Открытый урок обобщения по математике в 5 классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Открытый урок обобщения по математике на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Класс: 5 класс
УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..
Тип урока: урок систематизации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_obobshcheniya_u.docx | 62.62 КБ |
k_uroku.pptx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок обобщения по математике на тему
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Учитель: Никитина Ольга Владимировна
Предмет: Математика
Класс: 5 класс
УМК: Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Цель урока: систематизировать знания по теме «сложения и вычитания десятичных дробей» и применять их при решении задач;
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы:
создание на уроке ситуации занимательности;
создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
оперативный контроль над выполнением требований
Задачи:
Предметные:
закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей,
развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби, арифметическим способом.
Личностные: формировать умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы.
Метапредметные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на урок с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективному составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне оценки, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи на сложение и вычитание десятичных дробей.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценка и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели деятельности учителя:
Цель: обобщить знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, работе в парах; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнером; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.
Основные понятия: десятичные дроби, сложение, вычитание.
.
Ход урока
Организационный момент. (1 минута)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Начать наш урок мне хочется словами французского философа Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…». Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж.Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!
#1040;ктуализация знаний и фиксирование затруднений.
Ребята, какую тему вы проходили на последнем уроке математики? (Сложение и вычитание десятичных чисел). Хорошо! Вспомните и назовите какие ассоциации вызывает эта тема? (Десятичная дробь, сложение, вычитание, запятая, целая часть, дробная часть, сложение и вычитание столбиком, свойства сложения и вычитания). А знаете какая ассоциация сразу возникает у меня? Экзамен! Т.к. для успешной сдачи экзамена в 9-м и в 11-м классах ответ надо записывать либо в целых числах, либо в десятичных дробях. Так что наш урок – это один из шагов к успешной сдаче экзамена.
Ребята, посмотрите на числа, которые записаны на доске:
0,71; 5,032; 4,5; 15,25; 0,5
- Что это за числа, и какие действия вы можете выполнить с ними?
-Составьте пример на нахождение суммы наибольшего и наименьшего чисел.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Давайте определим тему урока.
Итак, запишем число и тему урока: (Сложение и вычитание десятичных чисел)
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Итак, на предыдущих уроках вы познакомились с десятичными дробями. Чему вы научились в работе с десятичными дробямим? (Научились читать, записывать, сравнивать их, а так же складывать и вычитать).
Как вы, ребята, думаете: какова же цель сегодняшнего урока? Чем мы с вами займёмся на уроке? Правильно, цель нашего урока повторить то, чему вы научились. Я бы сказала «обобщить наши знания и умения по теме «Сложение и вычитание десятичных чисел»».
Дроби десятичные – новые для нас,
Лишь совсем недавно их узнал наш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
Учим - учим правила, готовимся к уроку.
А сейчас, отгадав несколько загадок, вы узнаете, какому событию посвящён наш урок.
Слайд №5
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп)
Слайд № 6
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …(астроном)
Слайд № 7
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (луна)
Слайд № 8
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
Урок посвящён космосу и космонавтике. А почему мы решили посвятить сегодня наш урок космосу?
12 апреля, впервые в истории человечества на специальном летательном корабле в космос поднялся Ю.А.Гагарин. Он стал самым знаменитым человеком на планете.
А знаете ли вы, в каком году был совершён полёт?
Давайте проверим ваши предположения, найдём значение выражения, а получившийся результат и будет годом первого полёта:
2001,5 – 40,5=
Работа в карточке - задание №1 (Приложение 2)
Итак, 12 апреля 1961года наш соотечественник Ю.А.Гагарин поднялся впервые в космос.
«Полёт – это математика», нам сегодня предстоит выполнить космические задания и приготовиться к полету.
Оценивать свою работу вы будете в картах успеха (Приложение 1), закрашивая соответствующую ракету: зелёная ракета – всё получилось - «5», жёлтая ракета – допустил(а) небольшую ошибку – «4», красная ракета – допустил(а) больше двух ошибок- «3». Готовы?
#1063;тобы быть готовыми к полёту начнём с проверки блока памяти - вспомним правила действий с десятичными дробями. Вам нужно соотнести правило.
Работа в карточке задание №2 (Приложение 2). Проверка в парах.
(БГАВ)
Оцените свою работу в «картах успеха», закрасив соответствующую ракету.
#1050;осмос требует очень быстрой реакции. Посмотрим, насколько вы быстры и внимательны при этом.
Работа в карточке - задание №3(Приложение 2).
1)В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты:
- 3,7 + 1,2 = 4,9;
- 0,15 + 10,5 = 10,15;
- 6,93 - 0,1 = 0,693
- 5,92 - 4,9 = 0,02.
2)Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий:
- 52+ 1,08 = 6,28 б. 7,36-336=4
в. 3+ 108 = 4,08 г. 63-27 = 60,3
д. 42+ 17 = 21,2 е. 5,7-4= 17
( правильные равенства а. 5,2 + 1,08 = 6,28 б. 7,36 - 3,36 =4
в. 3 + 1,08 = 4,08 г. 63 – 2,7 = 60,3
д. 4,2+17 = 21,2 е. 5,7-4= 1,7)
Проверим, оцените свою работу.
3)Выполнив следующее задание, вы прочтёте зашифрованное слово
задание | ответ | буква |
0,6 + 0,7 = | 1,3 | В |
0,5-0,4 = | 0,1 | О |
0,14 +0,2 = | 0,34 | С |
1,5 +0,05 = | 1,55 | Т |
0,2 -0,1 = | 0,1 | О |
4,05-0,01 = | 4,04 | К |
1,3 | В |
4,04 | К |
0,1 | О |
1,55 | Т |
3,8 | Р |
5,7 | А |
0,34 | С |
Работа в карточке - задание №4 (Приложение 2).
Проверим, что за слово у вас получилось? (ВОСТОК)
Как вы думаете, что оно может означать?
Название корабля, на котором совершил полёт Ю. Гагарин - «Восток».
Оцените свою работу.
При подготовке к полёту уделяется большое внимание физической подготовке космонавта.
Игра - физминутка «Правда ли, что…».
Условия: если правда-хлопай в ладоши с весёлой улыбкой с наклонами вправо-влево; если неправда-топай ногами.
Правда ли, что….
-Половина часа –это 45 минут? НЕТ, 30 минут.
-Первый после запятой разряд в записи десятичной дроби — разряд десятых. ДА
- Цифра семь в записи десятичной дроби 6,157 находится в разряде сотых. НЕТ
-Число 2,3 на координатном луче расположено ближе к двум, чем к трем ДА
-5класс- самый дружный в школе класс? ДА!!!!
4) Числа 4725 , 327 и 108 на карточках закреплены на доске. Чтобы узнать, как они связаны с кораблём «Восток» решим задачу и уравнение.
Работа в карточке - задание №5 (Приложение 2)
Задача: На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна,
А на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограммов зерна было на двух машинах вместе?
I – 1898,55 II – 1898,55+927,9=2826,45
ВМЕСТЕ: 1898,55+2826,45=4725
Что может означать это число?
Масса корабля «Восток» с человеком на борту – 4725 кг.
Проверим, оцените свою работу.
2. Решим уравнение:
427,5 - х = 100,5
Работа в карточке - задание №6 (Приложение 2)
Что может означать это число?
На высоте 327 км над Землёй пролетел корабль «Восток».
Вычислим: 72,25+35,75=108
За 108 мин Ю. Гагарин облетел Земной шар, совершил
Молодцы! Вы хорошо поработали.
А теперь, кто первый доберётся до ракеты будет командиром, а остальные верно выполнившие задания – зачисляются в экипаж корабля.
Задание №7
=10
+3,9
-1,2
+4
0,3 +3
РЕФЛЕКСИЯ:
Кластер «Дробь»
Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление.
При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие;
Ребята, посмотрите на цвет своих ракет в картах успеха и определите (выберите в конверте нужный цвет ракеты) на какой ракете вы отправляетесь в полёт. Итак, 5, 4,3,2, Поехали!
Речь Ю.А.Гагарина
Домашнее задание
Приложение 1
Карта успеха
Фамилия, имя: ___________________________
№ 1 Правила | №2 Вниматель ность | №3 Шифровка | №4 Задача | №5 Лестница | Итог |
Приложение 2
Задание №1.
Найдём значение выражения, а получившийся результат и будет годом первого полёта:
2001,5 – 40,5=
Задание №2
Вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей:
Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, надо… | А. выполнить действие не обращая внимания на запятые; |
Б. записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой; | |
В. поставить в результате запятую под запятой в данных дробях. | |
Г. если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписав справа нули; |
ОТВЕТ: БГАВ
Задание №3
В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты:
а)3,7 + 1,2 = 4,9; б)0,15 + 10,5 = 10,15;
в)6,93 - 0,1 = 0,693 г)5,92 - 4,9 = 0,02.
2)Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий:
а)52+ 108 = 628 б) 736-336=4
в) 3+ 108 = 408 г) 63-27 = 603
д) 42+ 17 = 212 е)57-4= 17
Задание №4
Выполнив следующее задание, вы прочтёте зашифрованное слово
задание | ответ | буква |
0,6 + 0,7 = | 1,3 | В |
0,5-0,4 = | 0,1 | О |
0,14 +0,2 = | 0,34 | С |
1,5 +0,05 = | 1,55 | Т |
0,2 -0,1 = | 0,1 | О |
4,05-0,01 = | 4,04 | К |
1,3 | В |
4,04 | К |
0,1 | О |
1,55 | Т |
3,8 | Р |
5,7 | А |
0,34 | С |
Задание №5
На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна, а на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограмм зерна было на двух машинах вместе?
I – 1898,55
II – 1898,55+927,9=2826,45
ВМЕСТЕ: 1898,55+2826,45=4725
Задание №6
Решим уравнение:
427,5 - х = 100,5
Задание №7
+3,9
-1,2
+4
0,3 +3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
0,71; 5,032; 4,5; 15,25; 0,5
12 апреля Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цель урока: систематизировать знания по теме «сложения и вычитания десятичных дробей» и применять их при решении зад ач; Задачи Предметные: закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей, развивать навыки решения текстовых задач, содержащих десятичные дроби. Личностные: умение объективно оценивать свой труд, формирование познавательного мотива к изучению темы. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований
Дроби десятичные – новые для нас, Лишь совсем недавно их узнал наш класс. Сразу поприбавилось всем теперь мороки, Учим, учим правила, готовимся к уроку!
Телескоп Чтобы глаз вооружить И со звёздами дружить, Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный …….
Астроном Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всём Умный дядя ……
Луна Астроном - он звездочёт, Знает всё наперечёт! Только лучше звёзд видна В небе полная ……
Ракета До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая…
12 апреля Ю.А.Гагарин
Найдём значение выражения, а результат будет годом первого полёта: 2001,5 – 40,5=
12 апреля 1961 года Гражданин СССР Ю. А. Гагарин поднялся в космос на корабле
«Полёт – это математика»
- всё получилось «5» - немного ошибся «4» - часто допускал ошибки «3»
Проверка правила Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, надо… А. выполнить действие не обращая внимания на запятые; Б. записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой; В. поставить в результате запятую под запятой в данных дробях. Г. если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписав справа нули; Вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей:
Проверь себя Б Г А В
В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты: 2. Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий:
1. В каких примерах допущены ошибки при вычислении, подчеркните эти варианты: 3,7 + 1,2 = 4,9; 0,15 + 10,5 = 10,15; 6,93 - 0,1 = 0,693 5,92 - 4,9 = 0,02. 2. Впишите потерявшиеся при полёте из космоса, знаки действий: а. 5 , 2 + 1,08 = 6,28 б. 7,36 - 3 , 36 =4 в. 3 + 1 , 08 = 4,08 г. 63 – 2 , 7 = 60,3 д. 4 , 2+1 7 = 21,2 е. 5,7-4= 1 , 7
Прочти зашифрованное слово задание ответ буква 0,6 + 0,7 = 0,5-0,4 = 0,14 +0,2 = 1,3 В 1,5 +0,05 = 4,04 К 0,2 -0,1 = 0,1 О 4,05-0,01 = 1,55 Т 3,8 Р 5,7 А 0,34 С
Зашифрованное слово: задание ответ буква 0,6 + 0,7 = 1,3 В 0,5-0,4 = 0,1 О 0,14 +0,2 = 0,34 С 1,5 +0,05 = 1,55 Т 0,2 -0,1 = 0,1 О 4,05-0,01 = 4,04 К
Ю.А.Гагарин отправился в полёт на корабле «ВОСТОК»
Игра - физминутка «Правда ли, что…». Условия : если правда-хлопай в ладоши с весёлой улыбкой с наклонами вправо-влево; если неправда-топай ногами. Правда ли, что…. -Половина часа –это 45 минут? -Первый после запятой разряд в записи десятичной дроби — разряд десятых. - Цифра семь в записи десятичной дроби 6,157 находится в разряде сотых. -Число 2,3 на координатном луче расположено ближе к двум, чем к трем -5класс- самый дружный в школе класс?
Задача На первой грузовой машине было 1898,55 кг зерна, а на второй на 927,9 кг больше, чем на первой. Сколько килограмм зерна было на двух машинах вместе?
Масса корабля «ВОСТОК» с человеком на борту – 4725 кг
Решим уравнение: 427,5 - х = 100,5
На высоте 327км над Землёй пролетел корабль «Восток»
Вычислите: 72,25+35,75=
За 108 минут Ю.А. Гагарин облетел Земной шар
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".
Игра для развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий....
Разработка урока по математике 5 класс по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок по математике в 5 классе по теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей" Цель этого урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей; развитие логического мышления; повышение...
Открытый урок по математике обобщающий урок по теме : «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Открытый урок по математике 5 класс по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».Это обобщающий урок. К уроку составлена презентация...
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентация к уроку математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....
Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Универсальная технологическая карта к уроку математики 6 класса по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей" учебник "Математика 6 класс", авторы: Г.К.Муравин, О.В. Муравина....
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру.
Сценарий урока по математике 5 класс, по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", используя интерактивные карточки или сервисы Учи.ру....