Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Технологическая карта урока "открытия" новых знаний в соответствии ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnye_i_nepravilnye_drobi.docx | 315.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Солдатова Ирина Валерьевна
I квалификационная категория
ГБОУ СОШ с. Исаклы
Класс | 5 |
Тип урока | «открытия» нового знания |
Тема урока | «Правильные и неправильные дроби» |
Авторы УМК | Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович и – 10-е изд., стер. – М.:Мнемозина, 2013. – 264 с.: ил. |
Цели урока | Дидактические цели урока: - сформировать представление о правильных и неправильных дробях. - учить сравнивать любую дробь с единицей. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание понятий правильной и неправильной дробей. Личностные: – независимость и критичность мышления; – воля и настойчивость в достижении цели. Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности – выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; Познавательные УУД: – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – самостоятельно создавать источники информации разного типа; – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД: – самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; |
Оборудование | документ камера, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint ( 12 слайдов) |
Образовательные технологии | технология проблемного обучения, ИКТ. |
Формы организации учебной деятельности | фронтальная, групповая, парная |
Раздаточный материал | По 2 равных круга на парту, цветные карандаши, по 2 клумбы на группу, картинки цветов |
Продолжительность | 40 минут |
Этапы урока | Деятельность Учеников | Деятельность Учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
1.Самоопределение к учебной деятельности Цель: Настроить учащихся на работу, включить их в учебную деятельность. | Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку
| Визуальный контроль готовности кабинета и учащихся к уроку. Создание положительного настроя на продуктивную работу. | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. Цель: Актуализировать знания о понятии обыкновенная дробь, поработать над пробелами в знаниях, зафиксировать задания, вызывающие затруднения. | -Ребята, какую тему мы изучаем, с какими числами знакомимся? Что вы уже знаете и умеете делать, используя обыкновенные дроби? - Как называется число над дробной чертой? – под дробной чертой? - что показывает знаменатель дроби? – числитель дроби? - как найти от 12? Сформулируйте соответствующее правило; - как найти число, если его равны 12? сформулируйте соответствующее правило; Давайте составим краткую запись к этим задачам.
Перед вами дробь ; Можете ли вы заменить ее равной данной? ? - Какое свойство применяли? -Сегодня мы познакомимся с новым свойством обыкновенных дробей. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Обыкновенные дроби Применять основное свойство дроби, сравнивать, находить часть от целого и целого по его части Числитель Знаменатель На сколько частей разделили целое Сколько частей выбрали 2 человека к доске Сокращают дробь на 5, умножают на любое число Основное свойство дроби Записывают число | Слайд 1 Найти от 12 Найти число, если его равны 12 Представить дробь в виде |
3. Выявление места и причины затруднения Цель: Соотнесение действий учащихся с имеющимися знаниями, фиксация знания или умения, которого недостает | Перед вами задание №1. Прочитайте его. 2. Сделаем иллюстрацию к этой задаче. Какой длины прямоугольник удобнее нарисовать для иллюстрации? Закрасьте одним цветом ту часть дорожки, которую уже уложили плиткой. С помощью документ камеры демонстрирую наиболее удачные рисунки учащихся. 3. А если рабочие уложили не , а дорожки? ? ? ? Это возможно? Вернемся к началу нашей задачи. Что означает обыкновенная дробь ? ? ? ? ? Разделили на 4, а взяли 5, это правильно? Итак, дробь получила название НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ. | У каждой пары задача, читают, предлагают варианты решения Решение задачи 1) 80:4=20 (м)- 2) 20*3=60 (м)- заложили 3) 80-60=20 (м)- осталось Рисуют прямоугольник, делят его на 4 части и закрашивают 3 части Уложили 20, ост. 60 Уложили 40, ост. 40 Уложили 80, ост. 0 Получился лишний кусок. (или 100м) Разделили на 4 части- взяли 1 часть : на 4, взяли 2 : на 4, взяли 3 : на 4, взяли 4 : на 4, взяли 5 Нет, НЕПРАВИЛЬНО | Слайд 2 Задание №1. Длина дорожки от ворот школы до крыльца равна 80 метрам. Рабочим нужно уложить ее плиткой. Рабочие выполнили всей работы. Сколько метров дорожки им осталось уложить плиткой? |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: сформулировать цель для устранения затруднения в учебной ситуации | Предлагаю вам задание №2. -Распределите дроби на группы и запишите их. -Сколько групп получилось? -По какому принципу выполнено распределение? Обучающиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на четвертом этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения. Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные. Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему? (проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!) На самом деле, ребята, в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп. Затем обучающиеся формулируют тему урока и его цель. | Распределяют дроби по группам, пытаются объяснить по какому принципу они это сделали. Возможные варианты групп: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный. «Правильные и неправильные дроби» Цель: узнавать правильные и неправильные дроби | Слайд 3 Задание №2 ; ; ; ; ; ; ; ; Слайд 5 |
5. Реализация проекта. Цель: сформировать способность распознавать правильные и неправильные дроби, учить понимать их смысл. | 1. Сравните в каждой группе числитель и знаменатель. Вы уже знаете, что дробь можно получить, если разделить целое на равные части и взять несколько таких частей. Какими из этих дробей можно обозначить часть целого (единицы)? 2. Можно ли про дроби из группы А сказать что каждая из них часть единицы? 3. Поработайте в парах, попробуйте определить какую группу можно назвать правильными дробями, а какую – неправильными? | Сравнивают Предлагают ответы Да По определению дробь- это часть от целого, значит группа А – правильные дроби, а остальные дроби частью не являются, поэтому они неправильные. | Слайд 6 |
6. Первичное закрепление во внешней речи Цели: тренировать способность работы с дробями, исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи. | 1.А теперь, работая в парах, попробуйте сформулировать определения правильной и неправильной дробей. 2.Откройте учебник на странице 106, прочитайте приведенные там определения. Совпадают ли определения, напечатанные в учебнике с тем, что вывели вы? Расскажите определения друг другу. Мысленно воспроизведите эти определения. 3. Ребята перед вами 2 целых круга разделенные на 4 равные части. Поработайте в группах и выделите на них дробь . Дробь какая? значит у неправильной дроби… Продолжите... Если дети не могут продолжить то вопрос. Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель? Сравните неправильную дробь с 1 . Она больше или меньше 1? Почему? Докажите. Какой вывод вы можете сделать? Какая дробь называется неправильной? А теперь отделите дробь и сравните ее с 1 . Она больше или меньше 1? Почему? Докажите Значит ……. Давайте все наши выводы оформим в схему или кластер. Какие числа мы изучаем? Из чего состоит дробь? На какие виды подразделяются дроби? Если ……,то …… Раздаю готовые схемы | Формулируют определения Работают с учебником Неправильная Числитель больше знаменателя Больше, т к. это 1 целое и ещё часть. Вывод: Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя и дробь больше 1 Меньше, т.к. это только часть целого круга Вывод: у правильной дроби числитель меньше знаменателя и дробь меньше 1. Совместно составляем кластер по теме «Обыкновенные дроби». | Слайд 7 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону. | А сейчас, я предлагаю выполнить задание самостоятельно. Дроби со знаменателем 7 и дроби со знаменателем 9. По какому признаку разделили?
А можно ли разделить по другому признаку? Кто из вас верно выполнил задание? | Выполняют самостоятельную работу ( правильные и неправильные дроби), затем выполняют самопроверку в соответствии с ответами на слайде. | Слайд 8,9 Разделите дроби на две группы. Проверьте себя. |
8. Включение в систему знаний и повторение Цели: организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка на основе практикоориентированных заданий. | Сейчас мы посмотрим, как вы новые знания можете применять при выполнении других математических заданий. Клумбы с цветами С помощью документ камеры демонстрирую результаты каждой группы. | Работают в группах, затем представляют свои расчеты. | Слайд 10 Перед вами 2 клумбы. Ваша задача: частей клумб засадить розами, – ромашками и – лилиями. А затем рассчитать необходимое количество денег для покупки цветов, исходя из того, что 1 роза стоит 120 руб. 1 лилия – 90 руб. 1 ромашка – 55 руб. Стоимость покупки: 10*120 + 3*55 + 5*90 = 1200 + 165 + 450 = 1815 руб. |
9. Рефлексия деятельности на уроке Цель: зафиксировать достижение поставленных целей. | Рефлексивный итог урока. Перед вами цепочка из слогов и букв. Выполнив задания теста, вы должны поставить соответствующий знак вместо ? : +, если согласны с утверждением или –, если не согласны. С какой новой темой познакомились? - Какие дроби правильные? Неправильные? - Какая дробь больше 1? - Какая дробь меньше 1? - Если числитель равен знаменателю, что мы скажем о такой дроби? (=1) - Кому было трудно на уроке? Кому легко? | Выполняют задание Называют тему и цели урока, высказывают мнения о решении данных задач, затруднениях, которые возникли. Участвуют в обсуждении | Слайд 11 МО ? ЛОК ? К ? ДЕР ? Р ? Ц 1. Правильная дробь не может быть больше 1.( +) 2. - это правильная дробь.(-) 3. Неправильная дробь больше или равна 1. ( +) 4. – это неправильная дробь( -) 5.Неправильная дробь всегда больше правильной.( +) МО + ЛОК – К + ДЕР – Р + Ц |
11. Информация о домашнем задании Цель: обсудить домашнее задание | На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся. Составить карточку для своего напарника, состоящую из двух заданий: 1. На отыскание правильных и неправильных дробей; 2.На сравнение дробей . Самому прорешать составленные задания в тетради. | Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания. Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания. | Слайд 12 |
Клумбы для каждой группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"
урок проведен с применением технологии развития критического мышления...
Разработка урока математики в 5 классе по теме:"Правильные и неправильные дроби"
Разработка урока составлена в соответствии с новыми ФГОС, представлен сценарный план урока и презентация к уроку по теме "Правильные и неправильные дроби", по учебнику "Математика" 5 класс Вилен...
Урок математики в 5 классе оп теме: "Правильные и неправильные дроби"
Урок-презентация, обобщения и закрепления материала...
Урок математики в 5 классе на тему "Правильные и неправильные дроби"
Образовательные: Повторить и обобщить изученный материал, закрепить навыки сравнения дробей, умение различать правильные и неправильные дроби;Развивающие :Развитие логического и пространст...
План-конспект урока математики в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"
Данный урок предназначен для учащихся 5 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требования...
Урок в 5 классе на тему: "Правильные и неправильные дроби"
Технологическая карта урока "открытия" новых знаний в соответствии ФГОС...
Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей"
Самостоятельная работа по математике в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей" (Мерзляк)...