Математика 6 класс. Урок по теме: «Пропорции»
план-конспект занятия по математике (6 класс)
Урок по математике в 6 классе на тему "пропорции" предназначен для знакомства учеников с понятием пропорции, её свойствами и применением в различных задачах. В ходе урока учащиеся изучат основные термины и определения, научатся определять пропорциональность и решать задачи с пропорциями, используя различные методы. Учитель проведет разнообразные практические упражнения и задачи, чтобы помочь ученикам усвоить материал. Урок также поможет развить логическое мышление, умение работать с числами и применять их в реальных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Пропорции»
Предмет: математика
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий
Технология урока: личностно- ориентированная
Павлова Светлана Владимировна
учитель математики МБОУ СОШ №1 г. Кемь
E-mail:pavlova_svetlana_1971@mail.ru
Цель: развитие умения анализировать пропорцию, находить и определять элементы пропорции, её основное свойство и применять обобщённые предметные знания свойств пропорции в новых условиях.
Задачи:
- научить использовать свойства пропорции для решения различных задач;
- формировать у учащихся умение применять свойство пропорции;
- активизировать знание учащихся по теме «Пропорции»;
- обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме;
- усиление прикладной и практической направленности изученной темы;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей с другими темами курса математики, географии, черчения, технологии, биологии, химии.
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного внимания;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой индивидуальной работе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий
Технология урока: личностно-ориентированная
Основные понятия: пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции.
Циклограмма:
- организация начала урока
- мотивация учебной деятельности
- обобщение отдельных фактов, понятий, явлений
- повторение, обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы способов действий
- физкультминутка
- приведение единичных знаний и способов действий в систему
- подведение итогов, рефлексия
- информация о домашнем задании
Методы и формы: частично- поисковый, диалог, избирательность в способах работы
Ресурсы:
- Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А. С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, - М.: Мнемозина, 2015.
- Попов М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика. 6 класс». М.: Экзамен, 2015.
- Т.М. Ерина. Рабочая тетрадь по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. М.: Экзамен, 2014.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса. М.: ИЛЕКСА, 2013.
- Мультимедия, проектор, компьютер
Представление о результатах:
- личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- метапредметные: ориентироваться в своей системе знаний; проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
- предметные: повторить и обобщить изученные на прошлом уроке знания по теме «Пропорция». Учащиеся научатся записывать пропорции, проверять полученные пропорции, определяя отношения чисел.
Технологическая карта урока по теме: «Пропорции»
Учитель: Павлова Светлана Владимировна
Предмет: математика
Класс: 6
Тема: Пропорция
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий
Технология урока: личностно- ориентированная
Цель: развитие умения анализировать пропорцию, находить и определять элементы пропорции, её основное свойство и применять обобщённые предметные знания свойств пропорции в новых условиях.
Основные понятия: пропорция, крайние и средние члены пропорции, основное свойство пропорции.
Оборудование: учебник Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, -М.: Мнемозина, 2015, мультимедия, проектор, компьютер.
№ | Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1 | Организация начала урока | Создать благоприятный психологический настрой на работу. Развивать способности целеполагания. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Вопросы учителя: Чем мы занимались на прошлом уроке? Для чего нам необходимо уметь решать пропорцию? | Включаются в деловой ритм урока. Просматривают слайд 2 (исторические сведения о пропорции). Отвечают на вопросы. Сформулируют цель урока. Запишут тему урока в тетрадь. | Л: умение ставить перед собой задачу, цель. М: развитие умения смыслового чтения текста |
2 | Мотивация учебной деятельности | Обеспечить мотивацию учения детьми. Принятие ими целей урока, стимулировать деятельность учащихся. | Мотивирует учащихся, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. На сегодняшнем уроке мы повторяем всё, что знаем о пропорциях и масштабах. Сегодня мы с вами увидим, как математика помогает решать задачи по химии, работать с чертежами на технологии и картами на географии и многое другое. | Прослушивают информацию учителя. | Л: самостоятельное выделение познавательной цели |
3 | Обобщение отдельных фактов, понятий, явлений. | Повторить ранее изученные понятия. | Организация устного счёта и повторение понятия пропорции и свойства пропорции. Слайд 3
| Выполняют задания, указанные на слайде, участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | П: повторение материала по теме: «Пропорция». М: умение общаться со сверстниками, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Л: формирование готовности к самообразованию. |
4 | Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы способов действий. | Повторить, обобщить, учить применять полученные знания в новых условиях. Воспитывать здоровый образ жизни | На каких уроках вы встречались с пропорциями? Начнём мы с вами с географии. Задача по географии:(слайд4) Перед вами карта Карелии. Слева вверху указан масштаб этой карты. Измерьте на карте расстояние от г. Петрозаводска до г. Кемь (6см). Каково расстояние от Петрозаводска до Кеми на местности? Запишем краткую запись (слайд 5). Задача по технологии: На этом предмете вы работаете с уменьшенными или увеличенными размерами выкроек и деталей (слайд 7). Для девочек: Длина изделия на выкройке 75см. Вычислите масштаб чертежа, если на нём длина ночной сорочки будет равна 15см. (ответ:1:5) Для мальчиков: Длина детали 300 мм. Какой использовали масштаб, если на чертеже длина детали 60 мм? Задача: На приготовление овсяной каши требуется на 2 стакана хлопьев «Геркулес»: 5стаканов молока, ½ чайной ложки сахара и 2 столовые ложки масла. Сколько граммов хлопьев необходимо согласно рецептуре. Если в наличии только 3 стакана молока, а масса 1 стакана хлопьев равна 90г? (слайд 12) Задача: По данным медиков здоровые тренированные люди могут задерживать дыхание на 55 секунд. После выполнения физических упражнений это время сокращается до 60 %. На сколько секунд смогут задержать дыхание здоровые люди после выполнения физических упражнений? (Ответ на 33 секунды). Вопрос учителя: Вы можете использовать данные этой задачи для определения степени своей тренированности? Задача: Сигаретный дым содержит почти 400 химических соединений, 10% их них канцерогенные, т. е. ядовитые. Сколько ядовитых веществ содержится в сигаретном дыму? (Ответ: 40 соединений). Посмотрите внимательно на рисунок (слайд13) и ЗАДУМАЙТЕСЬ! | Перечисляют предметы на которых сталкивались с пропорциями (химия, история, география, технология). Читают задачу, измеряют на карте расстояние между Петрозаводском и г.Кемь. Решают задачу в тетради, проверяют решение (слайд6). Решают задачу. Решают в тетради и сравнивают ответы. Один ученик решает задачу с комментариями у доски. Остальные в тетради. Обсуждение и решение задачи вместе с учителем. Работают в парах | М: умение применять предметные знания в новых условиях. Л: умение вести диалог на основе равноправных отношений. П: умение решать задачи по теме. П: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. |
5 | Физкультминутка | Смена деятельности | Положите ручки и внимательно посмотрите на рисунок, запомните его (слайд 14). Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести его по памяти в уме. Откройте глаза и проверьте себя. Все запомнили? (слайд убирается). А теперь ответьте на вопросы:
| Рассматривают рисунок, запоминают его содержание. Отвечают на вопросы. | Л: развитие мышления, памяти, общение с учителем, оценивание сверстниками. |
6 | Приведение единичных знаний и способов действий в систему. | Сформулировать выводы по изученному материалу и способов действия с ним. Выявить качества и уровень усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Вопрос учителя: Какой приём вы использовали в ходе решения задач. Предлагаем самостоятельно выполнить работу (слайд 15) Самостоятельная работа: 1вариант:
1)5,8 ;2)5,5 ; 3) 7; 4)другой 2. Из еловых дров удаётся получить 26% угля. Сколько угля можно получить из 380кг еловых дров? 1) 89,8 кг 2) 988 кг 3)92,6 кг 4)другой 3. Два трактора вспахали поле за 5 часов. Сколько нужно тракторов, чтобы вспахать такое же поле за 2 часа? 1) 4; 2)6; 3)5; 4) другой 4. Из 45 учеников класса 18 любят играть в футбол. Сколько процентов учащихся класса увлекаются футболом? 1)38% 2)39% 3) 42% 4) другой
1)43,2см 2)32,5см 3)42,3см 4) другой
1)9,43 кг2)9,18 кг 3)9,26 кг 4)другой 3. Три маляра покрасили забор за 4 часа. За какое время покрасят такой же забор два маляра? 1)6ч 2)8ч 3)10ч 4)другой 4. В автобусном парке из 70 автобусов 56 исправных. Сколько процентов исправных автобусов в парке? 1)87% 2)80% 3)73% 4)другой | Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка | П: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение |
7 | Подведение итогов, рефлексия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивация их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Вопросы: О чём сегодня на уроке шла речь? Какова роль пропорции для решения задач различной тематики? В каких науках встречается использование пропорции? Где в жизни использует пропорцию обычный человек? Что же такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции. Что такое масштаб? Что показывает масштаб? (слайд 16) Перед вами пропорция 2,1/0,6=7/2. Вам необходимо определить верна ли она или нет. И при выходе из класса положить в ящик (по принципу светофора) зелёный жетон, если отвечаете «да», т. е. с этой пропорцией можно дальше работать. Ей путь открыт. Красный жетон, если отвечаете «нет», т. е. с этой пропорцией работать дальше нельзя. Ей путь закрыт. Жёлтый жетон, если вы отвечаете «не знаю». Какие вопросы остались без ответа? Какие вопросы появились после урока? Выставление оценок за работу на уроке | Л: оценка-осознание уровня и качества усвоения, контроль, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; М: оценивание собственной деятельности на уроке. | |
8 | Информация о домашнем задании. | Обеспечить внимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Слайд17. Составить задачу на пропорцию, решить её. Можно нарисовать сюжет задачи (работа выполняется на альбомном листе) | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации
Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: - ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...
конспект урока математики и зож по теме " пропорции" 6 класс с использованием интерактивной доски
урок позволяет в игровой форме, используя интерактивную доску и матералы о здоровом образе жизни , обобщить пройденную тему, связав ее с реалиями жизни...
Технологические карты к урокам по теме "Пропорция". 6 класс. Математика.
Технологические карты к урокам по математике, на тему "Пропорция". 6 класс....
Презентация к уроку по теме "Пропорция" математика 6 класс
Данна презентация составлена к уроку математики 6 класса по теме "Пропорция". Урок объяснения нового материала...
План-конспект урока по математике 6 класса Мерзляк на тему Пропорции
Конспект урока с методом контроля и самоконтроля "Недельные отчеты"...
Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"
В данной презентации представлен обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен, используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...
6 класс Урок по теме "Пропорция"
6 класс Урок по теме "Пропорция"...