Конспект урока "Действия с десятичными дробями"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

На данном уроке формируются УУД и решаются задачи создать условия для • развития логического мышления; умения анализировать; проводить сравнения; группировки по заданным критериям; • формирования научной грамотности математической речи; • самопроверки и анализа своих ошибок. •Организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия нового; • Способствовать ощущению успешности каждого в открытии нового; • Содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать общее решение, делать вывод;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desyatichnye_drobi.docx164.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок математики  5 класс

 Тема: «Сложение и вычитание десятичных  дробей».

Цель:  сформировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и его дальнейшее использование для решения задач.

Задачи

Предметные - создать условия для

  • развития логического мышления; умения анализировать; проводить сравнения; группировки по заданным критериям;
  • формирования научной грамотности математической  речи;
  •  самопроверки и анализа своих ошибок.
  • Формирование УУД

 Метапредметные

  • Организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия нового;
  • Способствовать ощущению успешности каждого в открытии нового;
  • Содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга в совместной

 деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении,  принимать

 общее решение, делать вывод;

Личностные

предоставить возможности для формирования потребности в согласовании действий с партнером, принятия учета других мнений и позиций в совместной деятельности.

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности: 

1.Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (формировались Личностные УУД)

На слайде карточки с числами и буквами.

- Что вы видите? (десятичные дроби и буквы.)

-Какие математические действия  с этими числами вы можете предложить?(дети предлагают версии ,одна из них; расположить числа в порядке возрастания)

- Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись.

Учащиеся работают.

- Что вы получили?

Учащиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки.

- Прочитайте, что получилось.      (В добрый путь.)

-Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта фраза? (вы нам желаете удачи, успешно узнать что-то новое)

- Молодцы, путь к новым знаниям – это добрый путь.

-Если вы внимательно посмотрите, куда поведет вас путь? Как вы будете продвигаться к цели? Какой вопрос вас заставляет двигаться вперёд, добывая новые знания? ЧТО Я НЕ ЗНАЮ)

- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнёте свой путь к успеху?

 - С  того, что мы уже знаем.

 - Как вы обычно это делаете?

Выполняем различные задания , чтобы понять, чего мы не знаем. Потом сами ищем новый способ, составляем  правило или алгоритм. 

НАЙДУ САМ СПОСОБ)

- Почему важно, чтобы вы сами находили новый способ действия?

- Так мы лучше поймём и усвоим новое, научимся учиться.

-Как вы думаете, чем на этом уроке мы будем заниматься?

 Сравнивать десятичные дроби ? мы уже умеем

-Что еще с десятичными дробями  можно сделать?

(варианты: сложить и вычесть)

 4. Определение цели и задачи урока.

- Какова же цель  нашего урока?

- Научиться складывать и вычитать десятичные дроби (учитель добавляет построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей .)

- Уточним тему урока.

- Сложение и вычитание десятичных дробей.

На доске дописывается тема урока.

( ребята записывают тему урока в тетрадь). 

- Начнем? Вы готовы? (да)

2. Актуализация знаний.

Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

Чтение и самостоятельное изучение предложенного материала. (Познавательные УУД)

Выполнение практической работы в парах, в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

На слайде карточки с числами:

        

- Разбейте числа на  группы. Какие группы получились.( учитель записывает  на доске, а ученик комментирует группировку чисел  )

- Десятичные  дроби и натуральные числа.

-Какие математические действия можно выполнить с этими числами

( показывает на натуральные числа)?

- Давайте сделаем сложение и вычитание натуральных чисел.

- Найдите значения выражений (в тетрадях)

389 + 7651; 3457 – 1246 .

- Проверьте 

- А какие математические действия можно выполнить с этими числами(учитель показывает на доску с группой десятичных чисел)

- прочитать их ,сравнить. .

- Сравните: 

3, 89 и 7, 651; 34,57 и 1,246  

- Проверьте 

А какие еще математические действия  можно сделать с этими десятичными дробями?(сложить и вычесть)

-Попробуем?  (да)

 Групповая работа.  ( Две парты соединены  так, что можно работать в группе по 6-8 человек)

 - Сейчас вы будете работать в группах по 6-8 человека. Вспомним, какие правила работы необходимо соблюдать, работая в группе?

 

-Приступим к заданиям? Да.

-Расскажите, как вы работали в группах? Как пробовали выполнить сложение и вычитание десятичных  дробей?

Учащиеся реконструируют свои действия при выполнении примера.

Например: 1. Мы записали дроби так, чтобы последние (первые) цифры оказались друг под другом.  Потом сложил (вычли) их.

  1. Мы сложили (вычли) дроби, записывая запятую под запятой.
  2. А мы, представили десятичные дроби в виде смешанных обыкновенных дробей , перед этим уравняли количество цифр после запятой, как мы это делали при сравнении десятичных дробей  и сложили. Потом вернулись к записи десятичных дробей и сложили в столбик , записывая запятую под запятой, выполнили (сложение или вычитание).

- Почему возникли затруднения и разные способы вычислений?

- Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные  дроби.

 -Попробуем составить правило сложения и вычитания десятичных дробей? (попробуем)

А давайте ,1 группа пробует составить правило сложения десятичных дробей ,а 2 группа составить правило вычитания десятичных дробей ,а 3 на выбор сама решит:  сложение или вычитание ей взять. А помогут вам карточки для составления правила. Подумайте, в каком порядке их расположить.

(Каждая группа получает по три листочка с текстом , для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. На работу отводится 3 минуты.

Текст на листочках:

Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби, нужно

  • Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  • Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  • Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
  • Поставить в ответе запятую под запятой.

По окончанию работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.

-1 группа вы согласны с этим пунктом алгоритма и т.д.? Читают правило , а на экране выскакивает алгоритм сложения и вычитания)  -2 группа расскажите, как вы работали в группе? Было ли у вас обсуждение?

Много ли вы спорили?

- Где можно проверить правильность своих выводов?

- В учебнике.

- Откройте учебник найдите (стр.191) и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.

- Похожи.

-Для чего нам может понадобиться умение складывать и вычитать десятичные дроби ? (для решения уравнений, для решения задач)

-А давайте попробуем выполнить задачу ?   (давайте) 

Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку: встаньте со своих мест, покажите руками знаки сложения, вычитания, умножения, деления. А теперь подпрыгните столько раз, сколько получится, если к 1,2 прибавить 1,8 (дети садятся)

-Приступим?

 Собственная скорость катера ( скорость в стоячей воде) равна 24,5 км/ч, а скорость течения реки 2,15 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

- Как вы думаете , какая скорость больше собственная или скорость по течению?

                         -скорость по течению больше.

-Тогда какое математическое действие нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи?             - Найти сумму чисел: (24,5+2,15 )

-Почему?

                                      А течение помогает двигаться быстрее.

-А что больше собственная скорость или скорость против течения?

Собственная скорость больше, потому что течение затрудняет движение.

 - Так чтобы ответить на другой вопрос задачи, какое действие мы должны сделать?                   Найти разность чисел: (24,5-2,15 )

-Попробуем?

Один ученик работает у доски и комментирует свои действия.

- Как вы думаете, где возможна ошибка при выполнении   таких  заданий?

- При записи десятичных дробей поразрядно. При применении алгоритма. При вычислениях.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

- Готовы проверить, научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?  

- Да.

-  Выполним задания самостоятельно? (На эту работу у вас 4 минуты) (Слайд 17).

– Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «-»

- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером. Кто допустил ошибки? Поставьте «-».

– Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!

- А всем остальным надо найти свои ошибки. В чём была причина ваших ошибок?

- Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой.

- Не приписал нули.

- Ошибся в вычислениях.

- Учтите эти ошибки и больше их не повторяйте.

Дифференцированное домашнее задание.

-Откроем страницу 197 в учебнике. Какие номера из учебника помогут нам помочь потренироваться дома складывать и вычитать десятичные дроби и решать задачи.

Ученики называют несколько номеров.

- Хорошо. Вот мы и составили домашнее задание:

Примерное домашнее задание: 

 выучить правило  на стр 191 №1255(а,б,в) №1256(а,б.в,) №1261,№1268(а,б)

Дополнительно:

По желанию творческое задание: придумать и решить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, которую вы  можете встретить в жизненной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Оцените удовлетворенность   своей учебной деятельности  на уроке.

 Фамилия_____________________________        Имя___________________________________

Удовлетворенность своей работой на уроке

Можно обвести  смайлик. 36_2_2536_2_2436_2_27

Рефлексия

Итак, наша работа завершилась

 Назовите соответствующую фразу:

1.Урок полезен, все понятно.

2.Кое-что чуть-чуть непонятно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Урок окончен. Спасибо за активную работу. Удачи. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Умножение десятичных дробей", 5 класс, И.И.Зубарева

Подробный конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"....

Конспект урока "Умножение десятичных дробей", 5 класс, И.И.Зубарева

Подробный конспект урока по теме "Умножение десятичных дробей"....

План конспект урока "Умножение десятичной дроби на натуральное число", 5 класс

Урок изучения нового матетиала в 5 классе по учебнику Н. Я. Виленкина с метапредметным подходом....

Конспект урока «Умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001…» 5 класс

Учебник Виленкин Н.Я. Математика 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений....

Конспект урока (Округление десятичных дробей) (6 класс)

Конспект урока (Округление десятичных дробей) (6 класс)...

Конспект урока "Умножение десятичных дробей"

Урок в 6 классе по теме "Умножение десятичных дробей", разработанный по ФГОС с использованием сингапурских технологий обучения...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Умножение десятичных дробей

Цель  урока: научить учащихся умножать десятичные дроби. Задачи:- обучающие: ввести правило умножения десятичных дробей; решить задачи на закрепление изученного материала; проконтролировать ...