Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.
статья
Данная работа представлена в виде статьи. Актуальность работы является в интенсивном использовании различных информационно -коммуникативных средст на уроке иностранного языка,в частности на уроке английского языка. В настоящем момент, дистанционное обучение является неотъемлемой частью школы и образования в целом. В связи с этим, ИКТ стало частью образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_sredstv_informatsionno.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования средств информационно-коммуникационных технологий при организации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной не успешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе, возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед.
Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.
Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:
• общекультурное развитие обучающихся;
• совершенствование навыков владения компьютером;
• совершенствование языкового уровня;
• создание благоприятного психологического климата;
• повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
• самоутверждение учащихся;
• возможность реализации индивидуализации обучения;
• реализация принципа обратной связи;
• большие возможности наглядного предъявления материала;
• исключение времени для написания материала на доске;
• экономия расходования материалов учителем;
• совершенствование процесса проверки работ учащихся;
• повышение авторитета учителя;
• сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;
• активизация навыков самостоятельной работы.
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.
Между тем, по самым оптимистическим подсчётам специалистов, лишь 10% учителей используют в своей повседневной деятельности электронные учебники. И дело не только в компьютерной безграмотности абсолютного большинства российского учительства и не в «компьютерном страхе» взрослого (о чём говорят психологи). Действительно, взрослому человеку намного сложнее освоить компьютерные премудрости. Однако налицо существующая дисгармония в информационно-дидактическом обеспечении. Электронные учебники пока недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс. Плохо прорисовывается информационное взаимодействие триады: ученик - электронный учебник - учитель.
Помимо уже готовых электронных учебных пособий, учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовятся авторские уроки – мультимедийные презентации, тренажёры, тестеры, информационно-дидактические игры. Первые успехи в их разработке, как правило, вызывают чуть ли не детский восторг педагогов. И далеко не всегда учитель задумывается, а насколько оправдано применение мультимедиа на занятии, насколько обосновано методически. И как следствие этого – наступающее разочарование в эффективности подобных разработок.
Возникает парадоксальная ситуация: внедрение в образовательный процесс современных электронных обучающих программ, их элементов в практической педагогике зачастую приводит к реставрации старого, малопродуктивного объяснительно-иллюстративного метода обучения, обёрнутого в новую красивую мультимедийную упаковку. Идеи развивающего обучения, которые стали реалией современной школы, в таком случае уходят на задний план.
«К сожалению, подавляющее большинство современных коммерческих цифровых учебных продуктов – это перекрашенные на «мультимедийный лад» drill and practice, точнее системы натаскивания» (Беренфельд Б. С. Бутягина К. Л.)
«Приходится признать, что современный учитель далеко не всегда обладает достаточным уровнем информационно - технологической культуры, чтобы воспользоваться богатейшими ресурсами электронных учебников, энциклопедий, тренажёров. Тщательно выверенными дидактическими приёмами использования информационных технологий умеют пользоваться лишь единицы». (Аствацатуров Г. О.)
На уровне интуиции учитель чувствует, что ему необходим совершенно другой алгоритм проведения мультимедийного занятия. Однако реализация идей, как правило, вызывает большие сложности. Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем провести его намного сложнее, чем без компьютерного исполнения.
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы, приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, повсеместным внедрением и широким использованием информационно-коммуникативных технологий.
Существует большое разнообразие обучающих средств ИКТ. Современные методисты выделяю три основных направления их использования на уроках: использование готовых мультимедийных обучающих программ, таких как мультимедийные учебники, электронные словари, программы для создания интерактивных тестов, создание учителем собственных мультимедийных презентаций и программ и использование средств сети Интернет и электронной почты.
На данный момент многие учителя хотят включать средства ИКТ в процесс обучения. Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка. Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-образовательной среды – это необходимость современной действительности.
Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.
Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно выделить ряд рекомендаций для преподавателей, использующих информационно-коммуникационные технологии на уроках:
1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе урока, и оправдано ли это использование;
3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с задачами и условиями обучения;
4. Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с привлечением ИКТ.
Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.
Аннотация В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании, начинают играть новые информационные...
Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.
Обобщение опыта по теме"Особенности организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка."...
Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка...
Применение современных компьютерных технологий как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка.
выступленипе на ШМО...
Эффективные методы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка
В настоящее время в педагогической науке повышен интерес учителей к использованию игр в учебной деятельности обучающихся. Отход от традиционных форм и методов обучения подразумевает активизацию познав...
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка
Игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. Но игра – это и способ передачи знаний......
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка
Статья об эффективной активизации познавательной деятельности на уроках английского языка - игре....