Разработка урока по наглядной геометрии в 6 классе “КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ”
методическая разработка по математике (5, 6, 7 класс)
Основные цели:
образовательная: -продолжить знакомство с координатной плоскостью, терминами «абсцисса» и «ордината» точки;
-научиться строить фигуры по заданным точкам на координатной плоскости;
развивающая: -устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, развивать способность мыслить творчески;
воспитательная: -воспитывать ответственность и добросовестное отношение к учебному труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 45.5 КБ |
list_samokontrolya.docx | 309.82 КБ |
doc2.docx | 61.43 КБ |
zadaniya_na_doske.notebook | 524.31 КБ |
koordinatnaya_ploskost.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по наглядной геометрии
с использованием интерактивных технологий в 6 классе
“КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ”
Разработку урока
составила учитель математики
МОУ “СОШ №3 г.Свирск”
Черниговская Татьяна Анатольевна
Основные цели:
образовательная: -продолжить знакомство с координатной плоскостью, терминами «абсцисса» и «ордината» точки;
-научиться строить фигуры по заданным точкам на координатной плоскости;
развивающая: - устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, развивать способность мыслить творчески;
воспитательная: -воспитывать ответственность и добросовестное отношение к учебному труду.
Оборудование: интерактивная доска SMART-Board, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Слайд 1. – Здравствуйте, ребята!
– Вы сегодня получили билеты на урок, зачем и почему? Что смогли узнать из этого билета? Какой информации не хватает? А как называются место на языке математики?
-А какую тему проходили? («Координатная прямая»)
- отложите билеты в сторону
(«Билеты» соответствуют ряду и месту учащихся.)
Лицевая сторона
Билет для театра Ряд 1 место Место 2 |
Слайд 2. - На прошлом уроке мы говорили где в жизни используется координата. Можете дополнить этот список?
– В жизни кроме театра, где еще сталкиваемся с выбором места какого-нибудь объекта? (Адрес или координаты местонахождения какого-то человека или объекта.)
-Да, верно. В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Это выражение означает, что собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, по которым его можно найти.
А как сформулировать новую тему? Эта тема нам необходима? (ответ)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Слайд 3. Вы получили лист самоконтроля, на котором в течение всего урока будете фиксировать качество выполненной работы.
Слайд 4-6. Устная работа.
- Надо закончить предложения.
- Выбрать из предложенных рисунков тот, на котором изображена координатная плоскость
- Вспомнить, кто явился родоначальником системы координат.
Оцените себя в 1 балл, если смогли ответить правильно на все вопросы.
Дополнить историческую справку. Термин «координаты» произошел от латинского слова ordinatus – «упорядоченный», а приставка co указывает на «совместность», так как координат обычно бывает две или более.
Идея координат возникла в древности. Прямоугольную сетку (палетку) использовали уже в Древнем Египте.
Координатный метод как метод математики был разработан независимо друг от друга выдающимися французскими математиками Пьером Ферма и Рене Декартом (XVII в.).
Термины «абсцисса», «ордината», «координаты» были введены в 80-х годах XVII в. Лейбницем.
3. Первичное закрепление во внешней речи
Слайд 7. – Вспомните, как определить координату заданной точки? (алгоритм)
– В чем может возникнуть самое главное затруднение? (отметить координаты сначала по ОХ, потом по ОУ)
Слайд 8. – Какая задача встала перед нами при определении точек пересечения сторон прямоугольника с осями координат? Как находить координаты точки расположенной на координатной оси). Правило.
Слайд 9. -Задание 4 самостоятельно. Определить координаты точек.
Оцените себя в 2 балла, если смогли ответить правильно на все вопросы или допустили 1 ошибку и поставьте 1 балл, если ошибок было 2 или 3.
Слайд 10. - Давайте немного отвлечемся и поиграем в игру с переходом хода «Убери лишние точки». На плоскости олжны остаться только точки, лежащие в 1 четверти). Правило.
Слайд 11. - Как отметить точки на плоскости? Вспомним алгоритм. –Надо помнить, первая координата всегда берётся на оси абсцисс (х), а вторая на оси ординат (у).
Слайд 12. - А теперь работа в парах. Выполните задание № 7 из листов самопроверки. Не забудьте найти площадь получившегося четырехугольника. Какую формулу вы применили для нахождения площади? (Формулу Пика)
Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один-два ученика у доски (каждый строит по одной фигуре).
Оцените себя в 2 балла, если правильно построили фигуру нашли площадь.
Слайд 13. Один ученик на доске, одновременно другие выполняют задание из учебника.
Слайд 14. Задание № 9. Построить ломаную по точкам на координатной плоскости. Работаем самостоятельно по учебнику.
1 ряд - № 28
2 ряд - № 29
3 ряд - № 31.
Оцените себя в 2 балла, если правильно построили фигуру.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Оцените себя в 2 балла, если правильно построили фигуру по эталону
Слайд 15. Задание № 10.
– Что надо уметь, чтобы выполнить задание? (Определять координаты построенной точки.)
– Составьте алгоритм определение координат точки в координатной плоскости.
Слайд 17. 8. Рефлексия деятельности
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что использовали для «открытия» нового знания?
– Мы достигли поставленной цели?
– Как вы оцените свою работу на уроке? Пройдите к доске и выберите рисунок «солнышко», если вам понравился урок или «тучку», если что-то не понравилось.
Слайд 18. Спасибо за урок.
Слайд 16. Домашнее задание
предлагается 2 варианта заданий:
- выполнить практическую работу по предложенной карточке (построить фигуру, последовательно соединяя точки на координатной плоскости);
2) самому придумать творческую работу по предложенной схеме.
Предварительный просмотр:
Лист самоконтроля Учени___6 а класса__________________________ | ||
«5» - 10-11 баллов «4» -7-9 баллов «3» - 4-6 балов | Максимальный балл | Самооценка |
Задание №1 выполнено без ошибок. | 1 | |
Задание №4 |
| |
без ошибок или 1 ошибка | 2 | |
2 или 3 ошибки | 1 |
|
Задание № 7 |
| |
построили четырехугольник по точкам | 1 |
|
нашли площадь | 1 |
|
Задание №9: по учебнику № 28 или 29 или 31 | 2 |
|
Задание № 10: постройте фигуру | 2-4 |
|
Максимальный балл | 11 |
|
Итоговая оценка | Учитель: | Ученик: |
Задание №4.
Задание №7
Задание № 9.
Задание № 10
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Координатная плоскость
Лист самоконтроля Оценка « 5 » – 11-12 баллов Оценка « 4 » - 8-10 баллов Оценка « 3 » - 5-7 балов З адание Максимальный балл С амооценка Задание №1 Устная работа 1 Задание №4, работа в парах Запишите координаты точек: без ошибок или 1 ошибка 2 2 или 3 ошибки 1 Задание № 7, работа в парах Постройте прямые, определите координату точки пересечения: 2 построили прямые CD и MN ; 1 определили координату точки пересечения и четверть. 1 Задание №9, по учебнику Постройте ломаную (№ 28, 29, 31) 3 Задание дополнительное, по карточке Постройте фигуру (выполните рисунок) 4 Максимальный балл 12 Итоговая оценка Учитель: Ученик:
1.Плоскость , на которой выбрана система координат, называют… 2. Оси на координатной плоскости располагаются… 3. Точка пересечения координатных осей называется… 4. Вертикальная ось называется осью … 5. Горизонтальная ось называется осью … 6. Числа , характеризующие местоположение точки в координатной плоскости называются… 7. Система координат делит плоскость на… Начало координат абсцисс, ОХ ординат, ОУ координатной плоскостью п ерпендикулярно к оординаты 4 четверти
A X Y О Б X Y О В X Y О Г X Y О Д X Y О
В 1637 году Рене Декарт в книге «Геометрия « дал описание применения координат, поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой . Слова «абсцисса» , «ордината», «координаты» первым начал использовать в конце 17 века Готфрид Вильгельм Лейбниц . Немного истории 1 балл Задание №1.
-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 х у -1 Задание №2. Определите координаты вершин треугольника ? ? ?
-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5 4 3 2 1 -2 -3 -4 х у -1 Задание №3. Определите координаты точек пересечения сторон прямоугольника с осями координат ? ? ? ? Если точка лежит на оси ординат, ее абсцисса равна нулю (0;у ) 2. Если точка лежит на оси абсцисс, ее ордината равна нулю (х;0).
-3 -1 -4 y x Задание №4. Определите координаты: A B C D H G F E 0 1 -2 2 4 -2 2 4 A (2; 4); B (4; 2); C (3; 0); D (3; -3); E (-5; 4); F (-3; 0); G (-4; -2); H (-2; -4). -5 1 3 -1 -3 -4 10 3 2 балла
y x Задание №5 . -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 8 6 4 2 -2 -4 -6 -8 (2;8) (8;8) (5;2) (1;1) (-1;0) (11;1) (-1;8) (-3;-1) (2;-3) (-2;-4) (8;-4) (0;1) (3;4) 11
12 У 0 1 -1 1 -1 Х Отметьте точку М ( a ; b ) Первая координата Х = а Вторая координата У = b а b М ( а; b ) Отметьте точку N ( 0; c ) Первая координата Х = 0 точка лежит на оси У Вторая координата У = c c N (0;с) Отметьте точку К ( d ; 0 ) Первая координата Х = d d Вторая координата У = 0 точка лежит на оси Х К ( d ;0) Вывод Проведи вертикальную линию. Проведи горизонтальную линию. Задание №6 . Вспомним а лгоритм : к ак отметить точку?
Задание №7 . Выполните в листах самопроверки
1 ряд -№ 28. 2 ряд -№ 29, 3ряд - № 31. 2 балла Задание №9.
А. (- 8; 1), (- 6; 2), (- 2; 0), (1; 2), (5; 1), (7; - 4), (9; - 3). В. (- 2; 6), (0; 8), (3; 7), (5; 5), (7; 7). С. (1; 2), (3; 9), (4; 8), (5; 8), (6; 9), (6; 10), (5; 11), (4; 11), (3; 10), (3; 9). YY 2 0 2 XX 0 Y X 2 4 6 8 10 12 14 -2 -4 -6 -8 -10 -12 2 8 12 4 6 10 -2 -4 -6 -8 -10 -12 -14 Задание №8. Построить фигуру, последовательно соединяя точки
Построить фигуру по точкам. От 2 до 4 баллов Задание №10.
Домашнее задание: предлагается 2 варианта заданий : выполнить практическую работу по предложенной карточке (построить фигуру, последовательно соединяя точки на координатной плоскости); 2) самому придумать творческую работу по предложенной схеме.
y x . -10 -8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8 10 8 6 4 2 -2 -4 -6 -8 18
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся 5 класса
Разработка урока математики в 5 классе, которая поможет молодым учителям использовать технологию работы учащихся в минигруппах....
Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся шестых классов по теме «Параллелограмм»
Ввести понятие «параллелограмм». С помощью наглядных и практических упражнений конструктивного изобразительного характера ознакомить учащихся со свойствами противолежащих сторон и углов параллелограмм...
Разработка урока по теме Прямоугольные треугольники и Координатная плоскость
Вашему вниманию предлагаются два урока. 1. Урок Прямоугольные треугольники. Геометрия 7 класс.Урок является завершающим в теме и заключает в себе различные методы. 2. Урок Координатная плоск...
Конспект урока по математике в 6 классе «Координатная плоскость»
Цели: Образовательные – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся....
Разработка урока по наглядной геометрии в 5 классе по теме «ТРЕУГОЛЬНИКИ»
При изучении темы "Треугольники" учащиеся знакомятся с видами треугольников. При выполнении практических заданий знакомятся с такими свойствами, как сумма углов треугольника и неравенство треугольника...
Методическая разработка урока по теме «Числовая окружность на координатной плоскости»
Методическая разработка представляет собой конспект урок по математике 10 класс. В конспекте показан урок ознакомления с новым материалом по теме «Числовая окружность на координатной плоскости&r...
Технологическая карта урока по математике для 6 класса "Координатная плоскость"
Технологическая карта урока по математике для 6 класса по теме "Координатная плоскость", учебник Виленкин Н. Я....