Трудные вопросы математики
рабочая программа по математике (9 класс)
Основная задача обучения математике в основной школе–обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков,необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elekt_17ch_trudnye_voprosy_matematiki_s_ktp.docx | 220.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программакружка составлена в соответствии с требованиями федеральногокомпонента государственного образовательного стандарта основного общего образования поматематике.
Рабочая программа составлена на основе Программы по алгебре и геометрии для общеобразовательных учреждений (сост.Т.А. Бурмистрова) ,конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по темам курса.
Рабочаяпрограммавыполняетдвеосновныефункции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов ,в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа содействуетсохранению единого образовательного пространства,не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализацииразличныхподходовкпостроениюучебногокурса.
Общая характеристика программы
Кружок предназначен для учащихся 9 класса,0,5часвнеделю(17ч.в год).
Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих косновному курсу алгебры и геометрии. Программа предусматривает доступность излагаемогоматериаладляучащихся ипланомерноеразвитиеихинтересакпредмету.
Многовниманияуделяетсявыполнениюсамостоятельныхзаданийтворческогохарактера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственноевоображение.
Изучение программного материалаоснованонаиспользованииукрупнениядидактическихединиц,чтопозволяетучащимсязакороткийсрокповторитьизакрепитьпрограмму основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Передрассмотрениемзадачповышеннойтрудностирассматриваетсярешениеболеепростых,входящихкак составная часть врешениесложных.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения впрактическойдеятельности,изучениясмежныхдисциплин,продолженияобразования;
- интеллектуальноеразвитие,формированиекачествличности,необходимыхчеловеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли,критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмическойкультуры,пространственныхпредставлений,способностькпреодолениютрудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитаниекультурыличности,отношениякматематикекаккчастиобщечеловеческойкультуры,пониманиезначимостиматематикидлянаучно-техническогопрогресса.
Цели кружка
Основная задача обучения математике в основной школе–обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков,
необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современногообщества.
Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.
Для закрепления у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных в курсе математики основной школы и для подготовки учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ, был организован данный кружок. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса кпредмету и вызватьжелание узнать больше.
Основные цели кружка:
- привитие интереса учащимся к математике;
- закрепление и расширение знаний обучающихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
- воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности;
- успешная сдача государственной итоговой аттестации по математике.
Задачи кружка
- Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
- Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
- Научить строить графики и читать их.
- Научить различным приемам решения текстовых задач.
- Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
- Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
- Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или кпоступлениювсредниеучебныезаведения.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися,оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам:«знать/понимать»,«уметь»,«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
- Алгебраическиевыражения(1 ч)
Числовые выраженияивыраженияспеременными.Преобразованиеалгебраическихвыраженийспомощьюформулсокращенного умножения.
Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.
Иррациональныечисла.Действиясиррациональнымичислами.Двазамечательныхиррациональныхчисла.
Уравненияисистемыуравнений(1ч)
Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.Основныеметодырешениярациональныхуравнений:разложениенамножители,
введениеновойпеременной.
Квадратныеуравнения.ТеоремаВиета.Решениеквадратныхуравнений.
Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложениеквадратноготрехчленанамножители.
Основныеприемырешениясистемуравнений.
Неравенстваисистемынеравенств(1ч)
Развитие понятия неравенства. Исторический очерк.Равносильностьнеравенств,ихсистем.Свойстванеравенств.
Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.Методоценки при решениинеравенств.
Системынеравенств,основныеметодыихрешения.
Функциииихграфики(1ч)
Свойстваграфиков,чтениеграфиков.
Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.Графическоерешениеуравненийиихсистем.
Графическое решение неравенств и их систем.Построениеграфиков«кусочных»функций.
Текстовыезадачи (4 ч)
Задачи на равномерное движение.Задачинадвижениепо реке.
Задачинаработу.
Задачинапроценты.
Задачи на пропорциональные отношения.Арифметическиетекстовыезадачи.
Комбинаторныезадачи.
Треугольники.Решениезадач.(3ч)
Основныетипызадачнапризнакиравенстваиподобиятреугольников.Задачи насоотношениесторониугловтреугольника.
Четырехугольники.Площади фигур.(3 ч)
Видычетырехугольников,свойстваипризнаки.
Задачинанахождениеплощадейфигур,отношениеплощадей.
Окружность.Решениезадач.(2ч)
Основные типы задач на тему «Окружность»Центральныеивписанныеуглы.
Итоговоезанятие.(1ч)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количествочасов |
1 | Алгебраические выражения | 1 |
2 | Уравнения и системы уравнений | 1 |
3 | Неравенства и системы неравенств | 1 |
4 | Функции и их графики | 1 |
5 | Текстовые задачи | 4 |
6 | Треугольники. Решение задач. | 3 |
7 | Четырехугольники. Площади фигур. | 3 |
8 | Окружность. Решение задач. | 2 |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
ИТОГО | 17 |
Календарно-тематическоепланированиематематическогокружка
Раздел | №п/п | Темаурока | Дата | |
план | факт | |||
1. Алгебраическиевыражения(1 ч) | 1 | Числовые выражения и выражения с переменными.Преобразование алгебраических выражений с помощьюформул сокращенного умножения. Дробно-рациональныевыражения. Тождественные преобразования дробно-рациональныхвыражений.Иррациональныечисла. Действия с иррациональными числами. Два замечательныхиррациональныхчисла. | ||
2.Уравненияисистемыуравнений(1ч) | 2 | Основные методы решения рациональных уравнений:разложениенамножители,введениеновойпеременной. Квадратныеуравнения.ТеоремаВиета.Решение квадратных уравнений. Квадратный трехчлен. Нахождениекорней квадратного трехчлена. Разложение квадратноготрехчленанамножители.Основныеприемырешения системуравнений. | ||
3. Неравенстваисистемынеравенств(1ч) | 3 | Равносильность неравенств, их систем. Свойстванеравенств.Решениенеравенств.Методинтервалов– универсальный метод решения неравенств. Метод оценкипри решении неравенств. Системы неравенств, основныеметоды ихрешения. | ||
4. Функции иих графики(1ч) | 4 | Свойства графиков, чтение графиков. Элементарныеприемыпостроенияипреобразованияграфиковфункций. Графическое решение уравнений и их систем. Графическоерешениенеравенствиихсистем. Построение графиков «кусочных»функций. | ||
5. Текстовыезадачи (4ч) | 5 | Задачи на равномерное движение. Задачи на движение пореке. | ||
6 | Задачинаработу. | |||
7 | Задачи на проценты. Задачи на пропорциональныеотношения. | |||
8 | Арифметическиетекстовыезадачи. | |||
6. Треугольни-ки.Решение задач.(3ч) | 9 | Решениетреугольников | ||
10 | Подобныетреугольники | |||
11 | Нахождениеплощадиипериметратреугольника | |||
7. Четырех-угольники.Площадифигур.(3ч) | 12 | Виды четырехугольников. Их свойства. Вписанные иописанныечетырехугольники | ||
13 | Нахождениеплощадейипериметровчетырехугольников | |||
14 | Нахождение неизвестных элементов четырехугольниковчерезихплощади,периметрыиизвестныеэлементы | |||
8.Окружность. Решение задач.(2ч) | 15 | Окружность.Длинаокружности,дуги.Площадькруга. | ||
16 | Вписанныеицентральныеуглы.Нахождениеградусных мердугокружности | |||
7.Итоговое занятие.(1ч) | 17 | РешениепробныхвариантовОГЭ | ||
ИТОГО | 17 |
ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯ
Врезультатеизученияпрограммыкружкаученикдолжен:
знать/понимать
- существопонятияалгоритма; примерыалгоритмов;
- какиспользуютсяматематическиеформулы,уравненияинеравенства;примерыихприменениядлярешения математическихипрактическихзадач;
- как математически определенные функции могут описывать реальныезависимости;приводитьпримеры такогоописания;
- какпотребностипрактикипривелиматематическуюнаукукнеобходимостирасширенияпонятиячисла;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительностиматематическимиметодами,примерыошибок,возникающих приидеализации;
уметь
- составлятьбуквенныевыраженияиформулыпоусловиямзадач;осуществлятьввыражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,осуществлятьподстановкуодноговыражениявдругое;выражатьизформулоднупеременнуючерез остальные;
- выполнятьосновныедействиясалгебраическимидробями;выполнятьразложениемногочленовнамножители;выполнятьтождественныепреобразованиярациональныхвыражений;
- применятьсвойстваарифметическихквадратныхкорнейдлявычислениязначенийипреобразованийчисловых выражений, содержащихквадратныекорни;
- решатьлинейные, квадратныеуравнения и рациональныеуравнения, сводящиеся кним,системыдвухлинейныхуравненийинесложныенелинейныесистемы;
- решатьлинейныеиквадратныенеравенствасоднойпеременнойиихсистемы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,проводитьотбор решений, исходяиз формулировкизадачи;
- определятькоординатыточкиплоскости,строитьточкисзаданнымикоординатами;изображатьмножестворешений линейногонеравенства;
- находитьзначенияфункции,заданнойформулой,таблицей,графикомпоееаргументу;находитьзначениеаргументапозначениюфункции,заданнойграфикомили таблицей;
- определятьсвойствафункциипоееграфику;применятьграфическиепредставленияприрешенииуравнений, систем, неравенств;
- описыватьсвойстваизученныхфункций,строитьихграфики;
использоватьприобретенныезнанияиумениявпрактическойдеятельностииповседневнойжизнидля:
- выполнениярасчетовпоформулам,составленияформул,выражающихзависимостимеждуреальнымивеличинами;нахождениянужнойформулы всправочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей сиспользованиемаппаратаалгебры;
- описаниязависимостеймеждуфизическимивеличинами,соответствующимиформуламиприисследованиинесложныхпрактическихситуаций;
- интерпретацииграфиковреальныхзависимостеймеждувеличинами.
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)
Программа элективного учебного предмета по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче единого государственного экзамена по мат...
Элективный курс "Трудные вопросы математики"
Задачи, предлагаемые курсом, практически отсутствуют в школьных учебниках математики, и на уроках им уделяется очень мало внимания. Предлагаемый курс посвящен трудным вопросам математики, важным для у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективный курс «Трудные вопросы математики» 10-11 класс.
Пояснительная записка. Содержание обучения. Требования к подготовке учащихся. Список рекомендуемой учебно – методической литературы ...
Авторская программа элективного курса "Трудные вопросы математики"
Программа курса составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает некоторые разделы курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредс...
Авторская программа элективного курса "Трудные вопросы математики"
Программа курса составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает некоторые разделы курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредс...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" ДЛЯ 10 КЛАССА
Данный курс позволяет расширить и углубить знания по математике, привить любовь к изучаемому предмету....
Программа элективного курса "Трудные вопросы математики"
В данном курсе рассматриваются задачи высокого уровня сложности....