Конспект урока "Действия с информацией", 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Паламарчук Юлия Владимировна

Конспект урока "Действия с информацией", информатика, 5 класс. УМК Босова Л. открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse._deystviya_s_informatsiey.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 – А классе.

Тема: Действия с информацией. Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.

Дата: 16.09.2008г

Цели урока:

  1. акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией;
  2. познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в компьютер;
  3. изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер.

Основные понятия:

  • информация;
  • действия с информацией;
  • устройства ввода информации;
  • клавиатура;
  • группы клавиш.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал.

Методы: словесный, практический.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     Положительная мотивация детей на урок.

  1.  Выявление знаний.

Устный опрос:

  1. Что изучает наука информатика?
  2. Что такое информация?
  3. Назовите виды информации по форме представления.
  4. Приведите примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

  1. Постановка целей урока. Изучение нового материала.

Сегодня тема нашего урока «Действия с информацией». Мы с вами узнаем, какие действия человек постоянно совершает с информацией.

- на экране проецируется тема урока. Объяснение нового материала с помощью слайдовой презентации, (слайды с 1 по 9). В тетради записываются действия с информацией (слайд 8).

  1. Закрепление I части нового материала.

Для закрепления новых знаний учащимся предлагается ответить на вопрос (слайд 9) и пояснить свою точку зрения.

  1. Физкультминутка.
  2. Изучение нового материала.

Вторая часть нашего урока посвящена теме «Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш» (слайд 10).

Историческая справка:

Самые первые компьютеры работали только с числами, то есть обрабатывали только числовую информацию.

Через некоторое время, закодировав буквы цифрами, люди научили компьютеры работать со словами и предложениями – обрабатывать текстовую информацию.

Затем компьютеры стали работать с графической информацией – чертежами, рисунками, схемами.

Прошло еще немного времени, и компьютеры стали воспроизводить звуки, человеческую речь, музыку – работать со звуковой информацией.

И лишь совсем недавно компьютеры научились работать с видеоинформацией, то есть принимать, обрабатывать и показывать  фильмы и мультфильмы.

Для ввода информации в компьютер служат следующие устройства.

- называются все устройства ввода информации (слайд 11).

- объяснение нового материала с помощью слайдовой презентации (слайд 11 – 13), рассматриваются все группы клавиш клавиатуры, у каждого ребенка раздаточный материал, на котором изображена клавиатура и описано назначение каждой клавиши (Приложение 1).

  1. Домашнее задание.

Прежде чем мы перейдем к практической части нашего урока, запишем домашнее задание (слайд 14).

- записывается домашнее задание, даются комментарии по его выполнению.

  1. Гимнастика для глаз.

На доске закрепляется плакат с изображением горизонтальной восьмерки, проводится гимнастика для глаз (1 минута).

  1. Выполнение компьютерного практикума.

Ребята, пройдите каждый за свой компьютер, вспомните, как нужно правильно сидеть за ним.

- выполнение дифференцированной практической работы:

слабые учащиеся выполняют рисунок под буквой а),

средние учащиеся выполняют рисунок под буквой б),

сильные учащиеся выполняют оба рисунка. (Приложение 2)

  1. Подведение итогов урока.

Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке. (Объявление оценок с обоснованием).

Приложение 1.

                                                                            Рисунок 1.                                            6.

1. Основная группа клавиш

Алфавитно-цифровые клавиши – цифры, буквы русского и латинского алфавита, специальные символы (!, :, *, ?,; и так далее)

Enter – клавиша ввода команды;

Shift – клавиша верхнего регистра;

Caps Lock – клавиша фиксации верхнего регистра;

Ctrl, Alt – управляющие клавиши, используются для изменения назначения других клавиш;

Tab – клавиша табуляции, предназначена для перемещения курсора на несколько позиций вправо (курсор – мигающий знак (), указывающий место ввода следующего символа);

Backspace – клавиша удаления символа слева от курсора;

       – клавиша вызова главного меню;

  • – клавиша вызова контекстного меню.

2. Клавиши управления курсором

б, в, Я, а – клавиши перемещения курсора соответственно: вверх, вниз, влево, вправо;

PageUp, PageDоwn – клавиши перемещения на одну экранную страницу вверх/ вниз соответственно;

Home, End – клавиши перемещения курсора к началу и концу строки соответственно;

Delete – клавиша удаления символа справа от курсора (или над курсором);

Insert – клавиша переключения режимов вставки/ замены: ввод с раздвижением символов (вставка) и ввод с замещением символов (замена).

3. Вспомогательные клавиши

Цифровые клавиши на вспомогательной клавиатуре совмещены с клавишами управления курсором. В цифровом режиме вводятся цифры; в режиме управления курсором назначение клавиш совпадает с назначением клавиш управления курсором. Для переключения режимов используется клавиша Num Lock.

4. Функциональные клавиши

F1 – F12 – клавиши, вызывающие наиболее часто употребляемые команды. В различных программах они имеют различные значения.

5. Специальные клавиши

Esс – клавиша отмены команды;

Print Scrn – служит для распечатки содержимого экрана на принтере;

Scroll Lock – используется некоторыми программами для фиксации курсора на одном месте и пролистывания всего документа;

Pause (Break) – клавиша временной остановки программы.

6. Клавиши дополнительной клавиатуры

См. на рисунке 1 (отмечено цифрой 6.)

Приложение 2.

Работа №1. Знакомимся с клавиатурой

  1. Займите правильное положение перед компьютером.
  2. Рассмотрите клавиатуру компьютера.
  3. Запустите программу Блокнот.
  4. Найдите курсор, отмечающий место ввода символа с клавиатуры. Наберите свои имя и фамилию.

     Чтобы имя и фамилия начинались с прописной буквы, используйте клавишную комбинацию Shift + {буква}.

     Клавиша Backspace поможет удалить ошибочно введенный символ, стоящий слева от курсора;

     клавиша Delete – символ, стоящий справа от курсора

  1. Переключите клавиатуру с режима ввода русских букв на режим ввода латинских букв.

     Используйте комбинацию клавиш Alt слева + Shift, или Ctrl + Shift

  1. С помощью символов, изображенных в верхней части цифровых клавиш, выполните рисунок:

     а)                                  ^^

                                      ////0\\                    #

                                      \\\\\\\\\                    #

                                             #############

                                             #############

                                              #                     #

                                           ==                   ==

                                 %%%%%%%%%%%%%%

     б)                =:~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~:=

                        =:~%%%%%%%%%%%%%~:=

                        =:~%#######@ @#######%~:=

                        =:~%######@ @ @######%~:=

                        =:~%#######@ @#######%~:=

                        =:~%%%%%%%%%%%%%~:=

                        =:~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~:=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока для 5 класса "Передача информации"с использованием ЭОР

План-конспект разработан в рамках курса "Применение ЭОР в современном образовательном процессе"....

конспект урока в 6 классе "Информация и знания"

Данный урок разработан с использованием технологии развития критического мышления....

Конспект урока "Сжатие информации.Архивация."7 класс

Коснпект урока для 7 класса "Сжатие информации. Архивация". Содержит конспект, презентацию и тест по предыдущей теме "ПО"....

Конспект урока для 6 класса "Человек и информация"

Цель урока: актуализировать и углубить знания о формах мышления, содержании и объеме понятия, отношениях между понятиями....

Конспект урока "Кодирование информации" 5 класс

      Урок  «Кодирование информации»  проводился в рамках изучения в пятом классе  темы «Человек и информация»....

Конспект урока в 6 классе "Поиск информации в сети Интернет"

Данная методическая разработка включает в себя конспект урока по теме "Поиск информации в сети Интернет", презентационный материал и раздаточный материал. Целевая аудитория: 6 класс....

План- конспект урока в 8 классе «Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки

конспект урока «Информатика. Информация. Виды информации и способы ее обработки" в 8 классе с заданиями на печатной основе...