Технологические карты к урокам по теме "Пропорция". 6 класс. Математика.
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Технологические карты к урокам по математике, на тему "Пропорция". 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskie_karty_k_teme_proportsiya_6_klass.docx | 57.18 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 1. ПРОПОРЦИИ
Цель деятельности учителя | Ввести понятие пропорции, ее членов; научить составлять пропорции из отношений; ознакомить двумя способами проверки верной пропорции. Развивать грамотную математическую речь. Воспитать умение оценивать свой труд. | ||||||||
Термины и понятия | Пропорции, крайние члены и средние члены. | ||||||||
Планируемые результаты | |||||||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||||||||
записывают пропорции и проверяют полученные пропорции, определяя отношения чисел | Личностные: объясняют самому себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; проявляют положительное отношение к урокам математики, широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; дают адекватную оценку деятельности. Метапредметные: – регулятивные: составляют план выполнения задач, решают проблемы творческого и поискового характера; – познавательные: умеют самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; – коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее. | ||||||||
Организация пространства | |||||||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная | ||||||||
Образовательные ресурсы | Учебник. | ||||||||
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | |||||||||
-Сегодня наш девиз: «Математика-это гимнастика для ума». Как вы его понимаете? -Что в математике позволяет тренировать наш ум? | |||||||||
II этап. Практическая деятельность учащихся. | |||||||||
Цель деятельности. | Задания для практической деятельности. | ||||||||
Решение примеров на развитие вычислительных навыков. | |||||||||
III этап. Сообщение темы урока | |||||||||
Сегодня на уроке мы познакомимся с пропорциями, узнаем, что они могут верными и неверными, научимся составлять верные пропорции. | |||||||||
IV этап. Подготовка к работе на основном этапе. | |||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Подготовить учащихся к введению нового материала. | 1. Найдем числовые значения двух отношений: 6 : 3 и 10 : 5. Мы видим, что они равны: 6 : 3 = 2 и 10 : 5 = 2, следовательно, можно записать равенство 6 : 3 = 10 : 5. Такое равенство отношений называют пропорцией. 2. Определение. Пропорцией называется равенство двух отношений. Числа, составляющие пропорцию (6; 3; 10; 5), называются членами пропорции. 3. Пропорцию можно записать с помощью букв: а : b = с : d, или . 4. Эти записи читают: «Отношение а к b равно отношению с к d» или «а так относится к в, как с относится к d». 5. Числа а и d называют крайними членами, а числа b и с – средними членами. В дальнейшем считают, что все члены пропорции отличны от нуля: а ≠ 0, b ≠ 0, с ≠ 0, d ≠ 0. 6. Чтобы проверить, верно ли составлена пропорция, вычисляют числовое значение каждого отношения, составляющего пропорцию. Если эти отношения равны, то пропорция составлена верно; если не равны, то пропорция составлена неверно. | Примеры: 1) Пропорция 40 : 8 = 65 : 13 составлена верно, так как 40 : 8 = 5 и 65 : 13 = 5. 2) Пропорция 2,7 : 9 = 2 : 5 составлена неверно, так как 2,7 : 9 = 0,3, а 2 : 5 = 0,4. | |||||||
V этап. Усвоение новых знаний и способов действий. | |||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | |||||||
отработать навык составление верных пропорций. | с. 125, № 760. с.125, № 761 | 1. Решить устно: а) Прочитайте пропорцию: 1) 18 : 6 = 24 : 8; 2) 30 : 5 = 42 : 7; 3) 36 : 9 = 50 : 10. б) Назовите крайние и средние члены пропорции. в) Верно ли составлены пропорции? Проверьте. 2. Составьте, если можно, пропорции из следующих отношений: а) 20 : 4 и 60 : 12; б) 6,3 : 0,9 и 2,8 : 0,4; в) 0,25 : 5 и 0,3 : 6. | |||||||
VI этап. Итоги урока. | |||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
1. Вопросы: а) Что такое пропорция? б) Как называются числа х и у в пропорции х : а = b : у? в) Как называются числа m и n в пропорции а : m = n : b? 2. Привести свои примеры верных пропорций. | Домашнее задание: выучить из п. 21 (1-ю часть); решить с. 127, № 772, № 776(а), 777(а), 778. | ||||||||
Рефлексия. | |||||||||
1) Что вызывало у вас затруднения в начале урока и что стало понятно в течение урока? 2) Какие моменты урока особенно понравились? Когда вам было неуютно? Почему?
| Учащиеся оценивают свою работу и работу одноклассников |
УРОК 2. ПРОПОРЦИИ
Цель деятельности учителя | Ввести понятие пропорции, ее членов; научить составлять пропорции из отношений; ознакомить двумя способами проверки верной пропорции; решать уравнения. Развивать логические мышление учащихся. Воспитать умение оценивать свой труд. | |||||||||
Термины и понятия | Пропорции, крайние члены и средние члены. | |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||||||||
читают пропорции и проверяют, верны ли они, используя основное свойство пропорции | Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета, способам решения учебных задач; дают адекватную самооценку учебной деятельности; понимают причины успеха в учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям учебной задачи. Метапредметные: – регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средства ее достижения; – познавательные: передают содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; – коммуникативные: умеют организовывать учебное взаимодействие в группе. | |||||||||
Организация пространства | ||||||||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная | |||||||||
Образовательные ресурсы | Учебник. | |||||||||
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | ||||||||||
-Сегодня наш девиз: «Математика-это гимнастика для ума». Как вы его понимаете? -Что в математике позволяет тренировать наш ум? | ||||||||||
II этап. Практическая деятельность учащихся. | ||||||||||
Цель деятельности. | Задания для практической деятельности. | |||||||||
Решение примеров на развитие вычислительных навыков; проверить уровень усвоение пройденного материала. | 1. Что называется пропорцией? Как называются члены пропорции? 2. Какие из равенств являются пропорциями? а) 2,5 : 0,5 = 45 : 9; б) 2,5 : 0,5 = 3 + 2; в) 0,5 · 12 = 24 : 4. 3. Прочитать пропорцию и проверить, верно ли она составлена: а) 9 : 3 = 24 : 8; б) 1,5 : 0,1 = 0,3 : 0,2; в) 0,38 : 0,01 = 7,6 : 0,2. 4. Составить, если можно, пропорции из следующих отношений: а) 2,8 : 0,07 и 4 : 0,01; б) 500 : 125 и 3,2 : 0,8; в) 0,3 : 0,5 и 0,7 : 0,8. | |||||||||
III этап. Сообщение темы урока | ||||||||||
Сегодня мы научимся решать уравнения нового вида и составлять новые пропорции. | ||||||||||
IV этап. Подготовка к работе на основном этапе. | ||||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Подготовить учащихся к введению нового материала. | 1. Вычислим произведение крайних и произведение средних членов каждой пропорции: а) 20 : 5 = 8 : 2; 20 · 2 = 40; 5 · 8 = 40; б) 1,2 : 0,4 = 30 : 10; 1,2 · 10 = 12; 0,4 · 30 = 12. 2. Можно сделать вывод: произведение крайних членов верной пропорции равно произведению средних членов пропорции. Это свойство называют основным свойством пропорции. Для пропорции а : b = с : d оно записывается 3. Чтобы убедиться в том, что пропорция составлена верно, достаточно проверить, равны ли произведения крайних и средних членов. Если эти произведения равны, то пропорция составлена верно. Примеры: 1) Пропорция 0,9 : 3,6 = 0,4 : 1,6 составлена верно, так как 0,9 · 1,6 = 1,44 и 0,4 · 3,6 = 1,44. 2) Пропорция 5,4 : 1,8 = 4 : 3 составлена неверно, так как 5,4 · 3 = 16,2; а 1,8 · 4 = 7,2. | |||||||||
V этап. Работа над задачей. | ||||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | ||||||||
Формировать навык решение текстовых задач | с.119, № 733 | |||||||||
VI этап. Усвоение новых знаний и способов действий. | ||||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | ||||||||
отработать навык составление верных пропорций. | с. 125, № 764(а). с.125, № 763(а-в) | |||||||||
VII этап. Итоги урока. | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
1. Сформулируйте основное свойство пропорции. Привести свои примеры. 2. Верны ли равенства 60 : 20 = 18 : 6 и 20 : 60 = 6 : 18? 3. Из следующих равенств составить пропорцию: а) 40 · 30 = 20 · 60; б) 18 · 8 = 9 · 16.. | Домашнее задание: выучить правила п. 21; с.127, № 776(б), 777(б), 779. | |||||||||
Рефлексия. | ||||||||||
1) Что вызывало у вас затруднения в начале урока и что стало понятно в течение урока? 2) Какие моменты урока особенно понравились? Когда вам было неуютно? Почему?
| Учащиеся оценивают свою работу и работу одноклассников |
УРОК 3. ПРОПОРЦИИ
Цель деятельности учителя | Закрепить умения находить неизвестные члены пропорции, решать уравнения, имеющие вид пропорции; отрабатывать умение применять основное свойство пропорции. Развивать логическое мышление учащихся. Воспитать умение оценивать свой труд. | |||||||||
Термины и понятия | Пропорции, крайние члены и средние члены. | |||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | |||||||||
находят неизвестный член пропорции, самостоятельно выбирают способ решения. | Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению математики, способам решения учебных задач; дают позитивную оценку и самооценку учебной деятельности; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи. Метапредметные: – регулятивные: работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства; – познавательные: преобразовывают модели с целью выявления общих законов, определяющих предметную область; – коммуникативные: умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции. | |||||||||
Организация пространства | ||||||||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная | |||||||||
Образовательные ресурсы | Учебник. | |||||||||
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | ||||||||||
«Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, - сильное нежелание» (генри Уорд Бичер). Как вы понимаете эти слова? | ||||||||||
II этап. Практическая деятельность учащихся. | ||||||||||
Цель деятельности. | Задания для практической деятельности. | |||||||||
Решение примеров на развитие вычислительных навыков; проверить уровень усвоение пройденного материала. | 1. Что называется пропорцией? Основное свойство пропорции. Привести свои примеры. 2. Составьте, если можно, пропорции из четырех данных чисел: а) 16; 12; 3; 4; б) 0,7; 0,3; 2; 1; в) 0,15; 0,25; 0,03; 0,05. 3. Проверьте (двумя способами), верно ли равенство: а) 49 : 14 = 14 : 4; б) 2,5 : 0,4 = 3,5 : 0,56; в) 0,002 : 0,005 = 0,1 : 0,25. | |||||||||
III этап. Сообщение темы урока | ||||||||||
Какую тему мы продолжим изучать на уроке? | ||||||||||
IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий. | ||||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | ||||||||
отработать навык составление верных пропорций. | с. 125, № 764(б) с. 125, № 765. с. 125, № 763(г,д) | 1. Пропорция 20 : 16 = 5 : 4 верна, так как 20 · 4 = 16 · 5 = 80. Поменяем местами в этой пропорции средние члены. Получим новую пропорцию: 20 : 5 = 16 : 4. Она тоже верна, так как при такой перестановке произведение крайних и произведение средних членов не изменилось. Эти произведения не изменяются, если в пропорции 20 : 5 = 16 : 4 поменять местами крайние члены: 4 : 5 = 16 : 20. 2. Сделать вывод: если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получившиеся новые пропорции тоже верны. 3. В пропорции можно менять местами правую и левую части, то есть 16 : 4 = 20 : 5. Любая пропорция может быть записана восемью различными способами. 4. Записать восемью различными способами пропорцию: 10 : 5 = 6 : 3. Решение. 1) 3 : 5 = 6 : 10; 2) 10 : 6 = 5 : 3; 3) 6 : 3 = 10 : 5; 4) 3 : 6 = 5 : 10; 5) 5 : 10 = 3 : 6; 6) 6 : 10 = 3 : 5; 7) 5 : 3 = 10 : 6; 8) 10 : 5 = 6 : 3. 5. Используя основное свойство пропорции, можно найти ее неизвестный член, если все остальные члены известны. Пример 1. Найдите х, если х : 4 = 15 : 5. В заданном уравнении неизвестное число х является крайним членом пропорции. Используя основное свойство пропорции, можно записать: х · 5 = 4 · 15. Отсюда находим: Правило. Неизвестный крайний член пропорции равен произведению средних членов, деленному на известный крайний член пропорции. Пример 2. Решим уравнение 16 : х = 12 : 6. Неизвестное число х является средним членом пропорции. Используя основное свойство пропорции, можно записать. х · 12 = 16 · 6. Отсюда находим Правило. Неизвестный средний член пропорции равен произведению крайних членов, деленному на известный средний член пропорции. 6. Работа по учебнику. Разобрать решение примеров 1 и 2 на странице 124 учебника. | ||||||||
V этап. Работа над задачей. | ||||||||||
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. | ||||||||
Формировать навык решение текстовых задач | с.118, № 724 | |||||||||
VII этап. Итоги урока. | ||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Ответить на вопросы к пункту 21 на странице 124 учебника. Привести свои примеры | Домашнее задание: с.127, № 774, 777(в), 780, 781(а) | |||||||||
Рефлексия. | ||||||||||
1) Что вызывало у вас затруднения в начале урока и что стало понятно в течение урока? 2) Какие моменты урока особенно понравились? Когда вам было неуютно? Почему?
| Учащиеся оценивают свою работу и работу одноклассников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...
Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»
Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы
Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...
Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови
Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...
Технологическая карта бинарного урока "Утилизация мусора" (Обществознание+математика)
Учитель: Попова А.Р.Классы: 6, 7, 8 классы. Предметы: обществознание...
Технологическая карта интегрированного урока русский язык и математики
Тема: повторение имени числительного и действия с отрицательными и положительными числами.Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычн...