Разработка урока по наглядной геометрии в 5 классе по теме «ТРЕУГОЛЬНИКИ»
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
При изучении темы "Треугольники" учащиеся знакомятся с видами треугольников. При выполнении практических заданий знакомятся с такими свойствами, как сумма углов треугольника и неравенство треугольника. На занятии используются приёмы конструирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_po_teme_treugolniki.doc | 604.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ТРЕУГОЛЬНИКИ»
Предмет: математика Класс: 5 Тема урока: "Треугольники" Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников. Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно добывать знания, побуждать к любознательности. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, коммуникативность, прививать аккуратность и трудолюбие. Оборудование: проектор, компьютер, карточки с дифференцированными заданиями, листы бумаги, модели фигур. Методы урока: словесные, наглядные, практические.
План урока: 1. Организационный момент. (1-2 мин) 2. Актуализация опорных знаний (5-6 мин) 3. Изучение нового материала (15-20 мин) 4.Физкультминутка (1-2 мин) 5. Закрепление изученного материала (10-11 мин) 6. Подведение итогов урока. (2 мин) 7. Творческое домашнее задание. (1-2 мин) 8. Рефлексия.(2 мин) Ход урока: 1.Организационный момент (1-2 мин) Класс оформлен плакатами: “Не знающий геометрию, да не войдет в Академию”(Платон), “Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.” (В. Произволов) “...Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение.” (В.Ф. Каган) 2.Актуализация опорных знаний (5-6 мин) Применяемые методы и приемы: устный ответ, работа 2 учеников по карточкам у доски. Форма проведения этапа: фронтальная и индивидуальная 1) Задания на повторение. Вызываются 2 ученика к доске. Они работают по карточкам. Остальные учащиеся работают по слайду, с помощью которого осуществляется повторение основных геометрических фигур и понятий. Учащимся необходимо будет назвать фигуры, которые они видят на слайде, а также вспоминают определения. 2) По слайду осуществляется повторение на виды углов. Учащимся необходимо указать правильное соответствие. Данное задание ученики выполняют по очереди цепочкой (фронтальная форма). 3) Ответ у доски учащихся, работающих по карточкам. 3. Изучение нового материала (15 - 20 мин) Применяемые методы и приемы: проблемный, объяснительно-иллюстративный метод, беседа. Форма проведения этапа: фронтальная Изучение новой темы «Треугольники» осуществляется при помощи презентации, которая проецируется на экран. Презентация построена на основе проблемных вопросов в следующей последовательности: на слайде находятся картинки, которые рассматриваются учащимися. В это время учитель начинает свой рассказ. 1. Проблемная беседа. В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем много написано, сняты фильмы. Это место, расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется “бермудским треугольником”. А ещё его называют “дьявольский треугольник”, “треугольник проклятых”. Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа “бермудского треугольника” остаётся тайной и по сей день. Во время моего небольшого рассказа прозвучало название фигуры, вам уже известное. Какой геометрической фигуре мы сегодня посвятим наш урок? - Треугольнику. Итак, сегодня мы познакомимся с фигурой, которая в геометрии называется треугольником. Давайте попробуем дать определение. Вопрос: а можно ли построить треугольник, если точки расположить на одной прямой? Пробуем. Делаем вывод. После анализа и рассуждений делаем вывод, что треугольник – это фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющих данные точки. Приведите примеры предметов треугольной формы, которые вам встречаются в жизни (слайд ) Вместо слова “треугольник” употребляют знак Δ. Запишем Δ АВС. Ребята, эти три точки, не лежащие на одной прямой, называются вершинами. Запишем. Отрезки – это стороны треугольника. Сколько их? (Работа в парах) Записываем АВ, АС и ВС. Какие элементы есть еще у треугольника? (Выясняем, записываем). Итак, у треугольника есть три угла. Три стороны, три угла, три вершины – всё это элементы треугольника. Рассмотреть виды треугольников
2. Практические задания: 1. На столе лежит лист бумаги из тетради. Попробуйте из листа бумаги прямоугольной формы получить треугольник. Одинаковые ли треугольники у вас получились? 2. Посмотрите на экран. - Какую фигуру видите? - Есть ли у этого треугольника прямой угол? Назовите его. Вывод. Треугольник, у которого есть прямой угол называется прямоугольным. 3. Посмотрите на следующий треугольник: Что можно сказать об этом треугольнике? Все углы меньше прямого, значит это остроугольный треугольник 4. Угол больший прямого угла, называется тупоугольным. Если у треугольника есть тупой угол, то такой треугольник называется тупоугольным. 5. Изготовьте из проволоки модель четырёхугольника. Не меняя длины сторон, можем ли мы изменить форму? Попробуйте. (Да) А если взять треугольник? (Работа в группах. Ребята выясняют, можно ли изменить форму треугольника. Работа с моделями) - Вывод (после обсуждения): Если заданы три стороны треугольника, то его форму уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике. Приведите примеры. Примеры: - Стропила зданий имеют вид треугольников. Это придаёт крепость и устойчивость. - При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. Чем больше треугольников в любой конструкции, тем она прочнее 3. Учитель: Как вы думаете, чему равна сумма углов любого треугольника? (Заслушать ответы). Давайте это выясним, верны ли ваши предположения. Предлагаю провести измерения углов с помощью транспортира. Какие результаты получились? Заслушать. Выясняем, что сумма углов у всех получилась разная. (Выясняем, что так может получиться потому, что приложили транспортир неточно, небрежно выполнили подсчет и т.д.) Я предлагаю провести исследовательскую работу: У каждого из вас на столах лежат модели треугольников, вырезанные из бумаги. Сложите углы данных треугольников так, чтобы получился конверт. Что вы можете теперь сказать о сумме углов треугольника? Вывод: Замечаем, что все углы треугольника в сумме образуют развернутый угол, величина которого равна 180°, значит сумма углов треугольника равна 180°. Задания по конструированию:
Ну, а теперь немного отдохнем. 4. Физкультминутка (1-2 мин) Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Продолжаем урок. 5. Закрепление изученного материала (10 -11 мин) 1) На слайде представлены чертежи фигур на плоскости. Учитель предлагает сосчитать треугольники в представленных фигурах. 2) Определите вид треугольника
3) Учитель: Предлагает решить задачу: Пусть нам дан треугольник ΔАВС со сторонами АВ=6 см, ВС =8 см, АС=9 см. Запишите ответ и попробуйте сделать вывод. Сумма длин двух сторон: АВ+ВС= , АВ+АС= , ВС+АС= . Сравните: АС и АВ+ВС, ВС и АВ+АС , АВ и ВС+АС . Сделайте вывод Делаем вывод: В треугольнике длина каждой стороны меньше суммы длин двух других сторон. 6. Подведение итогов урока. (2 мин) Учитель: Вы хорошо поработали на уроке. Оцените свою работу. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что знания, которое вы получили сегодня, помогут вам на уроках геометрии в старших классах. 7. Творческое домашнее задание (1-2 мин) Предлагаю вам дома выполнить следующую творческую работу. 1. Составьте рисунки из треугольников. 2. Сочините стихотворение или сказку по теме «Треугольники». 8. Рефлексия. (2 мин) В конце урока проводится беседа, в которой обсуждаем: - Что нового узнали на уроке? - Что вызвало трудности и над чем нужно поработать? - Что понравилось на уроке? Всем спасибо за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся 5 класса
Разработка урока математики в 5 классе, которая поможет молодым учителям использовать технологию работы учащихся в минигруппах....
Разработка урока по наглядной геометрии для учащихся шестых классов по теме «Параллелограмм»
Ввести понятие «параллелограмм». С помощью наглядных и практических упражнений конструктивного изобразительного характера ознакомить учащихся со свойствами противолежащих сторон и углов параллелограмм...
Урок геометрии 7 класс по теме "Треугольники".
Определение треугольника и его элементов, периметра треугольника, понятие равных треугольников....
Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"
Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...
презентация к уроку геометрии 7 класс по теме "Треугольники"
Презентация к уроку по теме "Треугольники", геометрия7 класс, Л.С. Атанасяна...
"Танграм". Урок по наглядной геометрии. 5 класс
Урок по наглядной геометрии в 5 классе...
Разработка урока по наглядной геометрии в 6 классе “КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ”
Основные цели:образовательная: -продолжить знакомство с координатной плоскостью, терминами «абсцисса» и «ордината» точки;-научиться строить фигуры по заданным ...