Технологическая карта "Формулы", 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Габдурахманова Татьяна Евгеньевна

Урок открытия новых знаний по теме: формулы (скорость, время, расстояние)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_formuly.docx82.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Формулы»

Описание урока

Предмет

Математика

Класс

5

Образовательная организация

МБОУ «СОШ №20»

Тип урока

Открытие новых знаний

Время реализации урока

40 минут

Цели урока

Обучающие: систематизация знаний по теме; отработка умений решать задачи на движение арифметическим способом.

Развивающая: развитие функциональной грамотности; формирование умений применять полученные знания в новой ситуации; развитие математического мышления; обучение приемам и методам рассуждения, развитие логического мышления учащихся, математической речи, внимания.

Воспитывающая: привлечение к активной деятельности самостоятельной работы; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; познавательной активности; интереса к математике.

Планируемые результаты

Предметные: умеют решать задачи с использованием формул.

Личностные: умеют осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: 

познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, использовать знаково-символические средства, извлекать из математических текстов необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

регулятивные: умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; работают по коллективно составленному плану; оценивают правильность выполнения действий на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки; планируют свои действия в соответсвии с поставленной задачей;

коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других; совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им; задают вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером.

Основные понятия

Скорость, время, расстояние, формула.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование, материал

Карточки с заданиями, тетради, доска, учебник

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

https://multiurok.ru/index.php/files/avtorskaia-razrabotka-uroka-po-matiematikie-dlia-5.html

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология деятельностного метода

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Ребята, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем! Вы готовы сегодня потрудиться? Тогда мы начинаем наш урок!

Приветствие учителя

Предметные: осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.

Мотивационный этап, постановка цели и задач урока

Итак, посмотрите на доску. Что вы видите? (формула площади прямоугольника, формула периметра прямоугольника, формула пути) 

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им;

 Оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний

Что их всех объединяет? (Это все формулы)

Кто мне скажет, что такое формула? (Формула – это правило, записанное на математическом языке).

Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат карточки. Я вас попрошу сейчас в парах выполнить первое задание. Ваша задача составить формулы. (Учитель ходит, смотрит, кто составил верно)

Ребята с какими величинами вы работали? (Расстояние, скорость и время)

Какая формула объединяет эти величины? (формула пути)

Хорошо, теперь выполним второе задание. Оно звучит следующим образом: «Соотнеси понятие с определением. Напиши в таблице, что такое время? Что такое путь? Что такое скорость?». (Приложение 1)

Какая тема нашего урока? (Формула пути)

Давайте с вами запишем в тетрадях формулы пути.

Отвечают на вопросы учителя, определяют цель и задачи урока. Учащиеся записывают формулу пути в тетради.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной речи;

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Предметные: знать формулы нахождения площади и периметра прямоугольника, расстояния, времени и скорости.

Первичное закрепление в проговариваем во внешней речи

Работа с карточкой. Ребята, в третьем задании представлена таблица, давайте попробуем ее заполнить.

В четвертом задании вам предлагается подчеркнуть число обозначающее скорость – одной чертой, время – двумя чертами, расстояние (путь) – волнистой линией.

Ответь на вопросы задачи пять:

1) Твои друзья Катя и Тимур живут в одном доме. В школу они выходят одновременно. Тимур затратил на дорогу 15 минут, а Катя 17 минут. Кто из них шел с большей скоростью, если Катя по дороге остановилась у киоска на 2 минуты? (с одинаковой скоростью)

2) Ты начал делать уроки в 16 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к тебе подошла младшая сестренка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени ты можешь потратить на чтение, если тебе необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а тебе осталось еще сделать математику, на которую ты потратишь 45 минут?

16:10+1:55=18:05

620:00-18:05=1:55

1:55-0:45=1:10

Ответ: 1:10 часа я могу потратить

Учащиеся заполняют таблицу. Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Познавательные: умеют создавать, применять и преобразовывать знаково-символьные средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать пути достижения цели;

умеют осуществлять контроль по результату и способу действия произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге при выработке общего решения в совместной деятельности.

Физминутка

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/01/s_598047fb9ba59/s667125_0_1.png

Выполняют физминутку.

Первичное закрепление в проговариваем во внешней речи

Выполните задание номер 6 и ответьте на вопрос: «На какое направление движения эти задачи?»

1.Задачи на нахождение скорости времени и расстояния;

2. Задача типа скорость сближения (на встречу с друг другом);

3. Задача типа скорость удаления.

Какие еще виды движений существуют?

•        Движение в одном направлении – с отставанием.

•        Движение в одном направлении –  вдогонку.

Что общего и в чём различие этих движений?  

-  Что общего?

  • есть объекты движения;
  • есть величины: скорость, время, расстояние.

- В чём различия?

•        направление движения объектов;

•        пункт  отправления объектов;

•        время отправления;

•        значения величин и единицы их измерения.

Хорошо, теперь перейдем неосредственно к практике. Порешаем с вами задачи на все виды движений, которые мы с вами проговорили. (Задания номер 7, Приложение 1)

Задача

Вид движения

формула

А

Движение навстречу друг другу

Скорость сближения показывает на сколько километров в час объекты, о которых идет речь в задаче   сближаются друг с другом: vсбл. = v1 + v2

Б

Движение в противоположных направлениях из одного пункта.  

Скорость удаления показывает на сколько километров в час объекты, о которых идет речь в задаче, удаляются друг от друга:         vудал.= v1 + v2

В

Движение в одном направлении. Движение вдогонку.  

Скорость сближения равна разности скоростей объектов   vсбл. = v2   -  v1,   (v2  > v1 )

Г

Движение в одном направлении. Движение с отставанием.

Скорость  удаления  равна  разности скоростей объектов  vудал.= v2   -  v1  ,   (v2  > v1 ) 

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Познавательные: умеют создавать, применять и преобразовывать знаково-символьные средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Регулятивные: умеют самостоятельно планировать пути достижения цели;

умеют осуществлять контроль по результату и способу действия произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге при выработке общего решения в совместной деятельности.

Рефлексия

Ответьте на следующие вопросы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я научился…

- Теперь я могу…

Запишем домашнее задание: п.17 читать, индивидуальные карточки:

1 карточка: стр. 107 №701, стр. 108 №707 (а, б), №708

2 карточка: решение задач на карточке.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают оценку своей работы, знаниям.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание №2. Соотнеси понятие с определением. Напиши в таблице, что такое время? Что такое путь? Что такое скорость?

 

Определение времени -

S (эс)  измеряется в км, м, дм, см, мм

Определение пути (расстояние) -

t (тэ) измеряется в час, мин, сек, сут., век

Определение скорости -

V (вэ) – измеряется в км/ч, м/мин, м/с, км/с

Задание №3. Заполните таблицу.

S

18 км

120 км

υ

15 км/ч

6 км/ч

6 м/с

t

4 ч

2 ч

6 с

Задание №4. Прочитай задачи и подчеркни в них число обозначающее скорость – одной чертой, время – двумя чертами, расстояние (путь) – волнистой линией.

  • Лодка проплыла 28 км со скоростью 7 км/ч. Какое время она была в пути?
  • Самолет летел 4 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетел?
  • Мальчик за 3 часа прошел 9 км. С какой скоростью он шел?
  • Девочка прошла 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени она за-тратила на путь?
  • Кошка вскарабкалась на дерево со скоростью 2 м/с за 4 с. На какую высоту забралась кошка?
  • Муха летела 15 секунд со скоростью 5 м/с. Какое расстояние она пролетела?
  • Грач пролетел 100 м со скоростью 10 м/с. Сколько времени он был в пути?
  • Скорость грузового поезда 35 км/ч. Поезд был в пути 2 часа. Какое расстояние он прошёл?

Задание №5. Ответь на вопросы задачи:

1) Твои друзья Катя и Тимур живут в одном доме. В школу они выходят одновременно. Тимур затратил на дорогу 15 минут, а Катя 17 минут. Кто из них шел с большей скоростью, если Катя по дороге остановилась у киоска на 2 минуты? (с одинаковой скоростью)

2) Ты начал делать уроки в 16 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к тебе подошла младшая сестренка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени ты можешь потратить на чтение, если тебе необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а тебе осталось еще сделать математику, на которую ты потратишь 45 минут?

Задание №6. Разбей на группы задачи. На какие группы ты разбил данные задачи? Что общего и в чём различие этих движений?  

  • Автомобиль двигается со скоростью 80 км/ч. Сколько километров он проедет за 3 часа?
  • На автомобиле за 3 часа проехали 180 км с одной и той же скоростью. Чему равна скорость автомобиля?
  • Вертолет преодолел расстояние в 600 км со скоростью 120 км/ч. Сколько времени он был в полете?
  • Из двух населенных пунктов навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 10 км/ч, а скорость второго — 12 км/ч. Через 2 часа они встретились. Определите расстояние между населенными пунктами.
  • Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 60 км, навстречу друг другу выехали одновременно два велосипедиста. Скорость первого велосипедиста 14 км/ч, а скорость второго — 16 км/ч. Через, сколько часов они встретились?
  • От одной станции отправились одновременно в противоположных направлениях товарный поезд и пассажирский экспресс. Скорость товарного поезда составляла 40 км/ч, скорость экспресса 180 км/ч. Какое расстояние будет между этими поездами через 2 часа?
  • Из пункта одновременно в противоположных направлениях отправились велосипедист и мотоциклист. Скорость велосипедиста 16 км/ч, а скорость мотоциклиста — 40 км/ч. Какое расстояние будет между велосипедистом и мотоциклистом через 2 часа?

Задания №7.  Решите задачи:

А) Из двух сел, расстояние между которыми 130 км, одновременно навстречу друг другу вышли два спортсмена. Их скорости 14 км/ч и 16 км/ч. На сколько километров в час спортсмены сближаются друг с другом?

Б) Два туриста одновременно вышли в противоположных направлениях из одной турбазы.  Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 ч?

В) Сороконожка поползла за муравьём, когда расстояние между ними было 50 м. Скорость сороконожки 8 м/мин, а скорость муравья – 6 м/мин. Через сколько

времени сороконожка догонит муравья?

Г) Рыба-парусник развивает скорость 109 км/ч, а мерлин – 92 км/ч. На сколько километров в час они удаляются друг от друга (скорость удаления)?

Карточка на ДЗ

№1. Велосипедист и мотоциклист выехали одновременно из одного пункта в одном направлении. Скорость мотоциклиста 40 км/ч, а велосипедиста 12 км/ч. Какова скорость их удаления друг от друга? Через сколько часов расстояние между ними будет 56 км?

№2. Два скакуна одновременно понеслись в противоположных направлениях из одной фермы.  Скорость первого 15 км/ч, скорость второго 18 км/ч. Через сколько времени расстояние между ними будет равно 165 км?

№3. Из села вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Через 3 ч вслед за ним выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. За сколько часов велосипедист догонит пешехода?

№4. От подсолнуха до маргаритки 560 м. С этих клумб одновременно навстречу друг другу вылетели две бабочки. Скорость синей бабочки 30 м/ мин., а скорость красной бабочки – 50 м/мин. Через сколько минут они встретятся?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Примерные билеты по физике для технологического 10 класса

представлены примерные билеты по физике для сдачи зачета (экзамена) в 1 и 2 полугодиях в 10 технологическом классе...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...