Решение тригонометрических уравнений.
методическая разработка по математике (10 класс)
Решение тригонометрических уравнений и типичные ошибки обучающихся при их решении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_trigonometricheskih_uravneniy.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение тригонометрических уравнений и типичные ошибки обучающихся при их решении.
Чтобы успешно сдать выпускные экзамены по математике, необходимо внимательно разобрать и глубоко усвоить теоретический материал, получить твёрдые и прочные навыки в решении задач. Математику нельзя выучить за один день или несколько месяцев – только длительные занятия сделают экзаменационные задания простыми и доступными. В данном материале рассматриваются основные методы решения тригонометрических уравнений, что может помочь будущим выпускникам устранить некоторые пробелы в знаниях и предостеречь их от возможных ошибок.
Основные методы решения тригонометрических уравнений.
1. Сведение к уравнениям вида
sinax = b, cosax = b, tgax = c, где аR, cR, b
2. Сведение к уравнениям вида
sinax = sinbx, cosax = cosbx, где a, bR
3. Сведение к уравнениям вида
asinx + bcosx = c, где a2 +в2 0; a, b, R.
Полученное уравнение можно преобразовать к более простому виду. Для этого разделим его на . Введём следующие обозначения:
.
Так как cos2 +sin2 =1, то данное уравнение примет вид
sincos +cossin = или
sin += = .
4. Сведение к квадратному уравнению
5. Разложение на множители
6. Сведение к однородному уравнению.
Задание 1. Решите уравнение:
sinx = 0.
Некоторая часть учащихся, используя свойство равенства нулю двух множителей, сразу пишет, что исходное уравнение равносильно совокупности двух уравнений
Ответ:
Уравнение решено неверно, так как ученик не учёл область определения арифметического корня.
Правильное решение выглядит так:
sinx = 0
Ответ:
Задание 2. Решите уравнение:
sinx + cosx = 0.
Правильное решение: 1 способ.
sinx + cosx = 0sinx +sin( – х) = 02sin • cos = 02sin • cos(x−) = 0 cos(x−) = 0x− = + x = + x = − +
Ответ: − + ,
2 способ.
Данное уравнение является однородным относительно sinx и cosх. Уравнение asinx + bcosx = 0, a,b не имеет решений вида + , разделив уравнение на cosx, получим a tgx +b = 0, откуда tgx = −.
Поэтому исходное уравнение sinx + cosx = 0 разделим на cosx и получим tgx = −1, откуда х = − +
Ответ: − + ,
Задание 3. Решите уравнение:
sinx + |cos( –x)| = 0
Правильное решение:
Используя формулы приведения, имеем:
sinx + |cos( –x)| = 0 sinx +|sinx| = 0
Ответ: ,
Задание 4.
Решите уравнение:
3sinx + 4cosx −5sin7x = 0
Правильное решение:
3sinx + 4cosx −5sin7x = 0 sinx + cosx = sin7x.
Введём следующие обозначения: cos = , sin = . Тогда = arksin . С учётом введённых обозначений исходное уравнение представим в виде:
sinxcos + cosxsin = sin7x sin(x+) = sin7x x+ = •7x +
Ответ: .
Задание 5.
Решите уравнение:
sinx+cosx = 1
Решение.
Правильное решение.
1 способ. Введение вспомогательного угла.
Разделим обе части уравнения на :
sinx+cosx = 1| :
sinx + cosx = ,
cossinx + sincosx = ,
sin(x+) = ,
x + =arksin +,
x = − + +.
Ответ: − + +.
2 способ. Сведение к однородному уравнению.
Выразим sinx, cosx и 1 через функции половинного аргумента:
sinx = 2sin cos , cosx = cos2 − sin2 , 1 = cos2 + sin2 , получим:
2sin cos + cos2 − sin2 = cos2 + sin2 ,
2sin cos − 2 sin2 = 0 |: 2cos2 ,
tg – tg2 =0, tg (1− tg ) = 0,
Если tg = 0, то = x = 2
Если (1− tg) = 0, то tg = 1, = + + 2
Ответ: 2 + 2
Задание 6.
Решите уравнение:
cоs() = sin(4.
Решение.
Пользуясь формулами приведения, получим: − Пользуясь формулой синуса двойного угла для и приведя подобные члены, получим:
, = 0. Последнее уравнение равносильно совокупности уравнений
Ответ:
Задание 7.
Решите уравнение:
+3cos2 = 2
Прежде чем решать уравнение обязательно надо найти область допустимых значений переменной (ОДЗ), что довольно часто забывают учащиеся.
Решение.
ОДЗ исходного уравнения состоит из всех х + Пользуясь тем, что = на данной ОДЗ, имеем:
,
4
.
Решением этого уравнения являются
Все эти решения удовлетворяют ОДЗ исходного уравнения.
Ответ:
Задание 8.
Решите уравнение:
.
Данное тригонометрическое уравнение разложим на множители и заменим его равносильной совокупностью простейших уравнений.
Решение.
( − ) = 0( − )(2) = 0 .
Решением первого уравнения системы являются . Решением второго уравнения являются
Обе эти серии корней являются решениями исходного уравнения.
Ответ: ; .
Задание 9.
Решите уравнение:
3соs2 x = sin2 x + sin2x.
Решение:
Данное уравнение является однородным второй степени. Значения х, удовлетворяющие равенству cosx = 0, не являются решением исходного уравнения. Поэтому разделим обе части уравнения на cosx. Получим:
3 = + 3 =
Ответ:
Задание 10.
Укажите все корни уравнения + = 0, принадлежащие отрезку [−].
Решение.
+ = 0+ = 0 = 0
1) Решением первого уравнения совокупности являются x = .
Проведём отбор корней:
− , − .
Число k – целое число, значит, k и на промежутке [−] имеется три корня
x1 = −, x2 = 0, x3 = .
2) Решим второе уравнение совокупности cosx = −, x = + 2.
Рассмотрим первую серию корней, x = + 2, и выделим из них те, что принадлежат данному промежутку:
− + 2, тогда − 2 и − , т.е. k{−1; 0}.
В этой серии получаем корни х4 = и х5 = . Корни второй серии могут быть записаны с учётом чётности cosx и симметричности отрезка [−]: х6 = , х7 = − .
Ответ: , − − , 0, .
Задание 11.
Решите уравнение:
−52cos2 x+1
Решение.
Используя формулы cos2 х = и cos4x = 2cos2 2x−1, перепишем исходное уравнение в виде 10cos2 2x + cos2x −3 = 0. Пусть cos2x = y, тогда получим квадратное уравнение относительно переменной у: 10у2 + у −3 = 0, которое имеет корни у1 = , у2 = −. Исходное уравнение равносильно совокупности
.
Ответ:, ; n,m
Задание 12.
Решите уравнение: sin2x + sin6x = 3 cos2 2x.
Решение.
Применив формулу сложения синусов, исходное уравнение запишем в виде:
2sin4xcos2x = 3cos2 2x. Так как sin4x = 2sin2xcos2x, получим 4sin2xcos2 2x − 3cos2 2x = 0,
cos2 2x(4sin2x−3) = 0, откуда получаем совокупность уравнений:
cos2 2x = 0 и sin2x = , решениями которых являются 2x = + и 2x = (−1)n + ;
х = + и х = (−1)n + .
Ответ: + (−1)n + , n,m
Изложенные способы решения тригонометрических уравнений не могут быть эталонными, как не может быть и эталонным оформление. Однако я уверена, что любой способ оформления, если он не содержит ошибок, верен и приемлем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений
видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...
урок по теме "Примеры решения тригонометрических уравнений и систем уравнений"
Класс 10Урок закрепления....
решение тригонометрических уравнений с применением тригонометрических формул
конспект урока в 10 классе и презентация к нему по теме "решение тригонометрических уравнений с помощью тригонометрических формул". Цели урока: знакомство обучающихся со способами решения тригонометри...
урок в 10 классе «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений, используя свойство периодичности тригонометрических функций»
Тема урока «Отбор корней при решении тригонометрических уравнений,...
Обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений.
Вопросы, включенные в программу курса недостаточно изложены в школьных учебниках, поэтому необходимо расширить количество часов, отводимых на их изучение и круг задач, связанных как ...
Конспект урока «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга»
Конспект урока в 10 классе по теме «Решения тригонометрических уравнений с помощью тригонометрического круга» с использованием интерактивных презентаций по объяснению и тренажеры по проверке усв...
Карта урока по теме:Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений.
Карта урока по теме:"Повторение. Упрощение тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений."Образовательная цель: Коррекция и тренинг изученных понятий, формул, приемов и ...