Решение тригонометрических уравнений.
методическая разработка по математике (10 класс)
Решение тригонометрических уравнений и типичные ошибки обучающихся при их решении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_trigonometricheskih_uravneniy.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение тригонометрических уравнений и типичные ошибки обучающихся при их решении.
Чтобы успешно сдать выпускные экзамены по математике, необходимо внимательно разобрать и глубоко усвоить теоретический материал, получить твёрдые и прочные навыки в решении задач. Математику нельзя выучить за один день или несколько месяцев – только длительные занятия сделают экзаменационные задания простыми и доступными. В данном материале рассматриваются основные методы решения тригонометрических уравнений, что может помочь будущим выпускникам устранить некоторые пробелы в знаниях и предостеречь их от возможных ошибок.
Основные методы решения тригонометрических уравнений.
1. Сведение к уравнениям вида
sinax = b, cosax = b, tgax = c, где аR, cR, b
2. Сведение к уравнениям вида
sinax = sinbx, cosax = cosbx, где a, bR
3. Сведение к уравнениям вида
asinx + bcosx = c, где a2 +в2 0; a, b, R.
Полученное уравнение можно преобразовать к более простому виду. Для этого разделим его на . Введём следующие обозначения:
.
Так как cos2 +sin2 =1, то данное уравнение примет вид
sincos +cossin = или
sin += = .
4. Сведение к квадратному уравнению
5. Разложение на множители
6. Сведение к однородному уравнению.
Задание 1. Решите уравнение:
sinx = 0.
Некоторая часть учащихся, используя свойство равенства нулю двух множителей, сразу пишет, что исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений
Ответ:
Уравнение решено неверно, так как ученик не учёл область определения арифметического корня.
Правильное решение выглядит так:
sinx = 0
Ответ:
Задание 2. Решите уравнение:
sinx + cosx = 0.
Правильное решение: 1 способ.
sinx + cosx = 0sinx +sin( – х) = 02sin • cos = 02sin • cos(x−) = 0 cos(x−) = 0x− = + x = + x = − +
Ответ: − + ,
2 способ.
Данное уравнение является однородным относительно sinx и cosх. Уравнение asinx + bcosx = 0, a,b не имеет решений вида + , разделив уравнение на cosx, получим a tgx +b = 0, откуда tgx = −.
Поэтому исходное уравнение sinx + cosx = 0 разделим на cosx и получим tgx = −1, откуда х = − +
Ответ: − + ,
Задание 3. Решите уравнение:
sinx + |cos( –x)| = 0
Правильное решение:
Используя формулы приведения, имеем:
sinx + |cos( –x)| = 0 sinx +|sinx| = 0
Ответ: ,
Задание 4.
Решите уравнение:
3sinx + 4cosx −5sin7x = 0
Правильное решение:
3sinx + 4cosx −5sin7x = 0 sinx + cosx = sin7x.
Введём следующие обозначения: cos = , sin = . Тогда = arksin . С учётом введённых обозначений исходное уравнение представим в виде:
sinxcos + cosxsin = sin7x sin(x+) = sin7x x+ = •7x +
Ответ: .
Задание 5.
Решите уравнение:
sinx+cosx = 1
Решение.
Правильное решение.
1 способ. Введение вспомогательного угла.
Разделим обе части уравнения на :
sinx+cosx = 1| :
sinx + cosx = ,
cossinx + sincosx = ,
sin(x+) = ,
x + =arksin +,
x = − + +.
Ответ: − + +.
2 способ. Сведение к однородному уравнению.
Выразим sinx, cosx и 1 через функции половинного аргумента:
sinx = 2sin cos , cosx = cos2 − sin2 , 1 = cos2 + sin2 , получим:
2sin cos + cos2 − sin2 = cos2 + sin2 ,
2sin cos − 2 sin2 = 0 |: 2cos2 ,
tg – tg2 =0, tg (1− tg ) = 0,
Если tg = 0, то = x = 2
Если (1− tg) = 0, то tg = 1, = + + 2
Ответ: 2 + 2
Задание 6.
Решите уравнение:
cоs() = sin(4.
Решение.
Пользуясь формулами приведения, получим: − Пользуясь формулой синуса двойного угла для и приведя подобные члены, получим:
, = 0. Последнее уравнение равносильно совокупности уравнений
Ответ:
Задание 7.
Решите уравнение:
+3cos2 = 2
Прежде чем решать уравнение обязательно надо найти область допустимых значений переменной (ОДЗ), что довольно часто забывают учащиеся.
Решение.
ОДЗ исходного уравнения состоит из всех х + Пользуясь тем, что = на данной ОДЗ, имеем:
,
4
.
Решением этого уравнения являются
Все эти решения удовлетворяют ОДЗ исходного уравнения.
Ответ:
Задание 8.
Решите уравнение:
.
Данное тригонометрическое уравнение разложим на множители и заменим его равносильной совокупностью простейших уравнений.
Решение.
( − ) = 0( − )(2) = 0 .
Решением первого уравнения системы являются . Решением второго уравнения являются
Обе эти серии корней являются решениями исходного уравнения.
Ответ: ; .
Задание 9.
Решите уравнение:
3соs2 x = sin2 x + sin2x.
Решение:
Данное уравнение является однородным второй степени. Значения х, удовлетворяющие равенству cosx = 0, не являются решением исходного уравнения. Поэтому разделим обе части уравнения на cosx. Получим:
3 = + 3 =
Ответ:
Задание 10.
Укажите все корни уравнения + = 0, принадлежащие отрезку [−].
Решение.
+ = 0+ = 0 = 0
1) Решением первого уравнения совокупности являются x = .
Проведём отбор корней:
− , − .
Число k – целое число, значит, k и на промежутке [−] имеется три корня
x1 = −, x2 = 0, x3 = .
2) Решим второе уравнение совокупности cosx = −, x = + 2.
Рассмотрим первую серию корней, x = + 2, и выделим из них те, что принадлежат данному промежутку:
− + 2, тогда − 2 и − , т.е. k{−1; 0}.
В этой серии получаем корни х4 = и х5 = . Корни второй серии могут быть записаны с учётом чётности cosx и симметричности отрезка [−]: х6 = , х7 = − .
Ответ: , − − , 0, .
Задание 11.
Решите уравнение:
−52cos2 x+1
Решение.
Используя формулы cos2 х = и cos4x = 2cos2 2x−1, перепишем исходное уравнение в виде 10cos2 2x + cos2x −3 = 0. Пусть cos2x = y, тогда получим квадратное уравнение относительно переменной у: 10у2 + у −3 = 0, которое имеет корни у1 = , у2 = −. Исходное уравнение равносильно совокупности
.
Ответ:, ; n,m
Задание 12.
Решите уравнение: sin2x + sin6x = 3 cos2 2x.
Решение.
Применив формулу сложения синусов, исходное уравнение запишем в виде:
2sin4xcos2x = 3cos2 2x. Так как sin4x = 2sin2xcos2x, получим 4sin2xcos2 2x − 3cos2 2x = 0,
cos2 2x(4sin2x−3) = 0, откуда получаем совокупность уравнений:
cos2 2x = 0 и sin2x = , решениями которых являются 2x = + и 2x = (−1)n + ;
х = + и х = (−1)n + .
Ответ: + (−1)n + , n,m
Изложенные способы решения тригонометрических уравнений не могут быть эталонными, как не может быть и эталонным оформление. Однако я уверена, что любой способ оформления, если он не содержит ошибок, верен и приемлем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений
видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...
урок по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений"
Класс 10Урок закрепления....
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...
План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".
Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....
Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...