Конспект урока для 5 класса «Отрезок. Длина отрезка»
план-конспект урока по математике (5 класс)

Учайкина Анна Николаевна

Конспект урока для 5 класса «Отрезок.  Длина отрезка» разработан  на основе системно – деятельностного подхода с соблюдением требований ФГОС  при проведении каждого этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изучения нового материала.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

математика

Класс

5

Тема урока

«Отрезок.  Длина отрезка»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь

 - Строить отрезок, называть его элементы, измерять длину отрезка, выражать длину в различных единицах

- Строить треугольник, многоугольник, идентифицировать геометрические фигуры при изменение их положения на плоскости.

  1. Расширение кругозора
  2. Приобретение опыта совместной работы (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  3. Приобретение опыта использования моделирования математическими средствами.

Развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к математике, способствовать развитию коммуникативных компетенций ,развитие творческих способностей.

Оборудование:

  • Математика 5. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы:  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд , издательство "Просвещение", г. Москва 2012
  • Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И., издательство "Мнемозина", г. Москва 2008
  • компьютер,
  • проектор,
  • Раздаточный материал.
  • Интерактивная доска.

Образовательные интернет-ресурсы

      Портреты  и картинки (по поиску)

Картинки   https://fs00.infourok.ru/images/doc/273/278217/img9.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0c4e/0006fda5-fb63b89d/img5.jpg

Основные понятия

Отрезок, концы отрезка, равные отрезки, расстояние между точками,  единицы измерения длины Треугольник. Элементы треугольника. Виды треугольника. Многоугольник.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП  Оргмомент. Цель – активизация учащихся.

Деятельность учителя

Учитель приветствует учащихся.

Предлагаю записать в дневник домашнее задание и объясняет, что его они смогут выполнить, если внимательно будут слушать учителя и активно работать на уроке.

Деятельность учащихся

Приветствуют учителя, записывают домашнее задание

Формирование УУД

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Личностные УУД (самоопределение)

2. ЭТАП  Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Деятельность учителя      

Сейчас мы проверим, как вы усвоили предыдущую тему.

У каждого учащегося на столе лежит бланк «Лист ответов». Учитель предлагает подписать лист.

Текст заданий представлен с помощью проектора (приложение 2).

Самоконтроль.

-Проверьте ваши ответы по доске и оцените свою работу. С критериями оценки вы знакомы. Текст проверки представлен с помощь проектора .

– Скажите, ребята, а как вы провели летние каникулы, чем занимались?

-Любимое ваше занятие летом- дайте угадаю- купание! А вы знаете, что в плавании тоже есть разряды? Кто знает- какие?

Деятельность учащихся

Учащиеся работают с бланком, выполняя задания.

Учащиеся выставляют себе оценку за выполненную работу по оговоренным ранее критериям ответа.

1,2,3 разряды.

Формирование УУД

Познавательные УУД :

(Анализ объектов с целью выделения признаков)

Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.)

Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация . Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Учитель предлагает по рисунку ответить на вопросы:

  • Какие геометрические фигуры видите на чертеже?
  • Сколько разных отрезков на чертеже?
  • Сколько треугольников?

Сколько четырехугольников?

•        Отрезки, треугольники, четырехугольники.

•        12.

•        9

•        1

Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче.

4 ЭТАП. Изучение нового материала. Опыты.                                                                                                                                                   Цель – познакомить учащихся  с понятиями «Десятичная дробь», «целая часть десятичной дроби»,  «десятичная знаки дроби»  

Деятельность учителя

Постановка проблемы. Открытие нового.

Давайте выполним следующее задание Запишите в виде десятичной дроби : 25/10; 13/100; 10/25

Деятельность учащихся

1.Выполняют задание.

В ходе обсуждения выясняют, как можно перевести обыкновенные дроби в десятичные

Формирование УУД Коммуникативные УУД (Постановка вопросов)

Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной  цели)

Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, анализируют, сравнивают, обобщают факты и явления.

Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают).

Познавательные:

применение полученных знаний в решении практической задачи.

5  ЭТАП.  Усвоение новых знаний

Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: «Окружность и круг».

Деятельность учителя

Учитель предлагает выполнять запись в тетради по слайдам презентации экране.

Практическая работа

1. Постройте в тетрадях две различные точки А и В.  (вспомнить обозначение точек). Сколькими отрезками можно соединить их? Проведите отрезок.

Как можно назвать полученный отрезок? Еще как?

2.Постройте отрезок КМ. Постройте точку Е, лежащую на отрезке КМ.

-Между какими точками лежит точка Е. Сделайте вывод.

-Сколько отрезков получилось? Чему равно длина отрезка КМ?

Постройте точки О и Р не лежащие на отрезке КМ.

3. Как можно сравнить два отрезка? Что можно сказать об отрезках МК и СД?

-Что можно сказать об отрезках ЕН и ЕF?  Сравните эти отрезки?  Сделайте вывод.

-Но чему равна длина отрезка ОЕ?

-Сколько раз ОЕ откладывается на отрезке АВ?

- Чему равна длина отрезка АВ? Как можно назвать отрезок ОЕ?

- Как иначе назвать длину отрезка АВ?

-Какие единицы измерения длины вы знаете?

 Деятельность    учащихся

Учащиеся выполняют соответствующие записи.

АВ, ВА.

        

Три отрезка. КМ=КЕ+ЕМ. Длина всего отрезка равна сумме длин отрезков на которые он разделен. Целое равно часть + часть.

Отрезки можно сравнить с помощью измерителя. МК=СД.

ЕН- часть отрезка ЕF. EH меньше EF.

Часть всегда короче всего отрезка.

1 сантиметр.

ОЕ откладывается на АВ 5 раз.

Длина отрезка АВ равна 5 сантиметрам.

Расстоянием между точками А иВ.

Называют единицы измерения и их соотношения

Формирование УУД Познавательные:

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы.

6 ЭТАП. Организация первичного закрепления

Цель - Установление правильности и осознанности восприятия темы  «Понятие десятичной дроби».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Деятельность учителя

Учитель предлагает работу в группах.

 -Ребята, что значит измерить какую-либо величину?

Каждому человеку неоднократно приходилось что-то измерять: длину прыжка, свой рост, высоту забора. Как справились герои известного мультика с каким заданием мы сейчас посмотрим.

Интересно, какие находчивые герои мультика. На первых порах развития человечества так и происходило: мерили длиной ступни, шириной ладони и др. Названия мер у разных народов свидетельствует об их происхождении от разных частей человеческого тела: локоть, ладонь, фут, дюйм, сажень, ярд, аршин.

Значит, чтобы измерить что-либо, надо сравнить с эталоном. Образец меры –метр, принят за эталон, сейчас он хранится в музее во Франции.

А чем мы можем измерить длину?

Сначала была изобретена линейка, а циркуль  позже в 1 веке в Древней Греции. Также, для более точных измерений применяют миллиметровую линейку и штангенциркуль.

Работа в группах по 4 ученика.

Ребята должны измерить  рост одного члена группы (он будет «удавом») различными мерами длины и с помощью метра.

  1. Локоть.
  2. Малая пядь.
  3. Ладонь.
  4. Аршин.
  5. Большая пядь.
  6. Результаты запишите в тетрадь. Сделайте вывод: что значит измерить длину в локтях, пядях, ладонях, аршинах?

Оцените свою работу.

.

Деятельность учащихся

Разбиваются на группы.

Дети высказывают свое мнение и рассуждают.

Просмотр мультфильма «38 попугаев»

 Выполняют задание.

Оценивают свою работу.

Коммуникативные:

Формулировать свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи.

7 ЭТАП. Организация первичного контроля

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: «Понятие десятичной дроби»

Деятельность учителя

Учитель предлагает учащимся задачи из учебника стр.11 № 31,32.

Проверяем решение задачи.

Учитель просматривает тетради детей. Напоминает об аккуратности ведения записей в тетради.

Проверочная работа

1-й вариант.

Начертить отрезки АВ и СД. Измерить длину отрезков. Сравнить длины отрезков. Построить две точки, лежащие на отрезке СД, и одну точку, не лежащую на ней.

2-й вариант.

Начертить отрезки МК и РО. Измерить длину отрезков. Сравнить длины отрезков. Построить одну точку, лежащую на отрезке МК, и две точки, не лежащие на ней.

Учитель собирает выполненные работы.

Деятельность    учащихся   

Учащиеся работают в тетради.

№31. Один из учеников работает на обратной стороне доски.

Ученик комментирует свой ответ, учащиеся с места вносят свои коррективы.  №32. Решают в тетради.

1 ученик комментирует с места.          

  Учащиеся выполняют проверочную работу на «листе ответов» и в конце урока сдают учителю.

Формирование УУД                          

Регулятивные:                                            

Выделяют в условии данные, необходимые для решения задачи, строят логическую цепочку рассуждений, сопоставляют полученный результат с условием задачи. Сличают свой способ действия с эталоном.

Коммуникативные:

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные:

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

8 ЭТАП  Подведение итогов урока                                                                                                                                    

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Деятельность учителя

-С какими геометрическими фигурами работали?

-Какие единицы измерения длины вы знаете?

Деятельность    учащихся   

Озвучивают понятия, отвечают на вопросы, приводят примеры.

Формирование УУД

Структурируют знания, в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки.

9 ЭТАП. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Деятельность учителя

Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Напишите в зависимости от вашей самооценки на выданной вам карточке от 2 до 5,не забывая подписать карточку.

Деятельность    учащихся   

Дети записывают цифру и сдают учителю

Формирование УУД

Личностные. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке, развивать умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока.

10 ЭТАП Домашнее задание.     стр. 10-11 читать, ответить на вопросы на с.11, № 65, 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Математика 5. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы:  Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд , издательство "Просвещение", г. Москва 2012
  2. Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И., издательство "Мнемозина", г. Москва 2008
  3.  Портреты и картинки (по поиску) http://images.yandex.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник"

Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему "Отрезок. Длина отрезка. Треугольник"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Открытый урок по теме: "Отрезок. Длина отрезка". 5 класс

Открытый урок по теме: "Отрезок.Длина отрезка", 5 класс.По УМК: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б....

Урок в 5 классе "Отрезок. Длина отрезка"

Урок в 5 классе "Отрезок. Длина отрезка" вне аудитории...

Разработка урока по теме "Отрезок. Длина отрезка"

Конмпект урока по теме "Отрезок. Длина отрезка" предназначен для аудитории 5 класса....

Разработка урока по теме "Отрезок. Длина отрезка " 5класс

Материал содержит разработку урока...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...