Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика- часть нашей жизни" 7 класс
рабочая программа по математике (7 класс)
Рабочая программа содержит:результаты освоения внеурочной деятельности; содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организациии и видов деятельности; тематическое планирование и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19
имени Героя России Панова»
города Смоленска
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 7 класса «Математика – часть нашей жизни»
на 2020-2021 учебный год
Составлена учителем математики первой квалификационной категории: Пастарнаковой Светланой Михайловной
Рабочая программа содержит
1.Результаты освоения программы внеурочной деятельности
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
3.Тематическое планирование
4. Календарно тематическое планирование
1.Результаты освоения программы
УУД | Формируемые умения | Средства формирования |
личностные |
|
|
Метапредметные результаты | ||
регулятивные |
|
|
познавательные |
|
|
коммуникативные |
|
|
2.Содержание внеурочной деятельности деятельности с указание форм организации и видов деятельности
Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.
Задачи программы:
Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики, сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний.
Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.
В основу программы заложена педагогическая идея моделирования реальных процессов, обуславливающих применение математических знаний. Созданные модели реальных ситуаций предусматривают решение учебных задач способом индивидуальной, групповой или коллективной деятельности, с привлечением информационных ресурсов, помощи родителей или иных взрослых, обладающих соответствующим опытом.
Программа предназначена учащимся 7 класса, имеющим определенный запас базовых математических знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на 34 академических часа.
Проведение занятий возможно на базе учебного кабинета, оснащенного оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий.
Реализация программы предусматривает динамику становления и развития интересов учащихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Модуль 1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни.
Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:
- сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений;
- воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей).
Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника.
Математика в быту.
Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи. В какой профессии математика не нужна? Что развивает математика? Решение задач на смекалку.
Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку. Какое необходимо оборудование. Расчет площади и периметра участка. Расчет стоимости ограждения участка.
Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в гостиной? Как расставить мебель в комнате? Практическая работа с моделями.
Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта. Замеры на местности. Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта.
Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи. Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов. Бюджет школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать расходы? Практическое применение составленных таблиц.
Сколько стоит электричество? На что тратит электричество семья. Как можно экономить электричество? За какой срок окупаются расходы на энергосберегающую лампу? Сколько можно сэкономить на двух тарифном счетчике? Решение практических задач.
Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим дня? Когда и сколько нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или вред? Чередование видов деятельности школьника. Сколько нужно выполнять домашнее задание? Сколько школьник учится и сколько отдыхает? Сколько родители работают и сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам.
Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.
Цель занятий состоит в том, чтобы учащиеся получили опыт практического применения математических умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
- расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;
- обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;
- сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера;
- исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя, менеджера.
Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.
Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности.
Подведение итогов деятельности учащихся по данной теме можно провести в форме конкурса эссе по теме: «Моя будущая профессия».
Математика в профессии.
Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается зарплата учителя? Как оплачивается отпуск? Как оценить работу школьника, студента? Решение практических задач.
Что такое отчет? Кто и для чего составляет отчеты? Для чего сводят дебет и кредит? Математика и статистика. Математическое моделирование отчетов. Решение практических задач.
Математика в пищевой промышленности. Что считает мастер пищевого производства? Последствия ошибки в просчетах. Решение практических задач.
Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Стандартный вид числа в лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач.
Математика в промышленном производстве. Как используется математика в производстве автомобилей? Зачем нужен план производства? Выполнение задания сверх плана. Решение практических задач.
Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ пошива школьной формы для класса.
Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте? Решение комбинаторных задач.
Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие.
Модуль 3 «Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.
Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.
Задачи:
- сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;
- ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.
Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра.
Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных связей, составления кластеров и т.п.
Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи.
Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний в ходе деловой игры, организуемой учителем.
Математика в бизнесе.
Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических задач.
Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.
Деловая игра «Юные бизнесмены»
Модуль 4 «Математика и общество» ориентирует учащихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.
Цель занятий состоит в том, чтобы учащиеся получили опыт практического применения математических знаний в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества.
Задачи:
- сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;
- научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;
- раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;
- обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.
Данный модуль не предусматривает написания проектов, но призван формировать у учащихся умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве. На занятиях предусмотрено прослушивание докладов, сообщений, составление кластеров и синквейнов.
Математика в обществе.
Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических лиц. Как избежать штрафов? Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач.
Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и снижение цены на товар? Решение практических задач.
Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги. Коммунальные платежи. Решение практических задач.
Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение практических задач.
Модуль 5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе.
Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе.
Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать.
Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.
Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с запросами и пожеланиями школьников.
Подведение итогов деятельности учащихся по теме можно провести в форме отчетной конференции, на которой следует подвести итоги темы и всего курса, отметить достижения учащихся, провести награждение.
Математика в природе.
Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел.
«Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска. Практическая работа.
Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить высоту дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности (творческая лабораторная работа)
Симметрия вокруг нас. Виды симметрии. Примеры видов симметрии в природе. Решение практических задач.
Формы деятельности: круглый стол, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, конкурсы
3.Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов |
1 | Математика в быту.
| 20 |
2 | Математика в профессии
| 20 |
3 | Математика в бизнесе
| 6 |
4 | Математика и общество
| 8 |
5 | Математика в природе
| 14 |
Календарно тематическое планирование
2ч/нед, всего 68 ч.
№ | Тема занятия | Дата проведения | Коррект. |
1 | Кому и зачем нужна математика? | ||
2 | Разметка участка на местности | ||
3 | Разметка участка на местности . Лабораторная работа. | ||
4 | Меблировка комнаты | ||
5 | Меблировка комнаты .Практическая работа. | ||
6 | Расчет стоимости ремонта комнаты | ||
7 | Расчет стоимости ремонта комнаты. Практическая работа. | ||
8 | Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. | ||
9 | Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. Практическая работа. | ||
10 | Сколько стоит электричество? | ||
11 | Сколько стоит электричество? Практическая работа. | ||
12 | Математика и режим дня. | ||
13 | Математика и режим дня. Практическая работа. | ||
14 | Защита проектов по теме: «Математика в быту.» | ||
15 | Защита проектов по теме: «Математика в быту.» | ||
16 | Защита проектов по теме: «Математика в быту.» | ||
17 | Защита проектов по теме: «Математика в быту.» | ||
18 | Защита проектов по теме: «Математика в быту.» | ||
19 | Решение олимпиадных задач | ||
20 | Решение олимпиадных задач | ||
21 | Из чего складывается заработная плата | ||
22 | Из чего складывается заработная плата. Практическая работа. | ||
23 | Что такое отчет? | ||
24 | Что такое отчет? Практическая работа. | ||
25 | Математика в пищевой промышленности. | ||
26 | Математика в пищевой промышленности. Практическая работа. | ||
27 | Математика в медицине. | ||
28 | Математика в медицине. Практическая работа. | ||
29 | Математика в промышленном производстве. | ||
30 | Математика в промышленном производстве. Практическая работа. | ||
31 | Математика в сфере обслуживания. | ||
32 | Математика в сфере обслуживания. Практическая работа. | ||
33 | Математика в спорте. | ||
34 | Математика в спорте. Практическая работа. | ||
35 | Математика и искусство | ||
36 | Математика и искусство. Практическая работа. | ||
37 | Защита проектов по теме: «Математика в профессии.» | ||
38 | Защита проектов по теме: «Математика в профессии.» | ||
40 | Защита проектов по теме: «Математика в профессии.» | ||
41 | Экономика бизнеса. | ||
42 | Экономика бизнеса. Практическая работа. | ||
43 | Цена товара. Наценки и скидки. | ||
44 | Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач. | ||
45 | Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач. | ||
46 | Деловая игра. | ||
47 | Штрафы и налоги | ||
48 | Штрафы и налоги. Практическая работа. | ||
49 | Распродажи. . Решение практических задач. | ||
50 | Решение практических задач. | ||
51 | Тарифы | ||
52 | Тарифы. Решение задач. | ||
53 | Голосование | ||
54 | Защита проектов по теме: «Математика и общество» | ||
55 | Что и как экономят пчелы? | ||
56 | Что и как экономят пчелы? Решение практических задач | ||
57 | Какова высота дерева? | ||
58 | «Золотое сечение» в живой природе | ||
59 | Симметрия вокруг нас | ||
60 | Защита проектов по теме: «Математика в природе» | ||
61 | Защита проектов по теме: «Математика в природе» | ||
62 | Защита проектов по теме: «Математика в природе» | ||
63 | Защита проектов по теме: «Математика в природе» | ||
64 | Защита проектов по теме: «Математика в природе» | ||
65 | Решение практических задач. | ||
66 | Решение практических задач. | ||
67 | Решение практических задач. | ||
68 | Заключительное занятие. Подведение итогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах
Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс
программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов, количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе учебного издан...
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов, количество учебных часов- 68, разработана на основе уче...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...