Конспект урока по математике в 6 классе «Координатная плоскость»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Цели: Образовательные – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся.
Развивающие – развитие коммуникативной деятельности учащихся, развитие логического мышления, активизация работы учащихся на уроке за счёт вовлечения их в игру, развитие интереса учащихся к предмету посредством нетрадиционной формы ведения урока. Развитие математически грамотной речи, кругозора учащихся.
Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения. Воспитание чувства сопереживания и взаимовыручки, чувства ответственности друг за друга. Воспитание аккуратности при выполнении построений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_klass_koordinatnaya_ploskost.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 32»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект урока по математике в 6 классе «Координатная плоскость»
(урок посвящённый празднику 9 мая)
Подготовила учитель математики
Пугачевич Галина Леонидовна
Нижнекамск
Тема: Координатная плоскость.
Цели: Образовательные – обобщение знаний и умений учащихся по теме «Координатная плоскость», промежуточный контроль за знаниями и умениями учащихся.
Развивающие – развитие коммуникативной деятельности учащихся, развитие логического мышления, активизация работы учащихся на уроке за счёт вовлечения их в игру, развитие интереса учащихся к предмету посредством нетрадиционной формы ведения урока. Развитие математически грамотной речи, кругозора учащихся.
Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения. Воспитание чувства сопереживания и взаимовыручки, чувства ответственности друг за друга. Воспитание аккуратности при выполнении построений.
Оборудование: Девиз урока, рисунки, фигуры (танки, самолёты, корабли), карточки с заданием.
Ход урока.
1 . Организационный момент.
Ребята послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2 . Сообщение темы и определение целей урока.
- Обобщить и систематизировать сведения о координатной прямой (координатной оси), и составляющих её элементах.
3 . Фронтальный опрос.
а) Что такое координатная прямая или координатная ось?
(Прямые Х и У)
б) Что такое начало координат?
(Точка пересечения прямых Х и У)
в) Какую прямую мы называем осью абсцисс?
(Координатную прямую Х)
г) Какую прямую мы называем осью ординат?
( Координатную прямую У)
д) Что называют системой координат на плоскости?
(Две взаимно перпендикулярные прямые Х и У образуют прямоугольную систему координат)
4. Исторические сведения. Координаты (от латинского СО - совместно и ORDINATES- упорядоченный, определённый) числа, заданием которых определяется положение точки на плоскости, впервые вошли в употребление, как астрономические и географические координаты - широта и долгота. В 14 в. Никола Орем (французский математик) координаты на плоскости, используемые для построения графиков, называл – широтой и долготой то, что теперь называют абсциссой и ординатой. Систематически координаты стали применяться к вопросам геометрии в 17 в.. Заслуга введения метода координат принадлежит Рене Декарту, так же французскому математику. Поэтому координатную плоскость, с которой мы познакомились, часто называют Декартовой.
- Дорогие ребята!
- Наш урок посвящен празднику 9 мая. И в армии не обойтись без использования системы координат. Сегодня на нашем уроке произойдут настоящие «боевые» действия. – И так вперёд к победе!
5 . Устная работа.
Вызываются 3 человека от ряда.
Игра «Поражение цели».
На доске рисуется система координат. Крепятся фигуры (танки, самолёты, корабли).
Правила игры: чтобы снаряд попал в цель, орудийный наводчик должен назвать координаты цели. Первая команда уничтожает вражеские самолёты, вторая – танки, третья – корабли. Указкой показывается фигура, выбранный «наводчик» называет её координаты, а «орудийный расчёт» - остальные ученики данной команды – «стреляют». Тот, кто согласен с названными «наводчиком» координатами, поднимает правую руку, а кто не согласен – левую. Цель считается поражённой, если все члены команды дадут правильный ответ (фигура снимается с доски). Если хотя бы один ученик не согласен с координатами «наводчика», фигура остаётся на доске до выяснения. Побеждает та команда, у которой лучшие «наводчики» и «стрелки».
6 . Ребята, пока мы обстреливали наши цели, боеприпасы у нас кончились. Но вот, гонец доставил пакет, в котором говорится вот о чём: «Груз сбросят ночью в квадрат АВСД:
А (-3 ; -4), В (-3 ; 1), С (2 ; 1), Д ( ; ), координаты точки «Д» размыты. Надо определить координаты точки Д, построить квадрат, найти его площадь и периметр.
- Выполнить работу у доски.
Ответ: Д (2; -4)
S = 5 • 5 =25; Р = 5 • 4 =20.
- Груз доставлен. Давайте узнаем его вес? Работу выполняем в тетрадях.
7 . Задача о весе груза: В первом ящике снарядов было в 2 раза больше, чем во втором. Если во второй ящик добавить 8 снарядов, а из первого взять 40, то количество снарядов будет одинаково. Сколько снарядов было в каждом ящике первоначально?
Ответ: 48 снарядов во втором ящике, 96 – в первом.
- Ребята! Теперь задача для разведчиков. Определите координаты огневой точки врага. Выполнить работу на заготовленных листках.
8. «Шифровка».
1) Мы находимся в начале координат;
2) Идём по оси 𝕏 вправо на 3 единичных отрезка;
3) Затем вверх на 4 единичных отрезка;
4) Далее влево на 5 единичных отрезков;
5) Далее вниз на 2 единичных отрезка.
Назовите координаты полученной точки М. (Ответ: Координаты огневой точки (-2 ; 2)).
9 . Чтобы победить, мы должны определить координаты врага. Для этого, вы ребята, должны решить уравнения, тогда вы определите координату данной точки.
- Выполнить самостоятельно 1 уравнение, с последующей взаимопроверкой.
Вариант 1 Вариант 2
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
1) 2)
- Работа в парах.
- После взаимопроверки составить по значениям 𝕩 и 𝕪, координату точки. Во всех уравнениях (-1 ; 10).
-Мы победили и теперь можно отдохнуть: сделать зарядку для глаз и порисовать.
Физ. пауза .
Около 90 % всей информации человек воспринимает глазами. Если ваши глаза устают, то снижается ваше внимание и активность. Давайте перед следующими заданиями дадим глазам и себе отдохнуть.
1) Закрыть глаза на несколько секунд, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть их, расслабив мышцы. Повторить 3 – 4 раза.
2) Посмотреть на переносицу и задержать взор. Затем посмотреть вдаль. Повторить 3 – 4 раза.
3) Медленные наклоны головы: вперёд – влево – вправо – назад. Повторить 3 – 4 раза.
4) Поморгать несколько раз глазами, не напрягая мышц. Сделать глубокий вдох и медленный выдох.
10 . Самостоятельная работа «Художник».
Задание по вариантам: На изготовленных листах, с изображением координатной плоскости, каждый строит фигуру.
Вариант 1. «Волк»
1) (- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4),
(9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1),
(- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).
2) Глаз: (- 6; 5)
Вариант 2. «Верблюд»
1) (- 9; 6), (- 5; 9), (- 5; 10), (- 4; 10), (- 4; 4), (- 3; 4), (0; 7), (2; 4), (4; 7), (7; 4),
(9; 3), (9; 1), (8; - 1), (8; 1), (7; 1), (7; - 7), (6; - 7), (6; - 2), (4; - 1), (- 5; - 1), (- 5; - 7),
(- 6; - 7), (- 6; 5), (- 7;5), (- 8; 4), (- 9; 4), (- 9; 6).
2) Глаз: (- 6; 7).
- Потом самопроверка по готовому рисунку на доске.
11 . Домашнее задание.
- Нарисовать на координатной плоскости рисунок по координатам точек на отдельном листе.
12 . Итоги урока.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Трудными ли были для тебя задания?
- В чём их трудность?
- Над чем надо ещё поработать дома?
- Что понравилось на уроке, а что хотелось бы изменить?
- Выставить оценки особо отличившимся.
Мы победили! Можно праздновать «День победы»!
Список используемой литературы
- Коваленко В. Г. «Дидактические игры на уроках математики» Книга для учителя. – М.; Просвещение, 1990 г.
- Выгодский М. Я. «Справочник по элементарной математике» - М.; Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986 г.
- Автор и источник заимствования неизвестен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры в 7 классе "Координатная плоскость"
Разработка урока заняла 2 место в районном конкурсе "Урок компетентностного характера"....
Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)
Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....
Конспект урока по математике в 5 классе "Координатный луч"
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Координатный луч" .Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный отрезок, координата, координатный луч;2. З...
Открытый урок по математике 6 класс: "Координатная плоскость"
План-конспект урока,презентация...Самоанализ урока...
тест по математике 6 класс "Координатная плоскость"
тест по математике 6 класс "Координатная плоскость"...
Урок по математике 5 класс " Координатная плоскость"
Урок с использованием презентации, тренажера и приложения "Живая геометрия"...
Конспект урока по математике на тему: "Координатная плоскость"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Кординатная плоскость" для учащихся 6 класса...