Авторская программа элективного курса "Трудные вопросы математики"
рабочая программа по алгебре (11 класс) на тему
Программа курса составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает некоторые разделы курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_elektivnogo_kurs2.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета
«Авторская программа элективного курса «Трудные вопросы математики»
Селянина Людмила Петровна, МОУ Нерюнгринская СОШ № 2учитель математики, Республика Саха (Якутия).
Аннотация
Программа курса составлена на принципе системного подхода к изучению математики. Она включает некоторые разделы курса математики общеобразовательной школы, ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этому курсу, расширяющих и углубляющих его по основным идейным линиям. Программа предусматривает возможность изучения содержания курса с различной степенью полноты, обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, достаточных для изучения сложных дисциплин и продолжения образования в высших учебных заведениях.
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Предлагаемый курс позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов.
Курс предназначен для учащихся 10-11 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.
Материал курса разделён на главы:
- Проценты
- Модуль.
- Уравнения и неравенства.
- Планиметрия.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач, самостоятельную работу.
Предлагаемые на элективном курсе задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.
Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.
Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум.
Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;
- познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
- воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.
Задачи курса:
- рассмотреть основные приемы решения уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;
- расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
- привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.
Учебно-тематический план
№ урока | Содержание учебного материала | Примерные сроки изучения |
I.Проценты | ||
1 | Проценты: общие сведения. | 2-7сентябрь |
2 | Решение задач с процентами. | 9-14сентябрь |
3-4 | Решение задач на сложные проценты. | 16-28сентябрь |
5-6 | Решение задач на концентрацию и смеси. | 3012октябрь |
7 | Самостоятельная работа по теме «Проценты» | 14-19октябрь |
II.Модуль | ||
8 | Модуль: общие сведения. | 21-26октяб |
9 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | 28-2ноябрь |
10-11 | Решение уравнений, содержащих модуль. Метод интервалов. | 4-22ноябрь |
12-13 | Графики функций, содержащих модуль. | 25-6декакбрь |
14 | Самостоятельная работа по теме: «Модуль» | 9-14декабрь |
III. Уравнения и неравенства | ||
15-16 | Решение иррациональных уравнений и систем уравнений различными способами. | 16-27декабрь |
17-18 | Решение показательных уравнений и систем уравнений. Решение показательных неравенств. | 1324январь |
19-21- | Решение логарифмических уравнений и систем уравнений и неравенств. | 277февраль |
IV. Планиметрия. | ||
22-23 | «Треугольники». Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 10-28февраль |
24 | Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот. | 3-8март |
25 | «Четырёхугольники». Метрические соотношения в четырёхугольниках. | 10-14март |
26 | Параллелограмм. | 17март |
27-28 | Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция. | 24-5апрель |
29 | «Окружности». Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. | 1-12апрель |
30-31 | «Треугольники и окружности» Окружность, вписанная в треугольник, описанная около треугольника. | 21-1май |
32 | «Четырёхугольники и окружности» Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. | 5-10май |
33 | Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности. | 12-17май |
34 | Самостоятельная работа по теме: «Планиметрия» | 19-31май |
Литература:
1.Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ.11 класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. –М.: Просвещение, 2000 г.
2.Александров А.Д.Геометрия для 11 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. –М.: Просвещение, 2000 г.
3.Сканави М.И. Полный сборник решений задач для поступающих в вузы. Группа повышенной сложности. – М.: Альянс-В,1999.
4..Шахмейстер А..Х.Логарифмы. Пособие для школьников, абитуриентов и учителей.Под редакцией Б.Г.Зив.-С.-Петербург, Москва. 2005г.
5. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения: учебно-методическое пособие.-М.:Илекса, Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Математика: избранные вопросы "
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на базовом уровне. Цель курса - создание условий для развития у обучающихся нав...
Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «Математика: подготовка к ОГЭ».
Данная методическая разработка посвящена проблеме подготовки к ОГЭ по математике выпускников 9 классов. В нее входят задания трех модулей ("Алгебра", "Геометрия", "Реальная математика"), подобные экза...
Авторская программа элективного курса по математике на тему «Мировоззренческие аспекты математики в гуманитарном классе»
«Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные».К. Э. ЦиолковскийВ последние годы в связи...
Авторская программа элективного курса по математике "Процентные расчеты на каждый день"
Программа расчитана для учащихся 9 классов...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 5-6 классов "Школаюных математиков"
Для занятий кружка «Школа юных математиков» предлагаются часы, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами...