Задачи по функциональной грамотности. Формируем математическую грамотность
методическая разработка по математике (6 класс)
Задачи по функциональной грамотности. Формируем математическую грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи по функциональной грамотности 5-6 класс | 226.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЧЕГОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
(МБОУ «Рочегодская средняя школа»)
164577, п.Рочегда, Виноградовского района, Архангельской области, ул.Ломоносова, д.18 а.
Email:rochschool@rambler.ru
«Формируем естественно-научную и математическую грамотность обучающихся»
- Мамонова Марина Дмитриевна, учитель математики, первой квалификационной категории |
ЗАДАЧА №1 «Путешественники» МФГ – 5 класс Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий. Введение В 8 классе МБОУ «Рочегодская средняя школа» обучаются 17 учащихся, ребята решили отправиться на экскурсию в г. Архангельск и посетить музей Малые Корелы на одном из школьных автобусов: ГАЗ - 16-ти местном или на ПАЗ – 22-х местном. Поселок Рочегда находится в Виноградовском районе Архангельской областина правом берегу реки Северная Двина, в 350 км от Архангельска. Название посёлка произошло от одноимённой речки Рочегда, протекающей на территории запани Рочегда и впадающей в Двину. Но есть и другое предположение: в 20-х, 30-х годах прошлого века поляки сплавляли лес по Северной Двине и оставались на ночлег возле берегов будущего посёлка. По-польски слово «стоянка» звучала как «роче». Отсюда и название. http://www.rochegda.edusite.ru/mconstr.html?page=/p7aa1.html |
«Путешественники» Задание1 / 3 Прочитайте текст «Путешественники», а также прочтите справочный материал, расположенный справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ. Дети посмотрели характеристики школьных автобусов и высказали предположение, что если на экскурсию поедет весь класс, то на автобусе марки ГАЗ поместится неболее15 учащихся с учетом сопровождающего. Согласны ли вы с их высказыванием?
Объясните свой ответ. | «Путешественники» Справочный материал. Наличие транспортных средства: Автобус ПАЗ автобус ГАЗ |
«Путешественники» Задание2 / 3 Воспользуйтесь текстом «Путешественники» и справочным материалом,расположеннымисправа.Запишитесвойответна вопросввидечисла. Какое наименьшее количество литров бензинанеобходимо приобрести, чтобы ребята смогли съездить на экскурсию в г.Архангельск и обратно? Запишите свой ответ в виде числа. Запишите своё решение/объяснение в сравнении данных. | «Путешественники» В 8 классеМБОУ «Рочегодская средняя школа»обучаются 17 учащихся, 15 человек решили отправиться на экскурсию в г. Архангельск и посетить музей Малые Корелына одном из школьных автобусов: ГАЗ - 16-ти местном или на ПАЗ – 22-х местном. Поселок Рочегда находится на правом берегу реки Северная Двина, в 350 км от Архангельска. Для автобуса марки ГАЗ и ПАЗ используется бензин марки АИ- 92 Справочный материал.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Путешественники» Задание3 / 3 Воспользуйтесьтекстом«Путешественники»исправочнымматериалом,расположеннымисправа.Запишитесвойответна вопросввиде числа. На основе выводов задачи 2/3, определите наименьшую общую стоимость поездки с учетом расхода на бензин и экскурсию по музею Малые Корелы, если в путешествие отправятся 15 учащиеся 8 класса и все они являются держателями «Пушкинской карты», для сопровождающего группы посещение музея бесплатно? Запишитесвойответ ввидечисла.
Запишите своё решение/объяснение. | «Путешественники» В 8 классеМБОУ "Рочегодская средняя школа"обучаются 17 учащихся, 15 человек решили отправиться на экскурсию в г. Архангельск и посетить музей Малые Корелына одном из школьных автобусов: ГАЗ - 16-ти местном или на ПАЗ – 22-х местном. Поселок Рочегда находится на правом берегу реки Северная Двина, в 350 км от Архангельска. Справочный материал. Для автобуса марки ГАЗ и ПАЗ используется бензин марки АИ- 92
https://www.korely.ru/visitors/prices/ |
ЗАДАЧА №2 «Переезд на новую квартиру» МФГ – 6 класс Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий. Введение Семья Ивановых купили новую квартиру. Перед переездом решили, что не всю мебель они будут перевозить, а только холодильник (600 x 850 x 2400), диван (2000 x 900 x 800), шкаф-купе (1500 x 600 x 2200) и кухонный гарнитур (3000 x 600 x 900 (низ) и 3000 x 300 x 700(верх)). Перед семьей встал вопрос. Какую машину для крупногабаритной мебели им лучше заказать, а также выгоднее по стоимости перевозки и доставки до квартиры. За оказанием такой услуги они обратились в фирму «Новоселье», которая оказывает данную услугу, но просит упаковать мебель в коробки. Упаковку мебели фирма может оказать за дополнительную оплату. Если же мебель не упакована, то фирма не несет ответственности за ее повреждение во время транспортировки. |
«Переезд на новую квартиру» Задание1 / 4 Прочитайте текст «Переезд в новую квартиру», и ознакомьтесь со справочным материалом, расположенным справа.Выберите правильный ответ. Семья Ивановых согласилась с условиями фирмы «Новоселье» и заключила договор на перевозку, доставку мебели до квартиры и упаковку. Фирма упаковала мебель в коробки согласно габаритам мебели (см. справа размеры мебели). Какое количество коробок потребовалось семье Ивановых, если каждую тумбочку (включая электроплиту) кухонного гарнитура упаковывали в отдельную коробку. Выберитеи запишите ответ в виде числа: А - 12 В - 13 С – 15 Д- 18 | «Переезд на новую квартиру» Справочный материал Размеры крупногабаритной мебели: - холодильник (600 x 850 x 2400), вес – 57 кг - диван (2000 x 900 x 800), вес – 100 кг - шкаф-купе (1500 x 600 x 2200), вес – 200 кг - кухонный гарнитур (3000 x 600 x 900 (низ) и 3000 x 300 x 700(верх)), 300 кг |
«Переезд на новую квартиру» Задание3/ 4 Прочитайте текст «Переезд в новую квартиру» и справочный материал, расположенный справа.Запишитесвойответнавопросввидечисла. Используя данные задачи № 2/4, ответьте на вопрос, какую сумму за машину, наиболее подходящую по габаритам, оплатят Ивановы за 2 часа работы? Запишитесвойответ ввидечисла. Запишите своё решение/объяснение. | «Переезд на новую квартиру» Справочный материал Тарифына перевозку https://1-trk.ru/avtopark/do-10-tonn/
|
«Переезд на новую квартиру» Задание 4/ 4 Прочитайте текст «Переезд в новую квартиру», расположенный справа.Запишитесвойответнавопросввидечисла. Используя данные предыдущих задач, найди общую сумму затрат семьи Ивановых для перевозки и доставки крупногабаритной мебели, если за доставку они оплатили 2000 рублей? Запишитесвойответ ввидечисла. Запишите своё решение/объяснение. | «Переезд на новую квартиру» Семья Ивановых согласилась с условиями фирмы «Новоселье» и заключила договор на перевозку, доставку мебели до квартиры и упаковку. Фирма упаковала мебель в коробки согласно габаритам мебели (см. справа размеры мебели), тем самым общий объем мебели увеличился на 10 %. Стоимость одной упаковки, не зависимо от размера стоит 250 рублей. Ивановы заказали машину, наиболее подходящую по габаритам, и оплатили за 2 часа работы? Размеры крупногабаритной мебели (размеры в мм):: Холодильник диван шкаф купе 600 x 850 x 2200 2000 x 900 x 800 1500 x 600 x 2200 Вес – 57 кг 100 кг 200 кг Кухонный гарнитур 3000 x 60 x90 (низ) и 3000 x 30 x 70 (верх)-300 кг Тарифына перевозку https://1-trk.ru/avtopark/do-10-tonn/
|
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (5 класс)
Характеристики заданий и система оценивания
ЗАДАНИЕ 1 «Путешественники» (1 из 3) МФГ - 5 класс | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: неопределенность и данные Компетентностная область оценки: интерпретировать Контекст: личный Уровень сложности: низкий Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа Объект оценки: устанавливать соотношение между данными, представленными на задаче; определять истинность утверждения на основе данных Максимальный балл: 1 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
1 | Выбран ответа - ДА (так как автобус ГАЗ – 16 –местный, то с учетом сопровождающего поместится только 15 учащихся). |
0 | Выбран другой вариант ответа, или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 2 «Путешественники» (2 из 3) МФГ - 5 класс | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: количество Компетентностная область оценки: применять Контекст: профессиональный Уровень сложности: средний Формат ответа: комплексное задание с кратким и развернутым ответом (дать объяснение с сравнительной характеристикой) Объект оценки: составлять числовые выражения по условию задачи, вычислять значения числовых выражений, сравнивать величины, выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи. Максимальный балл: 2 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Записано число – 147 литров и приведено объяснение, например, «1) 350 х 2:100 х 21= 147 литров, расход бензина автобусом ГАЗ на весь путь 2) 350 х 2:100 х 36= 252 литра, расход бензина автобусом ПАЗ на весь путь 147 л меньше 252 л» |
1 | Выбран верный ответ «147», а объяснение неполное, например, не проведено вычисление расхода бензина второго автобуса ИЛИ найдены расходы бензина двух автобусов, но допущена вычислительная ошибка. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует, включая случай, когда выбран верный ответ, но объяснение отсутствует или неверное. |
ЗАДАНИЕ 3 «Путешественники» (3 из 3) МФГ – 5 класс | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: количество Компетентностная область оценки: применять Контекст: профессиональный Уровень сложности: средний Формат ответа: комплексное задание с кратким и развернутым ответом Объект оценки: составлять числовые выражения по условию задачи, вычислять значения числовых выражений, сравнивать величины, выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; создавать мысленные конструкции на основе информации и данных, умение применять данные предыдущей задачи (выводов). Максимальный балл: 2 Способ проверки: программный, использовать справочные данные; извлекать информацию, представленную в двух источниках (в описании ситуации, условии самого задания) | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Записано число 10056 рублей и приведено объяснение, например, «1) 350 х 2:100 х 21= 147 литров, расход бензина автобусом ГАЗ на весь путь. 2) 48 х 147= 7056 рублей, общая стоимость бензина. 3) 200 х 15 = 3000 рублей, общая стоимость экскурсии. 4) 7056 + 3000 = 10056 рублей, общая стоимость путешествия. (допустимо пропустить 1 действие, так как в задаче сказано, «на основе выводов задачи 2/3 определите..») |
1 | Допущена вычислительная ошибка в одном из действий, которая дала неверный конечный результат. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует. |
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (6 класс)
Характеристики заданий и система оценивания
ЗАДАНИЕ 1 «Переезд в новую квартиру» (1 из 4) МФГ – 6 класс | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: пространство и формы Компетентностная область оценки: рассуждать Контекст: профессиональный Уровень сложности: низкий Формат ответа: задание с кратким ответом Объект оценки: решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях, выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; создавать мысленные конструкции на основе информации и данных, представленных вербально и графически Максимальный балл: 2 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Записано число 13. |
1 | Записано число 15. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 2 «Переезд в новую квартиру» (2 из 4) МФГ – 6 класс | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: формы и количество Компетентностная область оценки: применять Контекст: профессиональный Уровень сложности: высокий Формат ответа: комплексное задание с кратким и развернутым ответом Объект оценки: использовать представления об измерениях прямоугольного параллелепипеда (длина, ширина, высота), переводить одни единицы измерения длины в другие (миллиметры в метры), вычислять объем прямоугольного параллелепипеда, находить процент от числа, выбирать и анализировать информацию различных видов и форм представления, составлять числовые выражения по условию задачи, вычислять значения числовых выражений. Максимальный балл: 2 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Записано число 7,5834 м3 и приведено объяснение, например,
ИЛИ выполнено в других единицах измерения |
1 | Записано число 6,894 м3 (не найден V мебели с упаковкой) ИЛИ допущена вычислительная ошибка, приведшая к иному результату. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 3 «Переезд в новую квартиру» (3 из 4) МФГ – 6 класс | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: пространство и формы Компетентностная область оценки: рассуждать Контекст: профессиональный Уровень сложности: низкий Формат ответа: комплексное задание с кратким и развернутым ответом Объект оценки: решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях, создавать мысленные конструкции на основе информации и данных, представленных вербально и графически, умение работать с таблицей данных Максимальный балл: 2 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Записано число 3000 рублей и приведено объяснение, например, (IVECO, фургон, 2.2 т ( 6000x2100x2200 –размеры) 1500 х 2 = 3000 рублей) |
1 | Записано число 3000 рублей, но не дано объяснение. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует. |
ЗАДАНИЕ 4 «Переезд в новую квартиру» (4 из 4) МФГ – 6 класс | |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ: Содержательная область оценки: количество Компетентностная область оценки: рассуждать, применять, анализировать Контекст: профессиональный Уровень сложности: средний Формат ответа: комплексное задание с кратким и развернутым ответом Объект оценки: составлять числовые выражения по условию задачи, вычислять значения числовых выражений, умение работать с таблицей данных Максимальный балл: 2 Способ проверки: программный | |
Система оценивания: | |
Балл | Содержание критерия |
2 | Записано число 8250 рублей, приведено объяснение, например,
|
1 | Записано число 8750 рублей. |
0 | Другой ответ, или ответ отсутствует. |
Естественнонаучная и математическая грамотностьСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация : "Формируем математическую грамотность"
Презентация к уроку "Решение задач на формирование математической грамотности" в 8 классе. Содержит задачи и их решения....
Задание, формирующее математическую грамотность
Задание, формирующее математическую грамотность для учащихся 6 класса....
Задания, формирующие математическую грамотность
Задания, формирующие математическую грамотность...
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 6 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАэлективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 6 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...
Понятие и виды функциональной грамотности; понятие «математической грамотности», основные подходы к оценке математической грамотности
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально ...