Трудные вопросы математики
рабочая программа по математике (9 класс)

Основная задача обучения математике в основной школе–обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков,необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

Рабочая программакружка составлена в соответствии с требованиями федеральногокомпонента государственного образовательного стандарта основного общего образования поматематике.

Рабочая  программа составлена на основе Программы по алгебре и геометрии для общеобразовательных учреждений (сост.Т.А. Бурмистрова) ,конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по темам курса.

Рабочаяпрограммавыполняетдвеосновныефункции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов ,в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа содействуетсохранению единого образовательного пространства,не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализацииразличныхподходовкпостроениюучебногокурса.

Общая характеристика программы

Кружок предназначен для учащихся 9 класса,0,5часвнеделю(17ч.в год).

Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих косновному курсу алгебры и геометрии. Программа предусматривает доступность излагаемогоматериаладляучащихся ипланомерноеразвитиеихинтересакпредмету.

Многовниманияуделяетсявыполнениюсамостоятельныхзаданийтворческогохарактера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственноевоображение.

Изучение программного материалаоснованонаиспользованииукрупнениядидактическихединиц,чтопозволяетучащимсязакороткийсрокповторитьизакрепитьпрограмму основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Передрассмотрениемзадачповышеннойтрудностирассматриваетсярешениеболеепростых,входящихкак составная часть врешениесложных.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения впрактическойдеятельности,изучениясмежныхдисциплин,продолженияобразования;
  • интеллектуальноеразвитие,формированиекачествличности,необходимыхчеловеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли,критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмическойкультуры,пространственныхпредставлений,способностькпреодолениютрудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитаниекультурыличности,отношениякматематикекаккчастиобщечеловеческойкультуры,пониманиезначимостиматематикидлянаучно-техническогопрогресса.

Цели кружка

Основная задача обучения математике в основной школе–обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков,

необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современногообщества.

Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.

Для закрепления у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных в курсе математики основной школы и для подготовки учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ, был организован данный кружок. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса кпредмету и вызватьжелание узнать больше.

Основные цели кружка:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • закрепление и расширение знаний обучающихся по математике;
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
  • воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности;
  • успешная сдача государственной итоговой аттестации по математике.

Задачи кружка

  1. Научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений.
  2. Научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем.
  3. Научить строить графики и читать их.
  4. Научить различным приемам решения текстовых задач.
  5. Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
  6. Подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе.
  7. Подготовить        обучающихся        к        изучению        математики        в        старшей        школе        или        кпоступлениювсредниеучебныезаведения.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися,оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по  трем компонентам:«знать/понимать»,«уметь»,«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ

  1. Алгебраическиевыражения(1 ч)

Числовые выраженияивыраженияспеременными.Преобразованиеалгебраическихвыраженийспомощьюформулсокращенного умножения.

Дробно-рациональные        выражения.        Тождественные        преобразования        дробно-рациональных выражений.

Иррациональныечисла.Действиясиррациональнымичислами.Двазамечательныхиррациональныхчисла.

  1. Уравненияисистемыуравнений(1ч)

Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.Основныеметодырешениярациональныхуравнений:разложениенамножители,

введениеновойпеременной.

Квадратныеуравнения.ТеоремаВиета.Решениеквадратныхуравнений.

Квадратный        трехчлен.        Нахождение        корней        квадратного        трехчлена.        Разложениеквадратноготрехчленанамножители.

Основныеприемырешениясистемуравнений.

  1. Неравенстваисистемынеравенств(1ч)

Развитие понятия неравенства. Исторический очерк.Равносильностьнеравенств,ихсистем.Свойстванеравенств.

Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.Методоценки при решениинеравенств.

Системынеравенств,основныеметодыихрешения.

  1. Функциииихграфики(1ч)

Свойстваграфиков,чтениеграфиков.

Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.Графическоерешениеуравненийиихсистем.

Графическое решение неравенств и их систем.Построениеграфиков«кусочных»функций.

  1. Текстовыезадачи (4 ч)

Задачи на равномерное движение.Задачинадвижениепо реке.

Задачинаработу.

Задачинапроценты.

Задачи на пропорциональные отношения.Арифметическиетекстовыезадачи.

Комбинаторныезадачи.

  1. Треугольники.Решениезадач.(3ч)

Основныетипызадачнапризнакиравенстваиподобиятреугольников.Задачи насоотношениесторониугловтреугольника.

  1. Четырехугольники.Площади фигур.(3 ч)

Видычетырехугольников,свойстваипризнаки.

Задачинанахождениеплощадейфигур,отношениеплощадей.

  1. Окружность.Решениезадач.(2ч)

Основные типы задач на тему «Окружность»Центральныеивписанныеуглы.

  1. Итоговоезанятие.(1ч)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количествочасов

1

Алгебраические выражения

1

2

Уравнения и системы уравнений

1

3

Неравенства и системы неравенств

1

4

Функции и их графики

1

5

Текстовые задачи

4

6

Треугольники. Решение задач.

3

7

Четырехугольники. Площади фигур.

3

8

Окружность. Решение задач.

2

9

Итоговое занятие.

1

ИТОГО

17

Календарно-тематическоепланированиематематическогокружка

Раздел

№п/п

Темаурока

Дата

план

факт

1.

Алгебраическиевыражения(1 ч)

1

Числовые выражения и выражения с переменными.Преобразование алгебраических выражений с помощьюформул сокращенного умножения. Дробно-рациональныевыражения. Тождественные преобразования дробно-рациональныхвыражений.Иррациональныечисла.

Действия с иррациональными числами. Два замечательныхиррациональныхчисла.

2.Уравненияисистемыуравнений(1ч)

2

Основные методы решения рациональных уравнений:разложениенамножители,введениеновойпеременной.

Квадратныеуравнения.ТеоремаВиета.Решение

квадратных уравнений. Квадратный трехчлен. Нахождениекорней квадратного трехчлена. Разложение квадратноготрехчленанамножители.Основныеприемырешения

системуравнений.

3.

Неравенстваисистемынеравенств(1ч)

3

Равносильность неравенств, их систем. Свойстванеравенств.Решениенеравенств.Методинтервалов–

универсальный метод решения неравенств. Метод оценкипри решении неравенств. Системы неравенств, основныеметоды ихрешения.

4. Функции иих графики(1ч)

4

Свойства графиков, чтение графиков. Элементарныеприемыпостроенияипреобразованияграфиковфункций.

Графическое решение уравнений и их систем. Графическоерешениенеравенствиихсистем. Построение графиков

«кусочных»функций.

5. Текстовыезадачи (4ч)

5

Задачи на равномерное движение. Задачи на движение пореке.

6

Задачинаработу.

7

Задачи на проценты. Задачи на пропорциональныеотношения.

8

Арифметическиетекстовыезадачи.

6. Треугольни-ки.Решение

задач.(3ч)

9

Решениетреугольников

10

Подобныетреугольники

11

Нахождениеплощадиипериметратреугольника

7. Четырех-угольники.Площадифигур.(3ч)

12

Виды четырехугольников. Их свойства. Вписанные иописанныечетырехугольники

13

Нахождениеплощадейипериметровчетырехугольников

14

Нахождение неизвестных элементов четырехугольниковчерезихплощади,периметрыиизвестныеэлементы

8.Окружность.

Решение

задач.(2ч)

15

Окружность.Длинаокружности,дуги.Площадькруга.

16

Вписанныеицентральныеуглы.Нахождениеградусных

мердугокружности

7.Итоговое

занятие.(1ч)

17

РешениепробныхвариантовОГЭ

ИТОГО

17

ТРЕБОВАНИЯКУРОВНЮПОДГОТОВКИОБУЧАЮЩИХСЯ

Врезультатеизученияпрограммыкружкаученикдолжен:

знать/понимать

  • существопонятияалгоритма; примерыалгоритмов;
  • какиспользуютсяматематическиеформулы,уравненияинеравенства;примерыихприменениядлярешения математическихипрактическихзадач;
  • как        математически        определенные  функции        могут        описывать        реальныезависимости;приводитьпримеры такогоописания;
  • какпотребностипрактикипривелиматематическуюнаукукнеобходимостирасширенияпонятиячисла;
  • смысл        идеализации,        позволяющей        решать        задачи        реальной        действительностиматематическимиметодами,примерыошибок,возникающих приидеализации;

уметь

  • составлятьбуквенныевыраженияиформулыпоусловиямзадач;осуществлятьввыражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,осуществлятьподстановкуодноговыражениявдругое;выражатьизформулоднупеременнуючерез остальные;
  • выполнятьосновныедействиясалгебраическимидробями;выполнятьразложениемногочленовнамножители;выполнятьтождественныепреобразованиярациональныхвыражений;
  • применятьсвойстваарифметическихквадратныхкорнейдлявычислениязначенийипреобразованийчисловых выражений, содержащихквадратныекорни;
  • решатьлинейные, квадратныеуравнения и рациональныеуравнения, сводящиеся кним,системыдвухлинейныхуравненийинесложныенелинейныесистемы;
  • решатьлинейныеиквадратныенеравенствасоднойпеременнойиихсистемы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,проводитьотбор решений, исходяиз формулировкизадачи;
  • определятькоординатыточкиплоскости,строитьточкисзаданнымикоординатами;изображатьмножестворешений линейногонеравенства;
  • находитьзначенияфункции,заданнойформулой,таблицей,графикомпоееаргументу;находитьзначениеаргументапозначениюфункции,заданнойграфикомили таблицей;
  • определятьсвойствафункциипоееграфику;применятьграфическиепредставленияприрешенииуравнений, систем, неравенств;
  • описыватьсвойстваизученныхфункций,строитьихграфики;

использоватьприобретенныезнанияиумениявпрактическойдеятельностииповседневнойжизнидля:

  • выполнениярасчетовпоформулам,составленияформул,выражающихзависимостимеждуреальнымивеличинами;нахождениянужнойформулы всправочных материалах;
  • моделирования        практических        ситуаций        и        исследования        построенных        моделей        сиспользованиемаппаратаалгебры;
  • описаниязависимостеймеждуфизическимивеличинами,соответствующимиформуламиприисследованиинесложныхпрактическихситуаций;
  • интерпретацииграфиковреальныхзависимостеймеждувеличинами.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного учебного предмета "Трудные вопросы математики" (10 класс)

Программа элективного учебного предмета    по математике в 10 классе организуется в целях подготовки выпускников школы к сдаче  единого  государственного  экзамена по мат...

Элективный курс "Трудные вопросы математики"

Задачи, предлагаемые курсом, практически отсутствуют в школьных учебниках математики, и на уроках им уделяется очень мало внимания. Предлагаемый курс посвящен трудным вопросам математики, важным для у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективный курс «Трудные вопросы математики» 10-11 класс.

Пояснительная записка. Содержание обучения. Требования к подготовке учащихся. Список рекомендуемой учебно – методической литературы     ...

Авторская программа элективного курса "Трудные вопросы математики"

Программа курса составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает некоторые разделы  курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредс...

Авторская программа элективного курса "Трудные вопросы математики"

Программа курса составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает некоторые разделы  курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредс...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ" ДЛЯ 10 КЛАССА

Данный курс позволяет расширить и углубить знания по математике, привить любовь к изучаемому предмету....

Программа элективного курса "Трудные вопросы математики"

В данном курсе рассматриваются  задачи высокого уровня сложности....