Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 6 классе
рабочая программа по математике (6 класс)
Программа курса внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_po_matematike_6_klass.docx | 211.95 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа “Увлекательный мир математики” для 6 класса составлена на основании ний следующих нормативно – правовых документов:
1.Федеральногогосударственного образовательногостандартаосновногообщегообразования (Утвержден приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Виленкин Н.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-9 класс). М.:Просвещение, 2018 – 192с.
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»
4. Положение о рабочей программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
2.Планируемые результаты освоения программы
- научить правильно применять математическую терминологию;
- подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
- совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;
- научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
- формировать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- выявлению одаренных детей;
- развитию интереса к математике.
В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Одной из особенностей творческой личности является устойчивое умение (превращенное в привычку) искать наилучшее решение проблемы. Это относится и к любым задачам.
Множество неординарных, нестандартных задач для учащихся основной школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах, посвященных олимпиадным задачам, дается их обзор с решениями и без них, в ряде случаев разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс поиска решения задачи, как правило, не отражается, и у читателя возникает вопрос: как «додуматься» до решения задачи? Другой не менее важный вопрос, на который необходимо обращать внимание при обучении решению нестандартных задач: каковы составляющие мыслительного процесса от «прочтения» задачи до ее решения?
Научить решать нестандартные задачи — интересная, но и достаточно непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике, методике и психологии, личного творчества и многого другого. Решение нестандартных задач соотносится с творчеством личности, поэтому чем больше учтено существенных элементов, входящих в процесс творчества, тем успешнее будет достигнута цель.
Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться с идеями и механизмом, лежащим в основе творчества, необходимого для решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их особенности. Так, с прослеживанием связи творческого процесса и процесса решения нестандартной задачи рассматриваются такие компоненты творчества, как научные знания, творческое мышление, а также такие качества, без которых немыслимо творчество как анализ, синтез и умение предвидеть (прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще не познанную ситуацию).
Большое внимание необходимо уделять возрастным особенностям восприятия учебного материала, а также принципам организации занятий по развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных задач у учащихся с 5-го по 10-й классы, включая систематизацию самих нестандартных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получают дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, к их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, к способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
- формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
- развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
3. Содержание учебного курса
Успешная реализация предлагаемой программы учебного курса в составе основной образовательной программы ориентирована на существующую информационно- образовательную среду школы. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы.
4. Тематическое планирование.6 класс | |
Арифметика | Признаки делимости на 9 и 11 |
Числовые ребусы | |
Проценты | |
Десятичная система счисления | |
Разложение на простые множители | |
Неравенства в арифметике | |
Арифметические конструкции | |
Геометрия | Задачи на перекладывание и построение фигур |
Задачи на построение с идеей симметрии | |
Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона | |
Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением | |
Логика | Логические таблицы |
Взвешивания | |
Популярные и классические логические задачи | |
Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2)конструирование «ящиков»; 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и остатками;5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске) | |
Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения; 3)виды раскрасок | |
Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и копирование действий противника | |
Четность: 1) делимость на 2; 2) чередования; 3) парность | |
Алгебра | Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи на экстремум |
Квадрат суммы | |
Выделение полного квадрата | |
Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения | |
Анализ | Разные задачи на движение |
Задачи на совместную работу | |
Теория множеств | Булевы операции на множествах |
Формула включений и исключений | |
Комбинаторика | Правило произведения |
Выборки с повторениями и без | |
Правило дополнения | |
Правило кратного подсчета | |
Размещения и сочетания | |
Графы | Четность и сумма ребер |
Эйлеровы графы | |
Ориентированные графы |
5.Календарно-тематическое планирование
Тема | Содержание | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Арифметика | Признаки делимости на 9 и 11 | 2 | ||
Числовые ребусы | 2 | |||
Проценты | 2 | |||
Десятичная система счисления | 2 | |||
Разложение на простые множители | 2 | |||
Неравенства в арифметике | 2 | |||
Арифметические конструкции | 2 | |||
Геометрия | Задачи на перекладывание и построение фигур | 2 | ||
Задачи на построение с идеей симметрии | 2 | |||
Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона | 2 | |||
Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением | 2 | |||
Логика | Логические таблицы | 2 | ||
Взвешивания | 2 | |||
Популярные и классические логические задачи | 2 | |||
Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2)конструирование «ящиков»; 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и остатками;5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске) | 2 | |||
Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения; 3)виды раскрасок | 2 | |||
Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и копирование действий противника | 2 | |||
Четность: 1) делимость на 2; 2) чередования; 3) парность | 2 | |||
Алгебра | Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи на экстремум | 2 | ||
Квадрат суммы | 2 | |||
Выделение полного квадрата | 2 | |||
Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения | 2 | |||
Анализ | Разные задачи на движение | 2 | ||
Задачи на совместную работу | 2 | |||
Теория множества | Булевы операции на множествах | 2 | ||
Формула включений и исключений | 2 | |||
Комбинаторика | Правило произведения | 2 | ||
Выборки с повторениями и без | 2 | |||
Правило дополнения | 2 | |||
Правило кратного подсчета | 2 | |||
Размещения и сочетания | 2 | |||
Графы | Четность и сумма ребер | 2 | ||
Эйлеровы графы | 2 | |||
Ориентированные графы | 2 |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- колонки;
- чертежные инструменты.
Наглядные пособия по курсу:
- презентации по темам курса;
- инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
- раздаточный материал для освоения разделов курса;
- настольные игры, в т. ч. и компьютерные по тематике курса.
Справочные материалы по курсу:
для учителя:
- Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру». – С-Пб: 2010
- Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1974
- Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение 1981
- Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5-6 кл.). – М.: Просвещение, 2000
- Лоповок Л.М. Математика на досуге. – М.: Просвещение,1981
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.:Учпедгиз,1961
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990
- Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи для внеклассной работы. – М.: Просвещение, 1977
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009
- Трошин В.В.Занимательные дидактические материалы по математике. Выпуск №2. – М.: Глобус, 2010
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1970
- Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М.: Айрис-пресс, 2005
- Шарыгин И.Ф.Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся. – М.: МИРОС,2010.
- Дрозина В. В., Дильман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
для учащихся:
- Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру». – С-Пб:2010
- Трошин В.В.Занимательные дидактические материалы по математике. Выпуск №2. – М.: Глобус, 2010
- Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009
- Шарыгин И.Ф.Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся. – М.: МИРОС, 2010.
7. Планируемые результаты изучения учебного курса
Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике " В мире чисел"
Программа разработана для занятий с учащимися 5-6классов и расчитана на 1 год обучения. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 5 классе
Внеурочная деятельность 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»5-9
Результаты освоения курса внеурочной деятельности,содержание изучаемого курса, тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"
Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 7 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса ...