Урок по теме "Деление с остатком", 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Шалашова Наталья Александровна

Технологическая карта урока. Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx522.26 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx17.71 КБ
Файл variant_1.docx19.6 КБ
Файл 11.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА                                               

1.  ФИО

2.  Место работы

3.  Должность

4.  Предмет

5.  Класс

6.  Тема и номер урока в теме

7.  Базовый учебник

Шалашова Наталья Александровна

МБОУ СОШ №23 г.Мурманск

учитель математики

математика

5

Деление с остатком (урок №1)

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2015.

8. Цель урока:  формировать навыки деления с остатком; получит представление о связи межу компонентами действия деления с остатком,  научить решать задачи, используя действие деления с остатком; активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитание культуры речи; повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

9. Планируемые результаты: 

предметные: выполнять деление с остатком; применять правило, как найти делимое при делении с остатком; уметь записывать правило в виде буквенного выражения; разъяснять связь между компонентами действия деления с остатком в процессе реальной ситуации использовать понятие «деление с остатком»

 личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

 метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

10. Задачи: 

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение деления с остатком при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на деление с остатком

 воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

 развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

11. Тип урока: урок «открытие» нового знания

12. Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, маршрутные листы.

14. Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Задачи для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Девиз урока 

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность.

Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.

(М.И. Калинин)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат маршрутные листы.  Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, отвечать на вопросы, все ваши правильные ответы должны быть оценены в карточке, кроме того в карточке прописан план нашего урока.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Организация устного счета, повторения  компонентов при делении

Устный счет: (слайд) 

1.определите сколько цифр в частном: 16632:54; (3)

2.выполните деление: 55:5; 636:6; 927:3, (11, 106, 309)

3.сравните числа  получившиеся после деления 28 и 7; 63 и 9. (47)

4.Найдите закономерность, и допишите   пропущенные числа

81  27

   3

56  8

     ?

?  18

     8

66  ?

   6

Какие знаки мат действий вы бы поставили в 1 графе

ответ:  (7, 144, 11)

5.Прочитайте выражение разными способами:

75:5

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Учебная ситуация №1: ситуация-проблема

В гости к бабушке пришли 6 внуков. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 20 конфет. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

1. Какое математическое действие поможет решить нам эту проблему?                 

2. Выполните необходимые вычисления и назовите свой ответ.

- Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно разделить поровну, надо разделить 20 на 6; 20 делится на 6 с остатком; в частном получится 3, а в остатке 2.)

- Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Каждому внуку достанется по 3 конфет, и в вазочке останется 2 конфеты.)

- Запишем решение. (Слайд)

3.Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.

определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Организация и контроль за процессом решения задач.

- Назовите компоненты действий, при делении.

- Прочитайте учебник (п 13 стр. 81) и узнайте, как называются компоненты действий при делении с остатком.         

- Как называется число, которое делят? (Делимым.)

- Что такое делитель? (Число, на которое делят.)

- Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное.)

- Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении 

- Ребята, подумайте и запишите, как найти делимое 20, зная делитель, неполное частное и остаток?

- Проверим.

- Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.

- Правило. (Слайд )

Чтобы найти делимое при делении с остатком, надо умножить неполное частное на делитель и к полученному произведению прибавить остаток.

Закрепление изученного материала

Слайд

Найдите делимое, если:

1) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6

2) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15

3) делитель 9, неполное частное 3 и остаток 1

4) неполное частное 15, делитель 4, остаток 0

Проверим на доске (4 ученика)

-  №1 стр.46 в Рабочей тетради

I  вар. – б,г

II вар. – в,д

Выпишите в таблицу делители и частные

делитель

Знак

остаток

Сравните делители и остатки, сделайте вывод

- №2 стр.47 в Рабочей тетради(Слайд )

  - Используя знание таблицы умножения, приведите примеры, когда при делении получаются такие остатки

- №3 стр.47 в Рабочей тетради(Слайд )

   На 9 ____________

   На3 _____________

Когда в остатке получается 0 . Кто ошибся

- №4(а,б) стр.47 в Рабочей тетради

Взаимопроверка в парах.

Делимое = делитель  частное

Работают в парах над поставленными задачами.

23

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Не выполняя действий, выберите пример, который решён верно (объясните почему)

  1. 14301:18 = 45 (ост. 11)
  2. 833:37 = 21 (ост. 38)
  3. 831:43 = 19 (ост. 14)
  4. 517:23 = 31 (ост. 14)  

Решение задач ЕГЭ

  1. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды ?
  2. Шоколадка стоит 31 рубль. Сколько шоколадок можно купить на 170 рублей?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6. Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Тест. (Слайд )

№1. Результат деления называют частным.

№2. Остаток может быть равным делителю.

№3. Делить можно на любое число.

№4. При делении с остатком, остаток больше делителя.

№5. Чтобы проверить, верно ли выполнено деление с остатком, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.

№6. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное разделить на делитель.

Самоанализ. (Слайд )

1  

2

3

4

5

6

да

нет

нет

нет

да

нет

3 правильных ответа – оценка 3

4-5 правильных ответа – оценка 4

правильных ответов – оценка 5

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какое правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком?

- Какое задание понравилось особенно?

- Какое задание было трудным? Что надо делать, чтобы хорошо усвоить тему?

Спасибо за урок!

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

7

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

1



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист.      Фамилия     -----------------------  Тема урока ----------------------------------------

Решение заданий

Затруднения

Самооценивание

1.Задача

2.Задача

3.Новое понятие

Учебник.

(стр.81, п. 13)

4.Правило

5.Применение правила

1.

2.

3.

4.

6. №1 стр.46 в Рабочей тетради

I  вар. – б,г

II вар. – в,д

Внесите в таблицу делители и остатки

остаток

Знак

делитель

Вывод

7. №2 стр.47 в «Рабочей тетради»

8. №3 стр.47 в «Рабочей тетради»

9. №4(а,б) стр.47 в «Рабочей тетради»

10. Не выполняя действий, выберите пример, который решён верно (объясните почему)

1.

2.

3.

4.

12. Тест

1

2

3

4

5

6

13. Задача  



Предварительный просмотр:

Вариант 1

Вариант 2

28 : 6 = 4 (ост. 4)

39 : 8 = 4 (ост. 7)

115 : 7 = 16 (ост. 3)

326 : 5 =65 (ост. 1)



Предварительный просмотр:

1)

неполное частное равно 7, делитель 6, а остаток равен 3

2)

неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15

3)

делитель 9, неполное частное 3 и остаток 1

4)

неполное частное 15, делитель 4, остаток 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи "Цветы - остатки рая на земле"

Повторяем тип речи рассуждение, работаем с тестом, обогащаем словарный запас....

Технологическая карта урока по математики для 5 класса по теме: "Деление с остатком"

Учитель математики ГКУСО МО «Реабилитационный центр для детей с ОВЗ «Коломна» Давыдова О.К.ПредметматематикаКласс5Тема урока...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект урока математики для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Решение простых задач на нахождение суммы и остатка"

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.Цели урока:      Образовательная: создать условия для формирования умения решать задачи на нахождение суммы и остатк...