Конспект занятия "Части и целое"
план-конспект по математике

Гуськова Наталья Васильевна

Конспект занятия по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия542.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр Детского творчества «Южный»

        КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«Как положено друзьям всё мы делим пополам»

из учебно- тематического плана 2 года обучения

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

Малая Детская Академия «Совушка»

«Части и целое.

«Деление на части»

Автор: педагог дополнительного образования,

                                                                          Гуськова Наталья Васильевна

        Рязань, 2021 г

АННОТАЦИЯ: Данный конспект рекомендован педагогам дополнительного образования, которые проводят занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста (6-7 лет). Конспект содержит игровые задания, направленные на освоение представлений о понятии «Части и целое». Упражнения, которые входят в конспект способствуют развитию логики, внимания, интеллекта, памяти, логики и самостоятельности. Конспект можно использовать, как на групповых занятиях, так и применять в индивидуальной работе с детьми.

Тема занятия: Части и целое. Деление на части

Состав учебной группы: Обучающиеся 2 года обучения (6-7 лет)

Предполагаемое количество обучающихся – 15 человек.

Цель занятия: Сформировать понятие о части и целом, а также их делении у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи занятия:

Образовательные

- познакомить с понятиями «Часть», «Целое»

- познакомить с делением предметов на части

- обучить сравнивать части и целое

Развивающие

- создать условия для развития логического мышления

- развивать смекалку, логику, зрительную память

- способствовать формированию умения аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

- Воспитывать интерес к получению математических знаний

- воспитывать умение понимать образовательную задачу и решать её.

Тип занятия: Комбинированный

Форма организации работы: Лекция, обучающая игра

Форма обучения: Фронтальная

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические

Оборудование материалы: Ленточка, ножницы, круг из 2 частей, квадрат из 4 частей, набор фрукты и овощи на липучках, макет - игрушка «Тортик», картинки с животными, шаблон вазы, шаблоны цветов красного и жёлтого цвета на магнитах.

Программное обеспечение: Microsoft Word

Этапы организации занятия: 2 часа по 30 минут с переменой 10 минут.

Организационный момент

I. Организационный момент (5 минут)

II. Основная часть (40 мин)

III. Итог занятия (5 минуты)

Педагог: Доброе утро, ребята! Какой замечательный день сегодня! Сегодня день рождения у нашей гостьи – куклы Ляли. Ребята, но она чем- то расстроена. Давайте узнаем !

Педагог: Лялечка, расскажи, что произошло? Почему ты плачешь?

Педагог: Оказывается, у Ляли сегодня день рождения, а она не может сделать себе красивую причёску. Потому что косички две, а ленточка всего одна.

Педагог: Ребята, кто-нибудь знает, как можно помочь Ляле?

Дети: Разрезать ленточку

Педагог обобщает ответы детей

Педагог: Правильно. Но точнее сказать разделить ленточку на 2 части. А делать мы это будем путём наложения.

Педагог демонтирует детям как разделить ленточку на 2 ровные части путём наложения

Педагог: Теперь все в полном порядке! Лялечка, может больше не расстраиваться и заплести себе красивые косички. А ещё она хочет остаться и поприсутствовать на нашем занятии. Разреши ей?

Дети: Да.

Педагог: Ребята, а мы продолжаем и тема сегодняшнего занятия - «Части и целое». На занятии мы научимся различать понятие целое и часть целого и делить целое на части. Сейчас мы поиграем в увлекательную игру. У нашей Ляли день рождения и она приготовила угощения для своих друзей. Это фрукты и овощи.

Педагог показывает детям корзину с фруктами и овощами и задаёт наводящие вопросы.

Педагог: Ребята, что перед нами?

Ответы детей: Яблоко

Педагог: Перед нами целое яблоко.

Далее разрезает яблоко напополам

Педагог: А теперь, что мы видим?

Ответы детей: Половину яблока

Педагог: Правильно. Половину яблока или его часть.

Педагог предлагает нескольким детям попробовать разрезать яблоко на 2 части, тем самым отрабатывая понятие «Части и целое»

Педагог: На ваших столах лежат детали геометрической фигуры. А вот, что это за фигура вы мне скажите, когда соберёте её самостоятельно.

Педагог: Что же за фигура у вас получилась?

Ребёнок: Круг

Педагог: Совершенно верно. А из скольких частей состоит наш круг?

Ребёнок: Из 2

Педагог: Отлично. Хорошо потрудились, а теперь немного разомнёмся.

Физкультминутка «Кукла Ляля к нам пришла»

Кукла Ляля к нам пришла

И играть нас позвала

(шагаем на месте)

Ручками похлопаем раз-два-три

(хлопаем руками)

Ножками потопаем раз-два-три

(ножками топаем)

Вправо, влево повернулись

(повороты туловища)

И друг другу улыбнулись

(дарим друг другу улыбку)

Вы друг друга не задели?

(удивляемся)

Ну тогда на место сели

(присаживаемся за столы)

Педагог: Ребята, мы научились делить ленту на 2 равные части, круг на 2 равные части. А теперь я предлагаю вам собрать следующую фигуру –квадрат. И сказать из скольких частей она состоит.

У детей на столе лежит квадрат, состоящий из 4 частей. Это работу они выполняют самостоятельно.

Ребёнок: Квадрат состоит из 4 частей.

Педагог: Замечательно. Я попрошу вас взять руки только одну часть квадрата и поднять её вверх. Это одна из четырёх частей квадрата, значит можем назвать её ¼ часть. Теперь поднимите 2 части квадрата – это 2/4 части квадрата.

Педагог: Как будут назваться 3 части квадрата?

Ребёнок: ¾

Педагог: Абсолютно точно. А сколько частей круга вы мне покажите, если я попрошу поднять вверх ½ круга?

Педагог: Всё верно. Ровно половина и будет ½ часть круга.

Педагог: Теперь я предлагаю некоторые задания выполнить письменно, для начала подготовим наши пальчики.

Педагог: Выполняем пальчиковую гимнастику, поочерёдно загибаем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик маленький (загибаем мизинчик)

Этот пальчик слабенький (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик длинный (загибаем средний палец)

Этот пальчик сильный (загибаем указательный палец)

 Вот этот толстячок (загибаем большой палец)

А всё вместе кулачок (зажимаем кулачок полностью)

Педагог: Перед вами листы с заданиями (см приложение1), давайте выполним их. Нам понадобятся

1. Раздели круг на 2 части

2. Раздели круг на 4 части

3.Раздели круг на 6 частей

Педагог: Для выполнения следующего задания нам понадобятся цветные карандаши (см приложение 2)

1. Раскрась 2/4 часть круга

2. Заштрихуй 3/4 часть круга

Педагог: Вы замечательно работаете сегодня на уроке. Стараетесь выполнять задания. Выполним физкультминутку.

Физкультминутка

Тесто ручками помнём (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечём (мнём «тесто»)

Серединку смажем джемом (чертим пальчиком круг на ладошке)

А верхушку сладким кремом (потираем ладошки)

И кокосовою крошкой мы просыплем торт немножко (имитируем, что крошим)

А потом заварим чай, в гости друга приглашай! (Сжимаем руки в замок) 

Педагог: Мы совсем забыли с вами, что у Ляли день рождения. И конечно же она приготовила праздничный тортик для своих друзей.

Педагог показывает ребятам игрушку-тортик, состоящий из 6 частей

Педагог: Давайте посчитаем из скольких кусочков состоит наш тортик.

Дети: Из шести

Педагог: Правильно. Значит один кусочек тортика будет 1/6 часть, 2 кусочка тортика 2/6, три кусочка 3/6, четыре кусочка 4/6, 5 кусочков 5/6..

Педагог: Нам нужно проверить всем ли гостям хватит торта. Посмотрите на доску.

Педагог вешает на доску картинки зверей: мишка, лиса, волчок, белка и зайка, а затем вызывает детей, которые прикрепляют картинку с изображением кусочка тортика под каждого зверя.

Дети: Один кусочек торта остался.

Педагог: Это для самой Ляли.

Рефлексия занятия

Педагог: Ребята, вы молодцы. Очень старались сегодня на занятии. На доске ваза, она пустая. Давайте заполним её цветочками. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, было всё понятно и интересно прикрепите цветок красного цвета, а если на занятии было вам скучно и что-то непонятно, то цветочек жёлтого цвета.

                               Дети прикрепляют цветы на доске

Педагог: Нашу вазу с замечательными цветами мы подарим кукле Ляле на день рождения, уверена она очень обрадуется.

                                                                                                     Приложение 1

1. Раздели круг на 2 частиC:\Users\Odmin\Desktop\1614517383_76-p-krug-na-belom-fone-86.jpg

        

2. Раздели круг на 4 части

C:\Users\Odmin\Desktop\1614517383_76-p-krug-na-belom-fone-86.jpg

        

        

3. Раздели круг на 6 частейC:\Users\Odmin\Desktop\1614517383_76-p-krug-na-belom-fone-86.jpg

                                                                                                    Приложение 2

1. Раскрась 2/4 часть круга        C:\Users\Odmin\Desktop\1.gif

        

2. Раскрась ¾ части круга

C:\Users\Odmin\Desktop\1.gif

                                                                                     Приложение 3

C:\Users\Odmin\Desktop\15.jpg

1. Кукла Ляля

 

2. Атласная ленточка, ножницы

C:\Users\Odmin\Desktop\16.jpgC:\Users\Odmin\Desktop\17.jpg

А)         Б)

3. Геометрическая фигура «Круг» из 2 частей

C:\Users\Odmin\Desktop\18.gif

4. Геометрическая фигура «Квадрат» из 4 частей

C:\Users\Odmin\Desktop\17.png

5. Игровой набор «Фрукты, овощи» на липучках

C:\Users\Odmin\Desktop\19.jpg

6. Картинки «Животные» (лиса, заяц, белка, волк)

 А)        Б) C:\Users\Odmin\Desktop\лиса.jpgC:\Users\Odmin\Desktop\белка.jpg

В)         Г) C:\Users\Odmin\Desktop\заяц.jpgC:\Users\Odmin\Desktop\волк.jpg

7. Картинка «Кусочек торта» (для каждого из гостей)

C:\Users\Odmin\Desktop\торт.jpg

8. Ваза для цветов (шаблон) для проведения рефлексии

C:\Users\Odmin\Desktop\23.jpg

        

9. Шаблоны цветов для проведения рефлексии

А)        Б)C:\Users\Odmin\Desktop\25.png

        
C:\Users\Odmin\Desktop\11-112995_springtime-hydrangea-flower-vector-small-flowers-clipart.png

                                        Список используемых ресурсов

1. Антонова О.В. Умные игры: Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей пяти лет. – М.: СУИ, 2017.- 238 с

2. Барчан Т.А. Птички: Сравнение, комбинаторика: для детей 6-7 лет. – М.: Карапуз, 2020. - 8 с.

3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе: Тетрадь №11: Развиваем логическое мышление и память: Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста.  - М.: Дрофа, 2016.

4.Веселые задания. Котенок и цыпленок. Развивающая книжка для детей. – М.: Современная школа, 2019.

5. https://www.youtube.com/channel/UCAC2gMyB4R2hCBTU3nitSCg

6. https://solnet.ee/

7. https://www.teremoc.ru/

8.https://pedexpress.ru/polozheniya-konkursov/polozheniya-konkursov-i-festivalej-dlya-vospitannikov-i-obuchayushhihsya/umnyasha.ru-vserossijskie-predmetnye-olimpiady.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 8 классе по теме: "Сложение целых и дробных чисел"

Конспект урока, проведённого в нетрадиционной форме....

Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.

Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

План-конспект урока с использованием ЭОР "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс.

План- конспект урока с использованием ЭОР  "Отыскание части от целого и целого по его части" 5 класс....

План-конспект урока с целью развития умений чтения с полным пониманием и умений монологической речи

Урок разработан на основе аутентичного текста с соблюдением международных требований к уроку коммуникативной направленности...

Конспект урока "Решение целых уравнений"

На уроке повторяются способы решения целых уравнений, рассматривается связь между корнями целого уравнения и нулями соответствущей функции...

Конспект урока "Разность целых чисел" 6 класс

Конспект урока по теме "Разность целых чисел" 6 класс...