Мандариновый урок математики в 5 классе по теме "Дробь. Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Ярыш Екатерина Аркадьевна
Создавать детям новогоднее настроение можно и нужно. Это можно сделать не только при помощи внеурочной деятельности, но и при помощи использования новогодних атрибутов прямо на уроке. Например, изучение обыкновенных дробей в 5-ом классе, можно разнообразить мандаринами. Дети считают сколько мандариновых долек попалось им, сколько соседу и сколько могут отложить. Таким образом они называют поочерёдно по мере откладывания долек (1 долька из 10 - это одна десятая, 2 дольки из 10 - это две десятых и т. д.). Так дети запоминают образно дроби, а мандариновый запах положительно сказывается на эмоциональном фоне. А в конце урока ребят ждёт приятный бонус - можно съесть мандаринку. 
Материалы для урока: свежие мандарины одинаковые по размеру 30 шт.(расчëт по количеству детей в классе), влажные салфетки, мусорный мешок, доска, мел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_matematika_drob._pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx237.51 КБ

Предварительный просмотр:

План урока (по профилю «Математика»)

Дата урока г.

№ 56 урока

Преподаватель: Ярыш Екатерина Аркадьевна

Тема урока: «Дробь. Правильные и неправильные дроби.»

Вид урока: Урок - изучение нового материала

Цели урока (а) образовательная (формирование знаний, умений, специальных и общеучебных умений); б) развивающая; в) воспитательная)

Образовательные: формирование понимания определения «дробь» и умения

определять правильную и неправильную дроби.

Развивающие: развитие логического и творческого мышления, а также

формирования навыков самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: воспитание интереса к математике и ее приложениям в

повседневной жизни.

Форма проведения: Смешанный урок( лекция, работа на уроке).

Учебно-наглядные пособия и ТСО

Доска, мел, циркуль, раздаточный материал для самооценки, мандарины 30 шт.,

влажные салфетки для поддержания гигиены рук и рабочего места, мусорный пакет для

отходов от мандарин, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Междисциплинарные связи

Формирование навыков логического мышления, коммуникации и

самоорганизации. Применение творческих способностей детей.

Ход урока (указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение в зависимости от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, выбора методов обучения).Структура хода урока зависит от выбранного типа урока.

Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний (актуализация), сообщение темы урока).

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке. (3 мин.)

Взаимное приветствие.

Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний

вид).

Отметить отсутствующих.

Актуализация полученных знаний, объявление темы и целей урока(5

мин.):

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили о натуральных числах. Кто мне

может рассказать, что такое натуральные числа? (ответ детей)

Правильно, натуральные числа – это все числа по счёту от 1 и дальше. То есть, те

числа, которые можно потрогать. А нуль является натуральным числом? (ответ детей)

Действительно, нуль не является натуральным числом. К тому же его нельзя

потрогать, а вот остальные числа вполне возможно. А если мы будем говорить про

половинку яблока? Это же не одно яблоко, но эту половику тоже можно потрогать. И как

вообще мы можем записать эту половинку яблока на доске? (предположения детей).

В этом нам помогут такие числа, как дроби. Поэтому тема урока «Дробь.

Правильные и неправильные дроби». Запишите её в тетради. Сегодня мы узнаем, что это

за числа «дроби» и какие виды дробей бывают. А помогут нам в этом мандаринки.

Основная часть (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по каждому пункту основной части урока, время, отводимое на каждый вид деятельности)

Раздача мандаринок (можно попросить ответственных детей помочь, 2 мин)

Изучение понятия дробь (10 мин)

Итак, сейчас я вас попрошу посчитать количество долек вашей мандаринки. А у

вашего соседа? Теперь давайте возьмём одну дольку своего фрукта. Это будет одна из

скольки долек? (ответ детей) Правильно, одна из десяти долек (может быть любое число

в фрукте). А теперь возьмём две дольки и тогда это будет сколько долек из скольки?

(ответ детей)

Отлично, а теперь мы можем это зарисовать в тетради. Начертите у себя в

тетради окружность, а после разделите её на столько равных частей, сколько у вас долек

мандаринки. Закрасьте любым цветом 3 дольки, а остальные оставьте пустыми. Сколько

это долек из скольки? Это можно записать рядом с окружностью словами, например, «3

дольки из 10».

Но так записывать очень неудобно, поэтому люди придумали более короткую

запись, как дроби. Например, эти 3 дольки из 10 можно записать, как . (записать на

доске) И читаются они тоже короче: три десятых. Зафиксируйте это у себя в тетради.

А вот если будет 5 долек из 7, то как мы это запишем? И как это будет читаться? (ответ

детей) А 2 дольки из 9? А 8 из 12? (ответ детей)

Отлично! Теперь мы можем записать определение понятия «Дробь»: Дробь в

математике — это число, состоящее из одной или нескольких равных частей (долей)

единицы. Дробь показывает какую-то часть от целого или единицы.

Физкультминутка (2 минуты)

Изучение частей дроби (7 мин)

Обратите внимание, что наша дробь состоит из верхней части и нижней части.

Они тоже имеют свои названия: верхняя часть дроби – это числитель, а нижняя – это

знаменатель. В числитель мы записываем всегда сколько частей мы берём (имеем), а в

знаменатель – на сколько равных частей делится предмет.

Запишите у себя в тетради дробь три пятых и подпишите карандашом где

числитель, а где знаменатель.

Часто некоторые люди могут путать, где находится числитель, а где знаменатель.

Я предлагаю вам проявить творчество и пофантазировать: Представим, что числитель -

это черепаха, а знаменатель – это земля. Значит черепаха у нас будет на земле, а никак

не наоборот. Так легко можно запомнить: ч – числитель, ч –черепаха, з – знаменатель, з –

земля. Можно это зарисовать:

Правильные и неправильные дроби(7 мин)

Вот мы и узнали что такое дроби, а также её части. Но это ещё не всё что мы

можем знать о дробях. Они ведь могут быть правильными и неправильными. Вот

например, если я захочу взять 14 долек, но мандаринки делятся на 10 долек. Я тоже это

могу записать как . Но как такое возможно? (предположения детей)

Действительно, я могу взять 10 долек из одной мандаринки и 4 из другой, и

тогда у меня образуется 14 долек из 10. Так образуется неправильная дробь, то есть та

дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю. А если числитель меньше

знаменателя, то это правильная дробь.

Запомнить какая дробь правильная, а какая нет, нам опять поможет черепашка.

Ребята, подумайте, может ли быть такое, что черепашка больше земли? А такой же как

земля? (ответ детей) Значит это неправильно! А вот если черепашка меньше земли, то всё

в порядке и дробь правильная. Это можно записать в виде схемы:

Подведение итогов урока (Выводы по уроку, рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме)), анализ типичных ошибок, задание на самостоятельную работу)

Рефлексия и самостоятельное задание (6 мин)

Итак, ребята, переходим к самой вкусной части нашего урока. Сейчас мы

сможем съесть наши мандаринки, но только по одной дольке, проговаривая количество

съеденных долек при помощи дробей. Приготовились! Поехали! Одна десятая…

Проговариваем все вместе.

Теперь, когда мы подкрепились, можно подвести итоги. Кто хочет рассказать что

мы сегодня изучали? (Дроби) Расскажите своими словами, что это такое? (ответ детей)

Хорошо, а из чего состоит дробь? (из числителя и знаменателя)

А какие бывают дроби? (правильные и неправильные) А как я пойму какие

дроби правильные, а какие неправильные? (ответы детей)

Молодцы, вы отлично постарались за сегодняшний урок. Сейчас вы можете

оценить наш урок при помощи смайликов у вас на столе. Я буду задавать Вам вопросы, а

вы поднимать ту черепашку, которую считаете нужной.

Picture background

Вопросы: Насколько вы хорошо теперь знаете понятие «дробь»? Насколько

лёгкая была сегодня для вас тема? Понравилось ли вам рисовать сегодня на уроке? Как

вам идея - повторить такой уроки? Насколько вам понравился сегодняшний урок?

Отлично, теперь запишите домашнее задание: учебник часть 2, §26 стр.18,

№, №

Окончание урока, уборка рабочих мест прощанием и пожеланием хорошего

дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"

урок проведен с применением технологии развития критического мышления...

Разработка урока математики в 5 классе по теме:"Правильные и неправильные дроби"

Разработка урока составлена в соответствии с новыми ФГОС, представлен сценарный план урока и презентация  к уроку по теме "Правильные и неправильные дроби", по учебнику "Математика" 5 класс Вилен...

Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Технологическая карта урока "открытия" новых знаний  в соответствии ФГОС...

Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"

Технологическая карта урока "открытия" новых знаний  в соответствии ФГОС...

урок математики 5 класс по теме "Правильные и неправильные дроби"

          Аннотация к уроку«Правильные и неправильные дроби»Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имею...

Урок математики 5 класс по теме «Правильные и неправильные дроби»

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе в условиях ФГОС...

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей"

Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" (Мерзляк)...