Технологическая карта урока в 5 классе "Решение задач практического содержания"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Урок проблемного обучения в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_5_klass_urok.docx376.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Бурят-Янгутская СОШ им.А.С.Пушкина»

Технологическая карта урока  

по математике в 5 классе

«Решение задач практического содержания»

                                                                                                                                              Составила  учитель

                                                                                                                                               математики Ильина Н.Д.

                               

                                                                                       

  1. ФИО: Ильина Н.Д
  2. Должность: учитель математики.
  3. Предмет: математика.
  4. Класс: 5
  5. Тема урока: «Решение задач практического содержания».
  6. Длительность урока: 40 минут.

Тема урока

«Решение задач практического содержания».

Тип урока

Урок применения знаний, умений и навыков.

Цель урока

Формирование функциональной грамотности школьников.

Задачи

Образовательная:

Усиление прикладной направленности.

Формирование функциональной грамотности школьников. Повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами. Продолжить работу над развитием вычислительных навыков.

Воспитательная:

Добиться понимания практической значимости умения решать задачи.

Способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач.

Способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость,

предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач.

Развивающая:

Развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Формы работы на уроке:

Самостоятельная, индивидуальная, фронтальная работа, групповая.

Методы:

Проблемно-поисковый,  наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, 

методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы     контроля и самоконтроля,

Планируемые результаты   обучения:

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием.

Метапредметные: уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями, уметь анализировать задачу, уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: уметь искать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и слышать, уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Используемые ИКТ

  1. Проектор
  2. Карточки-задания, карточки самооценки.
  3. Ноутбук.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  Формируемые УУД

1.Организационный момент

У: - Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок.

Представьте себе, что сегодня наш класс – это главный вычислительный центр. А вы, ребята, - сотрудники этого центра.

  В каждой фирме есть главный сотрудник, который контролирует и оценивает работу своих сотрудников. И эта роль достается сегодня мне.

На ваших столах лежат листы оценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждого задания, вы должны оценить свою работу:

«2» - если справился с задачей без затруднений

«1» - если справился с задачей, но возникли сложности

«0» - если не справился с задачей.

В конце урока вы подведете итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа и сдадите мне свои листы.

Обучающиеся здороваются, настраиваются на работу.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У: « Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их».  Д.Пойа.

Цель нашего вычислительного центра: научиться решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими

расчетами.

Учащиеся слушают инструктаж учителя.

Регулятивные: целеполагание,  как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

3.Актуализация знаний. Устный счет.

У: Первое задание.

№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 руб.)

№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)

№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада

- Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л).

№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры  оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.);

№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)

Учащиеся самостоятельно решают задания. Подведение  итогов устной работы,

меняются с соседом по парте листами оценивания, оценивают работы и

фиксируют результаты в карточку.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

4. Применение

знаний, умений и навыков по теме. Решение задач практического содержания.

У: - Сегодня задачи для нашего центра подготовили люди разных профессий. Они обратились к нам с просьбой помочь решить им задачи.

Задача № 1

У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам первую задачу, вам необходимо решить ребус.

Учащиеся решают задачи в группах. После решения разбираем задачи на доске. После выполнения задания в листах оценивания учащиеся  ставят себе оценку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое

Решите ребус

        (Ответ: бухгалтер)

Помогите произвести расчет зарплаты сотрудников и найдите зарплату каждого сотрудника.

Первый сотрудник работал 22 дня по 8 часов, при этом час его работы оценивается в 125 рублей.

Второй сотрудник работал 21 день по 4 часа, при этом час его работы оценивается в 150 рублей.

Третий сотрудник работал 15 день по 7 часов, при этом час его работы оценивается в 100 рублей.

Задача № 2

У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам вторую задачу, вам необходимо решить ребус.

Решите ребус

         (Ответ: врач)

высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Врач назначил больному пройти курс лечения. Курс составляет 15 дней. Лекарство необходимо принимать 3 раза в день: после завтрака и обеда по 2 таблетки, после ужина 1 таблетку. Лекарство продается в упаковке по 20 таблеток. Какое наименьшее количество упаковок необходимо купить больному, чтобы пройти курс лечения?

Какую сумму заплатит больной за курс лечения?

Задача № 3

У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам третью задачу, вам необходимо решить ребус.

Решите ребус

(ответ: продавец)

В таблице представлены цены на конфеты

«Рафаэлло» и чай «Акбар» в магазинах

«Ласточка», «Магнит», «Пятёрочка». В каком магазине стоимость покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет

«Рафаэлло» и одну упаковку чая «Акбар». В

ответе укажите стоимость покупки в рублях. Как можно сэкономить?

Магазин

Конфеты

Чай

Сумма

«Рафаэлло»

«Акбар»

покупки в

(за 1

(за 1

рублях

упаковку)

упаковку)

«Ласточка»

245

65

«Магнит»

249

60

«Пятёрочка»

259

60

Задача № 4

У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам четвертую задачу, вам необходимо решить ребус.

Решите ребус

Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:

Первые блюда

Борщ

25 рублей

Суп куриный

32 рублей

Суп овощной

22 рубля

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

50 рублей

Овощное рагу

40 рублей

Плов

58 рублей

Напитки

Компот

12 рублей

Морс

15 рублей

Сок

20 рублей

Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.

Задача № 5

У: - Чтобы определить профессию человека, который прислал нам первую задачу, вам необходимо решить ребус

Решите ребус

      (ответ: водитель)

Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина.

Пётр выбрал заправку, где бензин самый

дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.

Заправочная станция

Объём бензина

Общая стоимость

Цена за 1 л бензина

«Роснефть»

25 л

975 руб.

«Газпром»

40 л

1440 руб.

«Лукойл»

30 л

1110 руб.

5 .Дoмашнее задание.

Подведение итогов.

Вы собрали семейный совет, на котором решаете,

куда отправиться на зимние каникулы. В результате принято решение:

Семья из трех человек на каникулы планирует поехать из села Чаадаевка в Карпаты на горнолыжный курорт. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 2500 рублей. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 2000 км, а цена бензина равна 40 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

Предлагаю Вам следующий план решения:

  1. Сколько стоит проезд на поезде.
  2. Сколько литров бензина потребуется на дорогу.
  3. Вычислить стоимость бензина.
  4. Сделать вывод.

Дети записывают домашнее

задание в тетрадь. В своих оценочных листах подводят итог своей работы на уроке, поставив баллы 2,1,0 и

сдают листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме «Задачи на проценты» с указанием ЭОР и УУД.

Технологическая карта урокапо теме «Задачи на проценты»  с указанием ЭОР и УУД составлена с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по теме "Задачи на построение"

Тема урока: Задачи на построение. 7 классЦель урока:организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению построения с помощью циркуля и линейки.Задачи:Личностные: осознание математи...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Решение задач на движение. 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. Решение задач на движение.  5 класс.Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на движение и умение применять их при решении...

Технологическая карта урока геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс

Технологическая карта урока  геометрии "Решение задач по теме "Прямоугольные треугольники"". 7 класс...

Технологическая карта урока. 5 класс.Тема:Практическая работа по изготовлению предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур. Аппликация “Волшебный цветок”

Поделки из геометрических форм представляют собой доступный и интересный материал для развития вкуса, фантазии, творческого и логического мышления обучающихся. А декорирование предметов узорами и орна...

Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"

Цель урока:Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей....