Мандариновый урок математики в 5 классе по теме "Дробь. Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_matematika_drob._pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx | 237.51 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока (по профилю «Математика») Дата урока г. |
№ 56 урока |
Преподаватель: Ярыш Екатерина Аркадьевна |
Тема урока: «Дробь. Правильные и неправильные дроби.» |
Вид урока: Урок - изучение нового материала |
Цели урока (а) образовательная (формирование знаний, умений, специальных и общеучебных умений); б) развивающая; в) воспитательная) |
Образовательные: формирование понимания определения «дробь» и умения |
определять правильную и неправильную дроби. |
Развивающие: развитие логического и творческого мышления, а также |
формирования навыков самоконтроля и самооценки. |
Воспитательные: воспитание интереса к математике и ее приложениям в |
повседневной жизни. |
Форма проведения: Смешанный урок( лекция, работа на уроке). |
Учебно-наглядные пособия и ТСО |
Доска, мел, циркуль, раздаточный материал для самооценки, мандарины 30 шт., |
влажные салфетки для поддержания гигиены рук и рабочего места, мусорный пакет для |
отходов от мандарин, компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Междисциплинарные связи |
Формирование навыков логического мышления, коммуникации и |
самоорганизации. Применение творческих способностей детей. |
Ход урока (указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение в зависимости от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, выбора методов обучения).Структура хода урока зависит от выбранного типа урока. |
Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний (актуализация), сообщение темы урока). |
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке. (3 мин.) |
Взаимное приветствие. |
Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний |
вид). |
Отметить отсутствующих. |
Актуализация полученных знаний, объявление темы и целей урока(5 |
мин.): |
Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о натуральных числах. Кто мне |
может рассказать, что такое натуральные числа? (ответ детей) |
Правильно, натуральные числа – это все числа по счёту от 1 и дальше. То есть, те |
числа, которые можно потрогать. А нуль является натуральным числом? (ответ детей) |
Действительно, нуль не является натуральным числом. К тому же его нельзя |
потрогать, а вот остальные числа вполне возможно. А если мы будем говорить про |
половинку яблока? Это же не одно яблоко, но эту половику тоже можно потрогать. И как |
вообще мы можем записать эту половинку яблока на доске? (предположения детей). |
В этом нам помогут такие числа, как дроби. Поэтому тема урока «Дробь. |
Правильные и неправильные дроби». Запишите её в тетради. Сегодня мы узнаем, что это |
за числа «дроби» и какие виды дробей бывают. А помогут нам в этом мандаринки. |
Основная часть (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по каждому пункту основной части урока, время, отводимое на каждый вид деятельности) |
Раздача мандаринок (можно попросить ответственных детей помочь, 2 мин) |
Изучение понятия дробь (10 мин) |
Итак, сейчас я вас попрошу посчитать количество долек вашей мандаринки. А у |
вашего соседа? Теперь давайте возьмём одну дольку своего фрукта. Это будет одна из |
скольки долек? (ответ детей) Правильно, одна из десяти долек (может быть любое число |
в фрукте). А теперь возьмём две дольки и тогда это будет сколько долек из скольки? |
(ответ детей) |
Отлично, а теперь мы можем это зарисовать в тетради. Начертите у себя в |
тетради окружность, а после разделите её на столько равных частей, сколько у вас долек |
мандаринки. Закрасьте любым цветом 3 дольки, а остальные оставьте пустыми. Сколько |
это долек из скольки? Это можно записать рядом с окружностью словами, например, «3 |
дольки из 10». |
Но так записывать очень неудобно, поэтому люди придумали более короткую |
запись, как дроби. Например, эти 3 дольки из 10 можно записать, как . (записать на |
доске) И читаются они тоже короче: три десятых. Зафиксируйте это у себя в тетради. |
А вот если будет 5 долек из 7, то как мы это запишем? И как это будет читаться? (ответ |
детей) А 2 дольки из 9? А 8 из 12? (ответ детей) |
Отлично! Теперь мы можем записать определение понятия «Дробь»: Дробь в |
математике — это число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей) |
единицы. Дробь показывает какую-то часть от целого или единицы. |
Физкультминутка (2 минуты) |
Изучение частей дроби (7 мин) |
Обратите внимание, что наша дробь состоит из верхней части и нижней части. |
Они тоже имеют свои названия: верхняя часть дроби – это числитель, а нижняя – это |
знаменатель. В числитель мы записываем всегда сколько частей мы берём (имеем), а в |
знаменатель – на сколько равных частей делится предмет. |
Запишите у себя в тетради дробь три пятых и подпишите карандашом где |
числитель, а где знаменатель. |
Часто некоторые люди могут путать, где находится числитель, а где знаменатель. |
Я предлагаю вам проявить творчество и пофантазировать: Представим, что числитель - |
это черепаха, а знаменатель – это земля. Значит черепаха у нас будет на земле, а никак |
не наоборот. Так легко можно запомнить: ч – числитель, ч –черепаха, з – знаменатель, з – |
земля. Можно это зарисовать: |
Правильные и неправильные дроби(7 мин) |
Вот мы и узнали что такое дроби, а также её части. Но это ещё не всё что мы |
можем знать о дробях. Они ведь могут быть правильными и неправильными. Вот |
например, если я захочу взять 14 долек, но мандаринки делятся на 10 долек. Я тоже это |
могу записать как . Но как такое возможно? (предположения детей) |
Действительно, я могу взять 10 долек из одной мандаринки и 4 из другой, и |
тогда у меня образуется 14 долек из 10. Так образуется неправильная дробь, то есть та |
дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю. А если числитель меньше |
знаменателя, то это правильная дробь. |
Запомнить какая дробь правильная, а какая нет, нам опять поможет черепашка. |
Ребята, подумайте, может ли быть такое, что черепашка больше земли? А такой же как |
земля? (ответ детей) Значит это неправильно! А вот если черепашка меньше земли, то всё |
в порядке и дробь правильная. Это можно записать в виде схемы: |
Подведение итогов урока (Выводы по уроку, рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме)), анализ типичных ошибок, задание на самостоятельную работу) |
Рефлексия и самостоятельное задание (6 мин) |
Итак, ребята, переходим к самой вкусной части нашего урока. Сейчас мы |
сможем съесть наши мандаринки, но только по одной дольке, проговаривая количество |
съеденных долек при помощи дробей. Приготовились! Поехали! Одна десятая… |
Проговариваем все вместе. |
Теперь, когда мы подкрепились, можно подвести итоги. Кто хочет рассказать что |
мы сегодня изучали? (Дроби) Расскажите своими словами, что это такое? (ответ детей) |
Хорошо, а из чего состоит дробь? (из числителя и знаменателя) |
А какие бывают дроби? (правильные и неправильные) А как я пойму какие |
дроби правильные, а какие неправильные? (ответы детей) |
Молодцы, вы отлично постарались за сегодняшний урок. Сейчас вы можете |
оценить наш урок при помощи смайликов у вас на столе. Я буду задавать Вам вопросы, а |
вы поднимать ту черепашку, которую считаете нужной. |
Вопросы: Насколько вы хорошо теперь знаете понятие «дробь»? Насколько |
лёгкая была сегодня для вас тема? Понравилось ли вам рисовать сегодня на уроке? Как |
вам идея - повторить такой уроки? Насколько вам понравился сегодняшний урок? |
Отлично, теперь запишите домашнее задание: учебник часть 2, §26 стр.18, |
№, № |
Окончание урока, уборка рабочих мест прощанием и пожеланием хорошего |
дня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"
урок проведен с применением технологии развития критического мышления...
Разработка урока математики в 5 классе по теме:"Правильные и неправильные дроби"
Разработка урока составлена в соответствии с новыми ФГОС, представлен сценарный план урока и презентация к уроку по теме "Правильные и неправильные дроби", по учебнику "Математика" 5 класс Вилен...
Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"
Технологическая карта урока "открытия" новых знаний в соответствии ФГОС...
Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"
Технологическая карта урока "открытия" новых знаний в соответствии ФГОС...
урок математики 5 класс по теме "Правильные и неправильные дроби"
Аннотация к уроку«Правильные и неправильные дроби»Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имею...
Урок математики 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»
План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС...
Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей"
Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" (Мерзляк)...