоконтроль. | Словесная. | Презентация (слайд №15). | |||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учащиеся меняются тетрадями и проверяют выполнение задания друг у друга. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Информация по домашнему заданию, инструктаж. | 2 минуты. | Дать задание на дом. | Методы эмоционального стимулирования. Беседа. Контроль. | Презентация (слайд №16). | ||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Комментирует домашнее задание: 1. № 1524 (а/б), №1526 2.Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое (подготовить сообщение по желанию). 3.Выяснить, что такое «рейтинг» (подготовить сообщение по желанию). | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы учебного занятия | Время | Цель этапа | Компетенции | Методы | Формы | Используемые ЦОР | ||||||||||||||||||||||||||||
Знания | Умения | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов. Рефлексия. | 3 минуты. | Подвести итог урока, выставить оценки, | Словесно-наглядный. | Фронтальная. | Презентация (слайд № 17) | |||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, что же нового мы сегодня узнали? Что такое среднее арифметическое? Как найти среднее арифметическое нескольких чисел? Что понравилось? Над чем ещё надо поработать? Молодцы, ребята! Спасибо за урок! | Учащиеся слушают учителя, вспоминают и называют этапы урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 5 классе "СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ" (ФГОС)
Технологическая карта урока № 145. (Открытый рок ФГОС)Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 22.04.2013. Тема урока: Средне...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»
Разработка урока, основанного на использовании системно-деятельностного подхода...
Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Тест на тему "Среднее арифметическое. Среднее значение величины" по ссылке https://forms.gle/nf6dGTuXEGKgXL6E9...
Урок "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Презентация к уроку математики, 5 класс, УМК Мерзляк А.Г....
Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины» 5 класс 2020-2021 учебный год
Самостоятельная работа «Среднее арифметическое. Среднее значение величины»5 класс2020-2021 учебный год...
Среднее арифметическое. Среднее значение величины.
Урок закрепления знаний для учащихся 5 класса по теме "Среднее арифметическое. Среднее значение величины."...
Конспект урока в 5 классе "Среднее арифметическое. Среднее значение величины"
Девиз урока: «О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух»....