Технологическая карта "Формулы", 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)
Урок открытия новых знаний по теме: формулы (скорость, время, расстояние)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_formuly.docx | 82.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Формулы»
Описание урока | |
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Образовательная организация | МБОУ «СОШ №20» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Время реализации урока | 40 минут |
Цели урока | Обучающие: систематизация знаний по теме; отработка умений решать задачи на движение арифметическим способом. Развивающая: развитие функциональной грамотности; формирование умений применять полученные знания в новой ситуации; развитие математического мышления; обучение приемам и методам рассуждения, развитие логического мышления учащихся, математической речи, внимания. Воспитывающая: привлечение к активной деятельности самостоятельной работы; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; познавательной активности; интереса к математике. |
Планируемые результаты | Предметные: умеют решать задачи с использованием формул. Личностные: умеют осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, использовать знаково-символические средства, извлекать из математических текстов необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; работают по коллективно составленному плану; оценивают правильность выполнения действий на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки; планируют свои действия в соответсвии с поставленной задачей; коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им; задают вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером. |
Основные понятия | Скорость, время, расстояние, формула. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа. |
Дополнительная информация | |
Ресурсы, оборудование, материал | Карточки с заданиями, тетради, доска, учебник |
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы | https://multiurok.ru/index.php/files/avtorskaia-razrabotka-uroka-po-matiematikie-dlia-5.html |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технология деятельностного метода |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||
Организационный этап | Ребята, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем! Вы готовы сегодня потрудиться? Тогда мы начинаем наш урок! | Приветствие учителя | Предметные: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. | |||||||||||||||
Мотивационный этап, постановка цели и задач урока | Итак, посмотрите на доску. Что вы видите? (формула площади прямоугольника, формула периметра прямоугольника, формула пути) | Отвечают на вопросы учителя. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; Оформлять свои мысли в устной форме. | |||||||||||||||
Актуализация знаний | Что их всех объединяет? (Это все формулы) Кто мне скажет, что такое формула? (Формула – это правило, записанное на математическом языке). Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки. Я вас попрошу сейчас в парах выполнить первое задание. Ваша задача составить формулы. (Учитель ходит, смотрит, кто составил верно) Ребята с какими величинами вы работали? (Расстояние, скорость и время) Какая формула объединяет эти величины? (формула пути) Хорошо, теперь выполним второе задание. Оно звучит следующим образом: «Соотнеси понятие с определением. Напиши в таблице, что такое время? Что такое путь? Что такое скорость?». (Приложение 1) Какая тема нашего урока? (Формула пути) Давайте с вами запишем в тетрадях формулы пути. | Отвечают на вопросы учителя, определяют цель и задачи урока. Учащиеся записывают формулу пути в тетради. | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной речи; Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; Предметные: знать формулы нахождения площади и периметра прямоугольника, расстояния, времени и скорости. | |||||||||||||||
Первичное закрепление в проговариваем во внешней речи | Работа с карточкой. Ребята, в третьем задании представлена таблица, давайте попробуем ее заполнить. В четвертом задании вам предлагается подчеркнуть число обозначающее скорость – одной чертой, время – двумя чертами, расстояние (путь) – волнистой линией. Ответь на вопросы задачи пять: 1) Твои друзья Катя и Тимур живут в одном доме. В школу они выходят одновременно. Тимур затратил на дорогу 15 минут, а Катя 17 минут. Кто из них шел с большей скоростью, если Катя по дороге остановилась у киоска на 2 минуты? (с одинаковой скоростью) 2) Ты начал делать уроки в 16 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к тебе подошла младшая сестренка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени ты можешь потратить на чтение, если тебе необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а тебе осталось еще сделать математику, на которую ты потратишь 45 минут? 16:10+1:55=18:05 620:00-18:05=1:55 1:55-0:45=1:10 Ответ: 1:10 часа я могу потратить | Учащиеся заполняют таблицу. Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Познавательные: умеют создавать, применять и преобразовывать знаково-символьные средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Регулятивные: умеют самостоятельно планировать пути достижения цели; умеют осуществлять контроль по результату и способу действия произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||||||||||||||
Физминутка | Выполняют физминутку. | |||||||||||||||||
Первичное закрепление в проговариваем во внешней речи | Выполните задание номер 6 и ответьте на вопрос: «На какое направление движения эти задачи?» 1.Задачи на нахождение скорости времени и расстояния; 2. Задача типа скорость сближения (на встречу с друг другом); 3. Задача типа скорость удаления. Какие еще виды движений существуют? • Движение в одном направлении – с отставанием. • Движение в одном направлении – вдогонку. Что общего и в чём различие этих движений? - Что общего?
- В чём различия? • направление движения объектов; • пункт отправления объектов; • время отправления; • значения величин и единицы их измерения. Хорошо, теперь перейдем неосредственно к практике. Порешаем с вами задачи на все виды движений, которые мы с вами проговорили. (Задания номер 7, Приложение 1)
| Фиксируют новое знание в речи и знаках. | Познавательные: умеют создавать, применять и преобразовывать знаково-символьные средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Регулятивные: умеют самостоятельно планировать пути достижения цели; умеют осуществлять контроль по результату и способу действия произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; Коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге при выработке общего решения в совместной деятельности. | |||||||||||||||
Рефлексия | Ответьте на следующие вопросы: - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я научился… - Теперь я могу… Запишем домашнее задание: п.17 читать, индивидуальные карточки: 1 карточка: стр. 107 №701, стр. 108 №707 (а, б), №708 2 карточка: решение задач на карточке. | Отвечают на вопросы учителя. Дают оценку своей работы, знаниям. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание №2. Соотнеси понятие с определением. Напиши в таблице, что такое время? Что такое путь? Что такое скорость?
Определение времени - | S (эс) измеряется в км, м, дм, см, мм |
Определение пути (расстояние) - | t (тэ) измеряется в час, мин, сек, сут., век |
Определение скорости - | V (вэ) – измеряется в км/ч, м/мин, м/с, км/с |
Задание №3. Заполните таблицу.
S | 18 км | 120 км | ||
υ | 15 км/ч | 6 км/ч | 6 м/с | |
t | 4 ч | 2 ч | 6 с |
Задание №4. Прочитай задачи и подчеркни в них число обозначающее скорость – одной чертой, время – двумя чертами, расстояние (путь) – волнистой линией.
- Лодка проплыла 28 км со скоростью 7 км/ч. Какое время она была в пути?
- Самолет летел 4 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетел?
- Мальчик за 3 часа прошел 9 км. С какой скоростью он шел?
- Девочка прошла 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени она за-тратила на путь?
- Кошка вскарабкалась на дерево со скоростью 2 м/с за 4 с. На какую высоту забралась кошка?
- Муха летела 15 секунд со скоростью 5 м/с. Какое расстояние она пролетела?
- Грач пролетел 100 м со скоростью 10 м/с. Сколько времени он был в пути?
- Скорость грузового поезда 35 км/ч. Поезд был в пути 2 часа. Какое расстояние он прошёл?
Задание №5. Ответь на вопросы задачи:
1) Твои друзья Катя и Тимур живут в одном доме. В школу они выходят одновременно. Тимур затратил на дорогу 15 минут, а Катя 17 минут. Кто из них шел с большей скоростью, если Катя по дороге остановилась у киоска на 2 минуты? (с одинаковой скоростью)
2) Ты начал делать уроки в 16 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к тебе подошла младшая сестренка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени ты можешь потратить на чтение, если тебе необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а тебе осталось еще сделать математику, на которую ты потратишь 45 минут?
Задание №6. Разбей на группы задачи. На какие группы ты разбил данные задачи? Что общего и в чём различие этих движений?
- Автомобиль двигается со скоростью 80 км/ч. Сколько километров он проедет за 3 часа?
- На автомобиле за 3 часа проехали 180 км с одной и той же скоростью. Чему равна скорость автомобиля?
- Вертолет преодолел расстояние в 600 км со скоростью 120 км/ч. Сколько времени он был в полете?
- Из двух населенных пунктов навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 10 км/ч, а скорость второго — 12 км/ч. Через 2 часа они встретились. Определите расстояние между населенными пунктами.
- Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 60 км, навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 14 км/ч, а скорость второго — 16 км/ч. Через, сколько часов они встретились?
- От одной станции отправились одновременно в противоположных направлениях товарный поезд и пассажирский экспресс. Скорость товарного поезда составляла 40 км/ч, скорость экспресса 180 км/ч. Какое расстояние будет между этими поездами через 2 часа?
- Из пункта одновременно в противоположных направлениях отправились велосипедист и мотоциклист. Скорость велосипедиста 16 км/ч, а скорость мотоциклиста — 40 км/ч. Какое расстояние будет между велосипедистом и мотоциклистом через 2 часа?
Задания №7. Решите задачи:
А) Из двух сел, расстояние между которыми 130 км, одновременно навстречу друг другу вышли два спортсмена. Их скорости 14 км/ч и 16 км/ч. На сколько километров в час спортсмены сближаются друг с другом?
Б) Два туриста одновременно вышли в противоположных направлениях из одной турбазы. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?
В) Сороконожка поползла за муравьём, когда расстояние между ними было 50 м. Скорость сороконожки 8 м/мин, а скорость муравья – 6 м/мин. Через сколько
времени сороконожка догонит муравья?
Г) Рыба-парусник развивает скорость 109 км/ч, а мерлин – 92 км/ч. На сколько километров в час они удаляются друг от друга (скорость удаления)?
Карточка на ДЗ
№1. Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км?
№2. Два скакуна одновременно понеслись в противоположных направлениях из одной фермы. Скорость первого 15 км/ч, скорость второго 18 км/ч. Через сколько времени расстояние между ними будет равно 165 км?
№3. Из села вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через 3 ч вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода?
№4. От подсолнуха до маргаритки 560 м. С этих клумб одновременно навстречу друг другу вылетели две бабочки. Скорость синей бабочки 30 м/ мин., а скорость красной бабочки – 50 м/мин. Через сколько минут они встретятся?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Примерные билеты по физике для технологического 10 класса
представлены примерные билеты по физике для сдачи зачета (экзамена) в 1 и 2 полугодиях в 10 технологическом классе...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
Технологическая карта "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
Технологическая карта урока...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...