Конспект урока «Действия с целыми числами».
план-конспект урока по математике (6 класс)

Пшеничный Юрий Сергеевич

Конспект урока математики в 6 классе по теме «Действия с целыми  числами».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._deystviya_s_tselymi_chislami.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Действия с целыми  числами»

   Тип урока: урок  закрепления, проверки знаний

Пояснительная записка

Предусмотрена на уроке индивидуальная работа, работа парами, самостоятельная работа. Работа на уроке сопровождается презентацией по теме. Контроль знаний осуществляется с помощью диктанта, теоретического опроса, работы по карточкам.

Используемый учебник: Математика. 6 класс:   Авторы учебника: С.М. Никольский , М.К.Потапов и др.

Оборудование: компьютер, проектор,  доска, карточки.

Цели урока: формирование УУД у учащихся 6 класса в предметной области математика по теме «Целые числа».

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, детьми   и учителем;

- формировать интерес к предмету математика;

- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формировать умения целеполагания;

- формировать умения анализировать и обобщать;

- формировать умения логически мыслить

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умения классифицировать числа (натуральные, целые);

- обобщить и систематизировать знания по данной теме;

- устранить пробелы в знаниях;

          - отработка умений и навыков при  сложении,  вычитании,  умножении                  

          и делении положительных и отрицательных чисел путём применения    

          разнообразных форм упражнений.

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

(личностные, метапредметные)

Предметные учебные действия

1

Организационный этап.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

2

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Создает эмоциональный настрой учащихся на уроке.  

Организует устный счет

Организует

диалог, приводящий к проблемной ситуации

Настраиваются на работу.  

Выполняют устные задания

Умения пользоваться и ориентироваться  в ранее изученном материале

Повторение действий с отрицательными и положительными числами

4

Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация.

Формулируется задача  перед учащимися

Умение выделять главное, определять задачи урока

  Определения натуральных, целых чисел.

5

Закрепление знаний и способов деятельности.

Координирует деятельность учащихся по закреплению ранее изученного материала.  

Отвечают на задания. Выполняют взаимопроверку.

 

Повторение действий с   отрицательными и положительными числам

6

Физкультминутка

Объявляет физкультминутку

Выполняют физзарядку

7

Самостоятельная работа

Корректирует знания учащихся

Выполняют разноуровневую самостоятельную работу

Критическая оценка результата работы.

Отработка умений и навыков при  сложении,  вычитании,  умножении                      делении положительных и отрицательных чисел путём применения разнообразных форм упражнений

8

Итог урока

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Умение слушать рекомендации

9

Рефлексия.

Помогает сделать вывод о  полученных  знаниях на уроке. Координирует самооценку деятельности учеников.

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Умение делать выводы.

Деятельность учителя

время

Деятельность учеников

I. Организационный этап

 Вступительное слово  учителя: Добрый день.  Мы с вами должны познакомиться с чем-то новым, вспомнить кое-что ранее изученное  и узнать что-то интересное.  Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?  А пока повторим, как вы умеете складывать отрицательные числа и как знаете правила.

2 мин

  • Высказывания детей.
  • Учащиеся готовы к началу работы.

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А тему и цель нашего урока вы сформулируете сами.

 a)Для этого в первой таблице расположите числа по порядку, соответственно, буквы тоже встанут на свои места. Для второй, наоборот, числа нужно расположить в порядке убывания и в результате вы получите тему нашего урока.

3

-1

0

-4

-2

2

1

-3

я

с

т

д

й

и

в

е

с

-1

-6

2

4

0

9

-43

-99

-3

100

56

-87

-24

ч

с

м

ы

и

л

а

и

и

ц

е

м

л

Ответ:      Действия с целыми числами

б)Дальше решаем задачи о деньгах:
I. На счете мобильного телефона было 0 рублей 0 копеек.
1. На счет положили 33 рублей, а потом ещё 45 рублей. Сколько денег на счете?  
78
2. Со счета мобильного телефона потратили 83 рубля, а потом ещё 36 рублей. Сколько денег на счете?                                                                                                                           -119
3. На счет положили 50 рублей, а потратили 35 рублей. Сколько денег на счете?  
15
4. На счет положили 14 рублей, а потратили 36 рублей. Сколько денег на счете?   -22
Работа в парах

в) Класс решает по вариантам КАРТОЧКИ. Выполняют задания. Трое учащихся работают этими карточками самостоятельно у доски. Выбирают одни примеры на деление, а другие на умножение:

 РАБОТА В ПАРАХ

Ряд 1

1) +4 · (-17);

2) (+94) : 94;

3) 99 : (-11);

4) -15 · (+6);

5) +60 : (-1);

6) (+12) : 6;

7) 5 · (+19);

8) (-98) : 7;

9) -2 · (-39);

10) (-88) · 0;

11) 0 : (+56);

12) +1 · 51

Ряд 2

1) +1 · 75;

2) -14 · (+2);

3) (+75) : 75;

4) 98 : (-1);

5) +19 · (+4);

6) (+6) · (-14);

7) (-5) · (-14);

8) -78 : 6;

9) 0 : (+85);

10) (-91) · 0;

11) 48 : (-12);

12) +36 : 9.

Ряд 3

1) +84 : (-12);

2) (+78) : 78;

3) -65 · 0;

4) 15 : (+3);

5) +37 · (-2);

6) (-11) · 5;

7) 0 : (+64);

8) (+1) · 72;

9) -4 · (-15);

10) 65 : (-1);

11) +17 · (+3);

12) (-96) : 2.

Взаимопроверка  и проверка с доской.

Ряд 1

1) -68; 2) 1; 3) -9;  4) -90; 5) -60; 6) 2; 7) 95;  8) -14; 9) 78; 10) 0; 11) 0; 12) 51.

        Ряд 2

1) 75; 2) -28;  3) 1; 4) -98; 5) 76;  6) -84; 7) 70;   8) -13;  9) 0; 10) 0; 11) -4; 12) 4        

Ряд 3

1) -7;   2) 1;   3) 0;  4) 5;   5) -74; 6) -55; 7) 0; 8) 72; 9) 60; 10) -65; 11) 51; 12) -48

г) Условившись, положительное число связать со словом «друг», а отрицательное – со словом «враг», «древние» употребляли интересное правило.

Ребята, попробуйте это правило сформулировать.

Друг моего друга – мой друг:

(+ х) · (+ х) = (+ х)

Друг моего врага – мой враг:

(+ х) · (- х) = (- х)

Враг моего друга – мой враг:

(- х) · (+ х) = (- х)

Враг моего врага – мой друг:

(- х) · (- х) = (+ х)

Где в жизни пригодятся вам умения выполнять действия с целыми числами? Зачем вам нужно уметь выполнять действия с целыми числами (считать доход и расход)

Прочитайте слова

Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг

2.Разделите эти слова на 2 группы: в первый столбик – слова-синонимы слова «доход», во второй – слова – синонимы слова «расход».

доход

расход

выигрыш

взял

зарплата

проигрыш

отдал

налог

долг

  1. Каким арифметическим знаком можно заменить слово «доход», «расход»? («+» и «-«)
  2. Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как  размер своего дохода, так и свои долги.

Семейный бюджет - это разность между доходами, которые получают все члены семьи из всех источников и всеми постоянными ежемесячными расходами, которые необходимы для нормальной жизни семьи, а также индивидуальными расходами всех членов семьи.

Структура семейного бюджета

      Семейный бюджет состоит из расходов и доходов семьи.

Доходы домашнего хозяйства.

     Доход – это общая сумма денежных средств и материальных благ, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период.

     Доходы домашнего хозяйства могут быть в денежной и не денежной (натуральной) форме. К последним можно отнести полученные в личном подсобном хозяйстве продукты питания, а также натуроплату за работу на предприятиях или частные услуги.

Денежные доходы домашнего хозяйства подразделяются по следующим источникам поступления:

  • Заработная плата;
  • Пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты;
  • Доходы от предпринимательской деятельности.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

-Ребята, какие вы знаете расходы?       (Ответы детей)

(Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы).

3 мин

2 мин

6 мин

2 мин

3мин

  • Отвечают на вопросы.

  • Найти правило, которое нам поможет.
  • формулируют тему.
  • Записывают тему урока.

III. Проблемная ситуация.

В семье Ивановых проживают совместно папа, мама, дедушка и двое детей. Папа работает слесарем по ремонту нефтяного оборудования, его зарплата составляет 40 тыс. рублей в месяц. Мама работает воспитателем в детском саду.  Ее зарплата составляет 15  тыс. рублей в месяц.  Дедушка получает пенсию в размере  20 тыс. рублей в месяц.  В семье есть личный автомобиль и дача. Дочь учится в 7 классе и посещает музыкальную школу. Сын учится в 4 классе и занимается в секции по плаванию.  

Варианты семейного бюджета.

Вариант 1.

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.

Расходы семьи:

Расходы на питание – 20000 рублей.

Оплата коммунальных услуг – 5 000 рублей.

Питание детей в школе  2000  рублей на двоих.

Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 4000 в месяц.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение санаторной путевки для дедушки – 20000 рублей.

Приобретение одежды  - 10000 рублей.

Непредвиденные расходы – 9000 рублей

 (20+5+2+4+5+20+10+9=75)

 расходы = доходам – то бюджет сбалансированный

Советы по экономии электроэнергии

Вариант 2.

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.

Расходы семьи

Расходы на питание – 22000 рублей.

Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.

Питание детей в школе 2000 рублей на двоих.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение одежды – 10000 рублей.

Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.

Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей  – 2000 рублей.

Покупка нового холодильника – 20000 рублей

( 22+5+2+5+10+5+2+20=71)

               расходы < доходов – то бюджет избыточный

Советы по экономии водоснабжения и тепла

Вариант 3.

Доходы семьи:

Заработная плата папы-40 тысяч.

Заработная плата мамы – 15 тысяч.

Пенсия дедушки – 20 тысяч.

Итого: денежные доходы семьи составляют 75 тысяч рублей.

Расходы семьи

Расходы на питание – 20000 рублей.

Оплата коммунальных услуг – 5000 рублей.

Питание детей в школе 1000 рублей на двоих (чай с булочкой).

Оплата музыкальной школы и спортивной секции – 4000 в месяц.

Обслуживание автомобиля – 5000 рублей.

Приобретение одежды – 15000 рублей.

Приобретение лекарств для дедушки – 5000 рублей.

Приобретение канцелярских товаров и школьных принадлежностей  – 3000 рублей.

Карманные деньги детям – 1000 рублей в месяц на двоих.

Совместный досуг семьи (поход в кино, в пиццерию, детское кафе) – 4000  в месяц.

Накопления на отпуск – 20000 рублей.

(20+5+1+4+5+15+5+3+1+4+20=83)

             расходы>доходов – то бюджет дефицитный

Советы по экономии продуктов питания

-Представим, что наши с вами доходы и расходы лежат на чаше весов, тогда если

расходы = доходам – то бюджет сбалансированный,

расходы>доходов – то бюджет дефицитный

расходы < доходов – то бюджет избыточный

Советы по экономии электроэнергии

Советы по экономии продуктов питания

Советы по экономии водоснабжения и тепла

Советы по экономии электроэнергии и водоснабжения.

    Совет 1. Покупайте энергосберегающие лампочки и ставьте их вместо обычных. Их не обязательно менять все разом, можно покупать в месяц 2-3  и постепенно менять. Экономия до 5 раз!

    Совет 2. Перед наступлением холодов утеплите окна и двери.

    Совет 3. Холодильник ставьте в прохладное место, ни в коем случае не рядом с плитой. Если температура в комнате, где стоит холодильник, достигает 300 С, то потребление им электроэнергии удваивается.

    Совет 4.  Используйте стиральную машинку по возможности при ее полной загрузке, устанавливая необходимый уровень подачи воды.

10 мин

  • Выполняют лабораторно – практическую работу в группах, делают выводы.
  • Работают в группах, сравнивают формулировки,  решают примеры, оценивают.

IV. Физкультминутка:
 Проговаривает упражнения

Называет числа. Если число отрицательное –  повернутся влево, если число положительное – вправо, ноль – сесть.

2 мин

V.  Закрепление  материала 

Учебник №288    (3 и 4 столбик) г)-22; д)-20 з)-45 и)-96 м)-155 н)-600

№ 293   а)26  б)-7  в)-55  г)-94

5 мин

  • проговаривают правило, решают пример.
  • объясняют их

VI. Самостоятельная работа учащихся. 

Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой  (индивидуальная работа)  

1. Определите знак суммы:

 а) (-12) + (-7);     в) (+15) + (-8);       д) (-24) + (+19);        ж) (+37) + (-84);

б)(-8) + (+3);      г) (-6)+ (-11);       е) (+53) + (-35);        з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2.

-10 и 5

-12 и 4

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

5)

5)

6)

6)

7)

7)

8)

8)

  1. Сравнить числа
  2. сравнить с нулем первое число
  3. найти их сумму
  4. найти их разность
  5. найти произведение
  6. найти частное
  7. написать число, противоположное второму числу

        8) сколько целых чисел расположено между ними

-10 и 5

-12 и 4

1)-10<5

1)-12<4

2)-10<0

2)-12<0

3)-10+5=-5

3)-12+4=-8

4)-10-5=-15

4)-12-4=-16

5)-10*5=-150

5)-12*4=-48

6)-10:5=-2

6)-12:4=-3

7)-5

7)-4

8)14

8)15

Критерии оценок:    решено все верно – «5»

                                  1-2 ошибки - «4»

                                 3-4 ошибки - «3»

                                 более 4 ошибок - «2»

5 мин

  • Выполняют самостоятельную работу, оценивают
  • себя, сравнивая с решением на слайде, проводят
  • самооценку.
  1. Итог урока 
  1. Какие правила вы сегодня повторили?
  2. Какие умения вы сегодня отрабатывали?

        Ребята, а вы знаете, что с помощью чисел можно писать стихи? Нет? А вот посмотрите.

    138  5  15

    12  8  45

  1.  19  20
  1. 225  

145  4  8

    16  9   33

  1.  98

    4  243

Прочтите стихотворение (зачитывается стихотворение). Не правда ли красиво? А какими числами,  являются числа, используемые в стихотворении?

2 мин

  1.  Домашнее задание

        

П. карточка .  Попробовать   составить свое стихотворение с числами.  Подобрать исторический материал о древних ученых-математиках, которые ввели понятие «целое число» (презентация, реферат)

1 мин

  • записывают домашнюю работу.

  IX. Рефлексия.

Встаньте те кто считает, что:

!!   – Я хорошо знаю правила (решаю примеры практически без ошибок)

!?  – Я не совсем уверен в знаниях (допускаю ошибки)

?? – Мне еще нужно повторить правила (допускаю много ошибок).        

2 мин

  • Самооценка.
  • усвоения материала.

Задача

Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Ватт/час, а энергосберегающая лампа - 20 Ватт/час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в месяц составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? (стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой составляет 1,66 р. за 1 кВт/ч)

Решение: 1) 100 · 7 = 700 (Вт) - за 7 ч/сутки потребляет обычная лампа

  1. 20 · 7 = 140 (Вт) - за 7 ч/сутки потребляет энергосберегающая лампа
  2. 700 · 30 = 21000 (Вт) = 21 (кВт) - в месяц потребляет обычная лампа
  3. 140 · 30 = 4200 (Вт) = 4,2 (кВт) - потребляет в месяц энергосберегающая лампа
  4. 2,32 · 21 = 48,72 (руб.) - нужно заплатить за месяц при использовании обычной лампы
  5. 2,32 ·4,2 = 9,74 (руб.) - нужно заплатить за месяц при использовании энергосберегающей лампы
  6. 48,72-9,74= 38,98(руб.)

                 Ответ: 38,98 руб. составит экономия от использования 1 энергосберегающей лампы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс

Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс...

Конспект урока "Действия с именованными числами", 9 класс

Цель: Создание условий для уверенного владения навыками умножения, деления именованных чисел.Задачи: 1. Совершенствовать вычислительные навыки умножения, деления именованных чисел.2. Развивать навык с...

Конспект урока "Действия с информацией", 5 класс

Конспект урока "Действия с информацией", информатика, 5 класс. УМК Босова Л. открытый урок...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Действия с десятичными дробями" с применением ЭОР.

Обобщить и закрепить знания по теме «Десятичные дроби»....

конспект урока "Действия с десятичными дробями" 5 класс

Урок  обобщения и систематизация знаний по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"...

Конспект урока:"Действия с десятичными дробями"

разработка урока в 6 классе по теме:"Действия с десятичными дробями"....

Конспект урока "Действия с десятичными дробями"

На данном уроке формируются УУД и решаются задачи создать условия для • развития логического мышления; умения анализировать; проводить сравнения; группировки по заданным критериям; • формирования...