Технологическая карта урока в 5 классе "Решение задач практического содержания"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурят-Янгутская СОШ им.А.С.Пушкина»
Технологическая карта урока
по математике в 5 классе
«Решение задач практического содержания»
Составила учитель
математики Ильина Н.Д.
- ФИО: Ильина Н.Д
- Должность: учитель математики.
- Предмет: математика.
- Класс: 5
- Тема урока: «Решение задач практического содержания».
- Длительность урока: 40 минут.
Тема урока | «Решение задач практического содержания». |
Тип урока | Урок применения знаний, умений и навыков. |
Цель урока | Формирование функциональной грамотности школьников. |
Задачи | Образовательная: Усиление прикладной направленности. Формирование функциональной грамотности школьников. Повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами. Продолжить работу над развитием вычислительных навыков. Воспитательная: Добиться понимания практической значимости умения решать задачи. Способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач. Способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач. Развивающая: Развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания. |
Формы работы на уроке: | Самостоятельная, индивидуальная, фронтальная работа, групповая. |
Методы: | Проблемно-поисковый, наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, |
Планируемые результаты обучения: | Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием. Метапредметные: уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями, уметь анализировать задачу, уметь высказать свою точку зрения, делать вывод. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению. |
Формирование УУД: | Познавательные УУД: уметь искать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать, уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. |
Используемые ИКТ |
|
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | У: - Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. Представьте себе, что сегодня наш класс – это главный вычислительный центр. А вы, ребята, - сотрудники этого центра. В каждой фирме есть главный сотрудник, который контролирует и оценивает работу своих сотрудников. И эта роль достается сегодня мне. На ваших столах лежат листы оценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждого задания, вы должны оценить свою работу: «2» - если справился с задачей без затруднений «1» - если справился с задачей, но возникли сложности «0» - если не справился с задачей. В конце урока вы подведете итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа и сдадите мне свои листы. | Обучающиеся здороваются, настраиваются на работу. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | У: « Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Д.Пойа. Цель нашего вычислительного центра: научиться решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами. | Учащиеся слушают инструктаж учителя. | Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
3.Актуализация знаний. Устный счет. | У: Первое задание. №1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 руб.) №2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь) №3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л). №4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.); №5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.) | Учащиеся самостоятельно решают задания. Подведение итогов устной работы, меняются с соседом по парте листами оценивания, оценивают работы и фиксируют результаты в карточку. | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование. |
4. Применение знаний, умений и навыков по теме. Решение задач практического содержания. | У: - Сегодня задачи для нашего центра подготовили люди разных профессий. Они обратились к нам с просьбой помочь решить им задачи. Задача № 1 У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам первую задачу, вам необходимо решить ребус. | Учащиеся решают задачи в группах. После решения разбираем задачи на доске. После выполнения задания в листах оценивания учащиеся ставят себе оценку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое |
Решите ребус (Ответ: бухгалтер) Помогите произвести расчет зарплаты сотрудников и найдите зарплату каждого сотрудника. Первый сотрудник работал 22 дня по 8 часов, при этом час его работы оценивается в 125 рублей. Второй сотрудник работал 21 день по 4 часа, при этом час его работы оценивается в 150 рублей. Третий сотрудник работал 15 день по 7 часов, при этом час его работы оценивается в 100 рублей. Задача № 2 У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам вторую задачу, вам необходимо решить ребус. Решите ребус (Ответ: врач) | высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. |
Врач назначил больному пройти курс лечения. Курс составляет 15 дней. Лекарство необходимо принимать 3 раза в день: после завтрака и обеда по 2 таблетки, после ужина 1 таблетку. Лекарство продается в упаковке по 20 таблеток. Какое наименьшее количество упаковок необходимо купить больному, чтобы пройти курс лечения? Какую сумму заплатит больной за курс лечения? Задача № 3 У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам третью задачу, вам необходимо решить ребус. | ||||||||
Решите ребус | ||||||||
(ответ: продавец) В таблице представлены цены на конфеты «Рафаэлло» и чай «Акбар» в магазинах «Ласточка», «Магнит», «Пятёрочка». В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло» и одну упаковку чая «Акбар». В ответе укажите стоимость покупки в рублях. Как можно сэкономить? | ||||||||
Магазин | Конфеты | Чай | Сумма | |||||
«Рафаэлло» | «Акбар» | покупки в | ||||||
(за 1 | (за 1 | рублях | ||||||
упаковку) | упаковку) |
«Ласточка» | 245 | 65 | ||||||||
«Магнит» | 249 | 60 | ||||||||
«Пятёрочка» | 259 | 60 | ||||||||
Задача № 4 У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам четвертую задачу, вам необходимо решить ребус. Решите ребус Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню: | ||||||||||
Первые блюда | Борщ | 25 рублей | ||||||||
Суп куриный | 32 рублей | |||||||||
Суп овощной | 22 рубля | |||||||||
Вторые блюда | Котлета куриная с макаронами | 50 рублей | ||||||||
Овощное рагу | 40 рублей |
Плов | 58 рублей | ||||||
Напитки | Компот | 12 рублей | |||||
Морс | 15 рублей | ||||||
Сок | 20 рублей | ||||||
Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда. Задача № 5 У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам первую задачу, вам необходимо решить ребус Решите ребус (ответ: водитель) Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина. Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ. |
Заправочная станция | Объём бензина | Общая стоимость | Цена за 1 л бензина | |||||
«Роснефть» | 25 л | 975 руб. | ||||||
«Газпром» | 40 л | 1440 руб. | ||||||
«Лукойл» | 30 л | 1110 руб. | ||||||
5 .Дoмашнее задание. Подведение итогов. | Вы собрали семейный совет, на котором решаете, куда отправиться на зимние каникулы. В результате принято решение: Семья из трех человек на каникулы планирует поехать из села Чаадаевка в Карпаты на горнолыжный курорт. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 2500 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 2000 км, а цена бензина равна 40 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих? Предлагаю Вам следующий план решения:
| Дети записывают домашнее задание в тетрадь. В своих оценочных листах подводят итог своей работы на уроке, поставив баллы 2,1,0 и сдают листы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме «Задачи на проценты» с указанием ЭОР и УУД.
Технологическая карта урокапо теме «Задачи на проценты» с указанием ЭОР и УУД составлена с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока по теме "Задачи на построение"
Тема урока: Задачи на построение. 7 классЦель урока:организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению построения с помощью циркуля и линейки.Задачи:Личностные: осознание математи...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Решение задач на движение. 5 класс.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. Решение задач на движение. 5 класс.Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на движение и умение применять их при решении...
Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс
Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...
Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”
Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...
Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"
Цель урока:Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей....