Открытый урок обобщения по математике в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Никитина Ольга В

Открытый урок  обобщения по математике на тему  «Сложение и вычитание десятичных дробей»   

Класс: 5 класс

УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..          

           Тип урока: урок систематизации знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obobshcheniya_u.docx62.62 КБ
Файл k_uroku.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок обобщения по математике на тему

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Учитель: Никитина Ольга Владимировна

Предмет: Математика

Класс: 5 класс

УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..

Тип урока: урок систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Цель урока: систематизировать знания по теме «сложения и вычитания десятичных дробей» и применять их при решении задач;

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Приёмы:

создание на уроке ситуации занимательности;

создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;

оперативный контроль над выполнением требований

Задачи:

Предметные:

закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей,

развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.

Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы.

Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи на сложение и вычитание десятичных дробей.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели деятельности учителя:

Цель: обобщить знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, работе в парах; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

Основные понятия: десятичные дроби, сложение, вычитание.

.

Ход урока

Организационный момент. (1 минута)

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Начать наш урок мне хочется словами французского философа Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…». Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж.Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!

#1040;ктуализация знаний и фиксирование затруднений.

Ребята, какую тему вы проходили на последнем уроке математики? (Сложение и вычитание десятичных чисел). Хорошо! Вспомните и назовите какие ассоциации вызывает эта тема? (Десятичная дробь, сложение, вычитание, запятая, целая часть, дробная часть, сложение и вычитание столбиком, свойства сложения и вычитания). А знаете какая ассоциация сразу возникает у меня? Экзамен! Т.к. для успешной сдачи экзамена в 9-м и в 11-м классах ответ надо записывать либо в целых числах, либо в десятичных дробях. Так что наш урок – это один из шагов к успешной сдаче экзамена.

Ребята, посмотрите на числа, которые записаны на доске:

0,71; 5,032; 4,5; 15,25; 0,5

- Что это за числа, и какие действия вы можете выполнить с ними?

-Составьте пример на нахождение суммы наибольшего и наименьшего чисел.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Давайте определим тему урока.

Итак, запишем число и тему урока: (Сложение и вычитание десятичных чисел)

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Итак, на предыдущих уроках вы познакомились с десятичными дробями. Чему вы научились в работе с десятичными дробямим? (Научились читать, записывать, сравнивать их, а так же складывать и вычитать).

Как вы, ребята, думаете: какова же цель сегодняшнего урока? Чем мы с вами займёмся на уроке? Правильно, цель нашего урока повторить то, чему вы научились. Я бы сказала «обобщить наши знания и умения по теме «Сложение и вычитание десятичных чисел»».

Дроби десятичные – новые для нас,

Лишь совсем недавно их узнал наш класс.

Сразу поприбавилось всем теперь мороки,

Учим - учим правила, готовимся к уроку.

А сейчас, отгадав несколько загадок, вы узнаете, какому событию посвящён наш урок.

Слайд №5

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный (телескоп)

Слайд № 6

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(астроном)

Слайд № 7

Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная (луна)

Слайд № 8

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

Урок посвящён космосу и космонавтике. А почему мы решили посвятить сегодня наш урок космосу?

12 апреля, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле в космос поднялся Ю.А.Гагарин. Он стал самым знаменитым человеком на планете.

А знаете ли вы, в каком году был совершён полёт?

Давайте проверим ваши предположения, найдём значение выражения, а получившийся результат и будет годом первого полёта:

2001,5 – 40,5=

Работа в карточке - задание №1 (Приложение 2)

Итак, 12 апреля 1961года наш соотечественник Ю.А.Гагарин поднялся впервые в космос.

«Полёт – это математика», нам сегодня предстоит выполнить космические задания и приготовиться к полету.

Оценивать свою работу вы будете в картах успеха (Приложение 1), закрашивая соответствующую ракету: зелёная ракета – всё получилось - «5», жёлтая ракета – допустил(а) небольшую ошибку – «4», красная ракета – допустил(а) больше двух ошибок- «3». Готовы?

#1063;тобы быть готовыми к полёту начнём с проверки блока памяти - вспомним правила действий с десятичными дробями. Вам нужно соотнести правило.

Работа в карточке задание №2 (Приложение 2). Проверка в парах.

(БГАВ)

Оцените свою работу в «картах успеха», закрасив соответствующую ракету.

#1050;осмос требует очень быстрой реакции. Посмотрим, насколько вы быстры и внимательны при этом.

Работа в карточке - задание №3(Приложение 2).

1)В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты:

  1. 3,7 + 1,2 = 4,9;
  2. 0,15 + 10,5 = 10,15;
  3. 6,93 - 0,1 = 0,693
  4. 5,92 - 4,9 = 0,02.

2)Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий:

  1. 52+ 1,08 = 6,28 б. 7,36-336=4

в. 3+ 108 = 4,08 г. 63-27 = 60,3
д. 42+ 17 = 21,2 е. 5,7-4= 17

( правильные равенства а. 5,2 + 1,08 = 6,28 б. 7,36 - 3,36 =4

в. 3 + 1,08 = 4,08 г. 63 – 2,7 = 60,3

д. 4,2+17 = 21,2 е. 5,7-4= 1,7)

Проверим, оцените свою работу.

3)Выполнив следующее задание, вы прочтёте зашифрованное слово

задание

ответ

буква

0,6 + 0,7 =

1,3

В

0,5-0,4 =

0,1

О

0,14 +0,2 =

0,34

С

1,5 +0,05 =

1,55

Т

0,2 -0,1 =

0,1

О

4,05-0,01 =

4,04

К

1,3

В

4,04

К

0,1

О

1,55

Т

3,8

Р

5,7

А

0,34

С

Работа в карточке - задание №4 (Приложение 2).

Проверим, что за слово у вас получилось? (ВОСТОК)

Как вы думаете, что оно может означать?

Название корабля, на котором совершил полёт Ю. Гагарин - «Восток».

Оцените свою работу.

При подготовке к полёту уделяется большое внимание физической подготовке космонавта.

Игра - физминутка «Правда ли, что…».

Условия: если правда-хлопай в ладоши с весёлой улыбкой с наклонами вправо-влево; если неправда-топай ногами.

Правда ли, что….

-Половина часа –это 45 минут? НЕТ, 30 минут.

-Первый после запятой разряд в записи десятичной дроби — разряд десятых. ДА

- Цифра семь в записи десятичной дроби 6,157 находится в разряде сотых. НЕТ

-Число 2,3 на координатном луче расположено ближе к двум, чем к трем ДА

-5класс- самый дружный в школе класс? ДА!!!!

4) Числа 4725 , 327 и 108 на карточках закреплены на доске. Чтобы узнать, как они связаны с кораблём «Восток» решим задачу и уравнение.

Работа в карточке - задание №5 (Приложение 2)

Задача: На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна,

А на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограммов зерна было на двух машинах вместе?

I – 1898,55 II – 1898,55+927,9=2826,45

ВМЕСТЕ: 1898,55+2826,45=4725

Что может означать это число?

Масса корабля «Восток» с человеком на борту – 4725 кг.

Проверим, оцените свою работу.

2. Решим уравнение:

427,5 - х = 100,5

Работа в карточке - задание №6 (Приложение 2)

Что может означать это число?

На высоте 327 км над Землёй пролетел корабль «Восток».

Вычислим: 72,25+35,75=108

За 108 мин Ю. Гагарин облетел Земной шар, совершил

Молодцы! Вы хорошо поработали.

А теперь, кто первый доберётся до ракеты будет командиром, а остальные верно выполнившие задания – зачисляются в экипаж корабля.

Задание №7

=10

+3,9

-1,2

+4

0,3 +3

РЕФЛЕКСИЯ:

Кластер «Дробь»

Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление.

При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие;

Ребята, посмотрите на цвет своих ракет в картах успеха и определите (выберите в конверте нужный цвет ракеты) на какой ракете вы отправляетесь в полёт. Итак, 5, 4,3,2, Поехали!

Речь Ю.А.Гагарина

Домашнее задание

Приложение 1

Карта успеха

Фамилия, имя: ___________________________

№ 1 Правила

№2 Вниматель

ность

№3 Шифровка

№4

Задача

№5

Лестница

Итог

Приложение 2

Задание №1.

Найдём значение выражения, а получившийся результат и будет годом первого полёта:

2001,5 – 40,5=

Задание №2

Вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей:

Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, надо…

А. выполнить действие не обращая внимания на запятые;

Б. записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой;

В. поставить в результате запятую под запятой в данных дробях.

Г. если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписав справа нули;

ОТВЕТ: БГАВ

Задание №3

В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты:

а)3,7 + 1,2 = 4,9; б)0,15 + 10,5 = 10,15;

в)6,93 - 0,1 = 0,693 г)5,92 - 4,9 = 0,02.

2)Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий:

а)52+ 108 = 628 б) 736-336=4

в) 3+ 108 = 408 г) 63-27 = 603
д) 42+ 17 = 212 е)57-4= 17

Задание №4

Выполнив следующее задание, вы прочтёте зашифрованное слово

задание

ответ

буква

0,6 + 0,7 =

1,3

В

0,5-0,4 =

0,1

О

0,14 +0,2 =

0,34

С

1,5 +0,05 =

1,55

Т

0,2 -0,1 =

0,1

О

4,05-0,01 =

4,04

К

1,3

В

4,04

К

0,1

О

1,55

Т

3,8

Р

5,7

А

0,34

С

Задание №5

На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна, а на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограмм зерна было на двух машинах вместе?

I – 1898,55

II – 1898,55+927,9=2826,45

ВМЕСТЕ: 1898,55+2826,45=4725

Задание №6

Решим уравнение:

427,5 - х = 100,5

Задание №7

+3,9

-1,2

+4

0,3 +3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.) «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»

Слайд 2

0,71; 5,032; 4,5; 15,25; 0,5

Слайд 3

12 апреля Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Слайд 4

Цель урока: систематизировать знания по теме «сложения и вычитания десятичных дробей» и применять их при решении зад ач; Задачи Предметные: закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби. Личностные: умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Слайд 5

Дроби десятичные – новые для нас, Лишь совсем недавно их узнал наш класс. Сразу поприбавилось всем теперь мороки, Учим, учим правила, готовимся к уроку!

Слайд 6

Телескоп Чтобы глаз вооружить И со звёздами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный …….

Слайд 7

Астроном Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всём Умный дядя ……

Слайд 8

Луна Астроном - он звездочёт, Знает всё наперечёт! Только лучше звёзд видна В небе полная ……

Слайд 9

Ракета До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая…

Слайд 11

12 апреля Ю.А.Гагарин

Слайд 12

Найдём значение выражения, а результат будет годом первого полёта: 2001,5 – 40,5=

Слайд 13

12 апреля 1961 года Гражданин СССР Ю. А. Гагарин поднялся в космос на корабле

Слайд 14

«Полёт – это математика»

Слайд 15

- всё получилось «5» - немного ошибся «4» - часто допускал ошибки «3»

Слайд 16

Проверка правила Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, надо… А. выполнить действие не обращая внимания на запятые; Б. записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой; В. поставить в результате запятую под запятой в данных дробях. Г. если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписав справа нули; Вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей:

Слайд 17

Проверь себя Б Г А В

Слайд 18

В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты: 2. Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий:

Слайд 19

1. В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты: 3,7 + 1,2 = 4,9; 0,15 + 10,5 = 10,15; 6,93 - 0,1 = 0,693 5,92 - 4,9 = 0,02. 2. Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий: а. 5 , 2 + 1,08 = 6,28 б. 7,36 - 3 , 36 =4 в. 3 + 1 , 08 = 4,08 г. 63 – 2 , 7 = 60,3 д. 4 , 2+1 7 = 21,2 е. 5,7-4= 1 , 7

Слайд 20

Прочти зашифрованное слово задание ответ буква 0,6 + 0,7 = 0,5-0,4 = 0,14 +0,2 = 1,3 В 1,5 +0,05 = 4,04 К 0,2 -0,1 = 0,1 О 4,05-0,01 = 1,55 Т 3,8 Р 5,7 А 0,34 С

Слайд 21

Зашифрованное слово: задание ответ буква 0,6 + 0,7 = 1,3 В 0,5-0,4 = 0,1 О 0,14 +0,2 = 0,34 С 1,5 +0,05 = 1,55 Т 0,2 -0,1 = 0,1 О 4,05-0,01 = 4,04 К

Слайд 22

Ю.А.Гагарин отправился в полёт на корабле «ВОСТОК»

Слайд 23

Игра - физминутка «Правда ли, что…». Условия : если правда-хлопай в ладоши с весёлой улыбкой с наклонами вправо-влево; если неправда-топай ногами. Правда ли, что…. -Половина часа –это 45 минут? -Первый после запятой разряд в записи десятичной дроби — разряд десятых. - Цифра семь в записи десятичной дроби 6,157 находится в разряде сотых. -Число 2,3 на координатном луче расположено ближе к двум, чем к трем -5класс- самый дружный в школе класс?

Слайд 24

Задача На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна, а на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограмм зерна было на двух машинах вместе?

Слайд 25

Масса корабля «ВОСТОК» с человеком на борту – 4725 кг

Слайд 26

Решим уравнение: 427,5 - х = 100,5

Слайд 27

На высоте 327км над Землёй пролетел корабль «Восток»

Слайд 28

Вычислите: 72,25+35,75=

Слайд 29

За 108 минут Ю.А. Гагарин облетел Земной шар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".

Игра для развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий....

Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...

Открытый урок по математике обобщающий урок по теме : «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Открытый урок  по математике 5 класс по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».Это обобщающий урок. К уроку составлена презентация...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" учебник "Математика 6 класс", авторы: Г.К.Муравин, О.В. Муравина....

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.

Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....