Конспект урока "Решение практико-ориентированных задач"
план-конспект занятия по математике (9 класс)
Цель занятия: в ходе выполнения проектной работы создать условия для развития умений выполнять задания №1 - №5 ОГЭ 2024 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_praktiko-orientirovannyh_zadach_9_kl.docx | 315.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Республиканского конкурса методических разработок по развитию функциональной грамотности обучающихся
«PRO-функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам»
Автор: Кокурина Людмила Ивановна
Место работы: МОБУ «Рождественская СОШ»
Должность: Учитель математики
Телефон: 89271843361
Электронный адрес: kokurina.ludmila@yandex.ru
Название номинации: Математическая грамотность
Вид работы: методическая разработка внеурочного занятия.
Тема конкурсной работы:
Развитие математической грамотности на внеурочном занятии по математике в 9 классе на тему:
«Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ»
Рождествено 2024 г
Разработка внеурочного занятия по математике на тему:
«Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ»
Тип занятия: применения знаний, умений и навыков (защита проектов).
Цель занятия: в ходе выполнения проектной работы создать условия для развития умений выполнять задания №1 - №5 ОГЭ 2024 года.
Задачи:
Обучающие
закрепить навыки вычисления;
грамотно применять известные математические факты для решения практических задач.
Развивающие
способствовать развитию мыслительной операции анализа, сравнения, обобщения;
способствовать развитию коммуникативных качеств личности.
Воспитательные
способствовать воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении цели, аккуратности, культуру поведения при групповой и индивидуальной работе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики.
Личностные:
уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
уметь распознавать логически некорректные высказывания, вырабатывать критичность мышления;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметные:
уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.
Педагогические задачи формирования УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный при изучении темы, находить нужную информацию, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Методы обучения: Наглядный, словесный, метод взаимной проверки, метод проблемного обучения, частично поисковый метод, методы самоконтроля.
Технологии обучения: Здоровьесберегающая, технология развивающего обучения, ИКТ – технологии, обучение в сотрудничестве (работа в парах, работа в группе).
Формы обучения: Коллективная форма работы (фронтальный опрос, устная работа), групповая, индивидуальная работа (самостоятельная работа), работа в парах.
Подготовительная работа: учащихся разделить на две группы, выбрать в каждой группе консультанта, который будет распределять задания между учащимися; контролировать и оказывать помощь при выполнении заданий учащимся, у которых возникают трудности при выполнении заданий; контролирует выставление баллов в оценочный лист.
Ход урока:
- Организационный момент. Вводная часть урока
Приветствие учащихся.
«Вы — талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
— Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан-Жака Руссо. Удачи! В добрый путь за новыми знаниями!
Эпиграфом нашего занятия пусть служат слова великого математика Николая Ивановича Лобачевского: «Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
- Актуализация знаний. Устный счет
1. Сколько семья заплатит за расход 5м3 воды, если 1м3 воды стоят
60 рублей? (300р.)
2. В октябре семья заплатила за телефон 400 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (800 руб. за ноябрь и декабрь)
3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на
100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 400 км? (28 л).
4. Школе необходимо 5600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 4700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.);
5. Билет в театр стоит 350 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (1400 руб.)
6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 84 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (7 см)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин.)
Ребята, какие задачи мы сейчас решали? (Ответы детей)
Правильно, практические задачи. Давайте сформулируем тему урока.
(Ответы детей)
Итак, тема нашего урока: «Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ».
Какие цели поставим перед собой на урок?
(Ответы детей)
Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
- Составление кластера
При решении практических задач часто приходится вычислять площади различных объектов, а для этого нужно хорошо знать формулы вычисления площадей геометрических фигур.
Давайте составим кластер «Вычисление площадей геометрических фигур». (Из набора карточек на магнитной доске учащиеся составляют кластер).
Название фигуры | Фигура | Формула площади |
Квадрат | ||
Прямоугольник | S= ab | |
Параллелограмм | S= | |
Ромб | S= | |
Трапеция | S= | |
Треугольник | S= | |
Круг | S= |
- Работа над проектом
Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем, но начнем с малого и шаг за шагом, будем продвигаться к будущему. Ученикам нашей школы поступило предложение. По указанному описанию составить проект по облагораживанию территории школы. У нас будут 2 фирмы заниматься этим проектом. На ваших столах лежат карточки с заданиями, которые необходимо выполнить для реализации данного проекта. Консультант каждой группы распределяет, кто какое задание будет выполнять.
Проект №1
Территория спортивно-развлекательного комплекса имеет форму прямоугольника, сторона каждой клетки на плане 2 м. Вход на территорию осуществляется через главные ворота со стороны дороги. При входе слева расположена детская игровая площадка, прямо за ней кафе. В центре декоративная клумба, за клумбой – бассейн. Справа от бассейна спортивный комплекс, а перед ним открытая спортивная площадка.
Задание 1. Наклейте указанные объекты на план и заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность цифр.
Объекты | Детская площадка | Спортивный комплекс | Бассейн | Кафе | Спортивная площадка |
Цифры |
Задание 2. В здании бассейна на первом этаже уложена кафельная плитка, размер которой 1м х 1м. Какое минимальное количество упаковок плитки необходимо купить, если в одной упаковке 8 штук?
Задание 3. Какое максимальное количество посетителей можно одновременно разместить в кафе, если по нормам на одного человека положено 1,5 квадратных метра?
Задание 4. Найдите расстояние от детской игровой площадки до бассейна магазина (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.
Задание 5. Руководство торгового центра решило установить посередине клумбы фонтан, для этого необходимо подвести воду. Цены на оборудование и стоимость установки от разных фирм указаны в таблице.
Название фирмы | Оборудование и монтаж | Расход воды л/м2 | Площадь фонтана |
«Водовоз» | 20540 руб | 1000 л/м2 | 12 м2 |
«Фонтаны» | 18820 руб | 1200 л/м2 | 25 м2 |
Рассчитайте наиболее дешевый вариант установки фонтана, если стоимость 1 куб.м. холодной воды стоит 50 руб. (1 л = 1 куб.дм.).
Ответы:
Задание 1. 16452;
Задание 2. 5;
Задание 3. 64;
Задание 4. 10;
Задание 5. 20320.
Проект №2
На плане изображен парк аттракционов, имеющий прямоугольную форму (сторона каждой клетки равна 2 м). Вход и выход осуществляется через единственные ворота. Прямо у входа расположена детская игровая площадка треугольной формы, справа от нее – карусель круглой формы радиуса 4 м, рядом с каруселью есть небольшой парк с лиственными деревьями. За игровой площадкой расположена детская железная дорога. Между железной дорогой и американскими горками стоит палатка с мороженым. Для работы аттракционов к парку подведено электричество.
Задание 1. Наклейте указанные объекты на план и заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность цифр.
Объекты | Американские горки | Игровая площадка | Карусель | Железная дорога |
Цифры |
Задание 2. Территорию детской железной дороги (без учета самой дороги) решили выложить декоративной плиткой размером 1 м × 1 м. Сколько пачек плитки потребуется, если в пачке 8 штук?
Задание 3. Какое максимальное количество детей может одновременно находиться на детской площадке, если по нормам на каждого ребенка положено не менее 5 квадратных метров?
Задание 4. Найдите расстояние от железной дороги до центра карусели (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.
Задание 5. Карусель работает за счет подачи к ней электроэнергии со средней мощностью и потребляет 0,75 Кв/ч электроэнергии. Тарифы приведены в таблице.
Тарифы | 1 Кв/ч | Техобслуживание | Входной билет |
Стоимость | 8 | 2000 руб/сутки | 250 руб |
Какое наименьшее число билетов в сутки нужно продать, чтобы окупились расходы на обслуживание карусели, если она работает 10 часов в сутки?
Ответы:
Задание 1. 1432;
Задание 2. 16;
Задание 3. 19;
Задание 4. 13;
Задание 5. 9.
В ходе выполнения заданий ученики заполняют бланк ответа.
Учитель проверяет правильность выполнения заданий в бланке ответов. При обнаружении ошибок, оказывает необходимую помощь учащимся.
- Динамическая пауза
Просмотр видеоролика «Гимнастика для глаз»
- Защита проектов. Предоставление расчетов
Консультант каждой группы распределяет, кто объясняет каждое задание у доски.
Задание №1 – проект прикрепить с помощью магнитов на доску, читая текст, называть и показывать объекты.
Задания №2 - №5 – показать решение с помощью документ-камеры, пояснить расчеты.
- Подведение итогов. Выставление оценок
Выставление оценок в соответствии с оценочными листами.
Критерии оценки:
«5» – 13-18 баллов;
«4» – 9-12 баллов;
«3» – 5-8 баллов;
«2» – менее 5 баллов.
- Рефлексия:
- Что было легко?
- Какие трудности были при решении практико – ориентированных задач?
- Считаете ли, что именно вам досталась самая сложная задача?
- Какая задача, среди рассмотренных была сложней других с Вашей точки зрения? Почему?
- Что Вы можете сделать для того, чтобы не было сложностей при решений такого типа задач?
- Кто самый активный в команде?
- Как вы оцениваете работу своей команды?
Приложение 1
Проект №1
Территория спортивно-развлекательного комплекса имеет форму прямоугольника, сторона каждой клетки на плане 2 м. Вход на территорию осуществляется через главные ворота со стороны дороги. При входе слева расположена детская игровая площадка, прямо за ней кафе. В центре декоративная клумба, за клумбой – бассейн. Справа от бассейна спортивный комплекс, а перед ним открытая спортивная площадка.
Задание 1. Наклейте указанные объекты на план и заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность цифр.
Объекты | Детская площадка | Спортивный комплекс | Бассейн | Кафе | Спортивная площадка |
Цифры |
Задание 2. В здании бассейна на первом этаже уложена кафельная плитка, размер которой 1м х 1м. Какое минимальное количество упаковок плитки необходимо купить, если в одной упаковке 8 штук?
Задание 3. Какое максимальное количество посетителей можно одновременно разместить в кафе, если по нормам на одного человека положено 1,5 квадратных метра?
Задание 4. Найдите расстояние от детской игровой площадки до бассейна магазина (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.
Задание 5. Руководство торгового центра решило установить посередине клумбы фонтан, для этого необходимо подвести воду. Цены на оборудование и стоимость установки от разных фирм указаны в таблице.
Название фирмы | Оборудование и монтаж | Расход воды л/м2 | Площадь фонтана |
«Водовоз» | 20540 руб | 1000 л/м2 | 12 м2 |
«Фонтаны» | 18820 руб | 1200 л/м2 | 25 м2 |
Рассчитайте наиболее дешевый вариант установки фонтана, если стоимость 1 куб.м. холодной воды стоит 50 руб. (1 л = 1 куб.дм.).
Приложение 2
Проект №2
На плане изображен парк аттракционов, имеющий прямоугольную форму (сторона каждой клетки равна 2 м). Вход и выход осуществляется через единственные ворота. Прямо у входа расположена детская игровая площадка треугольной формы, справа от нее – карусель круглой формы радиуса 4 м, рядом с каруселью есть небольшой парк с лиственными деревьями. За игровой площадкой расположена детская железная дорога. Между железной дорогой и американскими горками стоит палатка с мороженым. Для работы аттракционов к парку подведено электричество.
Задание 1. Наклейте указанные объекты на план и заполните таблицу, в бланк ответов перенесите последовательность цифр.
Объекты | Американские горки | Игровая площадка | Карусель | Железная дорога |
Цифры |
Задание 2. Территорию детской железной дороги (без учета самой дороги) решили выложить декоративной плиткой размером 1 м × 1 м. Сколько пачек плитки потребуется, если в пачке 8 штук?
Задание 3. Какое максимальное количество детей может одновременно находиться на детской площадке, если по нормам на каждого ребенка положено не менее 5 квадратных метров?
Задание 4. Найдите расстояние от железной дороги до центра карусели (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.
Задание 5. Карусель работает за счет подачи к ней электроэнергии со средней мощностью и потребляет 0,75 Кв/ч электроэнергии. Тарифы приведены в таблице.
Тарифы | 1 Кв/ч | Техобслуживание | Входной билет |
Стоимость | 8 | 2000 руб/сутки | 250 руб |
Какое наименьшее число билетов в сутки нужно продать, чтобы окупились расходы на обслуживание карусели, если она работает 10 часов в сутки?
Приложение 3
Бланк ответов
Приложение 4
Оценочный лист | |||
№ | Этап занятия | Максимальное количество баллов | Количество баллов выставленные учеником |
1. | Устный счет | 1 балл (+ 1 балл за дополнительный ответ) | |
2. | Составление кластера | 2 балла | |
3. | Работа над проектом | 5 баллов – задание выполнено самостоятельно; 3 балла – задание выполнено с помощью консультанта | |
4. | Защита проекта | 5 баллов – грамотное объяснение, ответ верный; 3 балла – грамотное объяснение, допущены вычислительные ошибки; 2 балла – выполнено не менее 50 % задания, допущены ошибки в алгоритме решения | |
Итого: | |||
Оценка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Конспект и презентация мастер-класса по теме "Решение практико-ориентированных задач"
Подготовка к ЕГЭ по математике. Решение практико-ориентированных задач....
Практико–ориентированный проект«Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»
Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...
Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.
Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...
Конспект урока математики 5 класс "Решение практико ориентированных задач" с использованием кейс технологии
План урока по теме математики 5 класс "Решение практико ориентированных задач" с использованием кейс технологии включает в себя разработку заданий для работы в группах....
Решение практико-ориентированных жизненных задач
Решение практико-ориентированных жизненных задач...
Конспект урока "Решение практико-ориентированных задач"
Урок по расчету стоимости поездки 6 класса в музей...