Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 37.5 КБ |
Презентация | 2.34 МБ |
Карточки заданий | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Действия с информацией. Хранение информации»
5 класс
Цели урока:
- образовательные: раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и деятельности человека; помочь учащимся усвоить какие действия можно совершать с информацией;
- развивающая: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;
- воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры интеллектуального труда.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку.
Основные понятия:
- информация;
- действия с информацией;
- оперативная (внутренняя память);
- внешняя память;
- память отдельного человека;
- память человечества.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний: разгадать анаграммы.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного. Практическая работа.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент. (слайд № 1-2)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
- Актуализация знаний: На прошлых уроках мы с вами познакомились с компьютером. Я предлагаю вам разгадать анаграммы (слайд № 1). К какому виду устройств относятся перечисленные устройства.(устройства ввода информации). А какие еще группы устройств вы знаете? А давайте вспомним что такое информация?
- Изучение нового материала. (слайд № 3 – 4)
Окружающий нас мир – мир информации. (Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Когда вы слушаете объяснения учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию.)А какие действия мы можем осуществлять с информацией.
Действия с информацией – это такие операции с ней, как поиск, представление, кодирование, хранение, обработка, передача и др. (Например, чтение газеты, заучивание правила, решение задачи, фотографирование и др.)
Чтение газеты, заучивание правила, решение задач, фотографирование – это действия с информацией.
Приготовление обеда, уборка квартиры – это действие с продуктами, с вещами.
Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.
- Постановка цели урока: Хранение информации
Далее более детально рассматривается хранение информации. При рассказе о памяти человека используются понятия внутренней (оперативной) и внешней памяти. Здесь уместно провести аналогию с компьютером, вспомнив его виды памяти.
- Человек хранит определённую информацию в собственной памяти - "в уме" (имена, телефоны, правила и пр.)
- Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.
- В отличие от памяти человека, которую можно назвать внутренней памятью, записные книжки и справочники можно назвать внешней памятью.
- Память человечества содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди (знания в книгах, живописных полотнах, скульптурах и пр.
- Хранение различных видов информации: фотография (лица людей, пейзажи, явления природы); кинофильмы (движущиеся предметы – танцы, жесты, пантомима); ноты, фонограф, пластинки и пр.
- Память компьютера – это устройства, в которых хранятся данные.
- Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.
Совершим путешествие во времени и узнаем о том, как хранили информацию раньше. (слайд – 7-10.)
- Домашнее задание: РТ: №4 с.5.
- Закрепление: практическая работа за компьютером.
- Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
Подписи к слайдам:
некарс
авитарулавк
кромифон
мышь
сканер
клавиатура
микрофон
Действия с информацией
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
хранение
обработка
получение
поиск
передача
удаление
кодирование
1
2
3
4
5
6
7
Основные действия с информацией – получение, передача, хранение, обработка.
Как вы думаете?
Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения? покраска стен?Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры? Можно ли информацию потерять?
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Путешествие во времени
Память – самый первый инструмент хранения информации.
Волхвы и шаманы , сказители и певцы в виде былин, сказаний передавали знания поколениям
Стихийные бедствия, войны и эпидемии уничтожали целые племена.
Наскальные росписи (недостаток – неоднозначность прочтения)
Знаковые письма
Иероглифические письма (V-IV тыс. до н. э.) Древний Египет, клинопись в Двуречье;Алфавитное письмо (II – I тыс. до н.э. Финикия).
Середина XV – начало книгопечатанья в ЕвропеСередина XVI в. – начало книгопечатания в России
1839 г – изобретение фотографии;1895 г. – демонстрация первого кинофильма в Париже;20-е гг. XX в. – изобретение магнитофона.
Предварительный просмотр:
Сохраните текст в своей папке, назвать файл Поэма.txt
Задание:
Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ. Сохраните текст в папке 5 а класс.
- Компьютер – лучший друг.
- Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
- По ноутбуку встречают, по уму провожают.
- Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
- Два раза подумай, один раз удали.
- Бит байт бережёт.
- Что из Корзины удалено, то пропало.
- Семь бед – один «Reset» .
Дополнительное задание:
Наберите данный текст в программе блокнот. Но для начала правильно расставьте слова и строки в этом отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья кот зеленый,
Златая цепь на цепи том:
Идёт направо – сказку заводит,
Налево – песнь говорит.
И днём и ночью дуб учёный
Всё ходит по дубе кругом…
Задание:
Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ. Сохраните текст в папке 5 а класс.
- Компьютер – лучший друг.
- Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
- По ноутбуку встречают, по уму провожают.
- Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
- Два раза подумай, один раз удали.
- Бит байт бережёт.
- Что из Корзины удалено, то пропало.
- Семь бед – один «Reset» .
Дополнительное задание:
Наберите данный текст в программе блокнот. Но для начала правильно расставьте слова и строки в этом отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья кот зеленый,
Златая цепь на цепи том:
Идёт направо – сказку заводит,
Налево – песнь говорит.
И днём и ночью дуб учёный
Всё ходит по дубе кругом…
Команда 1
Разгадайте анаграммы:
шымь
авитарулавк
кромифон
Определите, что объединяет эти слова.
Команда 2
Разгадайте анаграммы:
тернипр
локикон
нитомор
Определите, что объединяет эти слова.
Команда 3
Расскажите, для чего нужны эти устройства компьютеру:
Процессор
Жесткий диск
Оперативная память
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Действия с информацией. Хранение информации
Презентация к уроку информатики 5 класс с примерами и заданиями...
урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"
Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...
Урок информатики в 5 классе по ФГОС «Действия с информацией. Хранение информации»
План-конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» в 5 класс, рзработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка урока содержит перечень УУД, формируемых на уроке, ...
Действия с информацией. Хранение информации
Урок изучения нового материала...
Действия с информацией. Хранение информации
Урок изучения нового материала...
Урок в 5 классе "Действие с информацией. Хранение информации"
Разработка к уроку по УМК Л.Л. Босовой...