Решение тригонометрических уравнений.
методическая разработка по математике (10 класс)
Решение тригонометрических уравнений и типичные ошибки обучающихся при их решении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение тригонометрических уравнений и типичные ошибки обучающихся при их решении.
Чтобы успешно сдать выпускные экзамены по математике, необходимо внимательно разобрать и глубоко усвоить теоретический материал, получить твёрдые и прочные навыки в решении задач. Математику нельзя выучить за один день или несколько месяцев – только длительные занятия сделают экзаменационные задания простыми и доступными. В данном материале рассматриваются основные методы решения тригонометрических уравнений, что может помочь будущим выпускникам устранить некоторые пробелы в знаниях и предостеречь их от возможных ошибок.
Основные методы решения тригонометрических уравнений.
1. Сведение к уравнениям вида
sinax = b, cosax = b, tgax = c, где аR, c
R, b
2. Сведение к уравнениям вида
sinax = sinbx, cosax = cosbx, где a, bR
3. Сведение к уравнениям вида
asinx + bcos
x = c, где a2 +в2
0; a, b,
R.
Полученное уравнение можно преобразовать к более простому виду. Для этого разделим его на . Введём следующие обозначения:
.
Так как cos2 +sin2
=1, то данное уравнение примет вид
sincos
+cos
sin
=
или
sin +
= =
.
4. Сведение к квадратному уравнению
5. Разложение на множители
6. Сведение к однородному уравнению.
Задание 1. Решите уравнение:
sinx = 0.
Некоторая часть учащихся, используя свойство равенства нулю двух множителей, сразу пишет, что исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений
Ответ:
Уравнение решено неверно, так как ученик не учёл область определения арифметического корня.
Правильное решение выглядит так:
sinx = 0
Ответ:
Задание 2. Решите уравнение:
sinx + cosx = 0.
Правильное решение: 1 способ.
sinx + cosx = 0sinx +sin(
– х) = 0
2sin
• cos
= 0
2sin
• cos(x−
) = 0
cos(x−
) = 0
x−
=
+
x =
+
x = −
+
Ответ: − +
,
2 способ.
Данное уравнение является однородным относительно sinx и cosх. Уравнение asinx + bcosx = 0, a,b не имеет решений вида
+
, разделив уравнение на cosx
, получим a tgx +b = 0, откуда tgx = −
.
Поэтому исходное уравнение sinx + cosx = 0 разделим на cosx и получим tgx = −1, откуда х = −
+
Ответ: − +
,
Задание 3. Решите уравнение:
sinx + |cos( –x)| = 0
Правильное решение:
Используя формулы приведения, имеем:
sinx + |cos( –x)| = 0
sinx +|sinx| = 0
Ответ: ,
Задание 4.
Решите уравнение:
3sinx + 4cosx −5sin7x = 0
Правильное решение:
3sinx + 4cosx −5sin7x = 0
sinx +
cosx = sin7x.
Введём следующие обозначения: cos =
, sin
=
. Тогда
= arksin
. С учётом введённых обозначений исходное уравнение представим в виде:
sinxcos + cosxsin
= sin7x
sin(x+
) = sin7x
x+
=
•7x +
Ответ: .
Задание 5.
Решите уравнение:
sinx+cosx = 1
Решение.
Правильное решение.
1 способ. Введение вспомогательного угла.
Разделим обе части уравнения на :
sinx+cosx = 1| :
sinx +
cosx =
,
cossinx + sin
cosx =
,
sin(x+) =
,
x + =
arksin
+
,
x = − +
+
.
Ответ: − +
+
.
2 способ. Сведение к однородному уравнению.
Выразим sinx, cosx и 1 через функции половинного аргумента:
sinx = 2sin cos
, cosx = cos2
− sin2
, 1 = cos2
+ sin2
, получим:
2sin cos
+ cos2
− sin2
= cos2
+ sin2
,
2sin cos
− 2 sin2
= 0 |: 2cos2
,
tg – tg2
=0, tg
(1− tg
) = 0,
Если tg = 0, то
=
x = 2
Если (1− tg) = 0, то tg
= 1,
=
+
+ 2
Ответ: 2
+ 2
Задание 6.
Решите уравнение:
cоs() = sin(4
.
Решение.
Пользуясь формулами приведения, получим: −
Пользуясь формулой синуса двойного угла для
и приведя подобные члены, получим:
,
= 0. Последнее уравнение равносильно совокупности уравнений
Ответ:
Задание 7.
Решите уравнение:
+3cos2
= 2
Прежде чем решать уравнение обязательно надо найти область допустимых значений переменной (ОДЗ), что довольно часто забывают учащиеся.
Решение.
ОДЗ исходного уравнения состоит из всех х +
Пользуясь тем, что
=
на данной ОДЗ, имеем:
,
4
.
Решением этого уравнения являются
Все эти решения удовлетворяют ОДЗ исходного уравнения.
Ответ:
Задание 8.
Решите уравнение:
.
Данное тригонометрическое уравнение разложим на множители и заменим его равносильной совокупностью простейших уравнений.
Решение.
(
−
) = 0
(
−
)(2
) = 0
.
Решением первого уравнения системы являются . Решением второго уравнения являются
Обе эти серии корней являются решениями исходного уравнения.
Ответ: ;
.
Задание 9.
Решите уравнение:
3соs2 x = sin2 x + sin2x.
Решение:
Данное уравнение является однородным второй степени. Значения х, удовлетворяющие равенству cosx = 0, не являются решением исходного уравнения. Поэтому разделим обе части уравнения на cosx. Получим:
3 = +
3 =
Ответ:
Задание 10.
Укажите все корни уравнения +
= 0, принадлежащие отрезку [−
].
Решение.
+
= 0
+
= 0
= 0
1) Решением первого уравнения совокупности являются x =
.
Проведём отбор корней:
−
, −
.
Число k – целое число, значит, k и на промежутке [−
] имеется три корня
x1 = −,
x2 = 0, x3 =
.
2) Решим второе уравнение совокупности cosx = −, x =
+ 2
.
Рассмотрим первую серию корней, x = + 2
, и выделим из них те, что принадлежат данному промежутку:
− + 2
, тогда −
2
и −
, т.е. k
{−1; 0}.
В этой серии получаем корни х4 = и х5 =
. Корни второй серии могут быть записаны с учётом чётности cosx и симметричности отрезка [−
]: х6 =
, х7 = −
.
Ответ: ,
−
−
, 0,
.
Задание 11.
Решите уравнение:
−52cos2 x+1
Решение.
Используя формулы cos2 х = и cos4x = 2cos2 2x−1, перепишем исходное уравнение в виде 10cos2 2x + cos2x −3 = 0. Пусть cos2x = y, тогда получим квадратное уравнение относительно переменной у: 10у2 + у −3 = 0, которое имеет корни у1 =
, у2 = −
. Исходное уравнение равносильно совокупности
.
Ответ:,
; n,m
Задание 12.
Решите уравнение: sin2x + sin6x = 3 cos2 2x.
Решение.
Применив формулу сложения синусов, исходное уравнение запишем в виде:
2sin4xcos2x = 3cos2 2x. Так как sin4x = 2sin2xcos2x, получим 4sin2xcos2 2x − 3cos2 2x = 0,
cos2 2x(4sin2x−3) = 0, откуда получаем совокупность уравнений:
cos2 2x = 0 и sin2x = , решениями которых являются 2x =
+
и 2x = (−1)n
+
;
х = +
и х =
(−1)n
+
.
Ответ: +
(−1)n
+
, n,m
Изложенные способы решения тригонометрических уравнений не могут быть эталонными, как не может быть и эталонным оформление. Однако я уверена, что любой способ оформления, если он не содержит ошибок, верен и приемлем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений
видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...
урок по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений"
Класс 10Урок закрепления....

решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...

урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...

Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...

Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...

Карта урока по теме:Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений.
Карта урока по теме:"Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений."Образовательная цель: Коррекция и тренинг изученных понятий, формул, приемов и ...